Берег – промыслу |
Касаткин В.П. (ныне почетный председатель Правления Союза рыбопромышленников Севера), Лапшин И.И. на промысле на БМРТ «Олентуй»Именно под таким лозунгом работали рыбаки и береговые предприятия объединения «Мурманрыбпром» и других флотов в далекие теперь уже восьмидесятые годы. Значительная роль в эффективной работе флота всегда отводилась судоремонту. Не думал, что придется работать в этой отрасли, но жизнь распорядилась по - своему.В 1961 после службы в армии и работы на строительстве Западно-Сибирского алюминиевого комбината приехал в Мурманск. Меня, жителя средней полосы, город поразил своей необычной природой, белыми ночами, своеобразным климатом. Во время службы в армии я получил квалификацию радиста первого класса, но пришлось вначале поработать сварщиком на установке опор для контактной сети на железной дороге. Я и сейчас иногда встречаю свое персональное «клеймо» на старых опорах. В то время был такой порядок, который позволял по клейму определить ответственного за недоработку, если таковая случалась. О море и работе на судах у меня было смутное представление, однако уже в 1962 году, после сокращения кадров в управлении железной дороги, я вспомнил свою армейскую специальность и после дополнительного обучения в ШУКСе (школа усовершенствования командного состава), ушел в море электрорадионавигатором. Вспоминаю бережное отношение к кадрам в эти годы. Инспектор отдела кадров Магда Вениаминовна Козлова, направившая меня на учебу, подтвердила, что на весь период обучения меня поселят в ДМО и будут платить оклад судового радиста. По тем временам это были неплохие деньги. Такое отношение к людям было свойственно в управлении «Мурмансельдь». Уже в должности радиста, начальника радиостанции, первого помощника капитана, я чувствовал поддержку и участие в судьбе каждого моряка. Наверное, это отложило отпечаток и на всю мою жизнь. Когда в 1976 году меня направили на помощь профсоюзному комитету флота, где готовилась летняя компания отдыха детей в Сочи, я, как говорится, пришелся ко двору. Это была совсем не простая формальность организовать отдых и быт более 350 детей и 20 работников лагеря в обычной городской школе г. Сочи. Видя мое заботливое отношение к людям, инструктор профкома Михаил Никитович Ровный предложил мне перейти на работу в профсоюз, а председатель профкома Иванов Геннадий Николаевич, это решение утвердил. Уже работая в профсоюзном комитете, я постоянно сталкивался с проблемами почти 500 работников плавмастерской «Резец». Тогдашние директор мастерской Васин Сергей Григорьевич и его заместитель по воспитательной работе бывший фронтовик Бородин Евгений Алексеевич не давали нам возможности расслабиться.Начальник плавмастерской «Резец» С.Г. ВасинНам приходилось вникать в вопросы быта и отдыха судоремонтников, в организацию питания, доставки работников на другую сторону залива и т.д. Поэтому, когда мне предложили перейти на плавмастерскую в должности первого помощника капитана, я согласился, т.к. знал многих работников и проблемы предприятия. В это же время произошла и смена руководства мастерской. Директором стал Александр Нестерович Гарбарчук. Работать с ним было легко, т.к. ранее мы ходили в море на одном судне и у нас еще в море сложились деловые отношения. Плавмастерская водоизмещением 2985 тонн была поставлена 1 апреля 1957 года на западном берегу Кольского Залива, в районе поселка Три ручья. Такое название не случайно. Водоснабжение поселка было организовано водой из трех ручьев, стекающих самотеком в залив. Здесь же бункеровались водой и промысловые суда перед отходом на промысел. Флот интенсивно пополнялся и уже через три года прибыла еще одна плавмастерская «Резец 2», водоизмещением 773 тонны, а в 1965 году мощности предприятия возросли за счет плавмастерской «Шабер» водоизмещением 1360 тонн. К моему приходу на плавмастерскую это уже был завод с годовой программой около 10 миллионов рублей. На плавмастерской работали около 500 человек. 145 человек насчитывала партийная организация и 44 члена ВЛКСМ. Хоть мы и взялись за работу, но все на заводе напоминало о его первом руководителе - Васине Сергее Григорьевиче. Участник войны, опытный судовой механик, он начал свою флотскую биографию еще в 1939 году. Ходил механиком на траулерах. В 1954 году за освоение круглогодичного промысла в Северной Атлантике был награжден орденом Ленина. К моменту получения первой плавмастерской «Резец» он уже был заместителем начальника управление «Мурмансельдь». Ему, имевшему опыт судового механика и управленца, и было предложено организовать новое для флота дела - судоремонт. Надо отметить, что к тому времени в Мурманске среди флотов произошла некоторая специализация судоремонтных предприятий. Головное предприятие Мурманской судоверфи, в основном занималась судами тралового флота и крупнотоннажным флотом, а первый и второй завод на Абрам мысе - судами среднего класса. Однако мощностей второго завода, а там в основном и стояли в ремонте суда Мурмансельди, катастрофически не хватало. Да еще судоремонт требовался не вообще, а к конкретной дате, когда начиналась путина. Да и после путины суда возвращались, как тогда говорили «пачками» в порт. Поэтому было принято решение большие ремонты продолжать производить на имеющихся мощностях Мурманской судоверфи, а текущие ремонты на своей плавмастерской. Трудностей, порой чисто бытовых, было много. К примеру, не было тогда автобусного сообщения с западным берегом Кольского залива. Вынуждены были один из сейнеров приспособить для перевозки людей из рыбного порта на Три ручья. Но особенно зимой, в те дни, когда над заливом стоял туман, катер не ходил, и тогда работникам приходилось добираться на работу на попутках. А были и случаи, как, к примеру в морозном 1965 году, когда залив замерзал и люди ходили на ту сторону по льду. Потом в целях безопасности лед пришлось разбить ледоколом и переходы пешком прекратились. Плавмастерская «Резец»Однако из года в год росли объемы судоремонта, развивались и сами мастерские, частично переходя на берег. На берегу появились пилорама, складские помещения, котельно-сварочный цех, столовая. Большим подспорьем стали новые бетонные причалы для крупнотоннажного флота, были введены в строй два плавучих дока. Это позволило перейти на ремонт не только малотоннажного но и крупнотоннажных судов. За многие годы работы в мастерских были отремонтированы тысячи судов разного водоизмещения. Только за одиннадцатую пятилетку судоремонтники выпустили досрочно 94 траулера, сэкономив при этом 727 судосуток. Экономия средств составила свыше полутора миллионов рублей. Основу плавмастерской составляли уже кадровые судоремонтники. Заслуженным авторитетом пользовались бригадир радиомонтажников, кавалер двух орденов трудовой славы Ларин Валентин Николаевич, старший мастер корпусно-сварочного участка Петр Леонтьевич Басалаев, слесари Алексей Иванович Харламов, Владимир Николаевич Смирнов и многие другие. Росло мастерство людей, росло и их благосостояние. Это можно было заметить и по тому, что на стоянке личных автомобилей не хватало уже мест, хотя и автобусное сообщение стало регулярным. Историю предприятия делают люди, и на одном из таких примеров хочется остановиться особо. Это главный инженер предприятия Александр Никитович Меретин. Еще, будучи судовым механиком, он всегда стремился облегчить работу моряков через внедрение нового и прогрессивного. Поэтому его запомнили и друзья-механики, специалисты управления как надежного и грамотного группового механика, а преподаватели среднего и высшего мореходных училищ в Мурманске, как одного из лучших заочников этих учебных заведений. Он все делает самостоятельно, не словчит, да и вся жизнь его проходила на глазах всего коллектива, без единого упрека, честно и скромно. Из-за своей скромности, он не пользовался какими-либо благами, которые каждому из нас были положены по закону и по совести. Рабочее время Александра Никитовича не знало границ. Он один из первых приезжал на плавмастерскую и последним уезжал. Были у него и заметные и незаметные дела, но все они шли во благо предприятия и людей. К примеру, всем надоела угольная котельная, изрядно засоряющая территорию, да и воздух поселка. Свыклись с тем, что приходилось ежегодно завозить десятки тонн угля, держать на тяжелой работе около десятка кочегаров. И вдруг люди заметили, что не стало шлейфа черного дыма из трубы котельной. Оказалось, что Александр Николаевич уже поработал над проектом перевода котельной на жидкое топливо, а осуществить проект для работников плавмастерской было делом техники. Стабильными стали поставки тепла и горячей воды для нужд плавмастерской и населения поселка. Таким же образом вырос новый цех для корпусно-сварочного участка, были установлены новые пилорамы, оснащен цех для слесарей-судоремонтников. Показательным явилась работа радиомонтажного участка. Его возглавлял неутомимый рационализатор, умелый организатор и высококвалифицированный специалист Валентин Николаевич Ларин. До этого радиомонтажный участок располагался в деревянном одноэтажном доме, где организовать ремонт современной аппаратуры было сложно. Сами радиомонтажники предложили достроить второй этаж, сами и работали малярами, плотниками, дизайнерами. Перестелили полы, покрасили, составили схему переоборудования рабочих мест, определили какие новые стенды изготовить под современное оборудование судов. При этом новое оборудование не только ремонтировали, но и ежегодно внедряли несколько рационализаторских предложений по совершенствованию работы и оборудования судов. Самые интересные идеи «подбрасывал» бригадир Валентин Николаевич Ларин. Новые стенды позволяли оперативно тестировать судовое оборудование и выдавать неисправности отдельных узлов. Таким образом, в несколько раз сократилось время ремонта и его надежность. Таких стендов в других мастерских еще не было, и часто к нам обращались с просьбой оказать помощь в ремонте оборудования других судов. Только за один год судоремонтники отремонтировали 41 промысловый корабль, причем 15 судов отремонтировали досрочно, что дало 192 суток экономии промыслового времени или равносильно работе одного судна в течении года дополнительно. Здесь был и вклад радиомонтажников. В конце 80-х годов городские власти Мурманска обратились к рыбакам с просьбой снабжать городские специализированные магазины «Нептун» и «Океан» живой рыбой. Нашему коллективу было поручено осуществить эту идею. Определили для этой цели рыболовный сейнер «Доломит». Он должен был ловить рыбу в Баренцевом море на небольших глубинах, аккумулировать ее в специальных емкостях на борту судна, оборудованных установками для подачи воздуха и доставлять в Мурманск. Новинка настолько понравилась мурманчанам, что дополнительные емкости для продажи живой рыбы были оборудованы еще в двух магазинах. Сейчас уже трудно представить, но 1 килограмм живой трески стоял не более 1 рубля и был доступен каждому. Вспоминаю и анекдотичный случай с продажей живой рыбы. Однажды в Мурманрыбпром пришла жалоба от одной покупательницы, что она получила травму от живой зубатки. Оказалось, что она купила зубатку, положила ее в полиэтиленовый пакет, но она выскользнула из пакета и упала на пол. Когда женщина попыталась поднять ее с пола, то рука нечаянно попала в пасть хищницы, а, как известно, у зубатки очень острые и частые зубы, зубатка стиснула челюсти и покупательница оказалась ее пленницей. Надо сказать, что судоремонтники жили не только производственными заботами. Были энтузиасты спортивной, культурно-массовой работы. Начали с переоборудования спортивного зала. Среди энтузиастов весомый вклад внесли комсомольцы моторист Алексей Сырников, плотник Владимир Викторов, трубопроводчик Григорий Решетов. Трудно было определиться, с чего начать? Неприглядным было само помещение, спортивные снаряды обветшали, некоторые вообще пришли в негодность. Энтузиасты стали и строителями и дизайнерами. В ход пошли декоративная рейка, доска, дермантин, краска - и зал стало не узнать, так в нем стало светло и уютно. Помещение поделили надвое: для тенниса и тяжелой атлетики. Своими руками изготовили гантели, штанги, тренажеры для развития мускулатуры, брусья. Часто для изготовления спортивного инвентаря использовались и отходы, отправляемые в металлолом. Приложением к залу стали душевые кабины, музыкальное сопровождение. В оборудованный зал потянулась молодежь. В обеденный перерыв здесь успевала размяться молодежь, вечером работала секция тяжелой атлетики, которой руководил Алексей Сырников. Даже по субботам и воскресеньям, несмотря на отдаленность от города, целые группы работников приезжали заниматься оздоровительной гимнастикой. По просьбе работников в зале появились комплексы «Здоровье», биллиардный стол. Работала секция городков, волейбольная секция. Причем мы смогли договориться с подшефной 23 школой и часть работников занималась спортом в зале этой школы по вечерам. Это было рядом с домом, и многие почти каждый день приходили сюда, даже с семьями. Кроме того, любой судоремонтник имел возможность бесплатно посещать плавательный бассейн в Мурманске. Спорт и оздоровительная гимнастика были не самоцелью, а как элемент укрепления дисциплины, повышения производительности работ. Все это помогло создать на плавмастерской команду, коллектив единомышленников, который преуспевал не только в производственных вопросах но и не оставался безучастным к личным проблемам работников. Как то на плавмастерскую, в партийную организацию поступил тревожный сигнал. В тяжелом состоянии находилась в больнице малолетняя дочь одного рабочего. Нужна была донорская кровь. Первым откликнулся постоянный донор плотник Алексей Депчинский. Доноров срочно доставили в пункт переливания крови, и ребенка удалось спасти. Впоследствии Алексей Депчинский был награжден знаком «Донор Советского Союза». Собрание коллектива ПМ «Резец» перед проведением субботникаФлот Мурманрыбпрома пополнялся судами новых типов и серий и плавмастерская была вынуждена постоянно реагировать на необходимость ремонта нового оборудования, причем зачастую иностранного производства. Еще в 60-х годах в объединение «Мурманрыбпром» стали поступать новые суда из Германии СРТР типа «Океан». В отличие от обычных СРТ они имели лучшие бытовые условия, более мощную силовую установку и уже имели рефрижераторное оборудование. Рефустановки поставлялись из ФРГ. Прошло время и все суда этой серии постепенно приходили на плановый ремонт на нашу плавмастерскую. Возник вопрос и об организации ремонта рефустановок. Взялся за эту работу Виктор Александрович Колесов. Он родился и вырос в Мурманске. Ему не было еще и 7 лет, как грянула война, и отец Александр Алексеевич ушел воевать с белофиннами. Короткая передышка и началась Великая Отечественная война. Работал отец в ту пору в рыбном порту. Он говорил сыну: «Вырастешь, иди работать к нам, здесь рабочие руки нужны». С началом войны семью эвакуировали в Архангельскую область. Семье повезло, отец вернулся с фронта, и семья снова переехала в Мурманск. Но недолгим было семейное счастье. Уже через год отца не стало, сказались фронтовые раны. Пришлось все семейные проблемы возложить на плечи сына. Виктор к тому времени закончил семилетку и пошел работать токарем в механические мастерские рыбного порта. Вся учеба тогда проходила у станка, но учеба давалась легко, да и ответственность за семью давала о себе знать. Потом обычная биография - служба в армии и возвращение в родной коллектив. Понял, что полученных ранее знаний не хватает, пошел учиться в вечернюю школу. Да и в работе всегда рассудительный, неторопливый Виктор был в числе первых. Вскоре Колесова В.А. как одного из перспективных специалистов направили на стажировку в Кельн, изучать рефустановки. За границу мало кто тогда ездил, да еще в ФРГ. У него часто спрашивали, почему тебя отправили на учебу, он пожимал плечами и отвечал: «Так начальство решило». После стажировки его сразу направили на плавмастерскую «Резец». И здесь началась его вторая жизнь. Начиная с 1963 года он стал бессменным бригадиром специалистов по ремонту рефоборудования. Занимал этот коллектив небольшое помещение на плавмастерской, но стоило в него зайти, как сразу было видно, что здесь работает рачительный, заботливый коллектив. Все здесь было разложено по полочкам, каждая деталь имела свое место. Бригадир не умел читать морали, никогда ни на что ни жаловался. Создавалось впечатление, что его снабжали всем необходимым с какого то специального склада. Приходил Виктор Александрович на работу первым, уходил последним и так почти сорок лет! В его работе всегда звучал армейский принцип: «Делай как я». На личном примере базировалась и его работа с молодыми специалистами. Со всеми он держался ровно, говорил только по делу. Его работа по тем временам была заслуженно оценена орденом «Знак Почета». Мне не удалось назвать всех судоремонтников по именам и дать оценку их работы. Я хочу вспомнить слова механиков судов: «Лучше в рейсе, чем заниматься ремонтом судна». И действительно, работу судоремонтника, тяжелую, всегда грязную можно только оправдать самоотдачей, любовью и преданностью. Прошло более десятка лет. Не стало плавмастерской, осиротел западный берег Кольского залива. Сейчас говорят, что его возродит нефтегазовая отрасль. Но кто возродит флот, пансионат «Рыбак Заполярья», детские садики и всю остальную инфраструктуру, которая делала Мурманск городом рыбаков, портовиков и судоремонтников, городом моряков. Иван Лапшин, первый помощник капитана плавмастерской «Резец» Управление «Мурмансельдь» - в воспоминаниях ветеранов
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 3870 |