Главная Есть синий цвет!
Есть синий цвет! Печать E-mail

К.В.Трубкин, заместитель начальника электроцеха предприятия «Звездочка» в 1969 - 1970 гг.

К.В.Трубкин, заместитель начальника электроцеха предприятия «Звездочка» в 1969 - 1970 гг.В моей квартире на стене долгие годы висела фотография идущего во льдах атомного ледокола «Ленин» с дарственной надписью знаменитого капитана Б.М. Соколова.

19 мая 1970 года модернизированный, с новой атомной силовой установкой, ледокол «Ленин» отошел от причала предприятия.

Героическая работа всего коллектива «Звездочки» по ремонту атомного ледокола «Ленин» оставила большой след и в моей трудовой биографии. С радостной грустью и ностальгией вспоминаю те далекие годы, когда смог показать себя и применить на практике свои инженерные знания, данные мне в институте.

Атомный ледокол «Ленин» был поставлен для ремонта в 1967 году. Постановлением Совета Министров СССР были установлены жесткие сроки ремонта и сдачи его в эксплуатацию. На возрождение атомохода были брошены лучшие специалисты завода. Сдать судно в срок было делом чести коллектива. Поэтому работали и в выходные, и в праздники. Помнится, мы, заводчане, были на первомайской демонстрации 1969 года, когда прибежал посыльный с завода и доложил главному инженеру А.Ф. Зрячеву, что сварка «пауков» приостановлена, так как обнаружен аустенит в наплавке патрубков. Группа специалистов пошла на предприятие и собралась в кабинете Александра Федоровича.

Обстановка создалась критическая, т.к. все понимали, что срыв сроков сборки реактора повлечет за собой срыв сроков последующих операций и, как следствие, - срыв срока сдачи ледокола.

В дальнейшем выяснилось, что для нового атомного реактора металлурги изобрели более качественную сталь, которую можно варить только с предварительным нагревом до 300°С. Об этой технологической тонкости заводу своевременно не сообщили. Начались поиски способа подогрева стыков патрубков гидрокамер циркуляционных насосов при сварке к реактору. Диаметр патрубка был 600 мм, а толщина стенки патрубка 76 мм. Обратились в киевский институт электросварки имени Е.О. Патона. Институт запросил полгода для разработки тепловых матрацев, что для нас было неприемлемо. Шли дни, а практического решения найти не удавалось. Главный инженер А.Ф. Зрячев собрал у себя в кабинете молодых инженеров, которые могли бы, на его взгляд, что-то предложить. В кабинет был приглашен и я, в то время заместитель начальника цеха 13.

Александр Федорович обратился к нам с просьбой придумать способ подогрева стыка любым способом. У меня тут же в кабинете появилась идея нагреть патрубок токами промышленной частоты по принципу нагрева стальных изделий токами высокой частоты. Для проведения эксперимента я сразу попросил изготовить стальную деталь по размерам, соответствующим размерам патрубка. На следующий день к вечеру деталь привезли на участок, где на специальных стендах уже стояли подготовленные к сварке «пауки». Для этой исключительно ответственной работы я взял весь состав высококлассных специалистов участка автоматики, который возглавлял до недавнего времени. Это были мои коллеги и друзья В.М. Арутюнов, А.Г. Лехман, В.Н. Земсков, И.В. Илюшин, А.Я. Воронцов и другие.

А.Ф. Зрячев, главный инженер предприятия «Звездочка» в 1969-1972 гг., директор предприятия «Звездочка» в 1972-1992 гг.Мы изучили имеющуюся в нашем распоряжении литературу по применению в промышленности токов высокой частоты (2000 Гц, 6000 Гц и т.д.) для нагрева стальных деталей в некоторых технологических операциях. Нигде не встретили информации о нагреве стали токами промышленной частоты 50 Гц. Поэтому эксперимент по нагреву стальной болванки для нас был крайне важным. Для эксперимента взяли гибкий морской кабель НРШМ сечением 35 мм2, сняли резиновую изоляцию, которая могла загореться, и вместо нее намотали негорючую стеклоленту в качестве изоляции.

Модернизированный кабель намотали на прототип патрубка. Получился импровизированный индуктор, который я решил подключить к напряжению 380 В. После включения индуктора мы стали с волнением следить за тем, что будет с болванкой. Очень переживали, понимая, как много людей (в первую очередь руководство предприятия, области и даже в Министерстве судостроительной промышленности СССР) ждали разрешения проблемы со сваркой. Это и понятно - первое в мире атомное судно, первая в мире замена его сердца - атомного реактора. За этим следили не только в СССР, но и за рубежом. Это в конце концов и престиж государства.

Через какое-то время мы заметили, что на торце болванки появились цвета побежалости: сначала желтый, переходящий в голубой и далее в синий. Синий цвет побежалости говорил о том, что температура детали достигла 300-330°С.

Теперь была уверенность, что эксперимент удался и у нас все получится. Если до этого была сплошная импровизация и мы действовали по наитию, то сейчас нужно садится за расчеты и разработку конструкции индукторов, приборного стенда по контролю за температурой. Я позвонил А.Ф. Зрячеву и доложил, что проблема решена и в ближайшее время можно будет начинать сварку стыков патрубков с подогревом.

Директор предприятия Г.Л. Просянкин доложил руководству Архангельской области, заместителю министра судостроительной промышленности СССР И.С. Белоусову.

Тогда же Г.Л. Просянкину позвонил академик А.П. Александров и выяснил, как решили проблему подогрева патрубков. Григорий Лазаревич ответил, что проблему решил наш заводской инженер Константин Трубкин.

Александров сказал: «Молодец, Константин!». Почему-то меня Григорий Лазаревич всегда звал Константин, по имени, без отчества. В те дни мы не выходили с завода. Ночевали здесь же, набрав в столовой пирожков. Но мы были горды порученным делом и усталости не чувствовали.

Для контроля за температурой изготовили приборный стенд, на котором установили несколько измерительных приборов. В качестве датчиков использовали термопары. Ответственным за приборный контроль я назначил И.В. Илюшина, как наиболее квалифицированного в этой области. По окружности патрубков сверлили сверлом диаметром 2,5 мм отверстия небольшой глубины. В каждое отверстие зачеканивали термопару и выводили компенсационные провода на приборный стенд. Все спешили, так как хотелось как можно быстрей заварить первый стык. На изготовление индукторов нужно не менее недели.

В.М.Арутюнов, И.В.Илюшин, мастер электроцеха электромонтер

Поэтому, посоветовавшись со специалистами, я решил осуществить нагрев патрубков гибким индуктором, изготовленным из кабеля с применением напряжения 380 В. Это, конечно, требовало большого труда для исключения нарушений по технике безопасности. Я взял на себя ответственность и непосредственно руководил нагревом, не подпуская никого к «пауку». Только Илюшин стоял у приборного стенда и сообщал данные о температуре по мере нагрева патрубков. Когда температура достигала 300°С, он отключал напряжение и я допускал сварщиков к стыку для начала сварки.

На сварку поставили лучших сварщиков нашего предприятия. Собрались все специалисты отдела главного сварщика предприятия во главе с М.Л. Замаховским. И сварка началась. Варили сразу два рабочих (специалисты по ручной сварке) с противоположных сторон.

Днем сварщики варили, ночью рентгенологи просвечивали швы, рано утром приходили слесари и выбирали турбинками непровары, пустоты, шлаки. Потом снова начиналась сварка. Но работать так постоянно было нельзя, так как недалеко до электротравмы.

Вместо опасного для нагрева напряжения 380 В, я решил применить менее опасное - 60 В. На складе своего цеха обнаружил шведские сварочные трансформаторы на ток 1000 А. Это то, что нужно для реализации моей задумки. Были произведены расчеты. Разработали конструкцию разборного индуктора, который нужно было изготовить в 9-м цехе. Сложность заключалась в том, что индуктор должен быть охлаждаемый и состоять из двух половинок, которые должны собираться непосредственно на патрубке.

Кроме того, он должен быть изготовлен из квадратных красномедных труб определенного сечения. Изготовление было поручено одному из лучших специалистов цеха - судовому котельщику Н.М. Бердышеву.

Н.М. Бердышев, судовой котельщик  С.Б. Левит, нальник цеха 9

Это уж потом, через многие годы, на встрече ветеранов он рассказал мне, как они вместе с начальником цеха СБ. Левитом намучились, изготовляя сложный индуктор. Когда привезли готовый индуктор, мы установили его, подключили шведский трансформатор и опробовали в работе. Расчеты были верны - индуктор заработал. Оба атомных реактора были собраны своевременно и смонтированы на атомном ледоколе «Ленин». Так работники цеха 13 внесли ощутимый вклад в ремонт атомохода.

Атомный ледокол «Ленин». Второе рождение


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.147.65.111

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .