Главная О повышения эффективности рыбохозяйственного комплекса в Арктической зоне европейского Севера Российской Федерации
О повышения эффективности рыбохозяйственного комплекса в Арктической зоне европейского Севера Российской Федерации Печать E-mail

В структуре пищевой продукции, вырабатываемой на судах Мурманской области, филе и другая рыбопродукция глубокой переработки составляют 1,3-2,0%

About increases of Fishing complex efficiency in the Arctic zone of the Russian Federation European North

(A material to exit session of Committee of the Federation Council on affairs of the North and the small people on October, 19-21th, 2011 in the
Murmansk area, prepared in Department of economy of sea activity in Arctic regions IEP KSC the Russian Academy of Sciences, the head -The
Doctor of Economics Vasilev A.M.)
The European North Russian Federation Arctic zone Fishing complex (Northern basin) includes the enterprises of Murmansk, Arkhangelsk
areas and Republic Kareliya. Results of Northern basin fishing complex work are defined by fishermen of Murmansk area on which share makes
from 75 % to 81,1 % of total amount of extraction and from 75,4 % to 78,5 % of manufacture of food production.

Васильев(Материал к выездному заседанию Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов 19-21 октября 2011 года в Мурманской области, подготовленный в Отделе экономики морской деятельности в Арктике ИЭП КНЦ РАН, руководитель, д.э.н. Васильев А.М.)

В рыбохозяйственный комплекс Арктической зоны европейского Севера РФ (Северный бассейн) входят предприятия Мурманской, Архангельской областей и Республики Карелия. Результаты работы рыбопромышленников Северного бассейна определяют рыбаки Мурманской области, на долю которых приходится от 75% до 81,1% общего объема добычи и от 75,4% до 78,5% производства пищевой продукции.

В последние 2 года объемы вылова и производства рыбопродукции растут благодаря увеличению общедопустимого улова (ОДУ) России на треску и пикшу. Наряду с ростом уловов увеличивается и «экспорт» рыбопродукции (в основном вывоз с моря за рубеж) в виде так называемой «колодки», которая в странах-импортерах является сырьем для глубокой переработки. В структуре пищевой продукции, вырабатываемой на судах Мурманской области, филе и другая рыбопродукция глубокой переработки составляют 1,3-2,0%, на береговых предприятиях до 1/3, но объемы незначительны: 5-10 тыс.т. В поставках рыбопродукции за рубеж на долю филе и другой продукции глубокой разделки приходится не более 6%.

Коэффициент глубины переработки рыбного сырья на пищевую продукцию (отношение объема рыбопродукции к улову) в 2000-х годах находится на уровне 80,0-84,0, что ниже уровня 1990 г. на 13-17 пунктов.

В настоящее время взят курс на развитие рыборазведения, разрабатывается ФЗ «Об аквакультуре». В то же время производство рыбной муки, являющейся основным компонентом рыбных кормов (до 40%) и необходимой также для сельского хозяйства, уменьшилось более чем в 10 раз.

В то время как на мировом рынке рыбная мука стремительно дорожает, большинство траулеров Западной постройки, приобретенных мурманскими рыбаками в 90-х и 2000-х годах (~ 40 ед.), не имеют рыбомучных установок (РМУ) и отходы от разделки, некондиционная рыба выбрасываются за борт. Рыбомучные мощности, имеющиеся на флоте, используются на 20%.

Примерно такая же ситуация в целом по Северному бассейну и стране, из-за чего удельная стоимость российского экспорта ниже норвежской и других западных стран на 20-90%. Рыбное хозяйство превратилось в поставщика сырья для зарубежных стран.

Концепцией развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года (в редакции от 21 июля 2008 г.) констатируется необходимость перехода к инновационному типу развития на основе «...рационального использования водных биологических ресурсов...»

Планом мероприятий по реализации Концепции, в частности, предусматривается:

- Разработка предложений по возможности корректировки ставок вывозных и ввозных таможенных пошлин на рыбопродукцию (п.10);

- Разработка предложений по реализации проектов с государственно-частным партнерством (п.16);

- Разработка мер по стимулированию структурных преобразований на основе создания крупных интегрированных структур (п.18);

- Разработка мероприятий, направленных на обустройство и развитие рыбоперерабатывающей береговой инфраструктуры. (п.20);

- Разработка системы, обеспечивающей равновесие между запасами биоресурсов и рыбодобывающими мощностями (п.21).

Сроки выполнения перечисленных мероприятий - 2008-2010 гг. - прошли, а изменений в структуре выпускаемой продукции не наблюдается.

Наши исследования показывают, что основными производителями рыбопродукции глубокой разделки в большинстве стран являются береговые рыбоперерабатывающие предприятия. В России глубокая переработка водных биоресурсов также развивается в местах потребления. Что касается экспорта, то необходимо развивать рыбопереработку в портах базирования промысловых судов в РФ, так как на флоте производство продукции глубокой переработки ограничено ее высокой трудоемкостью и малочисленностью экипажей судов.

Однако на береговых заводах выпуск филе, клипфиска и других видов экспортной продукции глубокой разделки в настоящее время сдерживается следующими причинами:

1. Недостатком сырья по эффективным ценам, обеспечивающим, хотя бы минимальный уровень рентабельности.

Береговая переработка для экспорта может успешно развиваться, когда в ней нуждается добывающий флот. То есть она встроена в цепочку: добыча - переработка - реализация. Этого в настоящее время не наблюдается. Флот производит готовую мороженную продукцию в виде «колодки» и вывозит ее за рубеж, не делясь природной рентой ни с берегом, ни с обществом, ни с государством, хотя последнее создало весьма благоприятные условия для его работы, существенно снизив налоги.

Прибрежный флот, доставляющий на берег охлажденную рыбопродукцию для дальнейшей переработки, при отсутствии должного уровня конкуренции также продает ее по высоким ценам, не учитывая интересы берегового производства, хотя имеет высокий уровень доходности.

2. Недостатком финансовых средств для приобретения перспективных технологий и обновления технической базы.

Решение задач, направленных на повышение эффективности производства, достижение более высоких показателей качества и безопасности рыбопродукции обеспечивается обновлением и модернизацией оборудования, нововведениями в технологиях переработки гидробионтов.

По оценке на 2007 г. в России сертифицировано для экспорта продукции в страны ЕС не более 5-6% из общего числа рыбоперерабатывающих предприятий. В Мурманской области этот показатель значительно выше и находится на уровне 25-30%.

Сертификаты КЕС имеют 15-17 предприятий. Следовательно, предпосылки для увеличения производства экспортной продукции глубокой разделки на берегу созданы.

3. Выплатой повышенного уровня НДС, вследствие отсутствия единого принципа налогообложения в цепи: добыча - переработка.

С 2009 г. большинству рыбодобывающих предприятий разрешили перейти на уплату Единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН), а береговые заводы остались на общей системе налогообложения. Вследствие чего, они вынуждены платить НДС, по сути дела, в двойном размере.

4. Отсутствием должного государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в рыбном хозяйстве.

Для реализации названных целей, в том числе предусмотренных Концепцией развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года, необходимо осуществление следующих мер на федеральном уровне:

1. Правительству Российской Федерации и Государственной Думе Российской Федерации:

- ввести высокие (заградительные) пошлины на экспорт сырья и полуфабриката; использование этого инструмента в лесопереработке свидетельствует о его эффективности;

- учитывая, что до 70% рыбопродукции на Северном бассейне вывозится за рубеж из районов промысла, принять соответствующие поправки в законодательство о признании ее экспортом;

- внести поправки в законодательные и нормативные документы, ограничивающие количество участников внешнеэкономической деятельности, что позволит повысить ее эффективность за счет лучшего отбора импортеров и контроля.

2. Государственной Думе Российской Федерации:

- ввести поправки в закон о рыболовстве (ФЗ №166), предусматривающие запрет заморозки рыбы прибрежного промысла, т.е. реализацию рыбопродукции с судов прибрежного промысла для переработки на береговых предприятиях только в свежем и охлажденном виде;

- внести поправки в налоговое законодательство, обеспечивающее единую систему налогообложения в технологической цепочке: добыча - береговая рыбопереработка. То есть разрешить переход на уплату ЕСХН всем промысловым и рыбоперерабатывающим предприятиям;

- внести поправку в Закон о рыболовстве (ФЗ №166) о разрешении населению, проживающему на Европейском Арктическом побережье РФ, продавать рыбоперерабатывающим предприятиям рыбу, добытую в соответствии с Правилами ведения рыболовства на Северном бассейне.

3. Правительству Российской Федерации:
- увеличить объем квот для прибрежного рыболовства за счет запрета освоения квот арендуемыми судами и перевода промысловых компаний с объемами квот менее 2,5 тыс.т на прибрежный промысел.

- разработать меры по стимулированию создания комплексных добывающе-перерабатывающих предприятий. В первую очередь это целесообразно использовать в прибрежном рыболовстве для обеспечения занятости местного населения. В определенной мере можно использовать опыт США по развитию рыболовства и переработки на Западном побережье Аляски.

- разработать меры по стимулированию строительства траулеров, обеспечивающих безотходную переработку уловов, то есть оборудованных РМУ, а также приобретения рыболовными компаниями высокопроизводительных судов для добычи массовых пелагических рыб, в целях обеспечения дешевым сырьем береговых рыбоперерабатывающих предприятий.

Предлагаемые меры позволят:

- увеличить занятость населения, в том числе малочисленных народов, проживающих на побережье Западных Арктических морей РФ;

- увеличить объем сырья для береговых предприятий;

- несколько перераспределить природную ренту;

- повысить эффективность береговой рыбопереработки и увеличить объем рыбопродукции глубокой переработки для экспорта и внутреннего рынка на промысловых судах Северного бассейна и береговых предприятиях.

Журнал "Север промышленный" № 1 2012 год

Еще статьи на тему "переработки":

Определение возможности использования отходов переработки отвальных шлаков

Основные направления переработки малоиспользуемых объектов промысла Северного бассейна

Малый бизнес берется за переработку вторичного сырья

Открытие цеха переработки птицы

Вопросы технологии переработки комплексного сырья обсудили в Апатитах


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.85.167.119

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .