Циркуляр из Москвы |
Вполне достойное интервью дал нашей газете П.П.Бутусов. Но, как говорится, против лома не приема - летом из Москвы поступает распорядительный циркуляр Федерального управления по несостоятельности и банкротствам, в котором говорится: «Учитывая мнение Комитета РФ по рыболовству, администрации Мурманской области, осуществить обязательную приватизацию государственного предприятия «Мурманский морской рыбный порт», признанного неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса, путем преобразования в акционерное общество открытого типа с последующей продажей его акций». Решение, прямо скажем, неожиданное. Разве в Роскомрыболовстве и администрации области хотят приватизации порта? На словах все - против.Да и бухгалтерский баланс предприятия выглядит вполне благополучно: должны 7 миллиардов рублей, а дебиторов на 9 миллиардов. Но в первопрестольной рассудили иначе: на Дальнем Востоке порты уже изменили свой статус, а почему бы и мурманский не запрячь в общую упряжку? Итак, приказы не обсуждаются. И комиссия под председательством Валерия Кускова готовится спешным образом рассмотреть план реорганизации транспортного узла. То ли дробиться на мелкие самостоятельные акционерные общества, то ли, освободившись от малозначащих объектов и подразделений, оставить в одном АО основной портовый технологический комплекс. Часть недвижимости так или иначе надо пускать на аукционную продажу для покрытия долговых обязательств. И перераспределять собственность между портом и государственной морской администрацией. Главное, чтобы, пользуясь случаем, не начали отщипывать лакомые куски от портового «пирога» сторонние «любители половить рыбку в мутной воде». А такая вероятность не исключалась. Над рыбным портом закружили не только стаи чаек, но и вились самые разные слухи и домыслы. Чаще всего слышалось такое: порт скупают на корню коммерческие структуры, потому что там нефтебаза, а, значит, большие деньги. Во всех слухах фигурировала «рука Москвы». - А как на самом деле? - этот вопрос «Рыбный Мурман» вновь адресует В.В.Кускову, который теперь уже не столько начальник порта, а, прежде всего, руководитель процесса приватизации.- У меня была, есть и будет только одна цель: сохранить целостность рыбного порта, - заявляет Валерий Васильевич. - Но раз принято такое решение, мы уже не в праве говорить: хотим - не хотим. Страшней другое. Как показала практика, во время приватизации происходят разные чудеса. Когда порт объявили неплатежеспособным, нас это здорово подхлестнуло. Разработали весьма приличный бизнес-план, улучшили финансовые результаты, ускорили процесс реорганизации. И если порт сохранится как единица, а не расколется на много частей, то, думаю, ничего страшного не произойдет. Мы можем предлагать разные варианты, а Комитет по банкротству скажет: это не подходит. Вот тогда будет беда. Когда все это заваривалось, нам говорили, мол, слишком большое предприятие, монстр. Управлять им сложно. Говорили, что порт уже не является специализированным, поскольку рыбопродукции поступает мало. Стало быть, это предприятие общего назначения. Но от того, что состоится приватизация, ничего не изменится: как жили, так и будем жить. Если будут грузы - будут и деньги. - И как же все это будет происходить: АО «1-й грузовой район», АО «Энергохозяйство»? - спрашивает наш корреспондент Инна Березюк. - Вот этого я и боюсь, - признается Кусков. - Это вариант, по которому пошел наш рыбокомбинат. Даже хуже. Там завод - законченный технологический цикл от приемки сырья до выхода готовой продукции. А что такое, например, первый грузовой район? Он же не сможет работать без энергохозяйства, без железнодорожной службы и т.д. У нас настолько все взаимосвязано, настолько все зависят друг от друга, что раздел будет крахом. Нельзя рушить общую технологическую схему порта. Приятный для меня факт: я разговаривал с руководителями подразделений, и ни от одного не услышал пожелания отделиться. Понимают, что поодиночке погибнут. - Вы упомянули реорганизацию порта. Это что? - Когда-то оба грузовых района были очень загружены, а каждый район сам по масштабам как отдельный порт. Сейчас основная тяжесть переместилась во второй район, где расположены все холодильники. Поэтому мы районы объединим, будет одна администрация, произойдет большое сокращение, особенно управленческого персонала. Кстати, из былых 6200 работников порта ныне осталось около 3000. - Если вы сохраните целостность порта, вся приватизация, получается, только в смене вывески? - А что изменилось с приватизацией на флотах? Стали лучше работать? И мы не ждем никаких кардинальных изменений. Как смогу, но буду отстаивать целостность порта. - А торговый порт, приватизировавшись, сейчас продает свои акции по полтораста тысяч... - А кто купит акции? Нашим флотоводцам сейчас не до них. Значит, коммерческие структуры. Хозяином порта станет не Комитет по рыболовству, а не знаю кто... О роли нефтебазы пока говорить сложно. Можно ее приватизировать в составе порта, можно порту выступить в качестве ее учредителя своими основными фондами. Есть и другие варианты. Если нефтебаза выделится как самостоятельное предприятие, то важно только, в чьи руки она попадет. Насколько будут учтены интересы рыбаков, кому станут там отдавать предпочтение. Пока нефтебаза арендует у нас основные фонды. К переменам, какими бы они ни были, мы готовы.* И эти перемены стали происходить. К концу 1995 года в порту вовсю шла структурная перестройка. На территории бывшей Угольной базы создали АО «Транс-терминал», куда порт вошел частью основных фондов. Среди других учредителей - различные транспортно-экспедиторские организации. Новая коммерческая фирма, по идее ее основателей, должна будет обеспечить строительство и техническое оснащение нового контейнерного терминала, способного принимать любые генеральные грузы. В экономически самостоятельное подразделение выделялся портофлот, в списочном составе которого было около пяти десятков судов. Выделялся, несмотря на то, что с начала года он принес почти 5 миллиардов рублей убытка. Первый и второй районы преобразовались в единый погрузо-разгрузочный комплекс с соответствующими вспомогательными службами. Готовились к продаже по остаточной стоимости портопункт в Тюва-Губе, на металлолом - несколько списанных буксиров и танкеров, другая недвижимость. В целом от продаж хотели получить порядка двух миллиардов рублей. Руководство порта пыталось сохранить всю инфраструктуру в пределах компактного транспортного узла, который в любых условиях будет способен выполнять свое предназначение. • Не делите, мужики, не губите! «РМ» от 11 августа 1995 года. Рыбный Мурман в кавычках и без (1983 - апрель 2000) Том второй
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 3462 |