Соглашение профсоюзов, работодателей и правительства Мурманской области |
Соглашение между объединением организаций профсоюзов «Мурманский областной совет профессиональных союзов», региональным объединением работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Мурманской области» и правительством Мурманской области на 2009-2011 годыДоговаривающиеся стороны: Объединение организаций профсоюзов «Мурманский областной совет профессиональных союзов» (далее - «Профсоюзы»), Региональное объединение работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Мурманской области» (далее - «Работодатели») и Правительство Мурманской области (далее - «Правительство»), именуемые в дальнейшем «сторонами», заключили настоящее соглашение, определяющее позиции по основным принципам регулирования социально-трудовых отношений на областном уровне в 2009-2011 годах и совместные действия сторон по их реализации.Стороны в числе приоритетных целей Соглашения в предстоящий период ставят проведение социально-экономической политики, обеспечивающей право работников на достойный труд, социальную и правовую защиту, повышение качества жизни работников и их семей и основанной на эффективной занятости населения, создании условий для повышения профессионализма, конкурентоспособности работников на рынке труда, улучшения демографической ситуации за счет устойчивого развития социальной сферы и реального сектора экономики. Стороны намерены развивать свои взаимоотношения на основе принципов социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, соблюдать в пределах своих полномочий обязательства и договоренности, определенные Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2008-2010 годы. Стороны также считают, что формирование областного бюджета и планов развития организаций на 2009-2011 годы должно осуществляться с учетом обязательств, принятых настоящим соглашением. I. В области экономической политики. 1.1. Стороны: 1.1.1. Стороны считают, что в предстоящий период экономическая политика Мурманской области должна быть ориентирована на реализацию мер, обеспечивающих: - динамичное развитие и повышение конкурентоспособности экономики на основе учета долгосрочных стратегических интересов экономического развития; - приток инвестиций в основной капитал; - утверждение принципов открытой рыночной экономики, развития конкуренции на рынках товаров и услуг; - эффективную защиту прав собственности; - повышение эффективности государственного управления; - заключение соглашений с градообразующими предприятиями Мурманской области, регулирующих их взаимоотношения с Правительством Мурманской области и органами местного самоуправления; - развитие торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с федеральными округами и субъектами Российской Федерации. 1.1.2. Для реализации избранных направлений экономической политики намерены: - проводить взаимные консультации при составлении прогнозов и программ социально-экономического развития области, (в соответствии с согласованным cторонами перечнем показателей согласно Приложению №1); - осуществить меры по защите интересов региональных товаропроизводителей и предпринимателей, информировать общественность о результатах работы в этом направлении; - содействовать проведению активной инновационной и научно-технической политики с целью привлечения инвестиций в экономику области. 1.2. Правительство: 1.2.1. Способствует реализации комплекса мер по поддержке приоритетных отраслей экономики: - проекта освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения, включая строительство портового транспортно-технологического комплекса, газопровода Териберка – Волхов, газификацию Мурманской области; - проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла»; - национального проекта «Развитие АПК» и «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», в т.ч. освоения новых альтернативных источников энергии, новой технологии заготовки кормов, улучшения породного состава скота и птицы. 1.2.2. Содействует реализации инвестиционных проектов по освоению новых месторождений полезных ископаемых в горнопромышленном комплексе: - апатит-нефелиновых руд «Олений Ручей»; - платиноидов «Фёдорова Тундра»; - ильменит-титаномагнетитовых руд «Юго-Восточная Гремяха»; - хромовых руд «Сопчеозерское». 1.2.3. Осуществляет проведение структурных реформ и содействует модернизации отраслей экономики, в том числе оказывающих социальные услуги: - динамичное развитие туристической инфраструктуры, а именно введение в эксплуатацию новых и реконструкцию существующих объектов с целью увеличения их пропускной способности (гостиницы, развитие горнолыжного комплекса в Хибинах); - увеличение притока иностранных и российских инвестиций в сферу туристической индустрии; - совершенствование торговли и сферы услуг, усиление позиций организованного рынка. 1.2.4. Принимает меры по совершенствованию нормативного правового регулирования, направленного на повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти: - подготовит и внесет на рассмотрение Мурманской областной Думы законопроект «О государственно-частном партнерстве в Мурманской области»; - обеспечит реализацию долгосрочной целевой программы «Повышение качества государственного управления социально-экономическим развитием Мурманской области на 2008-2010 годы». 1.2.5. Создает условия и стимулы для модернизации и диверсификации производства товаров и услуг: - для стимулирования предложения товаров, развития конкуренции и инфраструктуры торговли, в том числе в рамках реализации региональной программы «Развитие конкуренции на продовольственном рынке Мурманской области» на 2008-2011 годы; - по сохранению тенденции по продвижению отечественных товаров на потребительский рынок, особенно товаров продовольственной группы. 1.2.6. Обеспечивает выполнение мероприятий долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Мурманской области» на 2009-2011 годы, в том числе: - предоставление государственной финансовой, информационной, имущественной, консультационной поддержки субъектам малого и среднего бизнеса и субсидирование процентной ставки по кредитам, привлекаемым субъектами малого предпринимательства; - развитие Мурманского регионального инновационного бизнес-инкубатора в г. Апатиты, создание его филиалов в городах и районах области; - проведение конкурсов по отбору программ и проектов для финансирования за счет средств областного бюджета. 1.2.7. Обеспечивает развитие региональной инновационной инфраструктуры, в том числе: - центров трансфера технологий в городах Апатиты и Мурманск; - развитие технопарка в г.Апатиты и в п.Алакуртти. 1.2.8. Осуществляет проведение анализа состояния экономики Мурманской области и ее соответствия параметрам Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года. Разрабатывает Стратегию экономического развития Мурманской области на период до 2025 года. 1.2.9. Организует проведение мониторинга Программы социально-экономического развития Мурманской области на период 2009-2013 годы. 1.2.10. Осуществляет контроль выполнения Соглашений о социально-экономическом сотрудничестве между Правительством Мурманской области и ОАО «Кольская ГМК», ОАО «Апатит», ЗАО «МХК» «ЕвроХим», ОАО «Олкон», ОАО «Российский железные дороги». 1.2.11. Обеспечивает дальнейшую реализацию целевых программ: - долгосрочной целевой программы "Улучшение демографической ситуации в Мурманской области" на 2007-2010 годы; - долгосрочной целевой программы "Социальное развитие села Мурманской области" на 2009-2012 годы; - ведомственной целевой программы "Развитие прибрежного рыбохозяйственного комплекса Мурманской области на 2009-2011 годы"; - ведомственной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов в Терском районе Мурманской области на 2007-2009 годы"; - ведомственной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов в Мурманской области на 2009-2010 годы"; - долгосрочной целевой программы "Развитие инвестиционной деятельности в Мурманской области" на 2007-2010 годы; - долгосрочной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения и снижение дорожно-транспортного травматизма в Мурманской области» на 2009-2012 годы. 1.3. Профсоюзы: 1.3.1. Развивают конструктивные отношения областных профсоюзных организаций с исполнительными органами государственной власти Мурманской области, органами местного самоуправления по вопросам: - социального развития и создания условий для самореализации граждан, повышения благосостояния населения; - совместной разработки и реализации социальных программ, в том числе программ поддержки работников при реструктуризации и реорганизации организаций. 1.4. Работодатели: 1.4.1. Содействуют экономическому росту и повышению конкурентоспособности экономики посредством внедрения мероприятий по энергосбережению, рациональному использованию природных ресурсов и технологической модернизации. 1.4.2. Осуществляют мониторинг финансового состояния членских организаций и их платежеспособности, в случае необходимости разрабатывают и реализуют меры по обеспечению стабильной работы указанных организаций. 1.4.3. Исходя из принципов социальной ответственности работодателей и работников, стимулируют участие работников в реализации мероприятий социально-экономического развития организаций, предусмотренных коллективными договорами. 1.4.4. При формировании органов управления организаций всех форм собственности включают в их состав представителей действующих первичных организаций профсоюза. 1.4.5. Вносят предложения, участвуют в разработке и принимают меры по реализации различных целевых программ развития приоритетных отраслей экономики (организаций). 1.4.6. Оказывают методическую и консультационную помощь малому и среднему бизнесу во всех видах экономической деятельности. 1.4.7. В целях дальнейшего развития малого предпринимательства, распространения опыта работы лучших субъектов малого предпринимательства области ежегодно принимают участие в областном конкурсе «Предприниматель года». II. В области доходов, заработной платы и уровня жизни населения. 2.1. Стороны: 2.1.1. Проводят согласованную политику по обеспечению роста реального содержания заработной платы, превращения ее в основной и надежный источник доходов для обеспечения достойной жизни работнику и его семье. Создают условия для самореализации граждан.
2.1.2. Содействуют равной ответственности работодателя перед работниками по своевременной выплате заработной платы и перед государством по налогам и другим обязательным платежам. 2.1.3. Разрабатывают совместные действенные меры по защите материальных прав работников в случае неплатежеспособности работодателя, в первую очередь, по возврату долгов по заработной плате и своевременной выплате текущей заработной платы. 2.1.4. Способствуют усилению роли договорного регулирования оплаты труда на всех уровнях социального партнерства и повышению ответственности сторон за невыполнение принятых на себя обязательств. 2.1.5. При переговорах по различным элементам социальной политики ориентируются на обеспечение в семьях среднедушевого дохода не ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного на территории Мурманской области. 2.1.6. Рассматривают не реже двух раз в год на заседаниях областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений положение дел по восстановлению реального содержания доходов и изменению уровня жизни групп населения с наименьшими доходами. 2.1.7. Всесторонне содействуют обеспечению государственных гарантий населению Мурманской области, предусмотренных Трудовым Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», законами и нормативными правовыми актами Мурманской области. 2.1.8. Публикуют в средствах массовой информации сведения о руководителях организаций, не выполняющих своих обязательств по заработной плате перед работниками. 2.1.9. Организуют совместно с профсоюзными комитетами организаций трудовые соревнования, конкурсы профессионального мастерства на звание «Лучший по профессии». Предусматривают в конкурсах номинации «Лучший молодой рабочий по профессии», «Лучший молодой специалист». 2.2. Правительство: 2.2.1. Осуществляет введение систем оплаты труда работников государственных областных учреждений Мурманской области с учетом ежегодных Единых рекомендаций по системе оплаты труда работников организаций бюджетной сферы, разрабатываемых Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений и соответствующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации об установлении систем оплаты труда работников федеральных учреждений. 2.2.2. Ежеквартально осуществляет мониторинг показателей уровня жизни населения Мурманской области (денежные доходы, заработная плата, пенсии, пособия, прожиточный минимум, уровень бедности и др.). Реализует меры по достижению в 2011 году: - повышения реальных денежных доходов населения в 1,3 раза (к уровню 2007 года); - снижения удельного веса «бедного» населения (с доходами ниже величины прожиточного минимума) до 10-11% от общей численности населения. 2.2.3. С целью соблюдения трудовых прав работников совершенствует деятельность межведомственной комиссии по контролю за своевременной и в полном размере выплаты заработной платы. 2.3. Профсоюзы: 2.3.1. Принимают участие в работе над законодательными и иными нормативными правовыми актами по вопросам оплаты труда и уровня жизни населения. 