Главная Деятельность ММБИ в экологическом сопровождении освоения шельфа Арктики
Деятельность ММБИ в экологическом сопровождении освоения шельфа Арктики Печать E-mail

ММБИ провел инженерно-экологические изыскания для проекта комплексного освоения Штокмановского ГКМ

МАТИШОВ Г.Г., ШАВЫКИН А.А., МАКАРЕВИЧ П.Р.
Мурманский морской биологический институт КНЦ РАН, Россия

Мурманский морской биологический институт в прошедшие годы активно продолжал работы в различных направлениях экологического сопровождения освоения нефтегазовых месторождений арктического шельфа.

Работы имели как чисто теоретическую направленность, связанные с обобщением полученных ранее результатов и разработкой важных вопросов освоения шельфа, так и были связанны с хоздоговороной экспедиционной деятельностью в указанном направлении.

1. ММБИ провел инженерно-экологические изыскания для проекта комплексного освоения Штокмановского ГКМ и трассы трубопровода от ШГКМ до выхода его на берег в районе пос. Видяево. Работы выполнялись по договору с ЗАО ИТЦ «Эконефтегаз» - морская часть, и по договору с НПФ «ДИЭМ» для прибрежья в районе строительства портовых сооружений в губе Ура. В 2006 году в ходе указанных ИЭИ был собран большой экспедиционный материал. Завершение обработки и его обобщение планировалось на первую половину 2007 года.

К сожалению, кардинальное изменение проектных решений (перевод места выхода подводного трубопровода с губы Ура на губу Териберскую) привели к тому, что собранный и обработанный экспедиционный материал (за летний и осенний сезоны) был обобщен в спешке.

Кроме того при изменении проектных решений в некоторых отношениях была разрушена целостность планировавшегося сбора и описания морской экосистемы района возможного воздействия Штокмановского проекта. В частности, так и нет результатов подробных важных морских ИЭИ для морского района возможного воздействия Штокмановского проекта в зимний и весенний периоды. На это стоит обратить самое серьезное внимание всех, кто имеет отношение к экологическому сопровождению Штокмановского проекта.

За все годы исследований (начиная с создания ЗАО «Севморнефтега» в 2002 году, а теперь, в 2008 г., с созданием АГ «Штокман Девелопмент») изучение и сбор необходимого материала о среде и биоте по Штокмановскому проекту проводился только в летний и осенний сезоны. По важнейшему для арктического региона сезону – весеннему - так и нет полного комплекса необходимой информации. Нет комплексной информации и по зимнему сезону. То, что представлено в ОВОС морской части первой очереди проекта (2005 г.), и то, что описано в ОВОС комплексного развития проекта (2006 г.) – все это основано на данных ИЭИ, выполненных летом и осенью: 2003, 2005, 2006 и 2007 г. Вряд ли на наш взгляд для отсутствие зимней и весенней съемок есть объективные причины. Наш Институт в той или иной мере был причастен и разработке программ почти всех последних ИЭИ: мы выполняли до 2007 года включительно практически все ИЭИ. А в 2008 году на частично привлекли к этим работам.

Как нам представляется, в общем объеме данных, собранных в ходе различных ИЭИ, существуют некоторые пробелы по основным компонентам морской экосистемы. В частности, по мнению наших орнитологов, нет четкой, ясной и полной количественной картины по состоянию орнитофауны района воздействия. В Программе, утвержденной к реализации в период июль 2007 – июнь 2008 г., были предусмотрены две авиасъемки, в том числе, для учета морских млекопитающих и птиц. Удалось провести одну осеннюю съемку 2007 г. Съемка, которая планировалась на весну 2008 г. так и не состоялась.

Трагедия с танкерами в Керченском заливе показала, что информация по численности такого компонента экосистемы, как морская орнитофауна, очень важна и должна быть известна. Что же с нашей арктической орнитофауной? Ведь судовых наблюдений недостаточно, они не дают полной и адекватной картины ни по численности, ни по распределению морских птиц. Да, можно получить положительное заключение ГЭЭ в орнитологической части, представив материалы судовых съемок, результаты, опубликованные в научных журналах. Но Штокмановский проект - это не небольшой завод. Штокмановский проект в своей морской части – огромный комплекс на берегу Баренцева моря и на расстоянии почти в 600 км от берега в центре Баренцева моря. По большому счету влияние на экосистему моря (оцениваемое, во многих отношениях как кратковременное, локальное) может оказаться в сумме и весьма значительным, особенно, при аварийных ситуациях. Но чтобы корректно оценить всю экологическую ситуацию и состояние экосистемы, нужна полная, корректная информация, которой пока нет.

Важным с точки зрения использования в ОВОС и ООС и последующего мониторинга является информация о распределении фитопланктона, структуры водных масс, температурных и соленостных полей, поверхностных течений, существующего загрязнения, том числе от судов и ряд других параметров водной среды. Все это представлено в отчетах по результатам инженерно-экологических изысканий, ОВОС, но на основе использования данных судовых съемок.

Как известно, во всем мире спутниковой информации по данным параметрам уделяется самое серьезное внимание. За прошедшие годы (например, за 2007, пусть даже только за 2008 г.) можно было собрать достаточный, качественный массив спутниковой информации по указанным и многим другим параметрам. Это был бы фон. Та фоновая, предстроительная информация о состоянии морской экосистемы района возможного воздействия Штокмановского проекта, которая должна лечь в основу экологического мониторинга и контроля.

Наверняка об ущербе со стороны Штокмановского проекта для экосистемы Арктики будут возникать споры и не раз. Но от чего отталкиваться, если нет полных качественных результатов предстроительного мониторинга? Как руководство Проекта будет обосновывать, что это большое количество загрязнений от десятков строительных судов, участвующих в проекте, не влияет на экосистему, если сейчас неизвестен соответствующий фон.

Пример освоения Кравцовского месторождения в Балтийском море («Лукойл») весьма показателен. Никто не может обвинить компанию «Лукойл» в загрязнении водной среды Балтики, так как ведется регулярный спутниковый мониторинг района освоения. Да, это не дешево. Но что дороже: здоровье экосистемы или прибыль компании? Да и будет ли прибыль, при пренебрежении или даже недостаточном внимании к вопросам экологии? Опыт освоения Сахалинского шельфа показывает, к чему может приводить «плохое» отношение к экологическим вопросам. Нам представляется, что разработка и реализация программы комплексного спутникового мониторинга в рамках Штокмановского проекта – одна из самых актуальных задач экологического сопровождения, требующая срочного решения.

2. В 2006 - 2007 году наш Институт активно участвовал в подготовке ОВОС морской части Штокмановского проекта. Работы выполнялись в основном в рамках договора с НПФ «ДИЭМ». Многие разделы ОВОС выполнялись в сотрудничестве и с рядом других организаций: ПИНРО, ООО «Эко-Экспресс-Сервис».

Отдельные результаты исследований, в частности по воздействию взвеси на экосистему при гидротехнических работах, были доложены на конференции РАО-07 (Доклад Клеванного К.А., Шавыкина А.А.), также подробно это было изложено в статье (Клеванный, Шавыкин, 2008).
В ходе выполнения ОВОС выяснилось, что существует много нерешенных проблем как теоретического, так и прикладного плана, напрямую связанных с экологическим сопровождением как Штокмановского, так и других проектов освоения шельфа:

- В частности, это касается оценки ущерба рыбным запасам при освоении шельфа, в том числе при различных гидротехнических работах. Так, следует отметить, что не существует четких и ясных критериев для объемов ИЭИ на шельфе – сколько и какие параметры водной среды, дна, атмосферы необходимо контролировать, на каком количестве станций и как часто. Это касается и ИЭИ, и мониторинга на всех стадиях реализации проекта (предстроительной, строительной, эксплуатационной).

- Если вернуться к гидротехническим работам на шельфе, то выяснилось, что критерии расчета ущерба от воздействия взвеси на планктон совершенно необоснованны. Разные организации используют различные значения концентрации взвеси, при которых гибнет то или иное количество зоо- и фитопланктона, и при этом абсолютно не принимается во внимание время существования облаков взвеси.

- Кроме того, в ходе ИЭИ проводится недостаточно исследований по определению гранулометрического состава донных отложений, что сказывается на качестве расчетов при оценке ущерба биоте.

Одна из основных проблем при подготовке ОВОС состояла в следующем: часто практически отсутствовали исходные данные для проведения ОВОС или их было недостаточно. Все это, в конечном счете, приводило к тому, что при установленных сроках выполнения работ по оценке воздействия на ОС, сами эти оценки проводились в спешке. От этого, естественно, страдало качество работ.

3. В 2007 году ММБИ совместно с Южным научным центром была выполнена разработка картографической базы данных Штокмановского проекта. Разработана структура и технология формирования базы данных инженерно-экологических изысканий и результатов экологического мониторинга для района возможного воздействия Штокмановского проекта. В среде Micsosoft Access 2000 разработана картографическая база данных экологической изученности района возможного воздействия Штокмановского проекта в радиусе 200 км от границ лицензионной площадки и для коридора шириной 400 км вдоль проектируемой трассы подводного газопровода. Разработана структура базы данных, форматы данных, управленческий интерфейс, составлен список таблиц. Визуализация обеспечивается программным пакетом ArcGIS 9.0. Более подробно об этой работе будет рассказано в 2-х докладах разработчиков КБД.

4. Хотя основной проект освоения Баренцевоморского шельфа - Штокмановский, но не все замыкается на это проект. ММБИ была выполнена работа по оценке интегральной чувствительности Баренцева моря к разливам нефти. Работа выполнялась при финансовой поддержке Всемирного Фонда Дикой Природы (WWF - Россия). В работе кроме ММБИ принимали активное участие специалисты Южного научного центра и ПИНРО. Оценивалась суммарное влияние нефти на экосистему с учетом распределения (для каждого сезона) биомассы или численности основных компонент экосистемы Баренцева моря: фитопланктона, зоопланктона, ихтиофауны, зообентоса, морских млекопитающих, морских птиц. По результатам работы был подготовлен отчет, подробное обсуждение которого состоялось на международном семинаре в ММБИ 13-14 февраля 2008 года, который также был организован WWF. Результаты работы также опубликованы в виде журнальной статьи (Шавыкин и др., 2008). Мы понимаем, что это предварительные результаты и надеемся, что работа в этом направлении будет продолжена.

Литература
Клеванный К.А., Шавыкин А.А. Моделирование распространения и осаждения взвешенных веществ при укладке подводного газопровода Штокмановского месторождения в Баренцевом море // Защита окружающей среды в нефтегазовом комплексе. 2008, № 6, с. 20-28.
Шавыкин А.А., Калинка О.П., Духно Г.Н., Сапрыгин В.В., Зырянов С.В. Оценка интегральной уязвимости акватории Баренцева моря к нефтяному загрязнению // Защита окружающей среды в нефтегазовом комплексе. 2008, № 3, с 13-23.

Нефть и газ арктического шельфа-2008: материалы конференции

Еще статьи по теме "проекта":

На повестке дня - реализация проекта «Белоснежка»

Перспективы разработки Штокмановского проекта туманны


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

54.204.142.235

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .