Главная Освоение арктических нефтегазовых месторождений и развитие судоходства по Северному морскому пути
Освоение арктических нефтегазовых месторождений и развитие судоходства по Северному морскому пути Печать E-mail

Цитата: «Развитие судоходства по Северному морскому пути обусловлено освоением нефтегазовых месторождений на шельфе Арктики»

Высоцкая Н. А., Евдокимов Г. П., Костылев И. И.

Development of the Arctic oil and gas deposits and navigation development on Northern sea way

Navigation development on Northern seaway to last years is caused by following major factors:
• development of oil and gas deposits at coast and a shelf of the Barents and Kara seas;
• development of the enterprises of Norilsk industrial knot and a timber industry complex of Igarka;
• transit transportations between northwest and Far East ports of Russia and between countries of Northern Europe and Asian-Pacific region.

Развитие судоходства по Северному морскому пути в последние годы обусловлено следующими основными факторами:

• освоением нефтегазовых месторождений на побережье и шельфе Баренцева и Карского морей;

• развитием предприятий Норильского промышленного узла и лесопромышленного комплекса Игарки;

• транзитными перевозками между северо-западными и дальневосточными портами России и между странами Северной Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона.

В Баренцевом море основным разрабатываемым источником углеводородов и крупным нефтедобывающим регионом страны является Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция. Она расположена на территории Ненецкого автономного округа Архангельской области, Республики Коми, небольшой части Пермской области и прилегающей акватории Печорского моря (юго-восточная часть Баренцева моря). К началу XXI века в провинции открыты 200 месторождений углеводородов. Начальные суммарные ресурсы здесь составляют: нефти - 13,76 млрд т, конденсата - 352,9 млрд т, свободного газа - 2,44 трлн куб. м, растворенного газа - 1,06 трлн куб. м [1].

Вывоз нефти из Тимано-Печорской провинции морем осуществляется с 2000 г. через морской отгрузочный терминал вблизи пос. Варандей, расположенного на побережье Печорского моря. В 2008 г. ООО «Нарьянморнефтегаз» - совместное предприятие ОАО «ЛУКОЙЛ» и американской нефтяной компании ConocoPhillips - ввело в эксплуатацию здесь стационарный морской ледостойкий отгрузочный причал, отстоящий от берега на 22,5 км и способный перегружать 12 млн т нефти в год. Вывоз нефти осуществляется тремя уникальными арктическими челночными танкерами дедвейтом по 72 722 т категории ледовых усилений Arc6 - «Василий Динков», «Капитан Готский» и «Тимофей Гуженко», построенными в Республике Корея в 2008-2009 гг.; оператором танкеров является ведущая российская судоходная компания ОАО «Совкомфлот». Нефть челночными танкерами перевозится в Мурманск на рейдовый перевалочный комплекс «Белокаменка» для последующего экспорта крупнотоннажными танкерами. Экспорт осуществляется в Роттердам и порты США.

Освоение и разработка ресурсов Арктики: сложности и перспективы

К Тимано-Печорской провинции относится и Приразломное месторождение, открытое в 1989 г., которое находится на шельфе Печорского моря в 60 км от берега (пос. Варандей). Глубина моря в районе месторождения составляет 19-20 м. Основным объектом обустройства месторождения является морская ледостойкая нефтедобывающая платформа «Приразломная» (установлена в 2011 г.), с которой будет пробурено 40 наклонно-направленных скважин. Начало добычи нефти на месторождении намечено на 2012 г. Запасы нефти месторождения, по данным ОАО «Газпром», составляют 72 млн т и позволяют достичь годового уровня добычи 6,6 млн т. Лицензией на разведку и добычу углеводородов на Приразломном месторождении владеет ООО «Газпром нефть шельф», дочерняя компания ОАО «Газпром» (до переименования - ЗАО «Севморнефтегаз»). Для вывоза нефти с этого месторождения отечественным ОАО «Адмиралтейские верфи» еще в 2009-2010 гг. были построены два челночных танкера «Mikhail Ulyanov» и «Kirill Lavrov», оператором этих танкеров является также ОАО «Совкомфлот».

Крупным газоконденсатным месторождением в центральной части Баренцева моря является Штокмановское, открытое в 1988 г. В соответствии с планами ОАО «Газпром», оно станет ресурсной базой для поставок российского газа по трубопроводу и на морских судах в сжиженном виде как для российских потребителей, так на мировой рынок. Штокмановское месторождение расположено примерно в 600 км к северо-востоку от Мурманска. Глубина моря в этом районе колеблется от 320 до 340 м. Запасы месторождения составляют 3,9 трлн куб. м газа и 56 млн т газового конденсата.

Разработка месторождения планируется в три фазы.

Ввод в эксплуатацию объектов первой фазы позволит ежегодно добывать 23,7 млрд куб. м газа, второй - 47,4 млрд куб. м, а в результате выполнения третьей фазы месторождение будет выведено на проектную мощность - 71,1 млрд куб. м газа в год. Добыча газа на месторождении будет организована с помощью подводных добычных комплексов и плавучих производственных платформ с возможностью быстрого их отсоединения и увода с траектории движения айсбергов, в случае их появления. Добытый газ будет доставляться по подводным магистральным трубопроводам на берег в район пос. Териберка Мурманской области, где будут расположены завод по производству сжиженного природного газа (СПГ) мощностью 7,5 млн т в год, портовый транспортно-технологический комплекс и другие производственные объекты. Для транспортировки газа в Единую систему газоснабжения России предполагается строительство газопровода Мурманск - Волхов, который обеспечит поставки газа для потребителей Северо-Западного региона России и экспортные поставки по газопроводу «Северный поток».

Сжиженный же газ будет отгружаться в суда-газовозы и доставляться на них потребителям морским путем - в Европу и Северную Америку с варьированием направлений в зависимости от рыночных условий. Перевозить СПГ потребителям предполагается на газовозах вместимостью от 150 до 220 тыс. куб. м. Всего для перевозки СПГ потребуется более 20 таких судов. В июле 2007 г. ОАО «Газпром» и французская нефтегазовая компания Total подписали рамочное соглашение по основным условиям сотрудничества при разработке первой фазы Штокмановского месторождения. В октябре 2007 г. аналогичное соглашение Газпром подписал с норвежской компанией StatoilHydro (в настоящее время - Statoil). В феврале 2008 г. Газпром, Total и StatoilHydro подписали соглашение акционеров о создании компании Shtokman Development AG для реализации первой фазы проекта. В капитале компании Газпрому принадлежит 51%, Total - 25%, Statoil - 24%.

Лицензию на месторождение и все права на маркетинг продукции Газпром сохраняет за собой. Проект комплексного освоения Штокмановского месторождения является, в первую очередь, российским проектом с привлечением международного опыта и инвестиций. Участие российской промышленности, по мнению представителей ОАО «Газпром», - непременное и необходимое условие его успешной реализации. Однако инвестиционное решение о производстве трубопроводного газа и СПГ пока не принято. Производство и поставки СПГ могут быть начаты с 2017 г. В июне 2011 г. ОАО «Совкомфлот» разместил заказ на строительство двух новых газовозов, которые в будущем могут использоваться на вывозе СПГ Штокмановского месторождения, а также на перевозках практически между всеми существующими терминалами СПГ, в том числе и с введенного в 2009 г. в эксплуатацию завода по производству СПГ на Сахалине.

Суда будут иметь грузовместимость 170 000 куб. м, дизель-электрическую энергетическую установку, работающую на трех типах топлива, категорию ледовых усилений Ice2 и комплекс оборудования для работы в условиях низких температур. Суда будут наиболее современными из всех имеющихся мировых аналогов и учитывать последние экологические требования, являться энергоэффективными, с наилучшими условиями труда и отдыха экипажа, обеспечения безопасности. Грузовая система судов - усиленной мембранной конструкции, что соответствует требованиям эксплуатации в сложных климатических условиях. Это было подтверждено испытаниями, проведенными совместно специалистами Российского морского регистра судоходства и ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова. Строительство газовозов осуществляется на верфи STX Ofshore & Shipbuilding (Южная Корея) при участии ОАО «Объединенная судостроительная корпорация». Сдача первого судна намечена на IV квартал 2013 г., второго - на II квартал 2014 г.

С 1990-х годов осуществляется вывоз углеводородов с полуострова Ямал в Карском море и из Обской губы. В процессе реализации международного проекта ARCDEV в апреле - мае 1998 г. финский танкер «Uikku» совершил заход в порт Сабетта, Обская губа, принял 10 660 т газового конденсата и доставил его в Роттердам. Танкер «Вилюйск» ОАО «Приморское морское пароходство» совершил заход в порт Харасавэй, п-ов Ямал, принял 9 200 т газового конденсата и также доставил в Роттердам. Проводку танкеров во льдах осуществляли атомные ледоколы «Россия», «Вайгач» и дизель-электрический ледокол «Капитан Драницын» [2].

Наиболее же масштабным и инновационным здесь является проект «Ямал СПГ», который реализует ОАО «НОВАТЭК» - крупнейший независимый и второй по объемам добычи производитель природного газа в России. Созданная в 1994 г. компания «НОВАТЭК» занимается разведкой, добычей и переработкой газа и жидких углеводородов. Месторождения и лицензионные участки компании расположены в Ямало-Ненецком автономном округе, крупнейшем в мире регионе по добыче природного газа, на долю которого приходится около 83% всей добычи природного газа в России и приблизительно 16% мировой добычи газа. Выявленные начальные запасы углеводородного сырья категорий АВС1+С2, по данным компании, составляют 58.687 млрд куб. м, нефти - 5.387 млн т, конденсата - 2.038 млн т. В рамках проекта «Ямал СПГ» планируется разрабатывать Южно-Тамбейское газоконденсатное месторождение на полуострове Ямал и построить завод по производству СПГ. Проект предусматривает также создание морского порта в пос. Сабетта на восточном побережье полуострова - в Обской губе. В соответствии со

Стратегией социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа, в целях обеспечения транспортировки углеводородов, на полуострове Ямал будут созданы условия для транспортировки сжиженного газа водным транспортом через Северный морской путь. В русле общей модернизации Северного морского пути предусматриваются дноуглубительные работы на основных арктических речных магистралях. На основе эффективного государственно-частного партнерства (государство участвует в развитии и содержании объектов федеральной собственности - акваторий, ледокольного флота, в обеспечении безопасности мореплавания, а коммерческие структуры создают арктический транспортный флот, участвуют в развитии портового хозяйства и морской транспортной инфраструктуры) и совершенствования тарифной политики будет сформирована рентабельная, устойчиво работающая арктическая транспортная система.

«В общей сложности, включая развитие производственной и транспортной инфраструктуры, строительство арктического флота газовозов, инвесторы и государство вложат в этот проект не менее 1 триллиона рублей», - заявил 20 июля 2011 г. премьер-министр РФ В. В. Путин на заседании правительственной комиссии по инвестициям. По его словам, первые суда должны быть загружены в 2018 г. 20 июля 2011 г. правительственная комиссия по контролю над осуществлением иностранных инвестиций в РФ одобрила ходатайство французской Total о покупке 20,5 % акций ОАО «Ямал СПГ» (проект «Ямал СПГ»). По словам главы НОВАТЭКа Леонида Михельсона, Total будет главным партнером российской компании в проекте, однако, в него могут войти еще несколько компаний.

В целом, иностранным инвесторам может быть передано до 49 % акций, при этом НОВАТЭК сохранит контроль над проектом. В декабре 2011 г. в Лондоне ОАО «НОВАТЭК» представило презентацию стратегии развития до 2020 г., в том числе - проект «Ямал СПГ». Газ с месторождений Ямала будет экспортироваться в Европу, Америку и Азию напрямую на газовозах ледового плавания или на арктических челночных газовозах с перегрузкой на обычные газовозы (не ледового плавания грузовместимостью 145-265 тыс. куб. м) в незамерзающем порту, или непосредственно с газовоза на газовоз, или в различных комбинациях.

В соответствии с представленными материалами, завод по производству СПГ будет включать три технологические линии производительностью по 5 млн т в год каждая, первая из которых будет пущена в эксплуатацию в VI квартале 2016 г. Будут построены газовозы ледового класса, приспособленные для эксплуатации в условиях низких температур.

На основе опыта эксплуатации танкеров, обслуживающих Варандейское месторождение ОАО «Лукойл», и судов-контейнеровозов ОАО «Норильский никель» газовозы будут двойного действия, т. е. плавать на чистой воде и в тонких льдах носом вперед, а в толстых льдах и при наличии ледяных торосов - кормой вперед. Грузовместимость газовозов определена в 170 000 куб. м как «Ямал-макс», категория ледовых усилений - Arc7. Движительно-рулевой комплекс судов будет включать центральный гребной винт и две бортовые движительно-рулевые колонки системы Азипод. В носу будет установлен мощный бульб. Ледопроходимость такого газовоза оценивается в 2,3-2,4 м. На чистой воде газовоз будет развивать скорость 19,5 узлов, а во льдах толщиной 1,5 м - 5,5 узлов. Проект этого газовоза и модельные испытания проводит известная финская исследовательская фирма Aker Arctic при участии Американского Бюро Судоходства (ABS). В презентации ОАО «НОВАТЭК» представлены маршруты поставок СПГ с Ямала - как в западном направлении - в Европу, Америку и Азию, так и в восточном направлении по Северному морскому пути через Берингов пролив в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

В случае невозможности поставок газа в восточном направлении через Берингов пролив вследствие тяжелых ледовых условий в зимнюю навигацию будут использоваться своповые (обменные) поставки. Строительство и эксплуатация газовозов будет осуществляться третьей стороной. С оператором газовозов будет подписан долгосрочный чартер. По имеющимся сведениям, компания «Ямал СПГ» планирует разместить заказ на строительство 10 газовозов арктического плавания для транспортировки СПГ с Ямала. Тендер на постройку газовозов планируется объявить в 2012 г.

Для вывоза СПГ в качестве челночного может быть рассмотрен газовоз, проект которого разрабатывает ОАО «Северное проектно-конструкторское бюро». Проект разрабатывается по заказу Министерства промышленности и торговли РФ. Категория ледовых усилений газовоза принята Arc5, грузовые танки - мембранные. На газовозе предусмотрена дизель-электрическая энергетическая установка, включающая среднеоборотные дизели марки 50DF фирмы Wartsila, работающие на двух типах топлива - на дизельном топливе и испаряющемся сжиженном природном газе. Выполненные расчеты показали, что с учетом ограничений главных измерений, накладываемых условиями постройки на современных судостроительных предприятиях России (на ОАО «Адмиралтейские верфи» - в размерениях танкеров типа Mikhail Ulyanov), принятой системы грузовых танков и главного двигателя грузовместимость газовоза будет около 80 000 куб. м. По данным ОАО «Северное проектно-конструкторское бюро», газовоз будет иметь длину наибольшую - 235,0 м, ширину - 34,0 м, высоту борта - 22,0 м. Следует отметить также, что в 2007-2008 гг. финская фирма Aker Arctic совместно с французской фирмой GTT разработала проект арктического газовоза, предназначенного для круглогодичного безледокольного вывоза СПГ с месторождений в Карском море. Разработанный газовоз - двойного действия, имеет категорию ледовых усилений Arc7 и мембранные грузовые танки, грузовместимость его будет достигать 224 000 куб. м.

Старейшим грузообразующим предприятием Западной Арктики является ОАО «Горно-металлургическая компания «Норильский никель», крупнейший в мире производитель никеля (20%) и палладия (45%), четвертый в мире производитель платины (11%), производитель 2 % мирового производства меди. В 2010 г. на предприятии было произведено 297 тыс. т никеля, 389 тыс. т меди, 2 861 тыс. унций палладия, 694 тыс. унций платины. Для вывоза продукции для потребностей страны и на экспорт ОАО «ГМК «Норильский никель» построило в 2006-2009 гг. 5 арктических контейнеровозов / балкеров - головное судно «Норильский Никель» - дедвейтом около 18 000 т каждый с категорией ледовых усилений Arc7. Кроме того, в 2011 г. компания построила нефтяной танкер «Енисей» дедвейтом 18 902 такой же категории ледовых усилений.

Начиная со второго десятилетия XXI века в Российской Арктике начали осуществляться транзитные перевозки крупных партий грузов. В 2010 г. танкер SCF Baltica дедвейтом 117 153 т ледового класса ICE-1A SUPER (аналогичный категории ледовых усилений Arc5), принадлежащий ОАО «Совкомфлот», с середины августа по начало сентября совершил рейс с грузом 70 000 т газового конденсата ОАО «НОВАТЭК» из Мурманска по Северному морскому пути в китайский порт Нингбо - на тот момент это был первый в истории трансарктический рейс судна такого большого размера - танкера класса Afra-max. В проводке танкера участвовали три атомных ледокола - «Россия», «Таймыр» и «50 лет Победы», но задействованы они были на разных участках маршрута.

За несколько суток до прохода танкера два гидрографических судна «Петр Котцов» и «Иван Киреев» тщательно промерили рекомендованные пути движения. В рассмотрении и оценке рисков рейса участвовали специалисты ОАО «Совкомфлот», Госкорпорации «Росатом» и Федерального агентства морского и речного транспорта. А в сентябре норвежский балкер Nordic Barents дедвейтом 43 732 т ледового класса 1А (Arc4) из норвежского порта Киркенес, пройдя по СМП, доставил груз - 41 000 т железорудного концентрата в китайский порт Квингдау; проводку балкера осуществлял атомный ледокол «50 лет Победы». В сентябре - ноябре контейнеровоз / балкер «Мончегорск» дедвейтом 18 486 т категории ледовых усилений Arc7, принадлежащий ОАО «ГМК «Норильский никель», с грузом железорудного концентрата совершил рейс из Дудинки в Шанхай и обратно; рейс это судно осуществляло самостоятельно без проводки ледоколом.

Открыл транзитную навигацию 2011 г. бельгийский танкер Perseverance дедвейтом 73 788 т ледового класса 1А (Arc4), который в конце июня погрузил в беломорском порту Витино 59 981 т газового конденсата ОАО «НОВАТЭК» и через СМП в конце июля доставил его в китайский порт Нингбо; проводку танкера осуществляли атомные ледоколы «Ямал» и «Таймыр». А во второй половине августа - первой половине сентября танкер «Vladimir Tikhonov» дедвейтом 162 362 т ледового класса 1А (Arc4) ОАО «Совкомфлот» перевез из норвежского порта Хоннингсваг в таиландский порт Мап Та Пхут свыше 120 000 т газового конденсата. При этом маршрут танкера «Vladimir Tikhonov» являлся глубоководным высокоширотным и пролегал севернее Новосибирских островов; этот танкер класса Suezmax стал крупнейшим за всю историю судоходства по СМП. Расстояние почти в 2 200 морских миль от мыса Желания, Новая Земля в Карском море до мыса Дежнева в Беринговом проливе танкер преодолел, по данным ОАО «Совкомфлот», за рекордно короткий срок - менее 7,5 суток; средняя скорость движения танкера составила 14 узлов.

Подготовка к этому рейсу, проработка навигационно-гидрографического обеспечения, обеспечения мер безопасности плавания и защиты арктической среды велись ОАО «Совкомфлот» при тесном взаимодействии с Министерством транспорта, Госкорпорацией «Росатом», Федеральным агентством морского и речного транспорта, ФГУП «Атомфлот», Гидрографическим предприятием. Всего за 5 месяцев навигации 2011 г. 9 иностранных и российских крупнотоннажных танкеров перевезли транзитом по СМП под проводкой российских атомных ледоколов около 600 тыс. т газового конденсата ОАО «НОВАТЭК». Осуществили транзитные перевозки под проводкой атомных ледоколов балкеры «Дмитрий Пожарский» и «Михаил Кутузов» дедвейтом по 23 285 т категории ледовых усилений Arc4, принадлежащие ОАО «Мурманское морское пароходство».

Каждый балкер перевез по 21,7 тыс. т железорудного концентрата Ковдорского горно-обогатительного комбината из Мурманска в китайский порт Джинтанг. А с 31 августа по 23 сентября японский балкер «Sanko Odyssey» дедвейтом 75 631 т ледового класса 1А перевез из Мурманска 66 тыс. т железорудного концентрата Ковдорского комбината в порт Джинтанг; проводку балкера осуществляли атомные ледоколы «Таймыр» и «50 лет Победы». По расчетам владельца балкера, компании Sanco Steamship Co Ltd, СМП примерно на 30% короче, чем традиционный маршрут, экономия топлива за счет этого составила 750 т, уменьшена эмиссия SO2, NO2 и CO2 в атмосферу, кроме того, отсутствует риск нападения пиратов.

Были осуществлены транзитные рейсы и с Востока на Запад. С августа по сентябрь рефрижераторы «Коммунары Николаева», «Капитан Пряха», «Берег Надежды», Rainfrost дедвейтом 7 912-13 879 т категории ледовых усилений Л1 (Arc4) перевезли каждый по партии мороженой рыбопродукции от 4 700 до 8 273 т из Петропавловска-Камчатского и Владивостока в Санкт-Петербург. И если в 2010 г. транзитные проходы по СМП осуществили 4 суда и перевезли 110 тыс. т грузов, то в 2011 г. транзитные проходы осуществили 34 суда и перевезли более 820 тыс. т грузов.

В навигацию 2012 г. ожидается дальнейший рост транзитных перевозок. Заявлены и первые транзитные перевозки СПГ. Газовоз «Ribera Del uero Knutsen» грузовместимостью 173 400 куб. м ледового класса 1А Winterized уже технически готов пройти по Северному морскому пути и доставить СПГ с месторождения Сновит, Северная Норвегия, в Японию. Судовладелец - компания Knutsen OAS Shipping - уже получил одобрение Администрации Северного морского пути на прохождение трассы СМП. Подготовку к этому рейсу судовладелец начал еще весной 2010 г. Среди прочих мероприятий (приобретение навигационного оборудования и карт, теплой одежды для экипажа) подготовка к рейсу включала специальное исследование классификационным обществом остойчивости газовоза и оценку рисков. Перед одобрением российские инспекторы побывали на борту газовоза и оценили его состояние. По расчетам судовладельца, переход газовоза из Северной Европы в Японию по СМП займет половину того времени, которое он затратил бы на рейс в Японию в случае прохождения южным путем через Суэцкий канал. При проходе по СМП газовозу потребуется проводка двумя атомными ледоколами. Расстояние от Мурманска до Берингова пролива составляет около 3 000 морских миль, и его прохождение займет около двух недель. Весь маршрут из Северной Европы в Японию займет около месяца и за навигацию продолжительностью с июня по октябрь можно будет совершить только три рейса. Исходя из сказанного выше, сделаем следующие выводы:

1. Залогом устойчивой навигации в Арктике являются мощные российские атомные ледоколы, осуществляющие проводку транспортных судов, соответствующее навигационное и гидрографическое обеспечение, развитая береговая инфраструктура.

2. Развитие масштабных арктических перевозок связано, прежде всего, с освоением крупных нефтяных и газовых месторождений.

3. Ведущей судоходной компанией, осуществляющей перевозки углеводородов в Арктике, является российское ОАО «Совкомфлот».

4. Северный морской путь реально становится оживленной транзитной транспортной магистралью благодаря сокращению расстояния перевозок по сравнению с южным маршрутом. При этом сокращается расход топлива на перевозки и уменьшается эмиссия вредных газов от работы судовых механизмов в атмосферу, отсутствует риск нападения пиратов.

Примечания
1. Арктика на пороге третьего тысячелетия (ресурсный потенциал и проблемы экологии). СПб.: Наука, 2000. - 247 с.
2. Пересыпкин В., Яковлев А. Северный морской путь в проблеме международных транспортных коридоров // Транспорт Российской Федерации. 2006, № 3. С. 6-19.

Источник: Аналитический и научно-практический журнал «Геополитика и безопасность» № 2 (18) 2012 г. Стр. 66-72

Журнал "Север промышленный" № 4 за 2012 год


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.128.199.162

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .