Рабочее место - Арктика |
Мурманск не зря называют воротами в Арктику.Здесь начинается главная транспортная магистраль Заполярья - Северный морской путь, полновластными хозяевами которого с предвоенной поры стали моряки Мурманского морского пароходства. Именно на их долю выпала честь продолжать и развивать славные традиции русских поморов, с незапамятных времен упорно осваивавших труднодоступные моря Северного Ледовитого океана. История же развития морского флота на Мурмане начиналась в 1870 году, когда по решению царского правительства было создано Товарищество Беломорско-Мурманского срочного пароходства. Самостоятельная морская компания - предшественник нынешнего ОАО «Мурманское морское пароходство» - организована 22 сентября 1939 года. Правда, и это название не раз менялось. Но неизменным оставалось главное рабочее место ее коллектива - в российском секторе Арктики. Особенно интенсивно развивалось пароходство в послевоенные годы. В его состав вошли первые отечественные суда с дизель-электрической энергетической установкой - теплоходы усиленного ледового класса «Лена» и «Обь», ледокол «Капитан Белоусов», а 3 декабря 1959 года и первый в мире атомный ледокол «Ленин». Имея такие суда, мурманские моряки смогли заметно продлить арктическую навигацию и обеспечить высадку первой советской научной экспедиции в Антарктиде. За успехи в выполнении государственного плана и освоении Арктики Мурманское морское пароходство Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1976 года награждено орденом Трудового Красного Знамени. Новый качественный этап в работе пароходства наступил после создания в его составе атомного ледокольного флота, сделавшего доступными мурманским мореходам самые отдаленные уголки арктических морей. 17 августа 1977 года впервые в истории надводное судно - атомоход «Арктика» - в свободном плавании достигло Северного полюса. А в следующем году другой атомоход - «Сибирь» - осуществил сверхранний высокоширотный арктический рейс, проведя сквозь льды менее чем за три недели транспортное судно «Капитан Мышевский» из Мурманска в Магадан. Мне довелось быть участником этого арктического эксперимента, и я собственными глазами увидел, насколько сложна и опасна работа моряков в арктических широтах. Был момент, когда двигавшиеся навстречу друг другу гигантские ледовые поля в считанные минуты создали непреодолимую преграду между «Сибирью» и опекаемым ею транспортом. Ледовое сжатие было настолько сильным, что преодолеть его оказалось не по силам и атомоходу. Транспорт же получил большую пробоину, к счастью, выше ватерлинии, и команда смогла откачивать попадавшую в трюм воду с помощью мотопомп. Заваривать пробоину силами экипажей обоих судов пришлось там же, в море, когда льды расступились. Иначе до цели было бы не дойти. Еще более суровое испытание ждало тогда экипаж «Сибири» на пути к дрейфующей научной станции «Северный полюс-24», куда предстояло доставить необходимые материалы, топливо и продовольствие. Атомоход буквально пробивал себе дорогу в пятиметровых льдах. А сама «СП-24» располагалась на льдине, средняя толщина которой равнялась... тридцати метрам! «Сибирь» вплотную подошла к этому необычному причалу и выполнила все запланированные операции. Если раньше экзотикой Арктики могли любоваться только моряки арктических судов, то теперь это доступно для всех желающих, были бы деньги. С августа 1990 года, когда на атомном ледоколе «Россия» был выполнен первый международный туристический круиз к Северному полюсу, коммерческие рейсы к макушке нашей планеты российских атомоходов «Ямал» и «Советский Союз», до августа 2008 года входивших в состав пароходства, стали практически регулярными. Они давали компании валютную выручку, которая, кстати, шла, прежде всего, на модернизацию атомных ледоколов и поддержание их в хорошем рабочем состоянии. Не в последнюю очередь это помогло пароходству и сохранить весь атомный ледокольный флот, а вместе с ним - и обеспечить хозяйственное присутствие России в Арктике. В последние годы помимо «северного завоза» пароходство проводит большую работу, связанную с освоением природных богатств шельфа и побережья северных морей. Здесь создан свой танкерный флот. В августе 2000 года осуществлена первая погрузка нефти с рейдового терминала Варандея в Печорском море на танкер «Волгоград». Таким образом было положено начало действию транспортно-технологической системы по вывозу углеводородного сырья Тимано-Печорской провинции. В сентябре 2002 года здесь был пущен в эксплуатацию уникальный, не имеющий в мире аналогов, арктический подводный погрузочный терминал. Опыт, накопленный моряками, использовали потом и при освоении других шельфовых месторождений нефти в Карском и Баренцевом морях. Мурманские моряки успешно осуществили еще один смелый эксперимент - по отгрузке сырой нефти на экспорт в Кольском заливе. Рейдовый комплекс обеспечивает сейчас перевалку свыше пяти миллионов тонн нефти в год. При этом гарантируется полная экологическая безопасность терминала, что особенно важно. И не случайно Мурманское пароходство первым из судоходных компаний России получило сертификат соответствия международной системы качества. Этот документ стал убедительным доказательством международного уровня организации деятельности компании по всем направлениям ее хозяйственной жизни. «Освоение природных богатств арктической зоны и континентального шельфа имеет стратегическое значение для России, - сказал, выступая на борту атомохода «Россия» 5 апреля 2000 года, Президент Российской Федерации Владимир Путин. - И здесь альтернативы морским технологиям нет», - подчеркнул он. Мурманским морякам еще долгие годы предстоит быть хозяевами арктических трасс. В героической летописи освоения Арктики навсегда останутся имена великолепных моряков - капитанов «от Бога» Андрея Пинежанинова, Павла Пономарева, Юрия Кучиева, Бориса Соколова, Анатолия Ламехова, Владимира Кочеткова, Владимира Красовского, Леонида Селиверстова, главного инженера-механика атомохода «Ленин» Александра Следзюка, старшего машиниста ледокола «Красин» Павла Вавилова и многих других. Говорят, что они избороздили Арктику вдоль и поперек. Нельзя здесь не упомянуть и первую в компании женщину-капитана Людмилу Тибряеву, многие годы водившую транспортное судно по международным морским путям. В названиях кораблей и географических точек в Северном Ледовитом океане увековечены имена замечательных полярных капитанов старшего поколения - М. Сорокина, В. Воронина, Н. Хромцова, М. Белоусова, Н. Свиридова, у которых учились мастерству судовождения сотни ныне известных мурманских моряков. Пароходство - одно из немногих в Мурманской области орденоносных предприятий, в составе которых в разные годы было несколько структурных орденоносных подразделений, если так можно назвать отдельные корабли. Это ордена Ленина ледокол «Ермак», ледокольный пароход «Г. Седов», теплоход «Старый большевик», атомоход «Ленин», ордена Октябрьской Революции атомный ледокол «Арктика», ордена Трудового Красного Знамени ледокольный пароход «А. Сибиряков», ледорез «Ф. Литке» и ледокол «Красин». Так Родина отметила героический и поистине самоотверженный труд экипажей. Одних - в годы военного лихолетья, других - в мирное послевоенное время. Были и потери. В годы Великой Отечественной войны погибли на боевом посту 14 транспортных судов пароходства. В арктических морях уже в мирное время навсегда остались несколько судов, раздавленных льдами... Сейчас в составе пароходства нет судов с ядерной энергетической установкой. Все атомоходы по решению федеральных властей переданы новому оператору - мурманскому ремонтно-технологическому предприятию «Атомфлот» «Росатома». Но еще до передачи этого флота новому владельцу коллектив компании проделал огромную работу по увеличению сроков (на 10-12 лет) эксплуатации атомоходов за счет продления ресурсов судовых ядерных энергетических установок сверх назначенных нормативов. По словам руководителя «Атомфлота» Вячеслава Рукши, переданные его предприятию ледоколы обслуживают те же специалисты, что работали на них и в составе пароходства. Они по-прежнему обеспечивают надежную эксплуатацию этих судов, благодаря чему и в условиях мирового финансового кризиса Россия имеет все возможности для обеспечения арктических навигаций. Завидную дальновидность руководство компании проявило и в развитии собственного флота. За последние годы его пополнили несколько новых балкеров, создан и активно работает собственный танкерный флот, модернизируются устаревшие суда, что позволило выйти на новых партнеров по деловому сотрудничеству не только в России, но и в других странах. Положительно сказывается на результатах труда и объединение с архангельскими морским и речным пароходствами, считает генеральный директор компании Александр Медведев. Сейчас в составе нового холдинга более 200 судов различного класса общим дедвейтом свыше полутора миллионов тонн. Все они ходят под российским флагом, осуществляя в общей сложности до 40 процентов общероссийского объема морских перевозок грузов. Что касается решения социально-экономических задач, организации быта, отдыха и оздоровления тружеников предприятия, то эти задачи, решаются компанией и в условиях мирового финансового кризиса успешно, отмечает генеральный директор.
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 2290 |