Мурмансельдь - вся моя жизнь, часть 1 |
У каждого человека, прожившего долгую жизнь, есть своя история. Вот и я задумался, как я прожил эту долгую жизнь и удивляюсь: сколько оказалось на моих плечах - и хорошего, и плохого, что порой, кажется, что другой бы и не выдержал такой нагрузки. Но это закалило меня и не случайно, что и в свои 80 лет я еще занимаюсь общественной работой на благо людей и развития нашей многострадальной Родины. Но говоря о своей «маленькой Родине» хочу сказать о ней своими стихами: Родился я там, где и Гоголь, На свет в селе я появился,
Мама все силы приложила, В сороковом пошел я в школу А сорок первый год был страшен, Отец наш с фронта не вернулся, Уже серьезным трудом пришлось заниматься с 1943 года, после освобождения от фашистских захватчиков. Работали по 10-12 часов, как и взрослые, потому что знали что это необходимо для победы над фашистской Германией. В 14 лет вступил в комсомол и по путевке был направлен в Свердловскую область, где и трудился в леспромхозе до призыва в армию. Годы работы в леспромхозе запомнились не только тяжелым трудом, но и другими послевоенными проблемами. Так в 1947 году мне и моим товарищам пришлось выдержать настоящий бой с бандитами, которые пытались ограбить наши продовольственные склады. В этой операции я получил удар ножом, но задержанного мною бандита не отпустил до тех пор, пока не подоспела помощь. За этот поступок я получил благодарность и премию от руководства леспромхоза, а население не осталось без продуктов питания в сложный послевоенный год. Я в леспромхозе был примерным, Девчонки очень меня любили, В те годы служба была серьезным испытанием, но я уже имел разряд по гимнастике, спортивные разряды по другим видам спорта. Моей мечтой была служба на флоте, особенно после того как будучи мальчишкой, я увидел моряка Черноморского флота, моего земляка - Григория. Высокий, стройный, красивый, в клешах по полметра он был как бы рекламой флота, а я с того времени стал носить еще детскую бескозырку. В Свердловске на призывном пункте я обратился к старшему командиру и попросился на флот. «Не вышел ростом» - ответил мне полковник. Тогда на надводный флот ростом меньше 1 метра 73 см не брали. Попросился я в подводники, но группа была уже укомплектована. Так и провалилась моя мечта, и попал я не в водную, а в воздушную стихию. В товарных вагонах, почти около 30 суток везли нас на Дальний Восток в г. Ворошилов-Уссурийск. Там стал я стрелком-радистом, а после курсов оказался вначале в Китае, а потом в Северной Корее, где пришлось оказывать интернациональную помощь. Через полгода нас подбили, Когда в операционную меня привезли, После госпиталя еще несколько лет продолжал службу и закончил ее старшиной эскадрильи в селе Воздвиженка, Приморского края. Перед увольнением получил письмо от брата из Мурманска, в котором он приглашал меня к себе. Брат служил офицером в артдивизионе, но откуда то знал о перспективной организации и посоветовал поступить в управление «Мурмансельдь». Но поступить на работу оказалось непросто. Трижды различные начальники отказывали принять меня матросом, но я услышал, что нужны повара. Пришлось надеть военную форму и прийти на прием к заместителю начальника отдела кадров П.Г.Грохоткову. Я объяснил ему, что в армии был заместителем в летной столовой и меня взяли поваром на 240-й средний рыболовный траулер. Хотя моряки судна и не обижались на мою стряпню, но мне хотелось работать на палубе, и я отстал от очередного рейса. Получил нагоняй от кадровиков, но так как характеристика с судна была хорошая, то меня все-таки направили матросом второго класса на СРТ - 839. Я считал себя крепким парнем и не боялся моря. Однако после получения снабжения в Тюва-Губе, где по традиции мы еще выпили за отход, когда судно вышло из залива, меня сразу вывернуло изнутри. Шутник, третий штурман, одессит, предложил мне зайти на камбуз положить за пазуху самую большую луковицу и ходить с ней. Конечно, это не помогло, но на четвертые сутки все прошло, но я никак не мог приспособиться к стремительной качке на этом маленьком судне и летал от борта к борту. Капитан посоветовал мне перейти в цирк и ходить по проволоке, дескать видно, что море не для тебя. Так продолжалось до тех пор, пока мы не пришли на промысел. Выметали 100 сетей, поводцы были длиной 30 метров, а на сетку попалось до 300 килограмм сельди. Меня поставили на нижние поводцы, работа мне показалась легкой, но затем перешел на подачу рыбы на рыбодел, а это уже тяжелый труд. После первого дня я уже с удовольствием съел борщ, жареную селедку, выпил компот и почувствовал, что силы ко мне вернулись. К сожалению, на судне произошла поломка вспомогательного двигателя и оно вынуждено было идти в порт, а нас двоих матросов передали на соседнее судно СРТ-4182, где не хватало моряков. Капитаном здесь был Забродин Николай Васильевич, отличный промысловик и хороший наставник. Здесь мне пришлось перейти на самую тяжелую работу - вручную вытаскивать сети из-за борта, а затем вытряхивать из них рыбу. Наверно я работал добросовестно, т.к. на десятый день капитан с мостика объявил, что матросу Яценко А.И. присваивается первый класс. Запомнился один из промысловых дней. 14 ноября получили штормовое предупреждение и бросились в авральном порядке выбирать оставшиеся за бортом 96 сетей. Не успели мы еще добраться до сетей, как ураган настиг нас и капитан с мостика закричал «полундра». Я поднял голову и увидел, как на нас движется страшная, темная, бурлящая масса воды. Бежать было уже поздно, и я упал на палубу, прижался к фальшборту, схватился за кольцо, набрал воздуха и ждал волну. Когда воздух закончился, то я всплыл, думая, что нахожусь на судне, а оказался за бортом метрах в 30-40. Сам себе приказал: Саша держись! На волне трудно удержаться, Но я боролся, не сдавался, И матрос бросил в меня круг, Когда подняли меня на борт судна, то спасательный круг, за который я ухватился левой рукой, пришлось отрывать трем морякам, он будто прирос ко мне. А волна наделала много других бед на судне. Все стекла в рубке были выбиты, машинное отделение залило, матросу Ивану Кудасову сломало челюсть на три части и 10 зубов вылетело, матросу Владимиру порвало связки на ногах, боцману повредило руку. Потеряли мы и 96 сетей. Нас тут же поставили к плавбазе, забрали больных, получили все необходимое и рейс продолжался. Закончили рейс мы с победой, Портовую власть запросили, В те далекие пятидесятые годы дрифтерный промысел в Норвежском море был примитивный, поисковых приборов на судах не было, один самописец, который отмечал только глубину моря. Поиск косяков сельди определяли по всплеску планктона и по градиенту воды. Но наши капитаны были опытными промысловиками и по этим признакам не только выполняли но перевыполняли рейсовое задание. Когда пришли в порт Мурманск, нас поставили под выгрузку, выдали аванс, дали всему экипажу отгулы выходных дней. Но я решил использовать время с пользой и поступил на курсы бондарей-купорщиков. Занятия были практические, прямо на рабочих местах и уже через десять дней я получил удостоверение. Решил пойти и дальше. В ШУКСе попросил программу для курсов рыбмастеров, подобрал литературу и ушел с ней в очередной рейс на селедку в Норвежское море. Ночью море как будто дремлет, Сети мечем в вечернее время, День за днем тянем сети вручную, Но бывают уловы большие, Тянут сети матросы вдвоем, Сельдь сачком подаем рыбоделу, На палубе надо трудиться, Этот рейс провели в океане, План мы взяли, хоть трудности были, Управление «Мурмансельдь» - в воспоминаниях ветеранов
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 3187 |