Судьба рыбака, звезда рыбака часть 11 |
После «Мурманрыбпрома» - ЗАО «Мурмансельдь-2». Вот ведь какими зигзагами оснащена судьба Юрия Задворного!Покажи такое в кино - только и скажут: «Кино!», в смысле «неправда». Но в том-то и дело, что искусство - только отражение жизни, а она-то и выстраивает такие сюжеты, которые без прикрас могут сразу служить основой для художественного произведения. - Юрий Васильевич, - спрашиваю я, - оглядываясь на прошедшие годы «перестройки», как бы вы охарактеризовали путь, который прошли мурманские флота? Задворный отвечает, почти не задумываясь, видно, что анализ уже давно сделан: - Когда начался переход к рыночным реформам, тогда руководители ВРПО «Севрыба» и начальники флотов - по моему мнению - допустили главную ошибку: они не сумели договориться, как проводить приватизацию, им помешали амбиции. «Кто главнее?» - вот что было поставлено во главу угла, а надо было думать о будущем флота и о своем месте в этом будущем. Рыбная отрасль в результате развалилась на добычу и переработку. Это период развала. Но еще и теперь береговые предприятия задыхаются без сырья, а рыбакам не выгодно везти треску и пикшу в отечественные порты, потому что за границей без волокиты и дороже платят. И ремонтируют отлично, и горючим снабжают - все сделано, чтобы нам было выгоднее сдавать продукцию там и не заходить в Мурманск. Именно благодаря такой политике, Норвегия сделала рывок в развитии промышленности и создании внутреннего валового продукта, подняла уровень жизни и социального обеспечения своих граждан. За эти же годы россияне отброшены на много лет назад. О выходе из кризиса говорить сегодня тоже преждевременно. Второй период, как я считаю, это годы 1991 - 1993, когда появились совместные предприятия, которые стали для нас школой обучения бизнесу, начальным курсом при переходе к рыночной экономике.Третий период - 1993 - 1995 годы, в которые проходило акционирование. Именно на те годы пришелся пик бесконтрольности, анархии, вакханалии в законодательстве и ценовой беспредел, когда тонну трески можно было купить за 900 долларов, а ведь еще в 1992 году ее ниже 2000 долларов никто не продавал. Такие демпинговые цены только губительно влияли на рыбацкую отрасль, добывающие флота. А если говорить о разгуле криминала, о том, сколько неоплаченной и сворованной рыбы ушло навсегда... Потом пошел период ужесточения буквально всех требований, попытки навести порядок, как-то упорядочить дела на промысле и на рынке сбыта. Опомнились, что флот стареет, что биоресурсы истощаются, что нельзя разводить анархию. К сожалению, многое упущено, утрачено. И руководители флотов, и судовладельцы, и экипажи рыбаков - все настрадались! Так или иначе, но и Задворному пришлось пережить все прелести «смутного времени на флоте». Да и вообще, ему и по жизни всегда приходилось довольно трудно, потому что он не прятался, как «премудрый пескарь» в тихих уголках, а всегда оказывался как бы на быстрине. Как говорит о своей жизни Юрий Васильевич, «Я успел узнать и взлеты, и падения, и преданность и предательства», и все это, конечно, связано в первую очередь с производственными заботами. Кстати сказать, и здесь, в ЗАО «Мурмансельдь-2», его дважды увольняли - и дважды он возвращался на производство, в том числе и по решению суда, где он доказал незаконность своего увольнения. Что и говорить: крепкий орешек! Но, может быть, именно такие и цементируют в коллектив различных людей, работников, чтобы они трудились с полной отдачей на успех общей задачи?! Сейчас Ю. В. Задворный - генеральный директор ЗАО «Мурмансельдь-2» и ООО «Андромеда». Забот хватает!- У нас несколько судов, - рассказывает генеральный директор фирмы, - это «Цимлянск», «Светловодск», «Славяносербск» и «Андромеда». - Как правило,- рассказывает Ю. В. Задворный, - у нас на судах уже сложились экипажи, люди стремятся к стабильности, поэтому текучести кадров почти нет. Рейсы - как и в других флотах, от трех до шести месяцев, - рассказывает генеральный директор Задворный. - Смена экипажей происходит, как правило, в Норвегии: по причинам, от нас не зависящим, нам не выгодно заходить в отечественный порт - экономически не целесообразно! Это не наша уловка - это наша беда, и я на всех уровнях заявляю, что такое положение - позор для нашего государства. Зарплата у нас не самая высокая, но платим стабильно. Надо сказать, что люди сейчас даже больше ценят не саму зарплату как таковую, а стабильность в работе и социальную защищенность. В этом плане у нас все в порядке! Во-первых, все работники застрахованы в страховой компании «Медэкспресс» (это помимо обязательного медицинского страхования). Мы учим за счет предприятия трех студентов - детей наших работников. Если что-то непредвиденное случается с нашими работниками (беда какая-то, неприятности со здоровьем и т. п.) - выделяем материальную помощь, выдаем ссуду. И люди это ценят, работают на совесть. У нас сильная бухгалтерия - для нас это очень важно, потому что бухгалтерские ошибки, как показывает практика, иногда стоят так дорого, что бывает и трудно потом наладить дела, если главный бухгалтер оказался не на высоте. Наши главные бухгалтера Елена Игоревна Еремеева и Ольга Александровна Маркова - опытные работники, за ними - как за каменной стеной. Прекрасно работают капитаны Георгий Геннадьевич Левичев и Николай Васильевич Мирошниченко, капитан-директор Александр Петрович Беляцкий, заместитель директора Витольд Антонович Лисовский, главный инженер Владислав Станиславович Довнар, технолог Юрий Васильевич Погребняк. И этот список можно было бы продолжать и продолжать! - Значит, - спрашиваю я, - несмотря на определенные трудности в рыбной отрасли, у вас есть уверенность в завтрашнем дне? - Да я бы не сказал, что у нас слишком радужное настроение, - поправляет меня Юрий Васильевич, - всю нашу работу мы координировали в 2002 году на резкое уменьшение объемов выделяемых ресурсов, и пока «рыбалит» только часть судов, остальные стоят из-за отсутствия сырьевых ресурсов. Мы вот с вами уже упомянули о том, что нам не выгодно экономически заходить в родной порт - а разве это правильно?! Кроме того, сегодня на Северном бассейне сложилась такая ситуация, когда сырьевая база уже не обеспечивает запросы и желания всех судовладельцев, потому что здесь скопилось лишком много судов, а морские ресурсы тоже не безграничны. С донными породами уже трудности. Впрочем, мы постоянно в поиске, и я считаю, что нельзя зацикливаться только на донных породах, надо использовать и возможности пелагических пород, ловить креветку, добывать морского гребешка, а тут еще и краб плодится... Так что, надо просто менять свои привычки в добыче пищевой продукции из кладовой Нептуна, а там еще много запасов, которые мы не используем! И если говорить о переработке сырья - там тоже еще много резервов, только надо постоянно «работать головой», как говорится. А вот что касается новшества этого года, я имею ввиду аукционы по продаже квоты, то это для многих проблема. Оправдана ли такая практика? Оправдана ли такая высокая цена, которую пришлось заплатить покупателям квоты на аукционе? Это спорные вопросы. Ведь если мы платим за морские ресурсы, с одной стороны, а с другой стороны, проводим аукционы квот на донные породы рыб, то получается как бы взимание двойной платы. А ведь рыбалка - дело не предсказуемое даже сегодня, когда прогнозами занимаются солидные научные институты. Так что, забот и проблем у рыбаков много. Особенно это касается мелких судовладельцев. Боюсь, что им скоро придется делать выбор: к какому крупному судовладельцу прибиваться, потому что при наличии малых денежных средств они просто не смогут выдержать натиска крупных конкурентов. Впрочем, рынок и предполагает конкурентную борьбу, это понятно, но мы-то понимаем, что каждое поражение в такой борьбе чревато тем, что может вызвать социальную напряженность. Ведь Мурманск по-прежнему «завязан» на рыбодобывающем флоте, который дает и рабочие места населению, и налоги в бюджет. - Юрий Васильевич, - спрашиваю я, - а какой год в вашей деятельности в годы перестройки вы считаете самым удачным? Генеральный директор думает недолго: - Пожалуй, это все-таки 2001 год, - сказал Ю. В. Задворный, и пояснил: - именно в этом году, собравшись с силами, мы решили построить в Голландии новое судно «Альферас» - типа «Севрыба-2», но еще лучше! Судно - универсальное, кругом - компьютеры. Здесь предусмотрена трехваерная схема, оно сможет работать и на донных породах, и на пелагических, можно добывать и креветку. Фабрика оснащена по последнему слову, продукция поэтому будет только высокого качества. Благодаря тому, что можно будет вести лов двумя тралами, план заморозки рассчитан на 80 тонн рыбы в сутки. А работать на судне будет экипаж до 25 человек. В сентябре оно уже будет спущено на воду, сойдет со стапелей и сразу на промысел. Специально для «Альфераса» оставили часть квоты. Такое событие - настоящий праздник для всего коллектива: новое судно - новые возможности развития, укрепления своего положения, тот положительный эмоциональный заряд, который другой раз дает куда больший эффект, чем разовая денежная премия. Потому что становится ясно: если фирма строит новые корабли - значит она устойчиво держится в бурном море рыночных реформ! Впрочем, я уже предупреждала читателей, что не буду здесь рисовать широкие полотна, посвященные мурманским флотам и рыбакам вообще. Поэтому еще раз вернемся к конкретной судьбе - Юрия Задворного. Юрий Задворный - Судьба рыбака, звезда рыбака
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 4632 |