Флагману ледокольного флота — вторую жизнь |
В.С. Никитин, генеральный директор ОАО «Центр судоремонта «Звездочка», доктор технических наук, лауреат Государственной премии РФ Атомный ледокол «Ленин» - первое гражданское судно с атомной энергетической установкой, прошедшее модернизацию и ремонт на предприятии «Звездочка».Построенный на Адмиралтейском заводе, ледокол «Ленин» свою первую арктическую навигацию начал в 1960 году, положив тем самым начало мирному использованию энергии атома на ледокольном флоте. Опытовая атомная энергетическая установка ОК-150 атомного ледокола «Ленин» была вершиной научно-технической мысли 1950-х годов. На ней проводились испытания, накапливался опыт создания энергетических установок для следующего поколения атомных ледоколов и кораблей ВМФ. В 1966 году при подготовке к очередной навигации в корпусе одного из трех реакторов была обнаружена течь. Попытки исправить повреждение не увенчались успехом. Тогда было принято постановление Совета Министров СССР № 148-62 от 18.02.1967 года о замене трехреакторной установки ОК-150 на более мощную и совершенную двухреакторную установку 0К-900. В постановлении указывалось так же на необходимость проведения ремонта ледокола-первенца. При этом ставились жесткие сроки - сдать ледокол к началу навигации 1970 года, в столетнюю годовщину со дня рождения В.И. Ленина. Выполнение постановления по монтажу новой атомной энергетической установки ОК-900, модернизации и ремонту ледокола поручалось корабелам «Звездочки». В то время наш молодой завод уже имел опыт ремонта и модернизации подводных лодок с атомными энергетическими установками. В 1964 году были отремонтированы две первые атомные подводные лодки. К концу 1967 года, когда атомный ледокол «Ленин» был поставлен к причалу «Звездочки», заводом были отремонтированы уже шесть атомных подводных лодок. Атомный ледокол «Ленин»
Начатые на предприятии «Звездочка» в декабре 1967 года работы по монтажу новой атомной энергетической установки на ледоколе «Ленин» (проект 92М) в июне 1970 года были завершены передачей атомохода в эксплуатацию Мурманскому морскому пароходству. 20 июня 1970 года в Баренцевом море, на борту обновленного атомохода, состоялось поистине эпохальное событие: подписан акт о приемке в эксплуатацию атомного ледокола «Ленин» после модернизации и ремонта на машиностроительном предприятии «Звездочка». Флагман атомного ледокольного флота получил вторую жизнь. 21 июня 1970 года, с перерывом в четыре года, ледокол вновь вышел на трассы Северного морского пути с новой атомной энергетической установкой 0К-900. В ходе испытаний новинка показала, что она является более совершенной транспортной атомной установкой и отличается повышенной экономичностью, надежностью и легкостью управления, является базовой атомной энергетической установкой для строящихся атомоходов. Возвращение в строй атомного ледокола «Ленин» - высокая честь для корабелов «Звездочки», ученых и специалистов Института атомной энергии имени И.В. Курчатова, Опытного конструкторского бюро машиностроения Министерства среднего машиностроения СССР, Центрального конструкторского бюро «Айсберг», Центрального научно - исследовательского института конструкционных материалов «Прометей», Центрального морского научно-исследовательского института, Государственного специального конструкторского бюро систем контроля и автоматики, Центрального конструкторского бюро «Луч», Специального конструкторского бюро котлостроения, Центрального научно - исследовательского института технологии судостроения, тружеников более четырехсот организаций и предприятий - смежников со всего Советского Союза. Принимаясь за эту книгу, мы исходили из того, что в памяти поколений должен остаться трудовой подвиг участников модернизации и ремонта атомного ледокола, давших флагману ледокольного флота СССР на «Звездочке» вторую жизнь. Огромная, искренняя благодарность всем, кто отозвался на наши письма, личные обращения, - авторам статей, очерков, фотографий. Искренняя благодарность В.М. Блинову - автору книги «Ледокол «Ленин». Первый атомный», впервые полно осветившему историю создания атомного арктического исполина и показавшему его значение для развития единственного в мире атомного ледокольного флота, принадлежащего России. В предлагаемой вашему вниманию книге мы показываем историю модернизации и ремонта атомохода «Ленин» на «Звездочке», историю этого поистине выдающегося достижения в отечественном и мировом судостроении и судоремонте. Атомный ледокол «Ленин». Второе рождение
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 1792 |