История создания АППУ ОК-900 для ледокола «Ленин» |
Учитывая результаты эксплуатации атомного ледокола «Ленин» в 1960-1963 годах и важную народно-хозяйственную роль, которую играют ледоколы в развитии отдаленных районов Сибири и Дальнего Востока, Совет Министров СССР постановлением № 667-271 от 06.08.1964 года, а затем постановлением № 680-280 от 10.08.1964 года предусмотрел проектирование и постройку серии новых атомных ледоколов проекта 1052, а также вопросы проектирования и поставки оборудования ППУ ОК-900 на головной атомный ледокол этой серии. На основании этих постановлений ЦКБ «Айсберг» разработало техническое задание на реакторную установку, а ОКБМ разослало всем заинтересованным предприятиям и организациям контрагентские карточки с целью получения согласия на разработку и изготовление составных частей паропроизводящей установки. Основное оборудование и системы ППУ ОК-900 разрабатывали ОКБМ и ЦКБ «Айсберг». Вслед за этим вышло постановление Государственного комитета судостроения № 0280 от 29.08.1964 года, которое обязало подчиненные ему организации провести необходимые работы в соответствии с контрагентскими карточками. По техническому заданию на реакторную установку для атомных ледоколов проекта 1052 ОКБМ выполнило и разослало на рассмотрение предэскизные проработки пяти вариантов ППУ и «Обоснование выбора ППУ для атомных ледоколов проекта 1052»:1-й вариант - три установки (три реактора) 0К-300;2-й вариант - три установки (три реактора) 0К-350;3-й вариант - ППУ с использованием вновь разработанного к тому времени оборудования 0К-650Б;4-й вариант - ППУ ОК-900, специально спроектированная для атомных ледоколов проекта 1052;5-й вариант - ППУ в интегральном исполнении, то есть реактор с парогенератором в одном корпусе.Техническое совещание по выбору варианта установки для ледокола проекта 1052 и рассмотрение вопросов, связанных с разработкой эскизного проекта ППУ 0К-900, состоялось в городе Горьком 22.04.1965 года. Совещание рекомендовало для дальнейшей разработки 4-й вариант - ППУ 0К-900 в двухреакторном исполнении с 4-я парогенераторами и 4-я ЦНПК. Основной конструктивной особенностью установки был блочный узел компоновки основного оборудования реактор - парогенератор - гидрокамера, соединенного толстостенными патрубками по принципу «труба в трубе». Это оригинальное решение позволило исключить длинные трубопроводы первого контура большого диаметра. Система компенсации давления была выбрана газовая. Парогенераторы для ППУ должны быть выполнены в варианте: среда 1-го контура находится в межтрубном пространстве, а среда 2-го контура - внутри трубной системы. В процессе разработки эскизного проекта ППУ ОК-900 комиссия Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам своим решением № 222 от 27.10.1965 года утвердила перечень основных опытных, проектных и научно-исследовательских работ, направленных на обеспечение разработки атомных ледоколов проекта 1052 для Арктики. Одновременно с разработкой эскизного проекта ОКБМ выдало контрагентам технические задания на разработку парогенератора (Специальное конструкторское бюро котлостроения), комплексной системы управления техническими средствами (ЦКБ «Аврора» и Институт атомной энергии им. И.В. Курчатова), бака железоводной защиты и систем, обслуживающих ППУ (ЦКБ «Айсберг»). Эскизный проект ППУ ОК-900 был закончен в сентябре 1965 года. К маю 1966 года был изготовлен макет ППУ ОК-900. В 1966 году закончилась шестая навигация атомного ледокола «Ленин» с установкой ОК-150.К этому времени был выработан ресурс основного оборудования реакторной установки, появилась течь в корпусе одного из трех реакторов. Однако остальное оборудование паротурбинной, электроэнергетической установок и судовые конструкции находились в удовлетворительном состоянии. Перед специалистами встал вопрос о большом ремонте ППУ ОК-150 ледокола «Ленин». К этому времени был закончен эскизный проект ППУ ОК-900 и многие специалисты различных ведомств подняли вопрос о возможности замены ППУ ОК-150 на атомном ледоколе «Ленин» на установку ОК-900 как один из альтернативных вариантов решения проблемы с энергетической установкой ледокола. ОКБМ так же принял участие в решении вопроса о возможности замены установки ОК-150 на ОК-900. Были выполнены проработки компоновки установки ОК-900 в габаритах отсека ППУ атомного ледокола «Ленин». Один из вариантов удачно вписался в отведенные для установки помещения. После того, как компоновка была показана И.И. Африкантову, он оценил преимущества этой идеи и на следующий день отправился с проработками в Москву в Министерство среднего машиностроения СССР, где получил поддержку подобного варианта ремонта «Ленина». После этого первый заместитель министра среднего машиностроения СССР A.M. Петросьянц направил письмо, в котором в связи с предложением министерств о замене ППУ ОК-150 на атомном ледоколе «Ленин» на новую установку ОК-900 поручил ОКБМ разработать и к 1.09.1966 года представить подробные материалы (расчеты, графики, демонстрационные чертежи и др.) по предполагаемым работам по замене установки, срокам и стоимости выполнения работ, технологии демонтажа и монтажа оборудования и перечень заводов-изготовителей оборудования АППУ ОК-900. Все технические вопросы, связанные с выполнением работ по модернизации атомохода «Ленин» и сроки выполнения отдельных этапов работ необходимо было согласовать с ЦКБ «Айсберг», которому письмами министра судостроительной промышленности СССР Б.Е. Бутомы и заместителя министра Е.Н. Шапошникова было поручено объединение всех предложений по модернизации атомного ледокола «Ленин». Вскоре Министерство морского флота СССР разработало техническое задание на модернизацию атомного «Ленина» в части ППУ и министр морского флота B.C. Яценко направил его заинтересованным предприятиям. ОКБМ выдало заключение на это техническое задание 19.06.1966 года, a A.M. Петросьянц 6.02.1967 года согласовал это техническое задание. Первые проработки по замене ППУ ОК-150 ЦКБ «Айсберг» выполнило совместно с представителями Министерства среднего машиностроения СССР и третьего главного управления Министерства здравоохранения СССР. От ОКБМ в Ленинград выезжали Е.Н. Черномордик, З.М. Мовшевич и Д.И. Саянов. На совещании, состоявшемся 27.08.1966 года, было принято решение принять к дальнейшей проработке откорректированный 7-й вариант привязки ППУ ОК-900 для проектов 92М (такой индекс получил проект модернизации ППУ для атомного ледокола «Ленин») и 1052. В связи с тем, что Советом Министров СССР была поставлена задача «оживить» ледокол к 22.04.1970 г. (100-летию со дня рождения В.И.Ленина), главный конструктор атомного ледокола «Ленин» В.И. Неганов и главный инженер ЦКБ «Айсберг» Б.Я. Гнесин выступили с предложением отремонтировав, сохранить установку ОК-150 на ледоколе, мотивируя это тем, что целый ряд оборудования был изготовлен и что к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина нереально спроектировать, изготовить и смонтировать на судне принципиально новую ППУ ОК-900 с неиспытанным оборудованием. ОКБМ и поддержавшее его Министерство в своем заключении выступили против этого предложения. Вскоре ОКБМ направило второе заключение, где привело сравнительную стоимость ремонта ППУ ОК-150 или замену ее на ППУ ОК-900, и показало экономическую целесообразность второго предложения. Одновременно ОКБМ подготовило и направило в адрес министерств среднего машиностроения, морского флота и судостроительной промышленности проект решения Совета Министров СССР, согласованный с руководителями заинтересованных предприятий (А.П. Александровым, А.Е. Перевозчиковым, А.К. Следзюком, В.В. Мещеряковым, Г.И. Капыриным), в котором в связи со сжатыми сроками запустить в производство основное оборудование ППУ с длительным циклом изготовления (корпуса реакторов, компенсаторы объема, фильтры 1 и 3 контуров, холодильники фильтра, гидрокамер ЦНПК, а также приводы КР и A3), не дожидаясь утверждения, разработанного к этому времени технического проекта ОК-900. предлагало Технический проект ППУ ОК-900 ОКБМ разработало к концу 1966 года под научным руководством отделения Института атомной энергии им. И.В. Курчатова, возглавляемого Н.С. Хлопкиным, и при участии ЦКБ «Айсберг», Института атомной техники Академии наук СССР и контрагентов. Наблюдение за проектированием, изготовлением, строительством и сдачей ППУ было поручено спецгруппе технадзора Министерства морского флота СССР, возглавляемой А.К. Следзюком. При разработке проекта были учтены решения по отдельным вопросам, рассмотренным на совещании в ОКБМ 14-18 ноября 1966 года по использованию ППУ ОК-900 на атомном ледоколе «Ленин».Учитывая, что постановлением Совета Министров СССР по проекту 1052 не предусматривалась отработка установки на ее наземном прототипе, а комплексные испытания ППУ предполагалось провести на швартовных испытаниях головного ледокола проекта 1052, применение ППУ ОК-900 на атомном ледоколе «Ленин» позволяло проверить все принятые схемные и конструкторские решения в реальных условиях, отработать системы и оборудование перед запуском их в серийное производство для ледоколов проекта 1052. Рассмотрение материалов технического проекта ППУ ОК-900 и замечаний по ним состоялось в ОКБМ 21.03.1967 года. Принятые совещанием решения совместно с материалами технического проекта ППУ легли в основу тезисов сообщения ОКБМ на секции ядерных энергетических установок Научно-технического совета Министерства среднего машиностроения СССР, где был рассмотрен и одобрен технический проект ППУ ОК-900 и решением № 87 от 17.04.1967 года секция рекомендовала установку ОК-900 к применению на атомном ледоколе «Ленин» и для серийных ледоколов проекта 1052. Постановление № 148-62 Совета Министров СССР о модернизации атомного ледокола «Ленин» было подписано еще до защиты технического проекта 18.02.1967 года. Поставщиком основного оборудования ППУ был назначен машиностроительный завод (г. Горький), руководимый директором В.Д. Максименко. Работы по замене ППУ ОК-150 на ОК-900 производились машиностроительным предприятием «Звездочка» (г. Северодвинск) по договору с Мурманским морским пароходством № 270 от 17.03.1967 года и включали два этапа: 1 этап - демонтаж установки ОК-150. Демонтаж установки ОК-150 должен выполнятся Адмиралтейским заводом Министерства судостроительной промышленности СССР. Произведен в период с 19 апреля 1967 года по 12 декабря 1967 года по проекту и технологии ЦКБ «Айсберг» способом агрегатной выгрузки вместе с биологической защитой через днище ледокола непосредственно в районе захоронения (залив Цивольки, Новая Земля, 58°50' восточной долготы, 74°24' северной широты). Выгруженный вес составил около 3500 тонн. 2 этап - монтаж установки 0К-900 и обслуживающих ее систем и оборудования выполнялся машиностроительным предприятием «Звездочка» и его контрагентами. Работы на машиностроительном предприятии «Звездочка» начаты 12 декабря 1967 года и окончены 20 июня 1970 года. Технический и рабочий проекты ППУ 0К-900 утверждены совместным решением министерств морского флота, среднего машиностроения и судостроительной промышленности СССР № СР-158-67 от 18 мая 1967 года. Основными изготовителями и поставщиками оборудования по ППУ 0К-900 были: 1. Машиностроительный завод (г. Горький) поставил реакторы, вспомогательное оборудование 1-го контура (холодильники фильтров, фильтры), детали трубопроводов, циркуляционные насосы 1-го контура, приводы систем управления и защиты, арматуру 1-го контура (последние 3 позиции в кооперации с 0КБМ) и другое оборудование. 2. Завод «Баррикады» (г. Волгоград) поставил корпуса реакторов, гидрокамер и вспомогательного оборудования, компенсаторы объема. 3. Балтийский завод (г. Ленинград) поставил новые парогенераторы. 4. Ижорский завод (г. Колпино) Ленинградской области поставил заготовки для крышек реактора, корпусов парогенераторов и плиты для биологической защиты. Подготовка производства и монтаж ППУ на машиностроительным предприятии «Звездочка» начались с марта 1967 года. Для оперативного решения возникающих при монтаже вопросов и участия в монтаже сложного оборудования и систем на предприятии «Звездочка» постоянно находились технические специалисты проектанта установки - ОКБМ, проектанта ледокола - ЦКБ «Айсберг», проектантов систем управления, а также других предприятий-контрагентов. Надзор за модернизацией и ремонтом осуществляли представители спецгруппы технадзора Министерства морского флота СССР, специалисты Мурманского морского пароходства и экипаж ледокола «Ленин». Следует отметить, что уже в этот начальный период со стороны ОКБМ, как проектанта ППУ, был усилен контроль за соблюдением требований чертежно-технической документации в части последовательности сборки и обеспечения чистоты контуров, а также за соблюдением технологических требований по защите оборудования и трубопроводов от прожогов при сварке корпусных конструкций и т.п. Для осуществления авторского надзора и оперативного решения вопросов при монтаже и сдаче установок были организованы специальные бригады шефмонтажа, составленные из специалистов разных служб ОКБМ. В связи с этим монтаж ППУ на предприятии «Звездочка» проводился с участием и под техническим руководством группы технической помощи, назначенной главным конструктором ОКБМ (руководитель группы - Э.М. Мельников). В задачу группы технической помощи входило: - авторский надзор по оказанию технической помощи специалистам предприятия «Звездочка» по освоению и выполнению технических требований рабочей конструкторской документации по монтажу оборудования, арматуры и трубопроводов, разработанных ОКБМ; - своевременный вызов специалистов, оперативная выдача необходимых рекомендаций, полученных по телефонной связи с ОКБМ для решения вопросов, возникавших в период монтажа. По обнаруженным нарушениям и отступлениям от документации принимались конкретные решения, согласованные с представителями спецгруппы технадзора Министерства морского флота СССР и ОКБМ. Исходя из производственных возможностей завода «Звездочка», имевшего в наличии краны с максимальной грузоподъемностью 150 тонн, монтаж оборудования блоков биологической защиты и трубопроводов ППУ ОК-900 производился агрегатно-узловым методом, суть которого заключалась в том, что ППУ каждого борта была разбита на 2 основных агрегата, изготавливаемых в цеховых условиях предприятия «Звездочка»: - агрегат № 1 (реактор, 4 гидрокамеры ЦНПК) общим весом 85 тонн; - агрегат № 2 (бак ЖВЗ) общим весом 130 тонн. Наиболее технически сложной задачей явилась сварка толстостенных патрубков корпуса реактора и гидрокамер насосов ЦНПК. Для сварки патрубков корпусов реакторов с патрубками гидрокамер насосов ЦНПК был изготовлен специальный стенд. На этом стенде были установлены опоры под корпусы реакторов и гидрокамер, по конструкции аналогичные штатным. Изготовление агрегатов в заводских условиях позволило более качественно выполнить основные сварные соединения и монтаж элементов основного оборудования ППУ. Изготовление, монтаж и сварка агрегатов № 1 и № 2 и другого оборудования производилось при постоянном участии и авторском надзоре представителей ОКБМ, ЦНИИ КМ «Прометей» и других проектантов и изготовителей оборудования и арматуры. После загрузки агрегата № 1 в агрегат № 2 на ледоколе была произведена приварка изготовленных позднее парогенераторов к агрегату № 1, установка вспомогательного оборудования в агрегат № 2, монтаж трубопроводов и биологической защиты, промывка и гидравлические испытания системы 1-го контура. Работы по изготовлению бака ЖВЗ проводились одновременно с изготовлением блоков верхней биологической защиты, постоянный контроль над качеством выполнения которых осуществляли представители проектанта - ЦКБ «Айсберг». Для комплексной проверки приводов системы СУЗ (приводов стержней аварийной защиты и приводов компенсирующих решеток) совместно с системами управления на предприятии «Звездочка» был сооружен специальный стенд. Изготовленные приводы аварийной защиты и компенсирующих решеток были расконсервированы специалистами ОКБМ и смонтированы на стенде комплексных испытаний в начале сентября 1969 года. После этого были выполнены совместные испытания приводов СУЗ и их систем управления специалистами ЦКБ «Луч», МНИИ «Агат», заводом «Красная Заря» и ОКБМ. В подблочном пространстве были смонтированы все коммуникации первого и третьего контуров, коммуникации ГВД и других систем и закреплены на штатных местах. Качество сварных швов на трубопроводах тщательно контролировалось методами неразрушающего контроля. После монтажа верхних блоков биологической защиты в аппаратном помещении был произведен монтаж арматуры первого контура. Промывка основного тракта первого контура производилась после монтажа коммуникаций и установки блоков верхней биологической защиты. Для промывки использовался специальный промывочный стенд, имевшийся на предприятии «Звездочка». Промывка производилась расходом 1080 м3/ч вместо проектного расхода 1250 м3/ч, т.к. обеспечить проектный расход на существующем стенде не было никакой возможности. Промывка оборудования и коммуникаций первого контура обеих установок была закончена в первой декаде декабря 1969 года. В конце 1969 года началась установка насосов первого контура, выемной части реактора. После загрузки активной зоны и установки крышки реактора были смонтированы приводы СУЗ и ионизационные камеры. Параллельно с изготовлением и монтажом установки ОК-900 шло изготовление и испытание опытных образцов оборудования и систем, которые являлись одновременно и головными образцами (реактор, парогенератор, ЦНПК, приводы аварийной защиты и компенсирующих решеток, системы СУЗ и др.) у изготовителей. Испытания опытовых образцов проводились, как правило, на специальных стендах в ОКБМ и на заводах-изготовителях, которые, в основном, прошли успешно, подтвердив заложенные в проекте характеристики. Исключение составил парогенератор ПГ-18т, разработанный СКБК, испытания которого проводились на специальном стенде Адмиралтейского завода летом 1968 года. Первая неприятность выяснилась при выходе парогенератора на номинальную нагрузку, при которой из-за паразитных перетечек теплоносителя первого контура помимо трубной системы выдаваемый парогенератором перегретый пар не соответствовал спецификационной температуре (238°С вместо 290°С).
Второй недостаток конструкции ПГ-18т был выявлен при проведении режима аварийного расхолаживания, когда основной разъем корпуса с трубной системой «раскрывался», выбрасывая часть теплоносителя 1-го контура в атмосферу. Приемная комиссия, возглавляемая А.И. Брандаусом (ЦКБ «Айсберг»), забраковала изделие. Ситуация осложнялась еще и тем, что заготовки корпусов парогенераторов уже в тот момент находились на станках Ижорского завода, а на предприятии «Звездочка» задерживалось изготовление и монтаж агрегата № 1, куда первоначально предполагалось включить и 4 парогенератора. Поэтому было принято решение агрегат № 1 грузить на заказ без парогенераторов, а монтаж парогенератора и приварку главных патрубков к реактору производить непосредственно на ледоколе.
Для решения возникшей проблемы на Балтийский завод на совещание к главному конструктору Специального конструкторского бюро котлостроения (СКБК) Г.А. Гасанову были вызваны И.И. Африкантов, Ф.М. Митенков, Н.М. Царев, члены межведомственной приемной комиссии А.И. Брандаус, А.К. Следзюк, О.А. Яковлев, представители ЦНИИ ТС. Г.А. Гасанов для выхода из критического положения вынес для рассмотрения проработки узла уплотнения основного разъема корпуса парогенератора с трубной системой с помощью уникального сварного шва вместо уплотнения с помощью медной прокладки. Это требовало создания двух сложнейших приспособлений - станков для срезки и сварки этого сварного шва в случае замены трубной системы после выработки ею своего ресурса. Сначала Г.А. Гасанов отказывался от проектирования этих станков, ссылаясь на отсутствие опыта и специалистов. Но тогда И.И. Африкантов настоял на том, чтобы СКБК, учитывая их вину, нашли контрагентов, которые смогли бы за короткий срок разработать, изготовить, испытать и сдать МВК эти приспособления. В этот же день такой контрагент нашелся в лице Центрального научно-исследовательского института технологии судостроения (ЦНИИ ТС), который впоследствии эту задачу и решил. Надо отдать должное Г.А. Гасанову, который своевременно остановил на Ижорском заводе механическую обработку корпусов парогенератора, чем спас заготовки от брака. СКБК также нашло решение, устраняющее паразитные протечки теплоносителя 1-го контура в парогенераторе помимо трубной системы, приведшие к снижению температуры пара за парогенератором. На совещании все проработки СКБК были утверждены и изменения в конструкции опытного образца парогенератора пошли прямо с ватманов конструкторов в цехе, где в течение двух месяцев парогенераторы были доработаны. Испытания были продолжены и успешно завершены. Параллельно был изготовлен и поставлен на монтаж необходимый комплект парогенераторов, что позволило к сроку закончить монтаж установки ОК-900. К середине апреля 1970 года практически полностью были закончены все работы по монтажу АППУ ОК-900 и ее систем. Работы, выполненные предприятием «Звездочка» по замене на ледоколе «Ленин» атомной установки ОК-150 на установку ОК-900, показали высокую квалификацию персонала завода, как его руководства и инженерного состава, так и рабочих. В связи с тем, что ввод ледокола в строй был приурочен к 100-й годовщине со дня рождения В.И. Ленина, все работы проводились оперативно, при большом творческом энтузиазме всех участников. Уникальнейшая работа в мировой практике судостроения - модернизация атомного ледокола «Ленин» на предприятии «Звездочка» была проведена в предельно сжатые сроки - 38 месяцев. К большому сожалению, главному конструктору этой установки И.И. Африкантову не довелось дожить до того момента, когда 22.04.1970 г. после подъема стержней компенсирующих групп реактор ОК-900 проявил первые признаки «жизни», «задышал» и установка ОК-900 начала свой долгий и успешный путь, который продолжался вплоть до вывода атомного ледокола «Ленин» из эксплуатации в 1989 году. Приемку работ по замене АППУ ОК-150 на головную АППУ ОК-900, комплексные швартовные испытания установки и сдаточные ходовые испытания ледокола «Ленин» произвела межведомственная приемная комиссия, назначенная решением заместителей министров морского флота, судостроительной промышленности и среднего машиностроения от 20 февраля 1970 года под председательством заместителя начальника Мурманского морского пароходства Л.Г. Данилова, представителя от научного руководства Института атомной энергии им. И.В. Курчатова доктора технических наук Н.С. Хлопкина, заместителей председателя комиссии А.Е. Перевозчикова (ЦКБ «Айсберг»), Ю.Н. Кошкина (ОКБМ), Г.Л. Просянкина (машиностроительное предприятие «Звездочка») и 18 членов комиссии - представителей заинтересованных предприятий, организаций и министерств. 16 марта 1970 г. согласно приказу руководителя завода «Звездочка» начались заводские швартовные испытания атомной установки ледокола «Ленин». 20 апреля 1970 года межведомственная комиссия приступила к работе. Она дала высокую оценку качества монтажа установки ОК-900, механизмов, агрегатов, систем комплексной автоматизации и другим работам, выполненным машиностроительным предприятием «Звездочка» и его контрагентами. 23 апреля 1970 года в 2 часа 30 минут был произведен пуск реактора № 2 установки левого борта. Таким образом, задача, поставленная перед создателями, ввести АППУ ОК-900 в действие ко дню рождения В.И. Ленина, была выполнена. Физический пуск реактора № 1 установки правого борта был произведен 1 мая 1970 года.
Физические пуски осуществлялись экипажем ледокола совместно со специалистами Института атомной энергии им. И.В. Курчатова (Ю.В. Кузнецов и др.) и ОКБМ (В.П. Плесков и др.). Вывод реакторов на энергетический уровень мощности был осуществлен: реактора № 1 - 4 мая 1970 года, № 2 - 29 апреля 1970 года. Динамические испытания и анализ результатов производились специалистами Института атомной энергии им. И.В. Курчатова под руководством О.А. Лебедева. Швартовные испытания АППУ при стоянке ледокола у стенки завода производились по программе швартовных испытаний и закончились 18 мая 1970 года. После этого в период с 19 мая по 24 мая 1970 года при переходе ледокола из Северодвинска в Мурманск были проведены ходовые сдаточные испытания по программе ходовых испытаний. На основании результатов проверок в объеме программ швартовных и сдаточных испытаний АППУ ОК-900 с обслуживающими механизмами и аппаратами, а также сопоставления с проектными данными, межведомственная приемная комиссия зафиксировала следующее: 1. Все механическое оборудование ППУ и ПТУ на всех режимах работало надежно как на стоянке ледокола, так и во время качки на ходовых испытаниях. 2. Параметры 1-го и 2-го контуров находились в пределах, предусмотренных проектом, и обеспечивали нормальную работу энергетических установок. 3. В активной зоне был использован принцип саморегулирования, который позволил отказаться от системы автоматического регулирования реактора и упростить управление реактором. Регулирование мощности реакторов, путем изменения расхода питательной воды, происходило нормально во всем диапазоне мощностей установки. 4. Парогенераторы работали нормально, без пульсаций, в энергетических диапазонах мощностей, выдавая в ПТУ перегретый пар спецификационных значений. 5. Установка показала хорошие результаты при испытаниях в режимах расхолаживания с использованием остаточной паропроизводительности. 6. За время испытаний не было обнаружено увеличения радиоактивности над фоновыми значениями как в помещениях ледокола, так и за его пределами в районах стоянок. 7. Впервые в отечественной судовой практике была задействована и успешно функционировала машина централизованного контроля. 24 мая 1970 года атомный ледокол «Ленин» вернулся с ходовых испытаний из Баренцева моря в порт приписки г. Мурманск. С 24 мая по 15 июня 1970 г. оба реактора в связи с докованием и проведением ревизии были выведены из действия. 16 июня был произведен ввод установки в действие и с 18 июня по 20 июня проведен 30-часовой контрольный выход ледокола в море. 20 июня межведомственная комиссия приняла АППУ ОК-900 со всеми обслуживающими ее механизмами и системами, а также все модернизационные работы и ремонт ледокола «Ленин» и передала ледокол для эксплуатации Мурманскому морскому пароходству.
Проведенные швартовные и ходовые испытания показали, что АППУ ОК-900 является совершенной транспортной атомной установкой с характеристиками, существенно лучшими не только в сравнении с АППУ 0К-150, но и с другими атомными установками, отличается повышенной экономичностью, увеличенным ресурсом всего оборудования, повышенной надежностью, улучшенной ремонтопригодностью, легкостью управления и рациональным объемом автоматизации. Впервые в практике судостроения создание АППУ было осуществлено за 6 лет с момента начала проектирования до сдачи судна в эксплуатацию. В числе специалистов ОКБМ, участвовавших в создании ППУ ОК-900 и в модернизации атомохода «Ленин», связанной с заменой ОК-150 на ОК-900, следует отметить коллективы конструкторских, расчетных, технологических и специализированных подразделений, возглавляемых И.И. Африкантовым, A.M. Шаматовым (позднее Г.Ф. Носовым), Ю.Н. Кошкиным, Е.Н. Черномордиком, Н.М. Царевым, Ф.М. Митенковым, О.Б. Самойловым, П.П. Семиным и др. От расчетных подразделений участвовали: П.И. Родин (позднее Г.Ф. Городов), В.М. Будов, В.А. Будников, Л.А. Зверева, В.А. Бабин, Г.М. Глушаков, Б.И. Моторов, А.И. Кирюшин, А.Н. Микишев, Б.И. Коломиец, P.M. Альтерман, Ю.А. Песков, (О.А. Комаров, В.Г. Старцев, Р.В. Строкина, В.Ф. Петухов, В.Н. Жуков, П.И. Обухов, В.А. Панов, Б.И. Шейдин, Ф.В. Боханов и др. От конструкторских подразделений участвовали: З.М. Мовшевич, Ю.К. Панов, В.М. Званцев, Ю.А. Седов, Э.М. Мельников, Д.И. Саянов, Л.М. Кочин, В.И.Лашкин, Ю.В.Занозин,Г.П.Воронкин, А.А. Воронкина, Ю.А. Столяров, Л.Б. Котов, О.А. Яковлев, В.Г. Стародубцев (отдел компоновки и вспомогательного оборудования), СИ. Майзус, Л.И. Петров, А.И. Елисеев, Н.А. Антропов, А.А.Самсонов (отдел реакторов),И.И.Жучков, Р.П. Темнов, Ю.В. Николаев, В.М. Вязьмин, Н.В. Конев, B.C. Горюнов (отдел приводов СУЗ), В.Ф. Ребкало, В.П. Ракитин, И.В. Ерин, Г.И. Усков, В.П. Рябинин, В.А. Маламуд (отдел циркуляционных насосов первого контура), Н.П. Смирнов, В.Л. Белоусов, А.Ф. Самарин (отдел арматуры первого контура), P.M. Крылов, В.Я. Дунцев (позднее Л.К. Новиков), А.П. Лукичев, Н.Т. Шмырев В.И. Ульянов, С.А. Шхиян (технологический отдел), А.И. Леонтьев (позднее Е.Г. Титов), А.И. Юрченко, В.А. Русинов, Ю.П. Фомин, А.Н. Белов, техник А.И. Шаманин, В.Ф. Малов, В.А. Пантелеев, И.С. Крытьев, И.Д. Савелов, B.C. Пронин (отдел автоматики), В.А. Рымаков, Д.В. Каганов, М.И. Михайлов, В.М. Карабанов, Л.Н. Кутьин, Н.Г. Сандлер, Ю.Д. Никшиков, П.В. Рощин, СВ. Саргин, Г.Д. Лычев, СН. Никольский, Е.М. Нестеров, В.П. Плесков, Г.М. Чернышев, В.И. Жариков, Е.Е. Желтков, Е.С Яснев, A.M. Мошкин, Г.А. Галкин (объединенная лаборатория и опытное производство), Ю.Г. Колесников, В.М. Чернов, А.А. Панкратов, Ф.Е. Ковалевский, А.А. Романцов, А.В. Сорокин (металлургическое бюро),В.С. Иванов (позднее А.С. Кулев), В.А. Любов, Р.Ш. Дельман, Е.Ю. Анишев, Н.С Серов, A.M. Мартынов (отдел электрооборудования), В.Р. Сафронов, А.П. Супряткин, И.В.Опришко, В. В. Кривдин, В.В.Алясов, А.И. Быстрое (отдел сварки) и др. От ЦКБ «Айсберг» в тесном сотрудничестве с ОКБМ разработкой ледокола «Ленин» занимались А.Е. Перевозчиков, А.Н. Василевский, А.И. Брандаус, В.Я.Демьянченко, А.В.Чуркин,Р.Ю.Фрейман, С.Г. Лившиц, А.П. Калинин, Г.Д. Климовицкий, Ю.П. Жуков, В.Д. Львов, В.И. Трифоненко, А.В. Широков, В.К. Букреев, А.В. Перминов, Б.А. Горбунов, В.А. Старшинов, Ф.В. Рябинин, Ю.Н. Авик, В.К. Тарасов, А.С. Козлов, В.К. Косенков, A.M. Узбеков, С.Н. Ткачук и др. От СКБК участвовали: Г.А. Гасанов, В.М. Ветров и др. Надзором за строительством ледокола, приемкой оборудования, установки и ледокола в целом занимались представители спецгруппы технадзора Министерства морского флота СССР и экипажа атомного ледокола «Ленин»: А.К. Следзюк, Б.М. Соколов, В.К. Коваленко, A.M. Нецецкий,А.А. Пантелеев, Л.Г. Данилов, М.И. Чухманенко, М.Я. Семин, В.И. Соколов, В.И. Атласов, Ю.С. Пилявец, Н.И. Петров, М.С. Гурьян, СИ. Дождиков, В.В. Каратеев, В.И. Кузнецов, Ю.С. Сидоров, В.Г. Ициксон, В.В. Пугач и др. Следует отметить исключительно большую роль в создании атомного флота А.К. Следзюка, который стоял у самых его истоков. Первый главный механик атомного ледокола «Ленин» А. К. Следзюк, благодаря своему богатому практическому опыту, внес массу предложений по усовершенствованию и более экономичной эксплуатации реакторной и паротурбинной установок, которые решали возникающие при эксплуатации проблемы и легли в основу технических решений установки 0К-900А. От научного руководства Института атомной энергии им. И.В. Курчатова участвовали А.П. Александров, Н.С. Хлопкин, Б.Г. Пологих, Г.А. Гладков, О.А. Лебедев, Ю.В. Кузнецов, Н.В. Потехин, Р.К. Ясновский, В.П. Тарасов и др. От научного руководства ЦНИИ КМ «Прометей» принимали участие Г.И. Капырин, И.В. Горынин, В.В. Ардентов, Ю.Ф. Баландин, Ю.И. Звездин, Г.П. Карзов, Т.И. Иванова, К.М. Иванов и др. Атомный ледокол «Ленин». Второе рождение
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 6063 |