2.3.2. Проводят учебу профсоюзного актива по вопросам контроля за соблюдением трудового законодательства и предоставлением государственных гарантий для северян. 2.3.3. Добиваются включения в коллективные договоры обязательств работодателей: - по установлению размера минимальной заработной платы не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения Мурманской области; - по выплате денежной компенсации заработной платы в случае ее задержки; - в случаях простоя по причинам, не зависящим от работника и работодателя, предусматривать оплату времени простоя из расчета не менее 2/3 средней заработной платы работника. 2.4. Работодатели: 2.4.1. Последовательно осуществляют меры, направленные на увеличение минимального размера оплаты труда в организациях внебюджетного сектора экономики до величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в Мурманской области. 2.4.2. Не допускают применения нетрадиционных видов оплаты труда (натуральных выдач, «серых» схем оплаты труда) за счет снижения размеров основной заработной платы. 2.4.3. Производят индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен. Положения о порядке и размерах индексации включают в коллективные договоры. Обеспечивают дополнительное вознаграждение, выплачиваемое работникам (за исключением работников, получающих оклад), за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, в размере не менее среднедневного заработка, исчисленного из размера минимальной заработной платы в Мурманской области. 2.4.4. Обеспечивают своевременную выплату заработной платы в организациях независимо от формы собственности и источников финансирования и предусматривают в коллективных договорах: - вопросы регулирования трудовых отношений в случаях задержки выплаты заработной платы; - долю тарифной части (оклад, тарифная ставка, сдельный заработок с учетом процентных надбавок и районного коэффициента за работу в районах Крайнего Севера) в составе заработной платы не менее 60%. 2.4.5. Создают за счет динамичного развития экономики и модернизации производства товаров (услуг) условия для повышения качества жизни работников. 2.4.6. Предоставляют профсоюзам и Правительству необходимую информацию (не реже одного раза в год): - о выполнении условий коллективных договоров (соглашений); - по иным вопросам социально-трудовых отношений. Развивают практику подготовки организациями социальных (нефинансовых) отчетов. 2.4.7. В случае приостановки работы в связи с задержкой выплаты заработной платы признают такое прекращение работы простоем по вине работодателя. 2.4.8. При заключении коллективных договоров сохраняют достигнутый ранее уровень социальных гарантий и льгот, предоставляемых работникам. III. В области развития рынка труда и содействия занятости населения. 3.1. Стороны: 3.1.1. Способствуют: - cозданию экономических условий для развития предпринимательства и самозанятости; - сокращению теневой занятости населения, стимулированию легализации заработной платы; - созданию новых рабочих мест организациями малого бизнеса. 3.1.2. Считают при проведении конкурсов инвестиционных проектов одним из важнейших критериев их оценки создание (сохранение) рабочих мест. 3.1.3. Содействуют реализации целевой программы кадрового обеспечения стратегии экономического развития в целях: - повышения возможности для населения Мурманской области в получении доступных видов и уровней профессионального образования, соответствующих требованиям рынка труда; - формирования региональной государственной системы профессионального образования, адекватной кадровой структуре экономики и социальной сферы Мурманской области; - повышения социально-экономической устойчивости региона за счет гарантированного обеспечения экономики и социальной сферы Мурманской области кадрами рабочих и специалистов. 3.1.4. Для улучшения качества подготовки выпускников и повышения их конкурентоспособности информируют учреждения профессионального образования о потребностях рынка труда. 3.1.5. Разрабатывают программу экстренных мер по стабилизации положения в случае возникновения критической ситуации на рынке труда. Считают критериями массового высвобождения работников: - ликвидацию предприятия любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и более человек; - сокращение численности или штата работников в количестве 30 % для предприятий с численностью работающих до 50 человек; - сокращение численности или штата работников в количестве: - 50 и более человек в течение 30 календарных дней; - 200 и более человек в течение 60 календарных дней; - 500 и более человек в течение 90 календарных дней; - увольнение работников в количестве 1% общего числа работающих в связи с ликвидацией предприятий либо с сокращением численности или штата в течение 30 календарных дней на территориях с общей численностью занятых менее 5 тысяч человек. 3.1.6. Информируют население о состоянии рынка труда, о возможностях трудоустройства и профессионального обучения, активных формах содействия занятости. 3.1.7. Принимают меры для предотвращения нелегального привлечения и использования иностранной рабочей силы, осуществляют контроль за ее использованием. 3.1.8. Обеспечивают приоритетное привлечение граждан Российской Федерации при заполнении вакантных мест. 3.1.9. Содействуют созданию временных рабочих мест для подростков и студентов в каникулярное время. 3.1.10. Содействуют развитию социально-значимых работ с привлечением средств организаций. 3.2. Правительство:
3.2.1. Предусматривает при разработке областной программы содействия занятости населения мероприятия по приоритетным направлениям развития рынка труда, трудовой миграции, прохождения гражданами альтернативной гражданской службы, организации трудоустройства инвалидов, занятости граждан, находящихся под риском увольнения. 3.2.2. В 2009-2010 годах считает предельно допустимым уровень официально зарегистрированной безработицы по области не более 2,2 % к экономически активному населению. Обеспечивает к 2011 году сокращение уровня регистрируемой безработицы до 1,5 - 1,8 % к экономически активному населению. 3.2.3. Содействует: - занятости женщин, нуждающихся в социальной защите; - организации временной занятости молодежи, в том числе детей-сирот, детей-инвалидов, детей, состоящих на учете в органах внутренних дел и особо нуждающихся в социальной защите; - обеспечению занятости выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования. 3.2.4. Использует экономические рычаги в области налоговой, бюджетной и кредитной политики для стимулирования работодателей, участвующих в создании новых рабочих мест, а также содействующих обеспечению занятости граждан, нуждающихся в государственной социальной помощи.
3.2.5. Совершенствует услуги государственной службы занятости населения, предоставляемые гражданам и работодателям, осуществляет формирование регистра получателей государственных услуг в сфере занятости населения, включающего сведения о гражданах и работодателях, обратившихся в органы службы занятости населения; 3.3. Профсоюзы: 3.3.1. Оказывают бесплатную консультационную и правовую помощь профсоюзным организациям, членам профсоюзов по вопросам трудового законодательства, занятости и охраны труда. 3.3.2. Добиваются включения в коллективные договоры и соглашения мероприятий, направленных на сохранение и увеличение количества рабочих мест, переподготовку высвобождаемых работников, предоставление им льгот и компенсаций сверх установленных законодательством, а также мероприятий по профессиональному обучению и повышению квалификации работников, в том числе за счет внутрипроизводственного обучения персонала. 3.3.3. Создают молодежные комиссии и советы молодых специалистов при профкомах. 3.3.4. Осуществляют контроль за соблюдением законодательства о занятости населения и нормативных актов Правительства Мурманской области в области занятости населения. 3.3.5. Принимают участие в работе координационных комитетов содействия занятости населения через своих представителей в городах и районах. 3.4. Работодатели: 3.4.1. Не допускают массового сокращения работников. В случае его угрозы информируют профсоюзы, органы государственной службы занятости населения по Мурманской области не менее чем за три месяца и совместно разрабатывают меры, направленные на уменьшение численности работников, подлежащих увольнению. 3.4.2. Осуществляют содействие в трудоустройстве населения путем предоставления в территориальные органы государственной службы занятости населения информации о вакансиях и потребности в заполнении новых (дополнительных) рабочих мест. 3.4.3. Предусматривают в коллективных договорах, отраслевых соглашениях обеспеченные финансированием мероприятия: - по созданию и функционированию на предприятиях систем подготовки и переподготовки кадров; - по переподготовке высвобождаемых работников до наступления срока расторжения трудового договора; - по предоставлению высвобождаемым работникам льгот и компенсаций дополнительно к установленным законодательством; - по повышению квалификации и росту профессионального мастерства кадров. 3.4.4. Обеспечивают высвобождаемым работникам организаций-банкротов преимущественное право трудоустройства на вновь образованных на базе имущества этих организаций рабочих местах. 3.4.5. Оказывают содействие органам управления образованием, учреждениям профессионального образования при определении: - профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров; - технологий и содержания обучения, профессиональной подготовки и переподготовки. 3.4.6. Принимают участие в итоговой аттестации выпускников учреждений профессионального образования. 3.4.7. Выделяют рабочие места для прохождения производственной практики учащимся и студентам учреждений профессионального образования с учетом профиля предприятия. 3.4.8. Совершенствуют систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, предусматривают в коллективных договорах выделение средств на эти цели, разрабатывают планы развития персонала. 3.4.9. Заключают договоры о сотрудничестве с профессиональными училищами, профессиональными лицеями о подготовке в течение не менее трех лет молодых квалифицированных специалистов, согласовывают заявки по профессиям на каждый календарный год. 3.4.10. Оказывают поддержку учреждениям профессионального начального образования в развитии материально-технической базы, в проведении производственной практики, стажировки преподавателей. 3.4.11. Устанавливают доплату к заработной плате мастерам производственного обучения, к стипендиям учащихся профессионального начального образования. 3.4.12. Предусматривают в коллективных договорах предоставление работникам, в период действия предупреждения о предстоящем высвобождении в связи с сокращением численности или штата, не менее одного рабочего дня в неделю (либо восьми часов в общей сложности в разные дни недели) с сохранением средней заработной платы для поиска нового места работы. 3.4.13. Создают рабочие места и обеспечивают выполнение квот рабочих мест для трудоустройства инвалидов. 3.4.14. Участвуют в профориентационных мероприятиях, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий, востребованных на рынке труда в регионе, среди учащейся молодежи. 3.4.15. Инициируют предпринимательскую деятельность среди молодежи. 3.4.16. Перед принятием решения о введении режима неполного рабочего времени работодатель предоставляет в выборный орган первичной профсоюзной организации документы, подтверждающие необходимость принятия данного решения. IV. В области социального страхования, социальной защиты, отраслей социальной сферы. 4.1. Стороны: 4.1.1. В целях формирования современной и эффективной системы обязательного социального страхования работающих граждан на основе страховых принципов, создания условий для развития добровольного страхования стороны принимают на себя следующие обязательства: - продолжить совместное участие в работе по реформированию системы обязательного социального страхования в части установления реальных механизмов участия субъектов страхования в формировании и управлении страховыми средствами, контроле за их целевым расходованием, в том числе на региональном уровне;тствии с нормами Закона Мурманской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» - в пределах своей компетенции участвовать в рассмотрении проектов законодательных актов о повышении уровня замещения трудовой пенсией утраченного заработка работника и его доведения до норм, рекомендуемых Международной организацией труда; - определить и реализовать меры, направленные на обеспечение государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, включая повышение эффективности использования ресурсов здравоохранения и доступности медицинских услуг; - способствовать разработке и принятию новой редакции Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании», предусматривающей страхование лекарственного обеспечения застрахованных лиц; - ежегодно заслушивать информацию Министерства здравоохранения Мурманской области, Мурманского территориального фонда обязательного медицинского страхования, Мурманского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о результатах дополнительной диспансеризации работающих граждан и проведения углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными или опасными производственными факторами (не позднее первого квартала года, следующего за отчетным). 4.1.2. Обеспечивают своевременное финансирование организации летнего отдыха детей. Завершают основные переговоры по организации летнего отдыха детей не позднее 01 февраля ежегодно. 4.1.3. В первоочередном порядке организуют отдых и оздоровление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из малообеспеченных семей, детей с девиантным поведением, одаренных детей. 4.1.4. В пределах полномочий принимают участие и осуществляют контроль за реализацией приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения и образования. 4.1.5. Участвуют в разработке и реализации социальных программ и проектов, в грантовой поддержке общественных инициатив для решения социально-значимых проблем населения области. 4.1.6. Содействуют развитию ипотечного кредитования, различных форм привлечения в жилищное строительство кредитных ресурсов и средств населения области. 4.1.7. Обеспечивают необходимые условия и правовую поддержку мер по ликвидации дискриминации и защите прав работников из числа ВИЧ - инфицированных, а также для проведения профилактических мер против ВИЧ/СПИДа на рабочих местах. 4.2. Правительство: 4.2.1. Совершенствует механизм оказания адресной социальной помощи малоимущим гражданам в соответствии с нормами Закона Мурманской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан». 4.2.2. Обеспечивает реализацию Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Мурманской области бесплатной медицинской помощи и иных ведомственных целевых медико-социальных программ. 4.2.3. Совершенствует порядок поэтапного введения нормативного финансирования образовательных учреждений. 4.2.4. Сохраняет на уровне, не ниже достигнутых, объемы финансирования некоммерческих организаций, клубов и центров, ведущих работу с детьми, подростками, молодежью по месту жительства. 4.2.5. Способствует сохранению сети учреждений дополнительного образования, спортивных, социально-культурных объектов. 4.2.6. Не допускает необоснованного закрытия, перепрофилирования под иные цели и продажи в счет долгов социально-культурных, медицинских и образовательных учреждений. 4.2.7. Принимает меры для недопущения отключения в жилых домах (независи мо от вида жилищного фонда), организациях и учреждениях, финансируемых из бюджетов соответствующих уровней, отопления (в период отопительного сезона), канализации и водоснабжения из-за задолженности организациям - поставщикам услуг. 4.2.8. Осуществляет регулярный контроль за организацией питания в детских дошкольных учреждениях, образовательных учреждениях разного уровня, учреждениях здравоохранения. 4.2.9. Обеспечивает поддержку профессиональных и самодеятельных творческих коллективов, принимающих участие в культурной жизни области, в пределах предусмотренного бюджетного финансирования. 4.2.10. В пределах своей компетенции обеспечивает своевременную выплату стипендий и социальных пособий учащимся учебных заведений среднего профессионального образования. 4.2.11. Организует совместно с Мурманским территориальным фондом обязательного медицинского страхования и с Мурманским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации дополнительную диспансеризацию работающих граждан в рамках национального проекта «Здоровье». 4.3. Профсоюзы: 4.3.1. Взаимодействуют в использовании объектов социальной сферы, находящихся на балансе организаций. 4.3.2. Рекомендуют при разработке и утверждении формы расчетного листка о составных частях заработной платы включать в него сведения о размере страховых взносов на обязательное пенсионное страхование работника и перечислении их в Пенсионный фонд. 4.3.3. Осуществляют контроль: - над предоставлением в Пенсионный фонд Российской Федерации индивидуальных сведений о пенсионных страховых взносах в отношении работников, увольняемых в связи с ликвидацией предприятия или сокращением штата; - над правильностью наименования профессий и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии. 4.3.4. Рекомендуют при заключении коллективных договоров предусматривать средства на оплату медицинского обследования и, при наличии медицинских показаний, лечения работников. 4.3.5. Добиваются включения в коллективные договоры обязательств работодателей: - по защите пенсионных прав работников в соответствии с Законом «О трудовых пенсиях в РФ»; - по предоставлению вышедшим на пенсию работникам и их семьям дополнительных социальных гарантий. 4.3.6. Оказывают содействие работодателям в организации проведения дополнительной диспансеризации и углубленных медицинских осмотров работников согласно предусмотренным планам-графикам, а также дополнительной иммунизации, проводимых в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье». 4.4. Работодатели: 4.4.1. Обеспечивают своевременное и полное перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды. 4.4.2. Предусматривают в коллективных договорах и локальных нормативных актах организаций: - средства на частичную оплату путевок в детские санатории и оздоровительные лагеря; - заключение договоров добровольного медицинского страхования, а также дополнительного пенсионного обеспечения работников. 4.4.3. Принимают участие в реализации программ социальной помощи. 4.4.4. Осуществляют меры по сохранению функционального значения, хозяйственному содержанию, охране, ремонту и оборудованию детских оздоровительных лагерей, детских дошкольных учреждений, объектов культуры и спорта, жилищного фонда, находящихся на балансе организаций. 4.4.5. Изыскивают финансовые средства для предоставления субсидий на приобретение жилья работникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Предусматривают в коллективных договорах (при наличии финансовой возможности) компенсацию части затрат работников в погашении ипотечных кредитов, а также кредитов на приобретение жилья. 4.4.6. Обеспечивают сохранность документов по личному составу, служащих основанием для начисления пенсий и льгот, до передачи их на государственное хранение. Своевременно предоставляют в Пенсионный фонд РФ индивидуальные сведения о работниках, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение, об их стаже по определенной профессии или должности и заработке для начисления и выплаты досрочной пенсии. 4.4.7. Создают условия для адаптации на производстве молодых специалистов, для организации производственной практики обучающихся в учреждениях профессионального образования, а также необходимые условия для проживающих в общежитиях. 4.4.8. Обеспечивают прохождение работниками учреждений и организаций дополнительной диспансеризации, углубленных медицинских осмотров, согласно предусмотренным планам-графикам, а также дополнительной иммунизации, проводимых в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье». 4.4.9. С учетом изменений налогового законодательства реализуют меры, направленные на участие в компенсации расходов работников на медобслуживание, формирование пенсий и образование. V. В области защиты трудовых прав, охраны труда, промышленной и экологической безопасности. 5.1. Стороны: 5.1.1. Развивают и совершенствуют нормативную правовую базу регулирования вопросов охраны труда, системы управления охраной труда, социальной защиты от профессиональных рисков и охраны окружающей среды. Осуществляют совместный контроль и эффективное взаимодействие в области охраны труда, промышленной, экологической безопасности и здоровья при участии всех социальных партнеров на любом уровне. 5.1.2. Рассматривают защиту прав работников на сохранение жизни и здоровья как приоритетное направление сторон соглашения. 5.1.3. Обеспечивают через областную межведомственную комиссию по охране труда и координационные советы на местах целенаправленную единую политику в области создания безопасных условий труда, охраны окружающей среды, предупреждения профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве. 5.1.4. Разрабатывают региональные мероприятия, обеспечивающие промышленную безопасность опасных производственных объектов в период проведения массовых акций протеста и забастовок. 5.1.5. Обеспечивают полную и достоверную информированность населения о состоянии условий труда, производственного травматизма и экологической обстановки в области. 5.1.6. Содействуют дальнейшему развитию региональных учебных центров охраны труда. 5.1.7. Развивают и совершенствуют систему обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных работников за счет внедрения новых прогрессивных форм обучения, с учетом отраслевой специфики. 5.2. Правительство: 5.2.1. Осуществляет государственную экспертизу условий труда, в том числе в целях оценки качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. 5.2.2. Обеспечивает выполнение ведомственных целевых программ по улучшению условий и охраны труда в Мурманской области. 5.2.3. Проводит работу по организации обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов области, в том числе руководителей и специалистов малого и среднего бизнеса. 5.2.4. Оказывает консультационную и методическую помощь гражданам и организациям по вопросам трудового законодательства и охраны труда. 5.3. Профсоюзы: 5.3.1. Осуществляют общественный контроль за соблюдением законных интересов работников в области охраны труда и окружающей среды силами технических инспекций труда профсоюзов, уполномоченных (доверенных) лиц профсоюзных комитетов 5.3.2. Содействуют проведению аттестации рабочих мест по условиям труда и принимают участие в работе аттестационных комиссий. 5.3.3. Организуют проведение консультаций и обучения по вопросам охраны труда и природоохранному законодательству работодателей и уполномоченных профкомов по охране труда. 5.3.4. При реорганизации, ликвидации предприятий, сокращении численности или штата ведут переговоры по соблюдению трудовых прав и интересов работников. 5.4. Работодатели: 5.4.1. Обеспечивают в организациях здоровые и безопасные условия и охрану труда. 5.4.2. Принимают меры по соблюдению природоохранного законодательства, организации переработки и обезвреживания промышленных и бытовых отходов, безаварийной работы природоохранных сооружений. 5.4.3. В организациях с численностью более 100 человек, осуществляющих производственную деятельность, содействуют созданию служб охраны труда или вводят должность специалиста по охране труда, а в организациях с численностью до 100 человек – обеспечивают заключение договоров со специалистами или организациями, оказывающими услуги в области охраны труда. 5.4.4. Создают условия для осуществления контроля уполномоченными (доверенными) лицами профсоюзных комитетов, профсоюзными органами, техническими инспекциями труда за соблюдением законодательных и других нормативных актов по охране труда и окружающей среды. 5.4.5. Включают представителей профсоюзных организаций, технических инспекций труда профсоюзов в комиссии, принимающие вводимые в эксплуатацию и реконструируемые производственные объекты. 5.4.6. Проводят в установленные сроки аттестацию рабочих мест. Разрабатывают по итогам аттестации и осуществляют мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников. 5.4.7. Обеспечивают работников сертифицированными средствами индивидуальной защиты от воздействия вредных и опасных производственных факторов. 5.4.8. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях: - компенсации, дополнительно к установленным законодательством, работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда; - оплату рабочего времени уполномоченным (доверенным) лицам профсоюзных комитетов по охране труда для осуществления контроля за соблюдением требований охраны труда. 5.4.9. Обеспечивают условия для проведения обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных, в том числе уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда. VI. В области социально-экономических проблем Мурманской области - северного региона России. 6.1. Стороны: 6.1.1. Не допускают снижения уровня социальных гарантий северянам при разработке и принятии новых законодательных и нормативных актов федерального и областного уровня. 6.2. Правительство: 6.2.1. Обеспечивает реализацию федеральных и областных законов, долгосрочной целевой программы «Развитие системы ипотечного кредитования и жилищного строительства в Мурманской области» на 2006-2010 годы. Создает правовые, финансовые и организационные предпосылки: - для обеспечения доступным комфортным жильем отдельных категорий граждан с использованием различных схем ипотечного жилищного кредитования на основе консолидации бюджетных и внебюджетных средств и средств граждан; - для увеличения жилищного строительства в Мурманской области с использованием различных источников финансирования, новых технологий, современных строительных отечественных и зарубежных материалов. 6.2.2. Принимает участие в разработке федеральными органами власти критериев и методологических подходов районирования северных территорий. 6.3. Профсоюзы: 6.3.1. Осуществляют, в пределах полномочий, контроль за соблюдением законодательства о предоставлении гарантий и компенсаций гражданам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера. 6.4. Работодатели: 6.4.1. Обеспечивают предоставление гарантий и компенсаций работникам организаций, не относящихся к бюджетной сфере, как лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера, за счет собственных средств работодателя. VII. В области социального партнерства, международного сотрудничества и координации действий Сторон Соглашения 7.1. Стороны: 7.1.1. Обеспечивают полномочное представительство сторон в областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и иных постоянно действующих комиссиях, формируемых Правительством Мурманской области для решения вопросов в социально-трудовой сфере. 7.1.2. Проводят трехсторонние консультации: - по вопросам разработки и реализации стратегии социально-экономической политики области; - при обсуждении проектов федеральных и региональных законов и иных нормативных правовых актов в области социально-трудовых отношений, программ в сфере труда, занятости населения и социального обеспечения. 7.1.3. Практикуют приглашения на заседания областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений депутатов Государственной Думы от Мурманской области при обсуждении проблем, решение которых зависит от принятия новых федеральных законов или внесения изменений в действующие. 7.1.4. Принимают решения по вопросам и проблемам, включенным в соглашение, после консультаций на уровне областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. 7.1.5. Официально информируют друг друга о принимаемых решениях по проблемам, не включенным в соглашение, но представляющим взаимный интерес. 7.1.6. Способствуют предотвращению коллективных трудовых споров и участвуют в их разрешении в соответствии с действующим законодательством. 7.1.7. Обеспечивают на принципах социального партнерства регулирование социально-трудовых отношений в организациях с участием иностранного капитала, действующих на территории Мурманской области. 7.1.8. Продолжают совершенствование законодательной базы, обеспечивающей функционирование и развитие системы социального партнерства в Мурманской области. 7.1.9. В целях активизации и стимулирования деятельности предприятий и организаций, ориентированных на высокую социальную эффективность, ежегодно проводят конкурс «За высокую социальную эффективность и развитие социального партнерства» среди организаций Мурманской области (независимо от организационно-правовой формы собственности) и органов местного самоуправления. 7.1.10. Содействуют развитию отношений с Международной организацией труда, профсоюзами и объединениями работодателей стран Баренц-региона. 7.1.11. В целях согласования интересов сторон социального партнерства рекомендуют органам местного самоуправления при разработке проектов и принятии нормативных правовых актов в сфере труда обеспечивать условия для участия соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений в обсуждении указанных проектов. В случае отсутствия соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений рекомендуют органам местного самоуправления разрабатывать проекты и принимать нормативные правовые акты в сфере труда с учетом мнения соответствующих профсоюзов (координационных советов организаций профсоюзов в муниципальных образованиях). 7.1.12. Считают необходимым заключение территориальных и отраслевых соглашений в городах и районах области, коллективных договоров в организациях всех форм собственности и обязуются оказывать коллективам, развивающим принципы социального партнерства, всестороннее содействие. Настоящее соглашение рассматривается сторонами как основа для переговоров в городах и районах, отраслях и организациях 7.2. Правительство: 7.2.1.Осуществляет уведомительную регистрацию коллективных договоров и соглашений организаций и контроль за их выполнением. 7.2.2. В целях согласования интересов сторон по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений направляет проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, на рассмотрение областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Решения комиссии или мнения ее сторон по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов в сфере труда подлежат обязательному рассмотрению органами исполнительной власти. 7.2.3. Содействует сохранению за областными организациями профсоюза помещений, занимаемых ими на условиях аренды в зданиях областной собственности, с оплатой не выше, чем для государственных областных бюджетных учреждений. Рекомендует органам местного самоуправления сохранить аренду помещений для городских и районных организаций профсоюза на тех же условиях. 7.2.4. Выступает соорганизатором конкурса «За высокую социальную эффективность и развитие социального партнерства». 7.2.5. Осуществляет международное сотрудничество Мурманской области в рамках действующих соглашений об установлении дружественных связей с приграничными административно-территориальными образованиями сопредельных стран для реализации приоритетных региональных задач. 7.3. Профсоюзы: 7.3.1. Оказывают практическое и методическое содействие заключению коллективных договоров и соглашений на уровне организаций, отраслей, городов и районов. 7.3.2. Организуют обучение представителей социальных партнеров различных уровней по вопросам правового регулирования трудовых отношений, практики заключения коллективных договоров и соглашений. 7.3.4. Добиваются заключения коллективного договора в каждой организации, имеющей профсоюзный комитет, осуществляют контроль за ходом его выполнения. 7.3.5. Не выступают организаторами забастовок в случае выполнения исполнительной властью и работодателями обязательств, предусмотренных в настоящем соглашении, в отраслевых и территориальных соглашениях, коллективных договорах. 7.3.7. Предоставляют Сторонам информацию о заключенных коллективных договорах и соглашениях в организациях Мурманской области. 7.3.8. Выступают соорганизаторами конкурса «За высокую социальную эффективность и развитие социального партнерства». 7.3.9. Участвуют в международных семинарах по охране труда и окружающей среды, проводимых на территории Мурманской области. 7.3.10. Совместно с профсоюзами стран Баренц-региона и в соответствии с договорами о сотрудничестве организовывают и проводят тематические обучающие, молодежные семинары, а также семинары, посвященные вопросам гендерного равноправия. 7.3.11. Принимают участие в проводимых профсоюзами стран Баренц-региона акциях, посвященных государственным и профессиональным праздникам, а также конференциях, круглых столах и прочих мероприятиях. 7.4. Работодатели: 7.4.1. Осуществляют координацию действий работодателей Мурманской области в сфере регулирования социально-трудовых отношений. В целях реализации Федерального закона «Об объединениях работодателей» и отстаивания интересов предпринимательской деятельности оказывают содействие в создании отраслевых и территориальных объединений работодателей. 7.4.2. Способствуют вовлечению более широкого круга работодателей в переговорные процессы по заключению коллективных договоров, отраслевых (профессиональных) и территориальных соглашений. 7.4.3. Обеспечивают в организациях условия для уставной деятельности профсоюзов и их выборных органов. Не допускают случаев нарушения прав профсоюзов, установленных законодательством Российской Федерации, и не вмешиваются в деятельность профсоюзных организаций. Перечисляют профсоюзные взносы на счета профсоюзных комитетов (с письменного согласия членов профсоюза) одновременно с выдачей заработной платы. 7.4.4. Не увольняют или другим способом не наносят ущерб работнику по причине его членства в профсоюзе, либо участия в профсоюзной деятельности в нерабочее время или, с согласия работодателя, в рабочее время. 7.4.5. Включают в коллективные договоры обязательства, в соответствии с которыми освобожденный профсоюзный работник обладает теми же трудовыми правами, гарантиями и льготами, что и другие работники организации. 7.4.6. Признают отраслевые (межотраслевые), территориальные соглашения и коллективные договоры важнейшим инструментом поддержания социального равновесия и содействуют заключению коллективных договоров в организациях, а также предоставляют их на уведомительную регистрацию в органы по труду. 7.4.7. Выступают организатором конкурса «За высокую социальную эффективность и развитие социального партнерства». 7.4.8. Взаимодействуют с объединениями работодателей и бизнес-структурами зарубежных стран с целью обмена опытом по развитию бизнеса и социального партнерства через участие в международных семинарах, конференциях и других мероприятиях. 7.4.9. Развивают сотрудничество на общей российско-норвежской региональной арене между объединением работодателей Мурманской области и объединением работодателей Норвегии (NHO), координируя действия российской и норвежской сторон по повышению эффективности социально-экономического развития приграничных административно-территориальных образований: - при создании условий для ведения бизнеса и интеграции бизнеса двух стран; - при решении вопросов, связанных с перемещением рабочей силы через российско-норвежскую границу в обоих направлениях и повышением квалификации трудовых ресурсов; - при решении вопросов, связанных с проблемами теневой экономики; - при решении вопросов по охране и повышению безопасности труда и других вопросов, попадающих в сферу взаимных интересов. VIII. Действие областного соглашения, обеспечение контроля за ходом его выполнения. Ответственность сторон. 8.1. Соглашение вступает в силу 1 января 2009 года и действует в течение 3 лет. Стороны имеют право продлить срок действия соглашения на срок не более трех лет. 8.2. В двухмесячный срок после подписания каждая из сторон разрабатывает план мероприятий, необходимых для выполнения принятых обязательств. 8.3. Контроль за ходом выполнения соглашения, а также урегулирование возникающих в ходе его выполнения разногласий, осуществляет областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, а также стороны самостоятельно в соответствии с их правами. Стороны уполномочивают Комиссию, в случае необходимости, вносить изменения и дополнения в заключенное соглашение. 8.4. Стороны обязуются соблюдать и реализовывать достигнутые договоренности и нести ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязательств. 8.5. Обязательства и гарантии, включенные в настоящее соглашение, являются минимальными и не могут быть снижены при принятии аналогичных обязательств и гарантий в отраслевых, территориальных соглашениях и коллективных договорах. 8.6. Соглашение открыто для присоединения всем заинтересованным работодателям и профсоюзным организациям Мурманской области в течение всего срока его действия. 8.7. Текст соглашения в двухнедельный срок после его подписания публикуется в областной газете «Мурманский вестник». Настоящее соглашение подписали 22 января 2009 года в г.Мурманск в четырех экземплярах, каждый из которых имеет равную силу: Координатор областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений,
Министр промышленности, транспорта и энергетики Мурманской области С. М. Леус От Мурманского областного совета профсоюзов: Координатор стороны «профсоюзов» в областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, председатель Мурманского областного совета профсоюзов А.Л. Первухин От Регионального объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Мурманской области»: Координатор стороны «работодателей» в областной трехсторонней комиссии председатель Регионального объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Мурманской области» А. Г. Лебедев От Правительства Мурманской области: Координатор стороны «правительства»в областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, Министр социального развития Мурманской области В. М. Палькин Приложение №1
Перечень основных показателей прогноза социально-экономического развития Мурманской области, по которым проводятся консультации сторон
Демография: - численность постоянного населения (среднегодовая); - рождаемость; - смертность.
Промышленное производство: - валовой региональный продукт (в основных ценах); - индекс промышленного производства; - количество малых предприятий; - среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), занятых на малых предприятиях.
Денежные доходы и расходы населения: - среднемесячная номинальная заработная плата одного работника; - среднемесячная реальная заработная плата одного работника; - реальные располагаемые денежные доходы населения; - просроченная задолженность по заработной плате по крупным и средним организациям обследуемых видов экономической деятельности; - прожиточный минимум в среднем на душу населения и в разрезе социально-демографических групп населения (трудоспособные, пенсионеры, дети); - численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума); - средний размер назначенных месячных пенсий пенсионеров, состоящих на учете в отделениях Пенсионного фонда РФ - численность пенсионеров, состоящих на учете в отделениях Пенсионного фонда РФ.
Рынок труда, занятость населения: - численность занятых в экономике (среднегодовая); - общая численность безработных; - уровень общей безработицы (по методологии МОТ); - уровень зарегистрированной безработицы. __________ Еще статьи на тему "Мурманской области":Горно-химический и горно-металлургический кластеры в Мурманской области В 2012 году в Мурманской области будут созданы пять отраслевых кластеров Создание металлургического кластера в Мурманской области Горно-химический и горно-металлургический кластеры в Мурманской области Семинар по российско-норвежскому проекту «Формирование нефтегазового кластера в Мурманской области» Геополитическое положение Мурманской области Заседание правительства Мурманской области
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 6350 |