Проверка |
После таких случаев, когда чудом спаслись моряки, конечно, любые хозяйственные работы с использованием плавсредств - плотов, катеров - у меня, как специалиста, отвечающего за безопасность людей, вызывали тревогу. А на борту тех траулеров, где я находился, старался сам, с помощью матросов выполнить эти работы, потому что за свою морскую жизнь на плавсредствах разного типа мне пришлось сотни раз выполнять разные работы, а в морском деле опыт ничем не заменить. К сожалению, меркантильность, ударившая по душам моряков, когда некоторые судовые специалисты шага не сделают, не посчитав, сколько эта работа должна стоить, нередко у таких людей перерождается в страх, и собрать добровольцев для выполнения сложных морских дел на плотах непросто. На одном из траулеров, где я находился, возникла ситуация, когда заканчивались продукты.Эти продукты, остро необходимые экипажу, находились на траулере, который работал в другом районе. Метеоусловия в районах работы обоих траулеров были неблагоприятные, и на ближайшие сутки по прогнозу погоды изменений не намечалось. Кто-то из экипажа сказал капитану - раз продуктов нет, то и работать не будем. Капитан опытный, со стажем работы в должности более десятка лет, измотанный штормовой погодой и нестабильной промобстановкой, прибежав в рулевую рубку, закатил истерику - бастовать собираются, работы не будет, надо продукты снимать! Ситуация сложилась элементарная - можно было подождать сутки, ловить рыбу в своем районе, где уловы за траление возрастали, по сравнению с участком промысла, где находился траулер с продуктами, подтянуть этот траулер в свой район, дождаться улучшения метеоусловий и потом спокойно выполнить хозработы. Но капитан, не продумав план действий, бросив рыбные места, мчался искать продукты. Выпукло маячили непроизводительные потери промыслового времени по причине психологической неустойчивости капитана. Из опыта я знал - в таких случаях необходимо как можно быстрее решать проблему, иначе работы не будет. По прибытии в район работы траулера, где находились продукты, я связался по радиостанции с капитаном этого судна - оговорили план действий в сложившейся ситуации, после этого я попросил капитана нашего траулера найти добровольца-матроса для плавания под моим руководством на резиновом катере «Орион». Как на фронте штрафники искупали свою вину на передовой, так и здесь - матрос, имеющий дисциплинарные взыскания, согласился участвовать в хозработах, если будет полностью реабилитирован. Море штормило, поэтому добровольцев - более опытных матросов не нашлось. Все шло хорошо. На резиновом катере, управляя веслами - на мотор в могучем флоте денег не нашлось, - мы благополучно доставили первую партию продуктов, перегрузили на борт нашего траулера, потом, на второй ходке, погрузили оставшиеся продукты и снабжение и спокойно удерживали катер носом на волну. Наш траулер проходил нормально, чтобы принять нас к борту с подветренного борта - ничего не предвещало каких-то особых обстоятельств. Когда катер находился вблизи борта траулера примерно на середине длины судна, матрос принял бросательный конец. На борту траулера выбрали носовой фалинь катера - и здесь начались чудеса. Траулер рванулся вперед, началось какое-то непонятное маневрирование. Из-за слабины носового фалиня катер сместило по борту к корме, в район кормового подзора, его начало давить под корпус, и почему-то через некоторое время катер оказался с наветренного борта - ошалелые волны начали его подкидывать, как мячик. Над катером маячил корпус кормового подзора судна. Один удар катера о корпус - и перегруженный снабжением резиновый катер может разорваться мгновенно со звуком выстрела, разлетаясь на куски, - такие случаи в моей практике уже были. Поэтому я и матрос, развернув весла ручками к борту, отталкивались от корпуса судна, порой - руками, плечами, чем угодно, - лишь бы не допустить разрыва катера. Подержав нас под подзором кормы несколько минут, отцы-командиры в рулевой рубке решили - вероятно, хватит шутить с морем, - поставили катер снова с подветренного борта, подтянули на фалине катер к середине траулера, где волновая качка меньше, и, благополучно выгрузив продукты, я и матрос поднялись на борт траулера по штормтрапу, мокрые до нитки, обессиленные. Чаю нам, конечно, никто не предложил. А капитан с крыла рулевой рубки крикнул - зачем поехали, такая погода! Вопрос, мешающий работе, был устранен, и рыбалка пошла. Точно проанализировав режим промысловой работы траулера за эти дни, рыбмастер - любитель экономического анализа, менеджер с высшим образованием - доложил: выполнив работу, мы минимум принесли предприятию доход в десять тысяч долларов США. Стоило ли идти на риск? Конечно, из-за этой цифры не стоило. Но в морской жизни экипажей иногда складывается ситуация, когда необходимы решительные, необычные действия, способные восстановить работоспособность моряков. Эта работа на настроение команды повлияла благоприятно - удалось снять напряженность, связанную с продлением рейса. Через сутки после этой эпопеи спрашиваю у капитана: «Как получилось - обычные обстоятельства маневрирования привели к созданию экстремальной ситуации?» Капитан не растерялся: «Мы хотели проверить, как вы себя поведете». - Какое впечатление? - Да вроде ничего, коль выбрались! Морское братство, Избранные произведения
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 2625 |