Вместе с флотом |
Бывший директор Мурманской судоверфи Борис Иванов, в связи с уходом на заслуженный отдых покинувший наш город, как-то сказал мне, что судоверфь - самое прославленное предприятие города.В доказательство он привел такие цифры: «За восемьдесят лет работы верфи 77 судоремонтников удостоены ордена Ленина, 8 - ордена Октябрьской Революции, 39 - ордена Трудового Красного Знамени, 56 - ордена «Знак Почета». Это больше, чем работников-орденоносцев рыбного порта и рыбокомбината вместе взятых», - добавил он. Доводы убедительные. Тем более, что и сама судоверфь - предприятие орденоносное. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июля 1986 года она награждена орденом Октябрьской Революции. Кстати, Иванов в тот год возглавлял это предприятие, созданное еще в 1924 году специально для обслуживания промыслового флота Мурмана. В то время мурманские рыбаки вели добычу рыбы в основном в прибрежных районах Баренцева моря. В море выходили на небольших деревянных суденышках - ел ах. Первое такое судно, получившее символическое название «Начало», было передано рыбакам в марте 1926 года. Затем выпускались мотоботы. А в 1938 году на верфи были заложены первые два траулера - «Советская Конституция» и «Михаил Громов». Первенцем мурманского стального судостроения стал РТ-101 «Михаил Громов», спущенный на воду 12 декабря 1939 года. Спустя два года здесь была выплавлена первая партия собственной стали, так необходимой для судостроителей. В годы Великой Отечественной войны судоверфь, как и другие промышленные объекты Мурманска, работавшие на оборону, подвергалась жесточайшим бомбардировкам гитлеровской авиации. Но и под бомбами люди вели ремонт боевых кораблей, выпускали оружие, восстанавливали пострадавшие от врага рыболовные траулеры и боевые корабли Северного флота. За ударный труд в годы войны коллективу судоверфи навечно передано Красное знамя Государственного Комитета Обороны. В первые послевоенные годы здесь еще строили новые траулеры, но постепенно верфь переходила на ремонт рыболовных и транспортных судов. На ее базе в 1963 году было создано производственное объединение судоремонтных предприятий рыбной промышленности Мурманска «Мурманская судоверфь», в состав которого, вместе с верфью, вошли СРЗ-1 и СРЗ-2. Эта структура стала первенцем в системе рыбного хозяйства страны, на котором отрабатывалась новая, трехзвенная структура управления отраслью. Первым генеральным директором объединения был Владимир Крумин. Под его руководством судоремонтники добились весьма существенных успехов. Большая группа работников предприятия была удостоена государственных наград. А бригадир слесарей Михаил Шеронкин первым на судоверфи был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Спустя пять лет Звезду Героя вручили другому знатному бригадиру слесарей - Федору Кондакову. Коллектив верфи занимался не только ремонтом судов, но и созданием нового технологического оборудования для промысловиков и рыбообработчиков. За создание и внедрение в производство высокоэффективных машин и оборудования для комплексной переработки океанических видов рыб в пищевую продукцию широкого ассортимента группе работников рыбной промышленности Мурманска в 1981 году присуждена Государственная премия СССР в области науки и техники. Среди ее лауреатов - двое судоремонтников: бригадир В 1983 году здесь на базе докового цеха, судоподъемных сооружений, конструкторского и технологических подразделений создали доковое производство. Это было очень своевременное и дальновидное решение руководства предприятия. В годы рыночных реформ оно помогло коллективу выжить и сохранить судоверфь как важнейшее береговое предприятие рыбной промышленности Заполярья. В становление и развитие судоверфи свой вклад в разные годы внесли тысячи ее тружеников. Многих из них отличали целеустремленность, творческий подход к делу. Пример такого отношения к работе подавали руководители производства. Это Иван Мохов, под началом которого строились первые промысловые боты с элементами малой механизации, облегчавшие труд рыбаков. Работу в этом направлении проводил и Григорий Стрелков, возглавлявший судоверфь в двадцатые годы. А Платону Сапанадзе довелось возглавлять коллектив в годы войны. Вместе с ним самоотверженно трудился его первый заместитель и главный инженер Моисей Усач. Это были люди творческой мысли, не боящиеся трудностей при решении поставленных задач. Под стать им оказались и последующие руководители Мурманской судоверфи - Леонид Посецельский, Владимир Крумин, Борис Иванов, нынешний генеральный директор предприятия Владимир Храпов, их заместители и руководители производственных подразделений. Они сделали все зависящее от них, чтобы и впредь оставаться с флотом, быть надежными партнерами рыбаков. Но жизнь внесла коррективы. Новые хозяева рыбацких флотов Мурманска стали искать более удобных для их бизнеса партнеров за рубежом. Все реже и реже их суда приходят в родной порт, в том числе и для ремонта. Вот и приходится судоремонтникам перестраиваться на ходу, идти в ногу с новыми требованиями. По словам генерального директора Мурманской судоверфи Владимира Храпова, уже установились добрые и устойчивые связи с мурманскими пограничниками. Входит в практику выполнение государственных заказов для Северного флота. Специалисты верфи уже участвовали в ремонте авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», одной из атомных подводных лодок. Ведутся переговоры об обслуживании судов «Газфлота». Немало резервов для повышения производительности труда и снижения себестоимости работ выявили специалисты верфи в последние несколько лет. Так, внедрение автономной системы отопления, созданной по проекту норвежской фирмы «КС Электро», позволило полностью отказаться от услуг котельной рыбного порта. Экономический эффект от этого новшества только в первый год его использования составил более трех миллионов рублей. На судоверфи осваивают выпуск нетрадиционных видов продукции. Например, электростатистических фильтров, улучшающих экологическую обстановку при проведении электрогазосварочных работ. Налажено производство тепло-вентиляторов.Словом, действуют по принципу: «Кто ищет, тот всегда найдет». И находят. Конечно, возможности предприятия ныне далеко не те, что были прежде. Не столь престижна, как раньше, стала профессия судоремонтника. Но здесь остаются люди, преданные своему делу, и сохраняют верность профессии даже в столь сложное время. Уверен, они не дадут погибнуть предприятию, так много сделавшему для Мурманска и для всей рыбной промышленности страны.
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 1282 |