Как все начиналось |
Декрет о национализации морского и речного флотов был подписан В.И. Лениным 5 февраля 1918 года. Согласно ему в общенациональную собственность переходили все суда морского и речного флотов частных и акционерных компаний. Так впервые появился государственный водный транспорт, для руководства которым позднее было учреждено Главное управление водного транспорта - Главвод. Декрет о национализации торгового флота был направлен в Архангельск, и с апреля моряки приступили к его исполнению. Были национализированы около 50 морских судов - паровых и парусных. Всё происходило в условиях острой борьбы с сопротивлением частных судовладельцев. В июне 1918 года национализация завершена, и это отмечалось как рождение государственного флота на Севере. 1 августа 1918 года Архангельск был захвачен белогвардейцами и интервентами - войсками США, Англии и Франции. Что нужно было интервентам в нашей стране и в Архангельске? Первым делом новое правительство Чайковского в Архангельске отменило Декрет о национализации торгового флота. Все, кто участвовал в национализации, были схвачены и расстреляны. А войска интервентов двинулись по Северной Двине к Котласу, планируя поход на Москву. В Архангельске интервентов заинтересовало имущество военного назначения, завезённое сюда ещё в Первую мировую войну. Это имущество стали интенсивно вывозить за рубеж: 212 судов, гружённых награбленным добром, ушли в США, Англию и Францию. Флот пароходства таял на глазах, только в Англию угнали 38 лучших грузовых судов. Огромными усилиями Красной Армии к февралю 1920 года интервенты и белогвардейцы были разгромлены. Архангельск освобождён. Моряки снова приступили к организации своего пароходства. К апрелю уже создано управление морского транспорта «Беломортранс», проведена опись оставшихся судов, вторично национализированных молодой республикой. В это время был подписан Декрет Совнаркома о восстановлении пяти крупных портов страны, в том числе Архангельского. По состоянию на 1 августа 1929 года весь флот вновь созданного Северного государственного морского пароходства состоял из двух десятков разнокалиберных судов с численным составом 442 моряка. Что это были за суда, читатель может узнать из отличного фотоальбома Сергея Александровича Спирихина «Суда Северного морского пароходства», изданного недавно в ОАО «Северодвинская типография». Уникальные фотографии рассказывают о зарождении и развитии флота пароходства с первых дней его существования. Вот, к примеру, какие суда достались в наследство молодому пароходству. Пароход «Чижа». Длина около 35 метров, зато труба высотой 10 метров! Но и с таким флотом государственное предприятие смело приступило к осуществлению пятилетних планов строительства социализма. Предвоенные годы были богаты на трудовые инициативы и различные почины. Моряки СГМП шли на любое самое трудное дело ради улучшения экономических показателей флота. Желание реализовать намеченное, трудовой порыв, энтузиазм, способности и возможности каждого работника поддерживались и поощрялись на всех уровнях управления. По инициативе старшего механика парохода «Вятка» Дымского экипаж взял обязательство работать более двух лет без заводского ремонта. По расчётам это сулило значительную экономическую выгоду. Почин сразу был поддержан на флоте и одобрен руководством пароходства. Экипажи пароходов «Сорока», «Софья Перовская», «Рошаль», «Лахта», «Родина», «Крестьянин», «Архангельск», «Онега», «Юшар» взяли аналогичные обязательства. Моряки делом доказывали возможность выполнения принятых обязательств. Пароход «Диксон» во главе с капитаном 0.3. Филатовым впервые за одну летнюю навигацию сделал два рейса в Арктику и обошёлся без ремонта и повреждений. Экипаж парохода «Революционер» (капитан Ф.Д. Панфилов) своими силами разгрузил 5620 тонн груза, чем сократил стоянки в портах и увеличил ходовое время. При этом судно содержалось в хорошем техническом состоянии, деловой и моральный настрой экипажа были высокими. На пароходе «Крестьянин» (капитан СЕ. Никифоров) все арктические грузы выгружала команда. Провели ремонт судна своими силами, полностью отказавшись от заводского. На пароходе «Архангельск» (капитан И.В. Пиир) за год сэкономили 90 тонн угля, 550 кг машинного масла. На всех судах проходила техническая учёба рядового и командного состава, проводились лекции, работали библиотеки, моряки активно читали художественную литературу. Ещё одно знаковое событие предвоенного времени: 27 января 1941 года Наркомат морского флота утвердил Положение о капитане-наставнике. В нём, в частности, говорилось: «Капитан-наставник оставляет судно лишь после того, как экипаж этого судна освоит правильные методы работы и на их основе улучшит эксплуатацию судна. Капитан-наставник назначается Народным комиссариатом морского флота». Вот такой серьёзный статус и солидные обязанности были у капитана-наставника. Что беспокоило моряков в предвоенное время? Прежде всего, простои флота в портах: коэффициент ходового времени составлял 25,6, а стояночного - 74,4. Как говорили в пароходстве, это забота № 1. Потому сами помогали портовикам разгружать суда, стояли на лебёдках, давали стропа, сетки, лишь бы быстрее выгрузиться или загрузиться. Экономия топлива - забота № 2. Буквально все экипажи экономили уголь, мазут, масло. * Строп - приспособление из канатов, тросов, цепей и т. д. для захвата груза и подвешивания его на гак крана или лебёдки при погрузке и выгрузке. Кадры флота - их было недостаточно: по найму если и приходили, то неподготовленные. В какой-то мере выручали студенты морского техникума. Были определённые трудности в комплектовании экипажей. Разные мнения бытовали по поводу морских специалистов и их подготовки. Вот что говорил о кадрах старший механик парохода «Будённый» Б.В. Архангельский: «Ходит мнение, что кадры у нас неважные, но, придя на судно и поработав, я убедился, что на "Будённом", да и на бассейне, кадры стали лучше, чем десять лет назад. Однако комсостав слабо ещё работает над воспитанием рядового состава. Я беседую с каждым товарищем из машинной команды, вижу благотворное влияние на моряков доброго слова поддержки, совета». К мнению уважаемого на флоте стармеха прислушивались многие. Великая Отечественная война, Северные конвои, обеспечение арктических перевозок под бомбами и торпедами - об этом должна быть написана книга, этот особый период ещё ждёт своего исследователя.
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 1591 |