Анализ состояния бюджетной системы моногорода |
Особенность формирования бюджета данного муниципального образования заключается в том, что г. Заполярный входит в состав муниципального района - Печенгский район. Большую часть бюджета города Заполярный в 2007 и 2009 гг. составляли собственные доходы (около 62 и 70% соответственно).В 2008 г. наблюдалось дотационность бюджета, поскольку большую его часть составляли безвозмездные поступления из бюджетов других уровней (54%). В настоящее время установленные Бюджетным кодексом РФ доходные источники закреплены за местными бюджетами на постоянной основе: налог на имущество физических лиц, земельный налог, транспортный налог, часть налога на доходы физических лиц, единого сельскохозяйственного налога и единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, доходы от использования муниципального имущества и аренды земли в границах поселений. Реально же поступающие в бюджет поселения местные налоги в среднем составляли 50-70% от их возможного объёма и не обеспечивали необходимый объем расходов бюджета. Таким образом, задачами политики, проводимой органами местного самоуправления в области доходов местного бюджета, в первую очередь, является увеличение потенциала налоговых и неналоговых поступлений и выявления резервов их роста, а также совершенствования межбюджетных отношений, путем разумного снижения трансфертов от бюджетов высших уровней. Таблица 1 Доходы бюджета г. Заполярный, 2007-2009 гг., тыс. руб.
Рис. 1. Структура собственных доходов г. Заполярный в 2007 г. Рис. 2. Структура собственных доходов г. Заполярный в 2008 г. Рис. 3. Структура собственных доходов г. Заполярный в 2009 г. Основную часть в структуре собственных доходов города Заполярный в среднем составляли доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (в 2007 году 55%, в 2008 и в 2009 гг. - около 46%) и налог на доходы физических лиц ( в 2007 г. 42%, в 2008 - 48,5%, в 2009 - 40%) в общей сумме налоговых и неналоговых доходов. Налог на имущество физических лиц и земельный налог в 2007 г. в сумме составляли 3% в общей структуре собственных доходов бюджета, в 2008 г. - 4,5%, в 2009 - около 7%. То есть наблюдается тенденция увеличения доли налогов на имущество в общей сумме налоговых и неналоговых доходов. Финансовая помощь от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, предоставляется в виде:- дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, которая в 2009 году составила 32 820 тыс.руб. Размер дотации был увеличен по сравнению с 2008 годом на 3 420 тыс.руб. - субсидии, предоставленной в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при исполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. В 2009 году объем субсидий составил 6 526,1 тыс.руб. - Субвенция на осуществление первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты. В 2009 г. составила 1 086,2 тысяч рублей. В условиях финансового и экономического кризиса, ограниченные средства из бюджета направляются в первую очередь на достижение самых приоритетных целей: обеспечение стабильной работы бюджетных учреждений, своевременная и в полном размере выплата заработной платы работникам бюджетной сферы, развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры поселения, организация благоустройства территории поселения, поддержка физической культуры и спорта, а также реализация долгосрочных целевых муниципальных программ. Расходы бюджета г. Заполярный за рассматриваемый период с каждым годом увеличивались. Таблица 2 Показатели исполнения бюджета города Заполярный по расходам, тыс. руб.
Рис. 4. Структура расходов бюджета г. Заполярный в 2007-2009 гг. Не смотря на кризисные явления в стране и в области, резкого сокращения расходов не наблюдается, наоборот, прослеживается тенденция увеличения расходных обязательств. Основная часть расходов направляется на жилищно-коммунальные услуги (с 56% до 66,8%). Произошло резкое сокращение расходов на социальную политику ( в 2007 г. 7,15% в общей структуре, а в 2008 и в 2009 г. уже менее 0,5%), на культуру кинематографию и СМИ (с 10% до 5,5%) В 2007 и в 2008 гг. не выделялись средства из местного бюджета на образование. В 2009 г. сумма расходов по этой статье составила 82,4 тыс. руб. (0,05% от общей суммы расходов). Бюджет моногорода на 2007 год был исполнен с дефицитом в размере 5 603,6 тыс. руб. В 2008 г. - с профицитом в размере 3271,3 тыс. руб. А в 2009 г. снова появился дефицит - 47 943,1 тыс. руб. Муниципальный внутренний долг муниципального образования г.Заполярный на 01 января 2010 года составил 48 000,0 тысяч рублей. Таблица 3 SWOT-анализ состояния муниципального бюджета
Критические риски для исполнения бюджетных обязательств:1. Прямая зависимость от финансового состояния градообразующего предприятия. При ухудшении финансово-экономического состояния градообразующего предприятия и ухудшении его платежеспособности снизится поступление налоговых и неналоговых доходов в местный бюджет, который зависит от деятельности градообразующего предприятия 2. Снижение уровня доходов. Сокращение работников градообразующего предприятия, и увеличение численности безработных. Может привести к снижению доходов по НДФЛ в местный бюджет, доля которого в собственных доходах бюджета составила около 32% процентов в 2009 году. 3. Неисполнение вышестоящими бюджетами обязательств по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджету города Заполярный. Доходы бюджета в 2009 году почти на треть состояли из помощи вышестоящих бюджетов. Невыполнение этих обязательств приведет к большому сокращению расходной части бюджета.
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 4175 |