Главная Фарфор - это белое золото
Фарфор - это белое золото Печать E-mail

Фарфор назвали «белым золотом», поскольку он приносил баснословные прибыли

Сегодня мы открываем новую рубрику, в которой, как и обещали, будем публиковать сведения, которые помогут продавцу более уверенно чувствовать себя перед лицом требовательного и грамотного покупателя.

Ваши знания о предмете продажи обеспечат Вам успех в закупке наиболее качественного товара и привлечении постоянного покупателя, оценившего Ваши усилия.

Начнем с фарфора

Триста лет назад ученик аптекаря Иоганн Фридрих Бёттгер, пытаясь получить золото, открыл секрет фарфора. Фарфор назвали «белым золотом», поскольку он приносил баснословные прибыли.
Родиной фарфора считают Китай, где он был изобретен еще до нашей эры. В Европу фарфор попал благодаря португальским мореплавателям в XIII веке и высоко ценился.

Поскольку секрет изготовления фарфора выведать не представлялось возможным, европейцам самим пришлось разрабатывать его рецептуру.

В XVI веке в Италии, а в XVII веке во Франции появился так называемый «мягкий» фарфор, уступающий по качеству китайскому фарфору. Настоящий «твердый» европейский фарфор удалось изобрести лишь в начале XVIII века в Германии.

Все началось с того, что в одну из берлинских аптек поступил учеником И. Бёттгер. Он увлекся алхимией и все свое свободное время проводил в аптечной лаборатории в поисках «философского камня», с помощью которого надеялся получить золото и разбогатеть. Опыты аптекарского ученика стали известны прусскому королю Фридриху I, которому захотелось ощутить результаты этих опытов.

Однако время шло, а золота все не было. Бёттгер, которому грозило тюремное заключение, предпочел бежать в Дрезден, под покровительство нуждавшегося в деньгах курфюрста Саксонского Фридриха Августа I. Новый покровитель фактически заточил незадачливого алхимика в мейсенский замок Альбрехтсбург и приставил к нему для более успешных поисков ученого-экспериментатора Э.В. Чирнхауза.

Совместная деятельность узника и надсмотрщика дала неожиданный результат, вместо золота они открыли секрет так называемого «красного фарфора», по своим свойствам близкого к китайскому фарфору. Настоящий белый фарфор, содержащий основной компонент китайского фарфора — каолин, Бёттгеру удалось получить лишь в 1709 году, уже после смерти Чирнхауза.

Через год после этого открытия прямо на территории замка была основана фарфоровая мануфактура. До начала 30-х годов XVIII века в Мейсене занимались изготовлением посуды и декоративных ваз. Основная тема росписи в то время - изображение цветов, экзотических птиц, драконов и львов, сцен из китайской жизни.

С середины XVIII века мастера стали все больше внимания уделять скульптурным композициям, целым сериям раскрашенных фигурок малого размера. Это придворные дамы и кавалеры, ремесленники, уличные торговцы, крестьяне, солдаты, мифологические персонажи, птицы и животные.

Одной из популярных серий была серия «Итальянские комедианты». Другая популярная серия — «Обезьянья капелла» из 25 фигур. Одетые по моде обезьянки играют на музыкальных инструментах и поют. До сих пор обезьянки-музыканты повторяют самые первые образцы, изготовленные еще в 1753 году.

Хотя мейсенские мастера давали клятву хранить секрет изготовления фарфора до самой смерти, этот секрет очень скоро стал известен в других странах Европы.

Появились фарфоровые мануфактуры в Австрии, во Франции, в Англии. В России в 1744 году под руководством Д.И. Виноградова в Санкт-Петербурге была открыта мануфактура, которая впоследствии получила название Императорский фарфоровый завод.

Первым частным фарфоровым заводом в России был завод Ф.Я. Гарднера, открытый в Вербилках под Москвой. Основной продукцией завода была посуда с полихромной цветочной росписью и ажурными деталями. Со временем в стиле гарднеровского фарфора появляются русские мотивы - скульптурные композиции «Пряха», «Сбитенщик», «Игра в репку», «Жена ведет пьяного мужа домой» и другие.

Европейцы высоко оценили изобретение ученика аптекаря. В Мейсене ему установлен памятник. Правда, сам И.Ф. Бёттгер на дверях лаборатории сделал такую надпись: «Наш создатель, Бог, пути которого неисповедимы, превратил золотоделателя в горшечника».

Професор ММА им. ИМ. Сеченова Владислав Карташов

Правильно выбираем фарфорового поставщика!

Предположим, Вы задумали открыть торговлю фарфоровыми изделиями, чтобы расширить ассортимент товара, который приобретают, в основном, женщины для себя или в подарок: чайный сервиз для мамы или оригинальную чашечку для подруги.

