Главная Охрана труда: здоровьем работника рисковать невыгодно
Охрана труда: здоровьем работника рисковать невыгодно Печать E-mail

Охрана труда как система обеспечения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности

На всех стадиях социально-экономического развития современной России проблемы условий и охраны труда, травматизма и профзаболеваемости носят сложный и противоречивый характер. Неудовлетворительное состояние здоровья работающего населения негативно отражается на экономике страны.

Охрана труда как система обеспечения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности не может рассматриваться изолированно, так как она тесно связана с современным состоянием экономики, охраной окружающей среды, состоянием основных фондов, уровнем лечебно-профилактического обслуживания, обеспечения индивидуальной и коллективной защиты работающих, с качеством образования и обучения, информационным обеспечением.

Вредные и опасные условия труда отрицательно влияют на состояние рынка труда. Сокращение численности национальных трудовых ресурсов приводит к необходимости привлечения иностранной рабочей силы, ухудшению качества трудовых ресурсов, выражающемуся в снижении квалификации и производительности труда, падению престижа ряда профессий и специальностей.

Сложившаяся ситуация с состоянием условий и охраны труда в России выдвигает требования выработки новых концептуальных подходов к решению этой проблемы, отвечающих реалиям времени.

Социально-экономические условия меняют подход к охране труда на предприятиях

Одно из основных направлений государственной политики в области охраны труда – обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников. Поставленная цель может быть достигнута только общими усилиями всех сторон социального партнерства – представителей работников, работодателей, органов государственной власти, в том числе по продвижению целенаправленной профилактической работы по предупреждению аварий, травматизма и профессиональной заболеваемости.

- Сейчас, по сравнению с прошлыми годами, гораздо больше внимания уделяется охране труда, – рассказывает Коваль Людмила Викторовна, начальник отдела охраны и экспертизы условий труда комитета по труду и социальному развитию Мурманской области, главный государственный эксперт по условиям труда, – это происходит потому, что многие работодатели видят непосредственную зависимость благосостояния организации от здоровья работника. Государство уходит от той системы, когда работнику выплачивались компенсации только за то, что наименование его профессии или должности отнесено к работам с тяжёлыми или вредными условиями труда. Сейчас, если работодатель смог обеспечить благоприятные, безопасные условия труда, вкладывает средства в человеческие ресурсы, то сокращаются его расходы на различного вида компенсации (выдача молока, предоставление дополнительного отпуска и т.д.).

Областной смотр-конкурс 2007 года на лучшую организацию работы по охране труда среди предприятий и организаций Мурманской области, средства на проведение которого были выделены из областного бюджета в рамках региональной целевой программы «Улучшение условий и охраны труда в Мурманской области» на 2007-2008 годы, уверенно подтвердил, что охране труда на предприятиях в последние 5-7 лет уделяется все большее внимание. Итоги конкурса были подведены на заседании областной межведомственной комиссии по охране труда, а награждение победителей состоялось в рамках практического семинара «Социальное партнёрство в решении вопросов охраны труда», организованного комитетом по труду и социальному развитию Мурманской области.


По итогам конкурса по охране труда победителями и лауреатами стали:

Среди предприятий производственной сферы

ГОУТП «ТЭКОС»: 1-е место

ОАО «Агрофирма «Индустрия»:

2-е местоСХПК «Тундра»: 3-е место

Среди предприятий непроизводственной сферы

ГУЗ «Мурманский областной консультативно-диагностический центр»: 1-е место

МДОУ «Детский сад № 5 комбинированного вида», г. Мончегорск: 2-е место

МДОУ «Детский сад № 2 компенсирующего вида», г. Мончегорск: 3-е место

ГУЗ «Областной специализированный дом ребёнка», г. Апатиты: 3-е место

МУЗ «Мончегорская центральная городская больница»: 3-е место

ГУЗ «Мурманский областной наркологический диспансер»: лауреат

Среди организаций малого предпринимательства

ООО «Альбатрос»: лауреат


Среди желающих участвовать в номинации «малое предпринимательство» оказалось всего одно предприятие — ООО «Альбатрос», представившее высокий уровень состояния охраны труда.

- Позиция малого бизнеса — наше больное место. К ним очень много вопросов по организации труда, — отметила в своем выступлении Людмила Васильевна Поддубная, заместитель председателя комитета по труду и социальному развитию Мурманской области. — Если на крупных предприятиях восстанавливается система охраны труда, которая была заложена ещё в советские времена, а впоследствии разрушена, то на малых предприятиях её не было изначально. А создание новой системы — это достаточно сложно. Хотя, надо сказать, положительные сдвиги уже есть: если два года назад невозможно было разговаривать с руководителями частных предприятий, потому что люди просто не понимали, зачем им вообще нужна техника безопасности, то сейчас есть понимание и самое главное – стремление что-то сделать.

Мухин Василий Михайлович, ответственный за охрану труда на предприятии ООО «Альбатрос», так объяснил тот факт, что они единственное частное предприятие, дошедшее до финала:

– У малых предприятий нет заинтересованности. Штаты у них небольшие, работников, занимающихся только охраной труда нет, чаще всего происходит совмещение должностей. Например, я — начальник технического отдела, а по совместительству занимаюсь и вопросами безопасности труда. А стандартов, положений, руководящих документов, касающихся охраны труда в той или иной мере – великое множество. Чтобы их все разложить по полочкам – нужно заниматься только этим.

На семинаре, посвященном организации совместных действий социальных партнеров по обеспечению безопасных условий труда, с докладами выступили Поддубная Л.В., заместитель председателя комитета по труду и социальному развитию Мурманской области, Коваль Л.В., начальник отдела охраны и экспертизы условий труда комитета, Куля О.А., исполняющий обязанности исполнительного директора Союза промышленников и предпринимателей (работодателей) Мурманской области, Клименко С.В., главный технический инспектор труда, зав. технической инспекцией по охране труда и окружающей среды областного совета профсоюзов, Евдокимова Н.Ю., начальник отдела санитарного надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав и др.

В своем выступлении Светлана Владимировна Клименко проинформировала участников о том, что в течение 2007 года в техническую инспекцию труда облсовпрофа за помощью и консультацией по вопросам возмещения причиненного вреда, проведения аттестации условий труда и оформления их результатов, компенсаций за вредные и опасные условия труда, расследования несчастных случаев на производстве, а также в пути на работу и с работы лично обратились 486 членов профсоюзных организаций строителей, металлургов, образования, местной промышленности, морского флота, военно-морского флота, атомного флота, судоремонтных предприятий и др. из всех городов и посёлков Мурманской области.

Недаром государство важную роль отводит общественному контролю, выделяя в бюджете Фонда социального страхования РФ средства на обучение уполномоченных лиц по охране труда и членов комитетов (комиссий) по охране труда.

- В то же время руководители, специалисты предприятий всё ещё неудовлетворительно используют потенциал уполномоченных лиц профсоюзных организаций, полномочия комитетов (комиссий) по охране труда для своевременной оценки уровня риска на том или ином участке производства, рабочем месте, для подготовки предложений по профилактике травматизма и заболеваемости, – поясняет Светлана Владимировна, – бывает и так, что иные руководители любой сигнал об опасной ситуации расценивают как самодеятельность, вмешательство в их дела, забывая, что при этом они грубейшим образом нарушают трудовое законодательство.

Участниками семинара, в работе которого приняли участие более 60 представителей предприятий и организаций области, было отмечено, что конкурс на лучшую организацию работы по охране труда Мурманской области стимулирует как службу охраны труда, так и самого работодателя. Получить диплом победителя в этом конкурсе очень престижно. Это положительно влияет на имидж компании, особенно, если это частное предприятие. Будем надеяться, что в 2008 году количество конкурсантов значительно увеличится. Это значит, что увеличится и число организаций с достойными условиями труда.

Управлять профессиональными рисками поможет программа

Неблагоприятные условия труда являются причиной высокого уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний. По материалам Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации 150-190 тысяч человек ежегодно умирает от воздействия вредных и опасных производственных факторов. Ежегодно получают травмы на производстве около 200 тысяч человек, регистрируется более 10 тысяч случаев профессиональных заболеваний, более 14 тысяч человек становятся инвалидами вследствие трудового увечья и профессиональных заболеваний. Ежегодные экономические потери, обусловленные неблагоприятными условиями труда, оцениваются более чем в 400 млрд. рублей. Около 200 тыс. человек ежегодно уходят на пенсию, досрочно назначаемую за работу в тяжелых и вредных условиях труда. Поэтому более чем позитивным является тот факт, что впервые за последние годы на федеральном уровне подготовлен Проект концепции Программы действий по улучшению условий охраны труда, включая проведение аттестации рабочих мест. В современных условиях это весьма актуальный документ.

Главная цель Программы – защита здоровья работника и обеспечение безопасности труда путем внедрения системы управления профессиональными рисками на каждом рабочем месте и вовлечение в управление этими рисками основных сторон социального партнерства – работодателей и работников. Налицо новизна подходов к проблеме управления охраной труда через перераспределение полномочий тем, кто создает риски, и через повышение заинтересованности работодателей.

Основная задача новой системы управления охраной труда — переход от реагирования на страховые случаи «post factum» к управлению рисками повреждения здоровья работников. Данная цель может быть достигнута путем создания всеобъемлющей, сквозной системы управления профессиональными рисками, которая должна стать основой управления системой сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, охватывая все рабочие места, вне зависимости от размера и формы собственности предприятия.

Предполагается, что реализация Программы будет осуществляться в три этапа. На первом этапе (2008-2010 гг.) планируется создание системы управления профессиональными рисками, в которую будут интегрированы региональные, отраслевые и корпоративные программы по улучшению условий и охраны труда. В итоге проведения пилотных проектов к 2011 году будет создана нормативно-правовая база и организована инфраструктура для проведения сплошной аттестации рабочих мест по условиям труда.

На втором этапе (2011 -2015 гг.) планируется приступить к полномасштабному внедрению системы управления профессиональными рисками на каждом рабочем месте, проведению регулярной аттестации рабочих мест по условиям труда, включая мероприятия по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, сокращению рабочих мест с вредными и опасными условиями труда.

Особое внимание будет уделено подготовке и реализации региональных и корпоративных программ «нулевого» травматизма, распространению передового опыта и лучшей практики организации охраны труда на всех уровнях социального партнерства.

На третьем этапе (2016-2025 гг.) планируется выйти на показатели стран Евросоюза — снизить количество рабочих мест с вредными и опасными условиями труда до 3-5% и достичь коэффициента травматизма со смертельным исходом до уровня не более 0,05-0,08. Высокая ответственность работодателей и работников за поддержание международных стандартов условий и охраны труда, культура безопасного и здорового труда станет нормой, а эффективное управление профессиональными рисками на каждом рабочем месте — повседневной практикой сторон социального партнерства.

Безусловно, не всё однозначно в данном проекте, но по результатам обсуждения на заседании рабочей группы Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений проект Концепции Программы действий по улучшению условий и охраны труда, включая проведение аттестации рабочих мест, в основном, был одобрен.

Действующий в настоящее время порядок предоставления компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда на основании различных Списков производств, цехов, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда формировался во времена СССР по отраслевому принципу и, как следствие, не учитывает современного уровня развития техники и социально-экономических изменений, произошедших в постперестроечный период. Это привело к тому, что в настоящее время, по оценке Минздравсоцразвития России, до 40% работников, предусмотренных указанными Списками, получают компенсации, не обусловленные условиями труда на рабочих местах.

В целях реализации изменений в ст. 219 Трудового кодекса уже подготовлен документ, который учитывает сложившиеся социально-экономические условия и затрагивает значительное число трудящихся. Это проект постановления Правительства Российской Федерации «О максимальной продолжительности рабочей недели, минимальной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимального повышения оплаты труда и условий их предоставления работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда по результатам аттестации рабочих мест».

В соответствии с проектом постановления предполагается устанавливать максимальную продолжительность рабочей недели, минимальный ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск и минимальное повышение оплаты труда, предоставляемые работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по результатам аттестации рабочих мест.

Таким образом, изменение социально-экономических условий вызвало и пересмотр самого подхода к вопросам охраны труда, и определённая правовая и нормативная база для этого уже создана и подготовлена в проектах.

Международные проекты повышают качество трудовой жизни

Международное сотрудничество в части охраны труда в России базируется в основном на взаимоотношениях с субрегиональным Бюро Международной Организации Труда (МОТ) в Москве.


МОТ была основана в 1919 г. в целях обеспечения социальной справедливости и, таким образом, поддержки и гарантии прочного мира. Её трехсторонняя структура является уникальной среди агентств, связанных с ООН, а руководящий орган МОТ состоит из представителей правительств и организаций работодателей и работников.

По определению МОТ, в задачи повышения качества трудовой жизни входят: разработка и проведение такой государственной политики и мероприятий со стороны предпринимателей и профсоюзов, которые должны привести к уважению жизни и здоровья трудящихся, обеспечению отдыха и свободного времени, к созданию для трудящихся возможностей полностью развивать свои способности в процессе труда.

МОТ представляет экспертные консультации и техническую помощь государствам – членам посредством сети представительств и многопрофильных команд специалистов в более чем 40 странах. Эта помощь может принимать формы: консультирования по вопросам трудовых прав и производственных отношений, содействия занятости, обучения в сфере развития малого бизнеса, управления проектами, консультирования по социальной защищенности, безопасности на рабочих местах, условий труда, сбора и распространения статистических данных о труде, образования рабочих.

Со времени своего основания МОТ разработала и приняла большое число международных Конвенций (и сопровождающих их Рекомендаций), имеющих прямое отношение к охране труда, а также много кодексов правил безопасности и технических публикаций по различным аспектам этого вопроса. Они представляют собой внушительный по объему свод определений, принципов, обязательств, обязанностей и прав, а также технические руководства, отражающие согласованные точки зрения входящих в МОТ представителей трех сторон социально-трудовых отношений по большинству аспектов охраны труда.


В настоящее время на территории России работают несколько совместных проектов, направленных на сохранение трудового потенциала. В их числе такие проекты, как EuropeAid «Сближение нормативной правовой базы по охране труда и безопасности», «Улучшение системы охраны и безопасности труда на Северо-западе России».

В рамках проекта EuropeAid, финансируемого Европейским Союзом, эксперты из России, Германии и Швеции проанализировали текущую ситуацию в сфере социального диалога в РФ, сосредоточившись на практической деятельности в области охраны труда и безопасности.

Команда экспертов разработала рекомендации по дальнейшему укреплению социального диалога в сфере обеспечения здоровья и безопасности работников. Данная работа направлена на сближение российского законодательства с законодательством Европейского Союза и другими международными стандартами.

Основное направление проекта «Улучшение системы охраны и безопасности труда на Северо-западе России» — это внедрение Руководства по системам управления охраной труда «МОТ-СУОТ-2001». Сегодня технологический процесс и интенсивное давление конкуренции стремительно меняют условия труда, его процессы и организацию. Первостепенное значение принадлежит законодательству, но само по себе оно недостаточно для того, чтобы направлять эти изменения или поспевать за новыми опасностями и рисками. Организации тоже должны постоянно реагировать на вызовы, брошенные им в сфере охраны труда, и разрабатывать эффективные ответы в виде динамичных стратегий управления. Руководство по системам управления охраной труда «МОТ-СУОТ-2001», разработанное МОТ, оказывает поддержку этим усилиям.

Руководство было подготовлено на основе широкомасштабного подхода с участием входящих в МОТ представителей трех сторон социально-трудовых отношений. Оно основано на признанных во всем мире принципах охраны труда, определенных соответствующими международными трудовыми стандартами. Вследствие этого оно является уникальным и мощным инструментом развития стабильно поддерживаемой культуры обеспечения безопасности на предприятиях и за их пределами.

Положительное воздействие внедрения систем управления охраной труда (СУОТ) на уровне организации как на снижение опасностей и рисков, так и на производительность, в настоящее время признано правительствами, работодателями и работниками.

Финансирует проект Правительство Финляндии. Реализация проекта по охране и безопасности труда с включением в него элементов социального партнерства, управления и с учетом требований законодательства способствует снижению различий в условиях труда и уровне жизни на границе с Финляндией, которая в то же время является для Российской Федерации границей с Европейским Союзом.

Мурманская область на 2008-2009 годы включена в работу в рамках данного проекта в качестве пилотного региона. В 2006-2007 годах работа проводилась в Карелии и Санкт-Петербурге. Результаты проекта покрывают широкий спектр вопросов: новые возможности для организации и специалистов, создание систем и программ по охране и безопасности труда, создание учебных материалов, развитие социального диалога в сфере охраны и безопасности труда, массовая пропаганда и распространение информации. Согласно традиции МОТ, результаты проекта в основном будут направлены и использованы всеми сторонами трехстороннего социального диалога, преимущественно на предприятиях.

План работы Мурманской области в рамках проекта на 2008 год определен совместно с Московским субрегиональным Бюро МОТ, и утвержден председателем комитета по труду и социальному развитию Мурманской области Валерием Палькиным и директором Бюро Элейн Фульц.

Среди них такие мероприятия, как:

- проведение семинара-совещания с «пилотными» организациями Мурманской области по представлению ГОСТ 12.03.230-2007 «Система управления охраной труда. Общие требования» (ILO - OSH 2001. ITD), а также по экономическим вопросам управления охраной труда, включая методику МОТ оценки экономических потерь предприятий в результате несчастных случаев на производстве;

- организация и участие в мероприятиях, посвященных Всемирному дню охраны труда, темой которого в 2008 году будет «Управление профессиональными рисками», а девизом – «Моя, жизнь, моя работа, мой безопасный труд»;

- семинар-совещание с учебными центрами региона по перспективам внедрения в учебные программы по охране труда для руководителей и специалистов учебных модулей МОТ «Оценка и управление рисками на предприятии», «Экономика охраны труда на предприятии»;

- итоговый семинар-совещание с «пилотными» организациями по проблемам и перспективам внедрения ГОСТ 12.03.230-2007 и методики МОТ оценки экономических потерь;

По итогам 2008 года будет сформирован План совместных мероприятий на 2009 год.

Комитет по труду и социальному развитию Мурманской области приглашает к совместной работе в рамках данного проекта организации МО, которые намерены заняться оценкой рисков у себя на предприятии, расчетом экономических потерь от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также экономической выгоды от целенаправленного улучшения условий труда для работников.

Подготовила Софья Ольшевская
Консультировала Людмила Коваль

Журнал "СЕВЕР промышленный" №№ 1-2 2008 г.

Еще статьи по теме "Труд":

Гигиена труда и профессиональные заболевания работающих

Охрана труда

Социальная адаптация на рынке труда

Знатоки правил охраны труда на Кольской АЭС

Ветераны труда получат выплаты ко Дню Мурманской области

Назначен министр труда и социального развития Мурманской области

Региональный рынок труда и профессиональное образование


busy
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

54.161.31.247

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2019 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .