Аренда офисов в Мурманске

 

Главная Траулеры уходят в океан - 1
Траулеры уходят в океан - 1 Печать E-mail

16 марта 1951 года Совет Министров СССР издал Постановление об организации Беломорской базы государственного лова рыбы.

Вскоре было получено из новостроя пять СРТ (средний рыболовный траулер). После укомплектования экипажей, получения промыслового снабжения, горюче-смазочных материалов и продуктов эти суда ушли на промысел.

В те годы капитанами на промысловых судах работали: Иван Петрович Акимов, Евгений Михайлович Михельсон, Яков Иванович Ефимов, Андрей Иванович Колоборденко, Лев Альфредович Шверст, Александр Семенович Масленников, Владимир Николаевич Аскалонов, Лев Павлович Буров, Харлампий Сидорович Бастанжи, Александр Федорович Воробьев, Борис Иванович Дондик, Марк Исаакович Любовский, Юрий Алексеевич Осташков, Яков Иванович Ефимов, Иван Степанович Куроптев, Петр Ричардович Пельтонен, Федор Васильевич Недашковский, Геннадий Прохорович Постников, Андрей Степанович Рахтанов, Анатолий Дмитриевич Карельский, Валентин Александрович Комиссаров, Михаил Тимофеевич Петров, Анатолий Степанович Тарабукин, Израиль Давыдович Тинтман, Валентин Евграфович Храпов, Вениамин Васильевич Шереметьев, Анти Юханович Юнолайнен, Вадим Владимирович Ветров, Василий Иванович Кузьменков, Арианд Иоханесович Марипуу, Владимир Иванович Агарков, Виктор Александрович Илгунас, Альберт Сергеевич Осадчий, Марк Нобиевич Алиев, Александр Константинович Евсюков, Василий Иванович Кузьменков, Василий Трофимович Захаров, Матжан Шойнович Смогулов, Вениамин Валентинович Шмонин, Григорий Власович Ширинкин, Николай Васильевич Сайченко, Геннадий Харлампиевич Политов, Альбинас Иозович Плеошшс.

Старшими механиками были: Эммануил Натанович Пеккер, Александр Степанович Носницин, Павел Тимофеевич Котелевский, Дмитрий Николаевич Лукаш, Иван Васильевич Корабейников, Леонид Васильевич Семибратов, Николай Васильевич Бурмагин, Анатолий Васильевич Егоров, Петр Васильевич Губин, Борис Михайлович Жеребцов, Владимир Михайлович Постольник, Иван Алексеевич Калачев, Гений Иванович Самойлов, Владимир Кузьмич Бокин, Алиандр Васильевич Крысанов, Александр Алексеевич Литвинов, Зиновий Борисович Соколов, Михаил Ефимович Ширипин, Арсентий Михайлович Лютый, Владимир Кузьмич Парамонов, Борис Григорьевич Уханов, Виктор Константинович Охотин, Михаил Михайлович Холмовой, Владимир Арсентьевич Новик, Евграф Григорьевич Белавин, Григорий Степанович Грачев.
Радиоспециалисты, начальники отдела радиосвязи флота: Абрам Иосифович Гильбо, Юрий Иванович Аверьянов, Юрий Анатольевич Овчинников, Виктор Степанович Зяблов; флагманские специалисты: Михаил Федорович Сысоев.

Судовые радисты: Виктор Федорович Журавлев, Владимир Андреевич Черенков, Василий Лазаревич Исаков, Николай Павлович Грязных, Василий Дмитриевич Романов, Иван Васильевич Куроптев.

Мастера лова: Олег Михайлович Дюков, Василий Федорович Ершов, Станислав Борисович Кирилюк, Яков Васильевич Устинов, Иван Степанович Павлов, Иван Михайлович Чеченин, Константин Михайлович Козлов, Павел Иванович Кукушкин, Иван Павлович Светлов, Иван Васильевич Васильков, Иван Иванович Голубков.

Рыбмастера: Павел Иванович Кукушкин, Михаил Яковлевич Епишкин, Федор Алексеевич Петухов, Алексей Федорович Тукачев, Василий Миронович Кондаленков, Иван Устинович Амелькин, Евгений Тимофеевич Зелянин.

Боцмана: Иван Сергеевич Грапов, Иван Семенович Розов, Владимир Михайлович Дараган.

Повара и помощники поваров: Александра Титовна Зайцева, Анастасия Егоровна Иванова, Нина Дмитриевна Карасева, Людмила Александровна Сороколет, Лев Васильевич Блинов, Нина Васильевна Байкова, Мария Алексеевна Берцлис, Евдокия Васильевна Рябчикова, Галина Афанасьевна Позолотина.

После создания Беломорской базы гослова рыбы для оперативного руководства промысловых судов океанического лова в Мурманске был создан филиал базы гослова.

Первым начальником филиала был назначен демобилизованный североморец Дмитрий Алексеевич Поташов.

Перед ним была поставлена задача - в кратчайший срок создать коллектив рыбаков и доказать, что они в состоянии освоить дрифтерный промысел в условиях Северо-Западной Атлантики, на первых порах лов вести только лишь в весенне-летний период, а в последующее время - круглогодично.

Наверное, многие хотели бы стать начальником флота, как выпала доля Дмитрию Алексеевичу Поташову, но им становятся далеко не каждый. Им может стать тот, кто может спросонья, находясь далеко от места работы, по первому звонку овладеть собой, даже если находился много часов кряду без сна, оценить ситуацию с первого шага, с первого раза разгадать ход событий, не дать обстоятельствам руководить собой, включиться и повести "обстоятельства" в нужном направлении, постепенно уменьшая их остроту и дальше ликвидируя их как таковые.

Именно таким был в то время Дмитрий Алексеевич Поташов.

С района промысла поступила радиограмма, в которой сообщалось, что на одном из СРТ вышел из строя главный двигатель. Судно обесточилось и его несет к норвежским берегам.

Опыт плавания подсказал Дмитрию Алексеевичу единственно верное в создавшейся обстановке решение: работающему в непосредственной близости СРТ прекратить промысел, взять на буксир вышедшее из строя судно и удерживаться с ним до подхода из порта спасательного буксира.

Только информация с моря, на берегу же - никакой словесной суеты, никаких дополнительных указаний, никакой паники. Собраться в кулак, сжать зубы и ждать информацию с промысла - в конце концов, траулер только что вступил в строй: на судне опытный старший механик, должны же они устранить неисправность в главном двигателе своими силами.

В течение ночи было всего лишь две радиосвязи с промыслом, а ближе к утру капитан СРТ доложил начальнику филиала, что силами машинной команды главный двигатель ввели в строй, дальнейшая его надежность будет обеспечена, приступили к продолжению промысловой работы.

Начальник Мурманского филиала Дмитрий Алексеевич Поташов шел в сторону рыбного порта тихо: до начала графика оставалось почти час времени. Поеживаясь от пронизывающего ветра, он думал о том, что, пожалуй, он поступил правильно, приехав из отпуска на несколько дней раньше положенного срока. Задержись он на открытии осенней охоты, как настаивали его друзья, - и не удалось бы поспеть проводить последние уходящие на осенне-зимний период промысловые суда. А ему, руководителю флота, надо было самому убедиться, что траулеры полностью снабжены всем необходимым для успешной работы в море.

Основная группа промысловых судов уже успешно вела лов сельди в Северном море. Его радовали поступающие сводки работы этой промысловой группы, начинал оправдываться взятый руководством флота курс на омолаживание плавсостава. Большинству молодым парням нравилось работать на рыбном промысле, не говоря уже о высоких стабильных заработках.

Работа на посту начальника Мурманского филиала сложилась для него удачно. На первых порах сказался его личный опыт работы на промысловых судах в Белом море, еще до службы на Северном флоте.

Начинать создавать оперативную группу пришлось, как говорится, на голом месте. Смешно вспомнить, но вся документация, в том числе и денежная, умещалась тогда у Дмитрия Алексеевича в одном портфеле. Кроме печати и доверенности на ведение финансовых дел у него ничего не было. Не было даже необходимых помещений для размещения будущего управленческого аппарата. На первых порах он старался управиться с все возрастающим объемом работы один, и лишь спустя пару месяцев пригласил на должность бухгалтера Надежду Алексеевну Посторову, а несколько позже снабженцем филиала стал работать Фокин Александр Алексеевич, а первым шофером грузовой машины был Александр Васильевич Мещеряков. Помимо своих прямых обязанностей водителя на первых порах ему приходилось выполнять обязанности и грузчика. Вспоминая то время, участник войны и труда А. В. Мещеряков рассказывает: рабочий день был ненормированный, так как находился в прямой зависимости от возникающей необходимости. Особенно тяжело приходилось во время подготовки траулера к отходу. Как правило, бочки для посолки рыбы грузил, привозил к месту стоянки судна в порту, самому же приходилось и разгружать. Всего работать шофером, считая и армейскую службу во время войны, Александру Васильевичу довелось пятьдесят один год. Считаю необходимым отметить, что за свою полувековую работу он не совершил ни одной аварии.

...Вот и тогда, в то холодное и ветреное утро Дмитрию Алексеевичу было не до сна. Захотелось лично самому убедиться, что все промысловое вооружение было своевременно получено и доставлено на судно. Как показала работа - вчерашние фронтовики не подвели начальника зарождающегося флота. Со временем Дмитрий Алексеевич стал уверен, что бывшие фронтовики не подведут. Единственное, что его волновало, что почти никто из них не был в прошлом рыбаком.

Рыбный порт открылся перед Дмитрием Алексеевичем весь сразу, как только он вышел из дома, который был расположен на одной из террас. Сжатый сопками, Кольский залив длинным чулком вытянулся строго с севера на юг, был надежно защищен от ветров всех направлений. Правда, при западном ветре в порту может наблюдаться небольшое волнение, а при усилении ветра с волн ветер даже срывал белые гребешки.

Ночь для сна была потеряна. А утром Дмитрий Алексеевич снова был на своем рабочем месте. Для того, чтобы быть всегда на высоте стоящих задач, руководителю группы судов нужны были помимо характера и знания, а также опыт. Всеми этими качествами он обладал в полной мере.

Право на легенду  Владимир Бабуро


busy
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

54.92.158.65

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2017 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru Яндекс.Метрика
Designed by Helion LTD