Главная Взаимодействие приарктических стран в ликвидации разливов нефтепродуктов в Арктике
Взаимодействие приарктических стран в ликвидации разливов нефтепродуктов в Арктике Печать E-mail

Современные технологии и технические средства позволяют практически полностью устранить последствия разливов нефти и  нефтепродуктов

ПАВЛЕНКО В.И., ГЛУХАРЕВА Е.К.
Центр исследований Арктики РАН, Россия

Анализ мирового опыта ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов показывает, что современные технологии и технические средства позволяют практически полностью устранить последствия разливов нефти и продуктов ее переработки.

Опыт приарктических стран, прежде всего Норвегии, США и Канады, достаточно убедительно демонстрирует реализацию имеющихся возможностей. Высокотехнологичные методы ликвидации загрязнений дополняются развитой системой тренинга, объединяющей усилия специализированных организаций и волонтеров.

Существуют примеры успешной борьбы с разливами нефти в территориальных водах названных и других стран. Можно утверждать, что циркумполярные страны на национальном уровне выполняют положения Нуукской Декларации приарктических государств об охране среды Арктики.

В условиях развития в перспективе нефтегазодобычи на шельфе арктических морей и интенсификации транспортировки нефти и нефтепродуктов в Арктике актуальными становятся вопросы организации четкого взаимодействия различных, и прежде всего приарктических, стран в предотвращении и ликвидации потенциальных разливов.

Следует отметить, что циркумполярные страны имеют немало общих подходов на национальном уровне в борьбе с разливами нефти и нефтепродуктов. Очень близок понятийный и терминологический аппарат. К основным источникам разливов нефти и нефтепродуктов общепринято относить аварии танкеров, эксплуатационные сбросы с судов нефтесодержащих отходов (в нарушение экологического законодательства), буровые платформы в случае аварии, аварии при бункеровке на нефтяных терминалах. Практически все приарктические страны по близким методикам осуществляют идентификацию разливов нефти и нефтепродуктов, предпринимают комплексные меры по их предотвращению, проводят оценку рисков, связанных с разливами, и их снижению.

Анализ наиболее известных аварий судов, приведших к катастрофическим нарушениям экологического равновесия в конкретных районах, показывает, что основными причинами были условия навигации и человеческий фактор. Для исключения их влияния в крупных морских портах приарктических государств внедрены автоматические системы управления движением судов, национальными нормативными актами закреплены действия и меры ответственности сторон при разливах нефти.

Однако с продвижением добычи нефти в более высокие широты в результате возможного разлива углеводородов, в пределах или вне исключительных экономических зон отдельных государств, возникает проблема организации взаимодействия специализированных организаций двух и более стран для ликвидации экологической катастрофы. Взаимодействие должно быть четко согласованным, опираться на соответствующие национальные и международные законодательные и нормативные акты. Совместных координированных усилий требует и разнообразная деятельность по предотвращению разливов нефти, которые могут быть результатом природных явлений, террористических актов или техногенных катастроф. Эти и другие вопросы, несомненно, являются актуальными для поиска их совместного решения всеми приарктическими странами.

Российская Федерация около 50% экспорта нефти осуществляет морским путем, в том числе и по арктическим морям. Известно, что риск возникновения катастроф пропорционален интенсивности транспортной работы. С учетом перспектив роста объемов экспорта нефти и нефтепродуктов с территорий Мурманской, Архангельской и Сахалинской областей, Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов в России предпринимаются серьезные организационные и экономические меры, направленные на предотвращение аварий морских судов и обеспечение высокой готовности к реагированию на потенциальные катастрофы с тем, чтобы минимизировать ущерб окружающей среде. Активно действуют бассейновые аварийно-спасательные управления, являющиеся подразделениями Государственной морской аварийной и спасательно-координационной службы МЧС России.

Вместе с тем следует признать, что существующий опыт приарктических стран, сложившийся в результате глубокого и всестороннего анализа последствий катастроф танкеров «Эксон Валдиз», «Эрика» и «Престиж», еще недостаточно учитывается в нашей стране. Вполне очевидна целесообразность изучения и адаптации практики развитых стран не только для создания современных условий и механизмов предотвращения и ликвидации разливов нефти в России, но и для обеспечения эффективного участия страны в межгосударственной деятельности в этой области.

Особое место занимает готовность к ликвидации разливов нефти в море, в связи с катастрофами на добывающих платформах или транспортных средствах.

Транспортный процесс, как и любой вид производственной деятельности, сопряжен с опасностью, как для человека, так и для окружающей среды. Воздействие морских судов, по сравнению с наземными видами транспорта, на окружающую среду минимально, так как в море при соблюдении определенных, не требующих значительных капиталовложений, экологических правил попадает минимальное количество загрязнителей в пересчете на тонну перевозимых грузов. В то же время при авариях морской транспорт наносит окружающей среде ущерб, несопоставимый с последствиями аварий на других видах транспорта. Достаточно упомянуть разлив нефти с танкера «Эксон Валдиз» близ побережья Аляски, катастрофу танкера «Престиж» в декабре 2002 года близ Пиренейского полуострова.

Результатом разлива почти 70 тыс. т тяжелого топлива с танкера «Престиж» явилось загрязнение свыше 1000 км побережья, а погашение ущерба и затраты на очистку береговой линии составили более 2 млрд. долларов. В целях предотвращения подобных событий и смягчения их последствий ЕС был принят комплекс правовых, организационных и административных мер. В качестве наиболее значимых мер следует назвать создание Европейского агентства безопасности на море и увеличение компенсационный фонда до 2 млрд. евро.

После аварий упомянутых танкеров в США и странах Европы были приняты экстренные меры по ужесточению нормативной и правовой базы всех видов деятельности при операциях с нефтью и нефтепродуктами в море. Разработаны и внедрены в практику административные, экономические и финансовые механизмы, направленные на усиление ответственности потенциальных «загрязнителей» за нанесение ущерба морским природным комплексам и экосистемам.

В США, в частности, владельцам танкеров, перевозящих нефть в водах государства, вменено в обязанность вносить по миллиарду долларов в Федеральный фонд США и Фонд штата Аляска в качеств страхового взноса. Предусмотрены разнообразные превентивные меры по защите окружающей среды в зонах потенциального экологического риска, включая нефтяные терминалы и маршруты движения танкеров. Например, танкеры, перевозящие американскую нефть в порты США, должны ходить только под американским флагом и предприятия-судовладельцы не могут иметь нормативно правовой формы "Общество с ограниченной ответственностью" (ООО).

В целях снижения ущерба прибрежным экосистемам от воздействия различных видов деятельности в приарктических странах разработана детальная классификация необходимых организационных, административных и экономических мер, различающихся экологической эффективностью:

ограничивающие влияние загрязнения - паспортизация и картографирование загрязнителей, составление кадастра загрязнения, упорядочение природопользования, составление плана ближайшего и будущего развития наземных производств и строений, увязывание со строительством санитарно-очистных сооружений, налаживание работы станций мониторинга окружающей среды, выработка рекомендаций к принятию законодательных актов на региональном и федеральном уровнях.

снижающие уровень загрязнения. К ним относятся работы по деэвтрофикации; активной рекультивация прибрежных фитоценозов; введение в действие пакета законодательных актов, регламентирующих природопользование и строительство сооружений марикультуры и береговых очистных сооружений; экологическое образование для районных и областных администраций и населения с применением мер наглядной агитации, широкое освещение работ по очистке от загрязнения.

компенсирующие воздействие загрязнителей - организация санитарных плантаций гидробионтов, строительство береговых очистных сооружений, стимуляция населения на потребление экологически безопасной продукции, восстановление фоновой биопродуктивности вод, планирование и разработка экологических технологий, комплексный мониторинг среды, активная пропаганда экологической грамотности населения.

Особое место в системе мер по предотвращению катастроф на шельфе Арктики должно занимать прогнозирование возникновения кризисных ситуаций. При этом важно отметить, что вопросы прогнозирования возникновения техногенных кризисных ситуаций, методы предотвращения катастроф и ликвидации их последствий проработаны достаточно хорошо. Иная ситуация с прогнозированием природных катастрофических явлений в Арктике. Не будет преувеличением сказать, что все без исключения приарктические страны практически не уделяли должного внимания прогнозированию возникновения природных катастроф. Это определялось целым рядом обстоятельств: отсутствием (ранее) необходимости составления подобных прогнозов, ориентацией собираемой первичной гидрометеорологической информации на подготовку прогнозов состояния погоды в локальных точках и по узкому кругу показателей, в основном для конкретных морских трасс и акваторий.. Все это вместе взятое не обеспечивает достаточной и достоверной информацией осуществление вероятностных расчетов и оценок с использованием математических моделей.

До настоящего времени целостная и скоординированная система прогнозирования природных кризисных явлений катастрофического характера приарктическими странами не создана. Вместе с тем представляется весьма важным для принятия согласованных и скоординированных решений осуществление прогнозирования разливов нефти и нефтепродуктов с применением методов математического моделирования возникновения «пятен» и их распространения по различным сценариям. На основе моделей может быть рассчитан возможный ущерб, вследствие разлива, и сформулированы административные, экономические и экологические требования к организациям-загрязнителям.

Не менее важной проблемой для приарктических стран является изучение различных рисков, возникающих в результате разливов нефти и нефтепродуктов и тесно связанные с этим вопросы стандартизации приарктическими странами методов анализа и оценки рисков и управления ими. С целью сокращения и предотвращения аварийных ситуаций оценивается вероятность возникновения аварий, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов в Арктике при эксплуатации промышленных и транспортных объектов в различных условиях. Оцениваются риски для рекреационной деятельности, рыбного хозяйства. Определяются наиболее вероятные регионы рисков аварийных разливов.
Результаты оценки риска являются базой для разработки мероприятий по снижению количества аварий и их последствий, затрат на их осуществление и принятия решения о целесообразности планируемого вида деятельности.

Международная практика показывает, что наиболее кардинальным и эффективным путем обеспечения финансового источника модернизации системы готовности к ликвидации возможных разливов нефти является принятие специального закона о загрязнении моря нефтью и нефтепродуктами, которым вводятся меры прямого экономического регулирования всех аспектов деятельности по защите природных комплексов морей от катастрофических явлений, наносящих ущерб окружающей среде. К числу таких мер можно отнести, в частности, обязательное экологическое страхование соответствующих рисков, образование специального фонда – источника финансирования всех затрат, связанных с обеспечением готовности к реагированию на потенциальные разливы нефти.

Средства в этот фонд аккумулировались бы из отчислений потенциальных организаций-«загрязнителей» нефтью. Размеры отчислений могут быть установлены в размере 30–50 центов за тонну обрабатываемой в порту нефти. Примером могут служить отчисления в аналогичные фонды, созданные в США и Финляндии, составляющие около 50 центов за тонну нефти. Эти фонды в названных странах созданы во исполнение соответствующих законов о нефтяных загрязнениях.

Международные встречи и конференции, связанные с решением проблем охраны природной среды Арктики, показывают стремление приарктических стран к организации взаимодействия по управлению рисками потенциальных катастроф в макрорегионе, обеспечению совместной технической оснащенности и организационной готовности к предотвращению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в высоких широтах.

В этой связи для интеграции усилий циркумполярных государств Арктическому Совету целесообразно рассмотреть вопрос об организации Агентства по экологической безопасности мореплавания в Арктике.

Изложенное позволяет заключить, что проблемы взаимодействия приарктических стран в области предотвращения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов охватывают необходимость поиска совместных решений в следующих направлениях:

- синхронизации нормативно-правовой базы;

- разработки методов прогнозирования и моделирования возникновения кризисных ситуаций, в том числе в результате катастрофических природных явлений;

- координации управленческих решений;

- стандартизация нормативов загрязнения нефтью нефтепродуктами;

- управления рисками;

- развития тренинга и подготовки квалифицированных кадров для ликвидации последствий разливов нефти.

Предотвращение и ликвидацию разливов следует осуществлять в рамках правовой определенности в вопросах управления, контроля и мониторинга состояния окружающей природной среды Арктики, с использованием эффективных экономических и финансовых инструментов регулирования различных видов деятельности, классификации экологических рисков.

Синхронизация нормативной и правовой базы относительно Арктики, согласованность управленческих решений будут способствовать созданию четких и понятных механизмов взаимодействия на различных уровнях в целях предотвращения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Широкое совместное использование приарктическими государствами международного опыта, правовых, административных, экономических и технических мер позволят существенно снизить ущерб от потенциальных разливов нефти и нефтепродуктов.

Для Российской Федерации одной из первостепенных задач в области предотвращения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов должно стать совершенствование нормативной и правовой базы. При этом правовое регулирование следует ориентировать на достижение долгосрочных эффектов и синхронизацию управленческих решений с другими, прежде всего приарктическими странами.

Литература
Семанов Г.Н «Разливы нефти в мере и обеспечение готовности к реагированию на них», / www.securpress.ru, 2005 г.
Kamenev O.V., Marachev N.M. The estimation of the probability of oil spills in the ports// Sea water transport. Series “Preventing of sea environment pollution”. M.: Mortekhinformreklama, 1985, Issue 1 (54). P.1-16.
Pavlenko V. “Oil spills – risk management and decision support system”, report the Council Russia-NATO, Brussels, NATO headquarters, 2008.

Нефть и газ арктического шельфа-2008: материалы конференции

Еще статьи по теме "Разливы нефти":

Совершенствование системы реагирования на аварийные разливы нефти

Проблемы взаимодействия приарктических стран в ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в Арктике

Обзор современных подходов моделирования разливов нефти

Трутнев грозит засудить "Башнефть" за разлив нефти в НАО

WSJ: за разлив нефти в Мексиканском заливе США обвинят сотрудников BP


busy
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.235.25.169

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2021 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .