Главная «Нас губит… пресса»
«Нас губит… пресса» Печать E-mail

История создания «Мурмансельди»-«Мурманрыбпрома» хорошо известна. Появилась возможность добывать пелагические виды рыб вдали от родных берегов - встала необходимость создания специализирующегося на данном промысле флота. Поступление «Союзов», средних рыболовных траулеров, отмена кошелькового промысла, переоборудование судов...

Из узкоспециализированного флот превращается в океанический, универсальный.

Работа тралами. Поступление БМРТ типа «Иван Бочков», траулеров, которые прозвали «полубатами», или попросту «полуботинками». Они вели промысел в Северной Атлантике и Тихом океане, СТРы - в Баренцевом море.

У «Мурманрыбпрома» всегда была огромная социальная сфера: жилые дома на Больничном городке и на Жилстрое, свой пансионат в Адлере «Рыбак Заполярья», детсады, подшефные школы, собственные тренажер и плавмастерская «Резец». В составе флота были «Внутренние водоемы», где работали бригады ловцов рыбы, раскинутые по многим озерам области. Приватизация и перестроечные процессы в экономике страны методично, шаг за шагом, ставили «Мурманрыбпром» на колени. Налоги, неплатежи, тарифы и т.д. должны были бы давно угробить флот. А он во второй половине девяностых не только жил и работал, но и с оптимизмом, со слов своих директоров, смотрел в будущее.

- Когда много лет общаешься с моряками и руководством того или иного флота, создается общее впечатление о нем. «Мурманрыбпром» для меня - какая-то «терра инкогнито», - пишет Инна Березюк. - Флотоводцы (а сколько их сменилось за мои журналистские 20 лет!) всеми силами старались быть подальше от прессы. Мол, чего про флот писать - живем как все, работаем... И даже когда я попала в эпицентр забастовки в Тихом океане на БМРТ «Виктор Стрельцов»* и летела в пустом самолете (экипаж отказался от вылета) в Мурманск, то надеялась на обстоятельный разговор с руководителями флота. Не тут-то было: меня мягко, но очень решительно отодвинули от любой информации, от какого бы то ни было комментария. И так было всегда. Хотя и удавалось добывать тот или иной материал, в целом, повторюсь, «Мурманрыбпром» оставался «совершенно секретным», закрытым флотом.*

Очень верно подметила Инна Петровна некую боязнь, что ли, руководителей флота встречаться и общаться с журналистами. И эта боязнь, переходящая порой в открытую ненависть, с каждым годом увеличивалась, превращалась в какую-то газетофобию. И не только в «Мурманрыбпроме», хотя именно здесь традиционно недолюбливали журналистов. Так что с новым генеральным директором МРП А.И.Сухининым53 нашему корреспонденту удалось встретиться лишь спустя три месяца после первоначальной договоренности. Будем считать, что просто очень занятым человеком оказался этот новый «генерал», на которого взвалили всю тяжесть общефлотских забот.

Образно говоря, флот можно было бы сравнить с айсбергом. Надводное величие и блеск ледяной глыбы - это видимая часть, которую в любой час могла опрокинуть скрытая толщей воды основная, глубинная часть, состоящая из неразрешимых, неподъемных проблем. Впрочем, положение «Мурманрыбпрома» мало чем отличалось от ситуации, в которой находились другие флоты. Хотя, конечно, были свои особенности. Например, в «Мурманрыбпроме» пытались жить и выживать строго по российским законам, не рефлагируя суда, не создавая оффшорных компаний, не сбрасывая с плеч тяжкий воз социальной сферы...

- А теперь я сказал, что будем жить как все, - с этих слов начал разговор новый генеральный («И его глаза блеснули сталью», - добавляет Березюк).

Сухинин рассказал нашему корреспонденту, что за годы так называемых реформ флот расстался с 35 судами. Оставшиеся «полуботинки» еще года три побудут в строю, а потом... Чтобы снабдить БМРТ всем необходимым на рейс и дать 25 процентов нужного количества топлива, требуется 1 млрд. 200 млн. рублей.S Откуда взять такие деньги? Замучили руководство аресты судов. Причем экипажи совсем в том не виноваты. Флотоводцы, в общем-то, тоже, ведь суда те отданы в аренду различным фирмам. Хотели как лучше... Например, фирма «Искатель» наделала долгов, из-за чего в Канаде арестован один БМРТ. Два траулера стоят под арестом из-за фирмы «Константа», еще один - из-за спора с фирмой «Надин», другой - из-за долгов фирмы «Аквилон»... Или еще более дикий пример: взял флот в аренду небольшое судно у одной фирмы. Вдруг появляется господин из Прибалтики и объявляет, что траулер - его собственность. В итоге - арбитражный суд, решением которого ... арестовываются все счета «Мурманрыбпрома».

А долги! Фирма «Прометей» не отдает около полумиллиона долларов. Давно в должниках бывший португальский партнер. А уж здесь, в Мурманске, их столько! Короче говоря, у самого флота около 150 млрд. рублей долга, а ему должны немногим меньше. Тут еще аномальная нынешняя зима. Из-за штормов БМРТ взяли всего лишь два груза путассу. Вот и живи как хочешь!

- Чем больше слушала я Сухинина, тем больше мной одолевало недоумение, - пишет Инна Петровна. - Не выдержав, я спросила: Александр Иванович, зачем Вам это кресло?

- Меня выбрали люди.

- Но Вы же могли отказаться. Зачем взваливать на себя непомерный груз проблем?

- От генерального директора зависит далеко не все. Главное - люди, которые здесь работают. И пока они не опускают руки, не уходят, флот будет жить.

- Но как собирается жить флот? Суда старые, денег на ремонт-реконструкцию нет, со сбытом вашей продукции (сельдь, путассу и т.п.) - проблемы. Затраты сумасшедшие. Как жить?

- У нас разработан план, - возражает Сухинин. - Производим переоценку стоимости основных фондов, чтобы снизить амортизационные отчисления. Готовимся к промыслу окуня. Нашли способ, как приобрести хорошее оборудование: берем его в лизинг с рассрочкой платежа на несколько лет. Собираемся сократить резерв в кадрах за счет сокращения рейсооборота... Не буду перечислять все намеченное, только скажу, что полагаем сэкономить около 100 млрд. рублей.

- Что с выплатой зарплаты?

- Когда я стал генеральным, задолженность по зарплате составляла около 24 млрд. рублей. Сейчас - 8 млрд.

- Новых судов не будет?

- Прорабатываем варианты сотрудничества с различными инвесторами. Самим, конечно, не под силу. Есть и другой путь - покупать неновые суда, но с более совершенной технологией. У нас уже работают три таких судна: «охлажденщик» и на двух выпускают клипфиск.

- То есть не так страшна ситуация сегодня?

- Нас губят. Во-первых, государство. Во-вторых, местные монополисты. В-третьих, пресса.

-?!

- Почему вы удивляетесь, - с обидой в голосе восклицает Сухинин. - Никто же не говорит правду о том, как предприятия умирают. До сих пор журналисты не отображают ситуацию в рыбной отрасли... Мне хочется, чтобы «Мурманрыбпром» воспрянул духом. И если мы осуществим намеченный план, думаю, у нас все получится. А я из «Мурманрыбпрома» уйду только в последний путь...*

Не стал наш корреспондент убеждать Александра Ивановича, что пресса, во всяком случае «Рыбный Мурман», никогда не стояла в стороне от флотских проблем. Кто мешает тебе, новоиспеченный «генерал», взять да рассказать «правду о том, как предприятия умирают»? Если ты, конечно, не марионетка, нити управления которой находятся совсем в других руках. Наверное, в данном случае так оно и было. Уже через полгода, в сентябре 1997-го, его место занял другой генеральный. И ушел А.И.Сухинин далеко не в «последний путь», а просто попросили его пододвинуться, освободить генеральское кресло. Очевидно, и здесь журналисты были виноваты, те, которые губят и флоты, и флотоводцев.

· Об этой забастовке рассказано в первой книге нашего повествования.

· За что «генералам» деньги платят, «РМ» от 28 февраля 1997 года.

53 - СУХИНИН Александр Иванович, генеральный директор АО «Мурманрыбпром» в 1997 году. Пришел на флот в 1974 году после окончания мореходки. Семь лет ходил в море капитаном, был начальником отдела внешнеэкономических связей «Мурманрыбпрома», в 1992 году стал членом совета директоров предприятия.

S Курс Центробанка РФ на конец февраля 1997 года был 5670 рублей за один доллар США.

· За что «генералам» деньги платят, «РМ» от 28 февраля 1997 года.

Рыбный Мурман в кавычках и без (1983 - апрель 2000) Том второй


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

18.219.81.129

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .