На разных меридианах - 3 |
Наверное, работать иначе было бы просто невозможно. Прозорливый директор смог найти в рыбацкой среде Заполярья и пригласить на работу самых лучших. Это капитаны Сергей Белоусов, Евгений Любовский, Юрий Чуваев, Александр Преснецов, Николай Сильченко, Леонид Адам-ский, Анатолий Муравлев, Владимир Ерышев, старшие механики Николай Мещалкин, Александр Лашин, второй механик Александр Жиленко, начальник механико-судовой службы Эдуард Тишков, групповой электромеханик Сергей Филимонов, рефрижераторный механик Владимир Тодосейчук, технологи Виктор Курдачев, Валерий Холоденко, Александр Самсонов, мастера лова Николай Добробородов, Михаил Ива-сишин, Николай Пискунов, Михаил Рюмин, Алексей Киров. Капитана дальнего плавания Марка Исааковича Любовского и инженера-механика Павла Тимофеевича Котелевского связывает давнишняя дружба. В свое время оба они руководили отделами, а снова встретились на рыбном промысле - Любовский в должности капитана, а Котелевский - старшего механика. И за столь продолжительную совместную работу они никогда не подвели друг друга. Детство и юность Павла Тимофеевича Котелевского прошла в селе Хреновое Воронежской области, где два века тому назад граф Орлов успешно разводил известных рысаков. Отец Павла трудился на конезаводе. Семья была большая: четверо сыновей и дочь. В первые дни Отечественной войны отец ушел на фронт и вскоре погиб. Старший брат Иван принял активное участие в военных действиях, был неоднократно награжден и после войны вернулся на родину. Павла призвали на службу в декабре 1944 года, направили в учебный отряд Черноморского флота, в школу котельных машинистов. После ее окончания он был зачислен кочегаром в экипаж легендарного ледокола «Ермак», который находился в ремонте на Ленинградском судоремонтном заводе. Пришлось молодому моряку заниматься чисткой огнетрубных котлов, которых на ледоколе было девять, и каждый из них обслуживался кочегарской вахтой. После завершения ремонта экипаж «Ермака» получил правительственное задание - принять участие в перегоне дока для обслуживания крупнотоннажных кораблей из Балтийска в Мурманск. Наступил день начала перехода. Правым в буксировочной связке шел ледокол «Алеша Попович», за ним - коренным «Ермак», вплотную к доку был ошвартован «Илья Муромец». Эта связка ледоколов прошла Балтику и через пролив Зунд вышла в Северное море. От Бергена круто повернули вправо и начали следовать норвежскими шхерами. Шли, соблюдая меры предосторожности, поскольку приходилось совершать крутые повороты и проходить узости. Население восторженно встречало русских моряков, освободителей от фашистских захватчиков. У мыса Норд-Кап караван вышел в Баренцево море, где его встретили военные корабли Северного флота. В их сопровождении он дошел до Кольского залива. Боевым для себя заданием кочегары считали «держать пар на марке». - Труд тяжелейший, - вспоминает Павел Тимофеевич - Отстоишь вахту, и сил лишь хватит на то, чтобы принять душ, а потом завалиться на койку до очередной вахты. Во время перехода каравана для усиления питания кочегаров весь командный состав ледокола отказался от сливочного масла и сахара в пользу корабельных кочегаров. В сорок седьмом году на одном из тральщиков тралового флота появился демобилизованный моряк Павел Котелевский. Его взяли машинистом. И здесь ему крупно повезло - послали на курсы повышения квалификации, после окончания которых, Котелевский получил диплом механика-универсала. Павел Тимофеевич быстро рос по службе и вскоре возглавил машинную команду. Старший механик Котелевский хорошо понимал, чтобы быть старшим механиком, нужны и знания, и опыт, и характер. Все это пришло к нему за годы напряженного труда. Его машинная команда представляла из себя сплоченный коллектив, способный решать самые сложные задачи. В этом была велика заслуга самого старшего механика Котелевского. С февраля пятьдесят пятого года Котелевский стал трудиться в Беломорской базе гослова рыбы. Проработав некоторое время групповым механиком, Павел Тимофеевич был выдвинут на должность начальника механико-судовой службы флота. Продолжал учиться и уже в зрелом возрасте окончил высшее мореходное училище. В семидесятых годах Карельский флот стал интенсивно пополняться современными траулерами типа СТМ. В управлении решался тогда вопрос: кому отдавать предпочтение при назначении на должность руководителя машинной команды. И тогда победило мнение Павла Тимофеевича. Он утверждал, что надо давать «зеленый свет» молодым механикам, желательно с высшим техническим образованием. Да, с его точки зрения, для того чтобы стать полноценным специалистом-механиком, прежде всего, необходимо горячее желание освоить новую технику. Наступило время, когда Павел Тимофеевич вышел на пенсию. Казалось, вот теперь-то ветеран угомонится, отойдет от активного образа жизни. В настоящее время инженер-механик Котелевский периодически работает в фирме «Вирма» групповым механиком, выполняет весьма ответственную работу на судоремонте. Жизнь продолжается! Ветеран войны П. Т. Котелевский по-прежнему находится на переднем крае активного труда. Капитан дальнего плавания Владимир Степанович Сухарев, в настоящее время работающий заместителем директора по мореплаванию, вырос и состоялся как опытный промысловик среди карельских рыбаков, в коллективе которого формировался его характер, его жизненные принципы и мировоззрения. Сегодня он сполна передает свой богатый опыт промысловика и руководителя рыбацким командирам. Каждому из них старается передать накопленные годами знания, богатый опыт промысловой работы и, безусловно, помогает советами. Замечания и даже рекомендации делает всем, кто в них нуждается. У самого Владимира Степановича давно сформировались лучшие качества руководителя: неуемная энергия, способность анализировать и предвидеть. А главное - умение разбираться в людях. Заместитель директора Сухарев пребывает в хорошей рабочей форме, способен и в дальнейшем делать все возможное для успешной работы рыбацкого коллектива. Матрос Александр Иванович Катаев никогда не считал себя человеком сентиментальным. Он перенес столько океанских штормов, видел столько лишений, связанных с работой в море, что, казалось, его ничем особенно не взволнуешь. В действительности же - стоит вспомнить пережитое на рыбном промысле, как невольно приходит волнение, ибо матрос первого класса Катаев крепко держит в памяти самые значительные события, связанные с его работой в море. Пожалуй, он один из немногих карельских моряков, кто в свое время работал в южном полушарии, неподалеку от вечных льдов. Однажды во время штормовой погоды очередная волна забросила им на борт пингвина, который вообще не обращал никакого внимания на работающих на палубе моряков и лишь продолжал есть рыбу. Пингвин, что называется, прижился на судне, важно расхаживал по палубе в поисках пищи. Так продолжалось какое-то время. Но вот однажды, увидев своих сородичей, пингвин по наклонному трапу покинул гостеприимных рыбаков и вернулся к своим. А их здесь водится великое множество. Пришлось пережить Александру и стрессовое состояние, когда стояли на якоре у берега и появилась острая необходимость побывать на находящемся неподалеку траулере. Группа моряков, в числе которых был и Александр Иванович, на судовом катере отправились по хозяйственным делам к стоящему на якоре одному из траулеров. И надо же было такому случиться, что когда они только запустили на своем катере мотор и направились к соседу, двигатель заглох. И тогда нависла над группой моряков смертельная опасность: ветер, волна и течение неумолимо приближали их к береговой каменной гряде. Вскоре наступила развязка: от полученных пробоин катер затонул и моряки оказались в ледяной воде, почти не имея никакой возможности спастись. На их счастье, рядом, по берегу моря, проезжала машина с нашими солдатами, которые спасли тогда рыбаков от неминуемой гибели. Александр Иванович продолжает трудиться в фирме «Вирма», числится на хорошем счету у руководства, капитаны охотно приглашают бывалого моряка в промысловые рейсы. О себе он рассказывает скупо, при этом замечает, что особых заслуг за собой не числит. Действительно, за тридцать лет работы на промысловых судах до капитанского звания не дослужился. Но кто сказал, что можно ловить рыбу без опытных матросов? В ночь, за полночь в мороз и в жару продолжает безупречно трудиться рыбацкой гвардии рядовой Александр Иванович Катаев. Пусть ему всегда сопутствует рыбацкая удача и земные радости. С незапамятных времен на флотах бытует такое мнение, что далеко не каждый из людей, даже получивших хорошую теоретическую подготовку, может быть руководителем судовой машинной команды, не говоря уже о руководителе такого ранга, как главный инженер флота, которым является Юрий Игоревич Михайлов. Даже подростком он никогда не задумывался о выборе для себя будущей специальности. Она передавалась из поколения в поколение, ибо он из моряцкого племени. Его дед в свое время был капитаном первого ранга военно-морского флота, имели прямое отношение к морским специальностям и другие родственники. Со временем возглавив судовую машинную команду, Юрий Игоревич, несмотря на ежесуточную свою занятость, находил время для повышения знаний по специальности. В творческих поисках он стремился к высокой технической культуре. Это и была одна из причин его высокоэффективной работы. Старший механик Михайлов приносил в коллектив судовых специалистов механической службы дух высокой требовательности. Работа судовых механиков не легкая. Ведь при любых обстоятельствах необходимо обеспечить бесперебойную работу как главного двигателя, так и вспомогательных механизмов. Работа на посту главного инженера фирмы требует творчески относиться к своей работе, избегать по возможности шаблонов, уметь мыслить на перспективу, не говоря уже об организаторских способностях. Всеми этими замечательными качествами в полной мере обладает Юрий Игоревич. Он относится к той плеяде руководителей, которым выпало весьма трудное бремя - быть на уровне стоящих задач. Было бы совершенно несправедливо обойти вниманием создателя рефрижераторной службы флота Валентина Сергеевича Бубнова, вся жизнь которого была связана с промысловым флотом. Как и его сверстников жизнь Валентина была опалена войной. В возрасте пятнадцати лет он стал трудиться на военизированных транспортах. Участник конвойных рейсов по перевозке военных грузов для фронта, Валентин Бубнов в 1950 году окончил Мурманское мореходное училище и стал квалифицированным рефрижераторным механиком. Именно Валентину Сергеевичу выпала честь вместе с другими энтузиастами осваивать новую для флота специальносгь - рефрижераторный механик. Они работали на пepвых поступивших в Карелрыбфлот рефрижераторных судах. Почти все работающие в то время специалисты рефрижераторной службы постоянно ощущали заботу о себе группового механика Бубнова. Именно под руководством Валентина Сергеевича на территории плавмастерской «Фреза» была создана аммиачная станция. Ее бесперебойная работа позволила своевременно заправлять на судах холодильные установки фреоном, аммиаком. А это давало возможность на промысловых судах в море производить заморозку и длительное хранение рыбной продукции. Валентин Сергеевич всегда считал, что рефрижераторный механик - это не просто профессия. Это - звание, и оно обязывает ко многому. Прежде всего к тому, чтобы по-настоящему быть специалистом своего дела, относиться к нему заинтересованно, требовательно, принципиально. Много сил и энергии он уделял вопросам воспитания молодых рефрижераторных механиков. При каждом удобном случае напоминал своим подчиненным, что добросовестность в работе рефрижераторных специалистов - понятие осязаемое. Без нее нельзя по этой специальности работать. Наставник рефрижераторных специалистов флота Бубнов считал своим первостатейным долгом, потребностью поделиться своим богатым опытом и знаниями с молодыми специалистами. Казалось бы, что за корысть групповому специалисту возиться порой с утра до позднего вечера с непонятливым новичком, показывать, объяснять, советовать. Валентину Сергеевичу Бубнову по праву было присвоено звание «Заслуженный работник рыбного хозяйства Российской Федерации». Групповой электромеханик флота Филимонов Сергей Викторович имеет не только хорошую теоретическую подготовку, но и богатый опыт работы по руководству электромеханической службой флота. Помимо этих своих достоинств он обладает большими организаторскими способностями. Творческое отношение к труду и отличное знание своей специальности помогают ему всегда быть не только отличным специалистом, но и примерным руководителем. Много сил и энергии он уделяет вопросам воспитания молодых рефрижераторных специалистов на примере лучших электромехаников флота, прививая им чувство высокой ответственности за порученное дело, уважение к результатам своего труда, порядку и дисциплине. В своей повседневной деятельности он всегда подчеркивает, что с толковым специалистом меньше хлопот в дальнейшей работе, легче добиваться его воспитанникам хороших результатов. У Леонида Якубовича Адамского счастливая трудовая биография. Он выбрал профессию судоводителя и не ошибся. Все сложилось на редкость удачно - свои рыбацкие университеты он проходил у известных в свое время промысловиков. Рыбный промысел - это мужская работа. За многие годы напряженного труда на промысловых судах Леонид Якубович состоялся как профессионал, как личность. Море и Север всегда притягивали людей, но удерживались здесь надолго, как правило, мужчины сильные духом и мужественные. В числе таких рыбацких командиров следует назвать и капитана дальнего плавания Леонида Якубовича Адамского. С высоким чувством ответственности, энергией и незаурядными организаторскими способностями напряженно трудится капитан Адамский в фирме. Общеизвестно, что на рыбном промысле, чтобы справиться с успешным и результативным выловом рыбы, требуется личное мужество и рыбацкое мастерство от всего экипажа и прежде всего лично от капитана. Говоря о долголетней и безупречной работе капитана Адамского, надо особо отметить его умение работать безаварийно, результативно. Так что есть чем гордиться ветерану промыслового флота Леониду Якубовичу Адамскому. Когда сегодня речь заходит о его учениках, то их количество неуклонно растет. По-прежнему капитан Адамский слывет в рыбацком коллективе одним из опытнейших промысловиков, к своим подчиненным доброжелателен и терпим, постоянно старается пробудить у каждого из них гордость за свою рыбацкую профессию, за свой коллектив. Жизнь Николая Ивановича Климашевича сложилась гак, что непременно ему неоднократно приходилось развязывать тугие узлы рыбацких проблем. Пожалуй, ему, как никому другому, приходилось решать сверхсложные вопросы, когда ликвидация океанического флота вступала в свою заключительную фазу. Когда Николай Иванович стал трудиться в должности капитана промыслового флота, он часто шел на эксперимент, как правило, приводящий его экипаж к большим промысловым успехам. Он принимал активное участие в освоении новых типов судов и видов промысла. Ему всегда была присуща свежесть взгляда и смелость мысли. Пожалуй, тогда, именно на рыбном промысле, его творческие задумки использовались с исчерпывающей полнотой. Ведь недаром решением коллегии Министерства рыбного хозяйства ему было присвоено звание «Лучший капитан». В большом и малом Николай Иванович старался поступать так, чтобы сам себя не мог ни в чем упрекнуть. Твердый и непреклонный в своих решениях, Николай Иванович всегда относился с доверием и должным вниманием к людям, которых он ценил прежде всего по их делам. Николай Иванович находится в расцвете физических и творческих сил, способен на большую созидательную работу, ибо, в его понятии, безупречно работать - это смысл жизни. Виктор Иванович Васильев потомственный помор, предки которого веками занимались рыбным промыслом не только на Белом море, но выходили искать свое рыбацкое счастье и в Баренцево море. Если можно так выразиться - Виктор был обручен с детства с морем, ибо он взял в руки шлюпочное весло раньше, чем карандаш, и никогда об этом не сожалел. Так что не было удивительным, что по примеру своих предков Виктор Васильев в 1973 году начал трудиться мотористом на промысловых судах Беломорской базы гослова рыбы. Со временем к нему пришло и профессиональное мастерство. Виктор Иванович не остановился на достигнутом, а стал настойчиво повышать свое профессиональное мастерство. Учился в мореходном училище, получил диплом механика. Неоднократно поощрялся руководством флота. Ветеран флота по праву гордится тем, что имеет на промысловых судах своих учеников, которым своевременно передал свой богатый профессиональный опыт и знания. В народе говорят, что работа в море без романтики, это все равно, что птица без крыльев. Но романтика не только в поисках алмазов и покорении горных вершин. Она присуща рыбакам - людям мужественной профессии и выражается в любви к своему рыбацкому труду. Механик Васильев человек принципиальный, умеет смотреть далеко вперед. Это полностью подтвердила вся его рыбацкая работа, которая может служить примером для подражания. Большой похвалы заслуживает за свой безупречный труд и Владимир Плюснин - человек яркого, самобытного характера, обладающий большими знаниями и профессиональным мастерством, сделавший многое для успешной работы коллектива. Рациональность и быстрота выполнения всех возникших проблем - вот неизменный девиз начальника снабжения Плюснина. Общеизвестно, что проблемы в работе бухгалтера разных форм собственности в принципе одинаковы. Но есть такие, которые близки только бухгалтерам-«рыбникам». О том объеме работы, который приходится им ежедневно выполнять, следует судить по определению, которое дали коллективу бухгалтерии работники других отделов, назвав их коллектив «горячим цехом». Следует заметить, что бухгалтеры и экономисты фирмы имеют полное моральное право утверждать, что в целом их дружный и высококвалифицированный коллектив отвечает требованиям нашего столь сложного времени. Марк Исаакович как раньше, так и все последующие годы настойчиво требовал от управленцев всесторонней подготовленности, ибо он своими делами развенчал иллюзию, что сильные волевые качества, непреклонное упорство способны сами по себе обеспечить успех дела. Успех руководителю могут обеспечить лишь прочные знания своего дела, помноженные на волю и талант. Он любит повторять крылатую фразу: «Разум без воли бесполезен». Личной заслугой Марка Исааковича является его позиция, при которой он делал все возможное, чтобы воспитать у своих подчиненных способность к оперативному мышлению, чтобы задачи, стоящие перед управленцами, решались быстро и на перспективу, то есть чтобы всегда имелся задел на будущее. Вклад Марка Исааковича в это важное дело поистине неоценим. Он также всячески берег авторитет капитанов, считая, что они составляют особо прочный и нужный костяк промыслового флота. Однажды Марк Исаакович прибыл на борт судна, стоящего у причальной линии рыбного порта. Заботясь об авторитете рыбацкого командира, он не стал проверять судовые службы, пока на борт не прибыл капитан. Этого принципа он неукоснительно придерживался и постоянно внушал другим, что именно так и надо поступать. В свое время директор Любовский и главный инженер Немчинов дополняли друг друга. Они были всегда доступны для рыбацких командиров, с ними промысловикам было легко вести обсуждение любых вопросов и проблем, связанных с эксплуатацией промыслового флота. Как всегда, они относились к порученному делу с высокой степенью ответственности. К вновь принимаемым на работу лицам командного состава выдвигались новые повышенные требования и, конечно, осуществлялся постоянный последующий контроль. Мало того, при случае управленцами доводилась до сведения судовых экипажей необходимая информация, причем не только об успешных рейсах, но и о таких, в которых не удалось достичь желаемых целей. Он выбрал море Владимир Бабуро
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 2120 |