Вы отыскали нескольких производителей, стоимость товара которых Вас устраивает. Как определить качество фарфора?

Во-первых, обратите пристальное внимание на материал. Высококачественный фарфор просвечивает. Попробуйте взглянуть на чашку на свет — вы должны увидеть свои пальцы, которыми держите ее за стенки. Разумеется, это не относится к общепитовской посуде из школьной «столовки» — ее делают из так называемого полуфарфора — менее благородного материала.

Настоящее фарфоровое изделие издает мелодичный звон, если по нему ударить (слегка!) деревянной палочкой. Этот звук говорит о том, что в материале изделия нет повреждений, уплотнений и прочих дефектов.

Разумеется, поверхность чашки или тарелки должна быть безупречно гладкой, без бугорков и вмятин, которые говорят о том, что перед вами некачественная вещь.

Во-вторых, обратите внимание на цвет.

Качественный фарфор — белый или немного кремовый. Хотя часто изготовители подкрашивают посуду, чтобы она казалась белей. Взгляните на дно изделия, туда, где обычно остается не прокрашенный и не покрытый глазурью ободок. Вот где вы увидите истинный цвет фарфора.

В-третьих, присмотритесь к глазури и росписи. Высококачественные изделия сначала расписывают, а только потом покрывают глазурью!

Рисунок должен быть однородным и четким, без погрешностей.

Тусклые краски — признак недостаточного обжига. Такая посуда не является жаропрочной и быстро теряет привлекательный вид (если не разобьется еще раньше).

В состав глазурей, которыми покрывается керамический черепок, и красок, которыми его расписывают, входят соли многих металлов: цинка, свинца, бора, бария, кадмия, кобальта и других.

В небольших количествах они все равно попадают в пищу (и это не опасно), но их концентрация возрастает во много раз, если поверхность посуды повреждена.

Все изделия из фарфора делятся на три сорта и помечаются соответствующей маркировкой. Товарный знак завода-изготовителя наносится краской на дне изделия.

Первый сорт обозначается красным цветом, второй — синим, третий — зеленым. Если вензель не просто нарисован, а вдавлен — перед Вами фаянсовое изделие (оно менее благородно и не столь термостойко, как фарфоровое).

И, наконец — не покупайте фарфоровую посуду на кустарных предприятиях, где глазурь и краски могут делать из некачественных и опасных материалов. То, что «левая» посуда бьется чаще обычной — не самое страшное. Она может отравить жизнь Вашим покупателям — в самом что ни на есть прямом смысле.

О фарфоре из Китая

Состав твердого фарфора приблизительно в VI веке изобрели китайцы, однако этот производственный секрет хранился в строгой тайне.

Высокой степени совершенства китайский фарфор достигает в XV и XVI веке, и в XVI же веке благодаря португальским мореплавателям большое количество китайских изделий попадает в Европу.

В качестве красок, могущих переносить сильный жар, китайцы использовали кобальт и гематит, тогда как отделка эмалевыми красками стала применяться в XVII веке. Около 1700 года преобладала в первую очередь зеленая, так что для этих изделий образуется термин «зеленое семейство», подобно тому как к более позднему типу, в связи с преобладанием в нем розовых тонов, привилось название «розовое семейство».

Отдельные этапы в истории китайского фарфора, так же как и соответствующие им изделия, обозначаются именем правящей династии. Около 1500 года производство фарфора усваивают японцы.

Знакомству с японскими изделиями в Европе способствовали в XVII и XVIII веке голландцы, захватывая их с собой по пути из гавани Арита в провинции Хицэн. По главной гавани, где грузились товары, этот фарфор называли «имари».

Черепок японского фарфора по качеству уступает китайскому, но декор его значительно богаче и разнообразнее. Не считая красок, применявшихся китайцами, японцы декорировали фарфор золотом.

Спорадически попадая в Европу, начиная с XIII века, китайский фарфор вставлялся европейскими ювелирами в оправу и наравне с другими драгоценными предметами хранился в церковных, монастырских и дворянских сокровищницах.

Можно думать, что во второй половине XV века ввоз его усилился, ибо в это время делаются в Италии первые попытки подражать фарфору, о чем, однако, нам известно только из письменных источников.

Мейсенский фарфор

Мейсенский фарфор, изделия первого в Европе фарфорового завода, основан в 1710 в г. Мейсен (округ Дрезден в Саксонии, ГДР), где около 1709 И. Ф. Бётгером (при содействии Э. В. Чирнхауза) был открыт способ производства фарфора.

Изделия первого (бётгеровского) периода (1710—19) — строгие по формам сосуды из каменной массы и фарфора. В 1720—35 («живописный» период) в полихромной надглазурной и кобальтовой подглазурной росписи сосудов (И. Г. Хёрольдт и др.) заметно влияние китайского фарфора.

Расцвет М. ф., наиболее характерные изделия которого создавались в духе рококо, связан с именами скульпторов-модельеров И. И. Кендлера, И. Г. Кирхнера и И. Ф. Эберлейна. В этот «скульптурный» период (1735—1763) изготовляются сервизы, вазы, туалетные и письменные приборы, табакерки и т.п., а также скульптурные группы (пасторали, жанровые и галантные сцены, персонажи комедии дель арте), фигурки животных, отмеченные тонким пониманием специфики фарфоровой пластики, изысканностью росписи.

С 1770-х гг. в М. ф., приобретающий классицистический характер, проникают черты академизма; в 19 в. завод преимущественно повторяет старые образцы. В ГДР завод наряду с использованием старых моделей ведёт поиски современных форм. Его продукция экспортируется более чем в 70 стран.

Марка завода (с 1725) — нанесённые подглазурной росписью синие мечи.

Виды фарфора

В зависимости от состава фарфоровой массы и глазури различаются твердый и мягкий фарфор. Некий промежуточный вид представлен так называемым костяным фарфором.

Твердый фарфор содержит в основном два исходных материала: каолин (чистая глина — тугоплавкая, жирная и крайне пластичная масса) и полевой шпат (чаще всего в соединении с белой слюдой; относительно легко плавится). К этим основным веществам добавляется кварц или песок.

Свойства фарфора зависят от пропорции двух главных веществ: чем больше каолина содержит его масса, тем труднее ее плавить и тем она тверже. Смесь эту перемалывают, замешивают, промывают и затем высушивают до степени способного к принятию формы тестообразного состояния. Возникает пластичная масса, которую можно либо отливать в формах, либо обтачивать на гончарном круге.

Отформованные предметы дважды обжигаются, сначала при 600-800 °С, а потом - уже с глазурью - при 1300-1500 °С. Глазурь состоит из тех же субстанций, что и черепок, только в другой пропорции, и благодаря этому может соединяться с черепком совершенно однородным образом.

Ее нельзя ни отбить, ни отслоить. Твердый фарфор отличается крепостью, сильной сопротивляемостью жару и кислотам, непроницаемостью, прозрачностью, раковистым изломом и, наконец, чистым колокольным звуком.

В Европе он изобретен в 1708 году в Мейсене Иоганном Фридрихом Бётгером.

Мягкий фарфор, называемый также художественным или фриттовым, состоит преимущественно из смесей стекловидных веществ, так называемых фритт, содержащих песок или кремень, селитру, морскую соль, соду, квасцы и толченый алебастр.

По истечении определенного времени плавки к этой массе добавляется мергель, содержащий гипс и глину. В принципе, значит, речь идет о плавленом стекловидном веществе с прибавкой глины.

Всю эту массу размалывают и фильтруют, доводя до пластичного состояния. Отформованный предмет обжигается при 1100- 1500 °С, делаясь сухим и непористым.

Глазурь преимущественно из стекла, то есть из легкоплавкого вещества, богатого окисью свинца, содержащего, кроме того, песок, соду, поташ и известь. Уже глазурованные изделия подвергаются вторичному обжигу при 1050- 400 °С, когда глазурь соединяется с черепком.

По сравнению с твердым мягкий фарфор прозрачнее, белый цвет его более нежного, иногда почти сливочного тона, однако жароустойчивость этого фарфора ниже. Излом прямой, причем неглазурованная часть в изломе зерниста.

Начальный европейский фарфор в большинстве был мягким, чему примером прекрасные и очень ценимые изделия старого света. Изобретен он в XVI веке во Флоренции (фарфор Медичи).

Костяной фарфор представляет собой известный компромисс между твердым и мягким фарфором. Его состав открыт в Англии, и там же около 1750 года началось его производство. Кроме каолина и полевого шпата, он содержит фосфат извести из пережженной кости, делающий возможной более легкую плавку. Обжигается костяной фарфор при температуре 1100-1500 °С.

Итак, речь идет по существу о твердом фарфоре, но таком, который путем примешивания пережженной кости делается мягче.

Его глазурь в основе та же, что на мягком фарфоре, но содержит, кроме окиси свинца, некоторое количество буры для лучшего соединения с черепком. При соответствующем калильном жаре эта глазурь плавится и прочно соединяется с черепком.

По своим свойствам костяной фарфор занимает промежуточное положение между твердым и мягким. Он выносливее и тверже мягкого фарфора и менее проницаем, но с ним у него общего довольно мягкая глазурь. Цвет его не такой белый, как у твердого фарфора, но белее, чем у мягкого.

Впервые костяной фарфор применен в 1748 году в Бау Томасом Фраем.

Подготовила Виктория Егорова

Журнал "СЕВЕР промышленный" № 9 2007 г.


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.21.248.47

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .