Главная Перспективы и стратегия развития строительства в Мурманской области
Перспективы и стратегия развития строительства в Мурманской области Печать E-mail

Основными источниками финансирования строительства в настоящее время являются собственные средства предприятий и организаций

Яковец Ю. Т., исполнительный директор Союза строителей Мурмана

Город Мурманск имеет свой особый, неповторимый облик самого крупного в мире делового, культурного и промышленного центра за Полярным кругом. Мурманчане говорят: «Мурманск открыли рыбаки, а все на земле Мурмана построили строители», С этим высказыванием трудно спорить, так как строительство - это фундамент любой отрасли экономики.

Именно поэтому экономическая реформа, начавшаяся в стране в начале 90-х годов, в первую очередь, отразилась на строительной отрасли, вызвав глубокий кризис, связанный с резким сокращением вложения средств в развитие производства. Падение объемов строительства продолжалось до 1999 года и лишь с ростом объемов инвестиций положение дел в строительном комплексе начало стабилизироваться.

В ходе реформирование экономики на базе государственных предприятий начали создаваться новые формирования, отражающие тенденцию к развитию предпринимательской деятельности. В 1992 году территориальное строительное объединение «Мурманскстрой» утратило функции основного звена управления, перестали существовать такие базовые государственные предприятия как Кильдинский кирпичный завод, Мурманский, Оленегорский и Апатитский ДСК. В то же время появился ряд вновь сформированных самостоятельных негосударственных предприятий.

В настоящее время из крупных строительных организаций на территории области работают ОАО «Мурманскморстрой», ОАО «Строительная компания «АСМ» («Агростроймонтаж»), ОАО «Мурманскпромстрой», ООО «Квадрат», ЗАО «М-Строй», ОАО «Апатитстрой», ООО ПО «Металлургпрокатмонтаж», ОАО «Севертрансстрой», ОАО «Севзапстальконструкция», ОАО «Энергоспецмонтаж» (МСУ № 10), ОАО «Печенгастрой», ОАО «Оленегорский завод силикатного кирпича» и другие. В 2005 году в области работало более 500 строительных организаций, которые освоили 7,2 млрд. рублей. Строительная отрасль является одним из самых значительных работодателей в регионе: численность работников в отрасли достигает 19 тысяч человек.

Доля работ, выполняемых частными строительными организациями, с 11% от общего объема подрядных работ в 1993 году выросла в 2005 году до 85%. Основными источниками финансирования строительства в настоящее время являются собственные средства предприятий и организаций - в 2005 году доля бюджетных ассигнований составила менее 17% от общего объема инвестиций, в то время как крупными и средними предприятиями на развитие производства направлено около 12 млрд. руб. или 97% от общего объема. Возрастает роль банковских кредитов, доля которых в 2004 году в общем объеме инвестиций увеличилась в 2,4 раза против предыдущего года, а в 2005 году возросла еще в 4 раза.

Целесообразные и конкретные действия по формированию экономики строительной отрасли определены в документе «Стратегия развития строительного комплекса МО». Эти действия ориентированы на решение основных социально-экономических задач и достижение целей в общем объеме Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года и предусматривает выполнение следующих федеральных и региональных инвестиционных программ:

Развитие транспортного узла предполагает освоение западного берега Кольского залива с выносом угольного и строительством нефтяного терминалов и прокладки железной дороги, масштабное расширение морского порта Мурманск за счет увеличения портовой застройки и объединения портов. Утверждение Правительством РФ генеральной схемы транспортного узла будет являться одним из главных направлений развития строительного комплекса Мурманской области.

Прогнозируемый ежегодный грузооборот Мурманского транспортного узла к 2010 году составит 57 млн. тонн и 75 млн. тонн к 2015 году. Это, по сути, несколько новых мощных портовых сооружений, создание которых не возможно без участия современного и динамичного строительного комплекса.

Увеличение грузооборота ОАО «Мурманский морской торговый порт» связано с увеличением переработки на экспорт каменного угля и нефтепродуктов. В текущем году продолжается предпроектная проработка строительства в порту угольного терминала и строительства нефтеналивного комплекса.

В рамках программы «Дорожное строительство на период до 2015 года» необходимо реконструировать около 300 км автодорог, возвести мосты общей протяженностью более 2 км.

С введением в эксплуатацию первой очереди строительства мостового перехода через Кольский залив необходима проработка второй очереди строительства, которая предусматривает строительство многоуровневой развязки от мостового перехода с выездом на магистраль общегородского грузового движения улицу Прибрежную, затем вдоль Фадеева ручья, кольцевой развязки проспекта Кольский - на федеральную автомобильную дорогу Мурманск-Санкт-Петербург.

Сроки строительства - 2007-2020 годы, ориентировочная стоимость - 6,6 млрд. рублей.

Устойчивое обеспечение углеводородным сырьем является необходимым условием текущей жизни и устойчивого развития любого региона.

Программа стратегических действий по развитию Мурманской области предусматривает обеспечение региона углеводородным сырьем за счёт освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения (ШГКМ), которое дает возможность транспортировки газа на побережье Кольского полуострова в объеме 22,5 млрд. куб. метров в год. Все рассматриваемые до настоящего времени способы его обустройства предусматривали прокладку газопроводов по территории области для перекачки конденсата в центральные регионы страны, В последнее время владелец лицензии на разработку ШГКМ прорабатывает вариант строительства нефтеперерабатывающего завода на побережье Кольского полуострова.

Проектной организацией ОАО «ГИПРОСПЕЦГАЗ» по заданию Департамента стратегического развития ОАО «Газпром» подготовлена Декларация о намерениях инвестирования в строительство объектов обустройства Штокмановского ГКМ с учетом применения технологии сжижения газа.

Начальной точкой рассматриваемой системы морской транспортировки сжиженного газа - загрузочный терминал - является терминал завода по производству сжиженного газа в районе п. Видяево или п.Териберка.

Освоение ШГКМ позволит газифицировать Мурманскую область. Институтом ОАО «ГИПРОСПЕЦГАЗ» разработан проект ТЭО газификации нашего региона, предусматривающий строительство целого ряда газопроводов, которые позволили бы газифицировать все крупные населенные пункты области, перевести на этот вид топлива отопительные и промышленные котельные.

Наряду с развитием транспортной и энергетической системами не менее важное значение имеет развитие промышленного потенциала области.

В целях сохранения и развития производственного потенциала промышленные предприятия Мурманской области осуществляют работы по следующим направлениям:

* в ОАО «Олкон» разрабатывается стратегическая программа развития комбината на перспективу и определяется оптимальный вариант строительства и ввода в эксплуатацию подземных рудников на базе разрабатываемых месторождений;

* Кандалакшский алюминиевый завод (филиал ОАО «СУАЛ» «КАЗ-СУАЛ») в августе 2005 года завершил строительство комплекса сухой газоочистки стоимостью 20 млн. долларов США. Это крупнейшая в России и СНГ подобная установка, позволяющая 99% промышленных выбросов возвратить в производственный процесс, снизить расходы сырья и повысить эффективность производства. Завод стал в 2 раза безопаснее для окружающей среды. Одним из приоритетных проектов Стратегии экономического развития Мурманской области является строительство нового алюминиевого завода по производству 230 тыс. тонн товарного алюминия;

* в течение ряда последних лет в ОАО «Апатит» прослеживается рост капитальных вложений. В 2005 году их объем составил 2,4 млрд. рублей. Значительная доля направлена на капитальное строительство и модернизацию оборудования в связи с переходом на более прогрессивные и эффективные технологии;

* планируется строительство на Кольском полуострове нефтеперерабатывающего завода мощностью до 3 млн. тонн в год, обеспечивающего потребности области в топливе. Однако, строительство такого завода целесообразно в случае прихода к нам «большой нефти». Данная перспектива возможна после реализации проекта накопительного терминала или строительства в регионе перевалочного комплекса для транспортировки нефти Тимано-Печерской провинции, а в дальнейшем и нефти месторождений Арктического шельфа;

* проводится модернизация по повышению безопасности 2-го энергоблока Кольской АЭС до современных норм. 3-й и 4-й блоки отвечают современным требованиям по безопасности, их эксплуатация предполагается до 2010-2011 годов. Помимо повышения энергоэффективности, необходимо дальнейшее развитие атомной энергетики на территории Мурманской области - строительство Кольской АЭС-2.

* технический потенциал ветра на северном побережье Кольского полуострова оценивается в 125 млрд. кВт.ч в год при суммарной мощности ветроэнергетических установок (ВЭУ) свыше 40 тыс. МВт. Состоялись очередные совместные встречи представителей ОАО «Колэнерго», ИФТПЭС КНЦ РАН с испанской компанией «Ибедрола» по развитию ветроэнергетики на территории Мурманской области. В ходе совместных встреч были рассмотрены вопросы строительства ветропарка мощностью 100 МВт и разработки совместного технико-экономического обоснования проекта.

Особую значимость для развития строительного комплекса Мурманской области имеет реализация ряда объектов, находящихся на стадии инвестиционных предложений или в стадии строительства различной степени, таких как:

* завод по выпуску минерального порошка из кварцевых железосодержащих отходов ОАО «Олкон»;

* строительство пункта длительного наземного хранения реакторных отсеков на береговой площадке Сайда-губы, рассчитанного на хранение 120 реакторных отсеков в течение 70-100 лет;

* на базе производства ОАО «Ковдорслюда» начато изготовление вермикулитовых теплоизоляционных несгораемых огнезащитных плит. В основу технологии положено использование вермикулитового концентрата. При необходимости прочностные характеристики плит могут быть увеличены путем армирования стеклосеткой. Плиты монтируются на защищаемые конструкции на месте. Применяются для противопожарной защиты несущих конструкций и перекрытий.

Наряду с долговременными проектами строителями предстоит решить также ряд первоочередных и текущих задач, в том числе в области градостроительства и архитектуры, жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

В области градостроительства и архитектуры планируется:

•формирование и осуществление государственной градостроительной политики, учитывающей систему социальных, экономических и индустриальных факторов и обеспечивающей устойчивое и гармоничное развитие муниципалитетов, Мурманской области и региона в целом;

* развитие и совершенствование градостроительного и жилищного законодательства и нормативно-технического обеспечения деятельности по градостроительству, архитектуре, строительству и эксплуатации жилья; принятие законов и нормативно правовых актов во исполнение Градостроительного и Жилищного кодексов РФ.

Хотя жилищный фонд области насчитывает около 20 млн. кв. метров - на 1 жителя приходится 22,3 кв. метров (по г. Мурманск 20,8), что на 10% превышает среднероссийский показатель - жилищная проблема не теряет своей актуальности, даже несмотря на снижение численности населения в области.

Поэтому в области жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства предусматривается:

* строительство за пределами Мурманской области 183,3 тыс.кв.м жилья для граждан, получивших жилищные сертификаты, семей военнослужащих, пенсионеров, инвалидов и выезжающих в регионы с более благоприятными природно-климатическими условиями.

Предполагается переселение около 4 тыс. семей. Высвободившееся в городах и поселках жилье будет использовано для повторного заселении семьями, стоящими в очереди на получение жилья;

* строительство, реконструкция и приобретение 97 тыс. кв. метров общей площади жилых домов в городах и районах области для переселения более 2,6 тыс. семей в соответствии с региональной целевой программой «Переселение граждан Мурманской области из ветхого жилищного фонда на 2003-2010 годы»;

* организация и значительное увеличение строительства (660,3 тыс. кв. м) социального жилья и домов повышенной комфортности с целью удовлетворения имеющегося спроса. Создание доступной системы ипотечного кредитования жилищного строительства;

* реализация программы «Реконструкция и капитальный ремонт жилых зданий первых массовых серий». Намечено 1,5 млн. кв. метров для различных видов реконструкции жилья в домах 1950-70 годов постройки;

* с 2005 года открывается новый этап работы в жилищной сфере, связанный с вступлением в силу «Жилищного кодекса Российской Федерации». Он предусматривает формирование рынка доступного жилья путем снижения себестоимости строительства жилья и государственной поддержки работников бюджетной сферы, молодежи через развитие банковского сектора, предоставляющего гражданам долгосрочные кредиты под залог жилья, т.е. ипотеку.

Цель ипотечного кредитования - улучшение инвестиционного климата, демографической стабильности.

Для выполнения вышеперечисленных перспективных проектов нужна мощная строительная индустрия. В области имеются достаточные для промышленного освоения сырьевые ресурсы для производства различных строительных материалов и изделий. Для перспективного развития промышленности строительных материалов, осуществления стратегического планирования в области расширения номенклатуры и увеличения объемов производства продукции целесообразна разработка территориальной программы развития минерально-сырьевой базы Мурманской области на период до 2015 года.

Реализация намеченных задач требует значительных инвестиций. Уже в ближайшие годы необходимо вкладывать в строительство области более 20 млрд. рублей в год, что выше текущего уровня в 1,2 раза.

Перед строительными организациями поставлена задача наращивать объемы подрядных работ ежегодно на 10-15% и обеспечить к 2010 году рост в 2,4 раза, к 2015 – в 2,8 раза по сравнению с текущим годом.

Содействовать воплощению в жизнь этих проектов призвана некоммерческая организация «Союз строителей Мурмана», в состав которой входит более 60-ти строительных фирм, охватывающих практически все отрасли строительного комплекса (акционерные общества, строительные тресты, промпредприятия, научные учреждения, проектные организации).

Главные задачи «Союза строителей Мурмана» на сегодня:

- сохранение, реанимирование строительного комплекса, осуществление перехода к работе в условиях рыночной экономики, защита интересов строителей, создание условий для работы в новых реалиях;

- реализация жилищной программы, развитие и модернизация промышленности строительных материалов, ипотечного жилищного кредитования, подготовка специалистов строителей, упорядочение системы исходных данных для проектирования и выдачи разрешительной документации на строительство и др.

Союз строителей должен стать рычагом прогресса в строительном комплексе страны!  

Журнал "СЕВЕР строительный", № 10 Октябрь 2006 г.

Еще статьи на тему "строительство":

Повышение квалификации строителей - это залог качества строительства

Березовая фанера для строительства

Перечень программ повышения квалификации в области безопасности строительства зданий и сооружений

Необходимо увеличить объёмы жилищного строительства

Новые программы в области безопасности строительства

Перспективы строительства - положительные

 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

34.204.176.189

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2019 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .