Глава 3 |
Мы, четырнадцать специалистов научно-исследовательского и поискового флота «Севрыбпромразведка», летим в Народную Республику Мозамбик для работы в составе экипажа на одном из судов смешанного советско-мозамбиканского рыболовного предприятия «Мосопешка». Ни одному из нас раньше в составе интернациональных экипажей работать не приходилось. По непонятным для северных рыбаков причинам в смешанных рыболовных компаниях за рубежом работали постоянно специалисты из калининградского Мортрансфлота, далекие от рыбацкого дела. Как говорили официальные дяди на инструктажах (вспомнились песни Владимира Высоцкого - точнее не выразить), дела у нас в далекой стране исключительно серьезные, требуется показать пример ударного труда и примерный образ жизни. У моряков несерьезных дел не бывает, а от «исключительно серьезных» - тревога на душе и знобить стало. Задумался. На какой кобыле подъехать к нашим братьям-мозамбиканцам, чтобы сразу взаимопонимание было? Интуитивно чувствую - проблем много возникнет. Сотрудничество - теснее не придумать: рис черпать из одного котла и на рабочих местах бок о бок трудиться днем и ночью в рейсах в течение года. У береговых работников ситуация проще - после рабочего дня за дверями удобных квартир или коттеджей есть время отдышаться в кругу семьи, в картишки с женой переброситься или партийку в шишбеш сыграть, учитывая, что за рубежом время специалистов ценят и после рабочего дня стараются не тревожить: время - деньги. Вероятно, главное - понять, что за народ такой - мозамбикане? Пытаюсь вспомнить, что читал, что слышал... На территории нынешних республик Мозамбик и Зимбабве жили оседлые племена, занимающиеся земледелием, охотой, рыболовством: тсонга, ндау, маньика, розве, каранга-шона, яо, маконде, ангони. Благодатный климат, богатая земля не способствовали объединению племен. Долгое время существовал общинный строй, особенно в центральных районах. Имеются версии - еще до новой эры египтяне, а позднее греки совершали путешествия до Восточно-Африканского побережья. Но более тесные связи у африканцев были с ближайшими соседями - арабами, которые называли темнокожих жителей прибрежных районов зинджами. Примерно с IX века до н. э. арабы торговали с зинджами. В седьмом веке, в период возвышения ислама, началось массовое переселение арабов, спасающихся от религиозных и династических войн, на восточное побережье Африки. Передвигаясь с севера на юг, арабы активно смешивались с аборигенами-негроидами и способствовали возникновению нового народа - суахили (береговые жители). Молодой этнос Восточной Африки, используя выгоды своего географического положения, занялся посредничеством в обмене товарами между зинджами внутренних районов Африки, Арабским миром и Индией. Сегодня научно доказано, что уже к началу текущего тысячелетия мо-замбиканские племена междуречья Замбези и Лимпопо создали настолько развитую культуру железного века, что смогли сделаться достойными торговыми партнерами наиболее цивилизованных государств Востока. Первым сильным государством в этом районе было королевство Мономотапа с центром на территории нынешней республики Зимбабве. Его создали племена каранга, которых англичане называли шона. С помощью купцов-арабов, заинтересованных в том, чтобы существовала твердая власть, обеспечивающая торговые связи, династией вождя одного из племен каранга Мване Мутапы была создана конфедерация родственных племен, занимающих огромную территорию - от реки Замбези на севере до Лимпопо на юге, от пустыни Калахари на западе до побережья Индийского С этим государством позднее столкнутся португальские конкистадоры....Реют паруса над океанами, грохочут пушки, европейцы в погоне за золотом нащупывают морские пути в райские земли. Сколько отваги и мужества, преступлений и наказаний скрыто в морских пучинах! История... Дворцовые интриги, заговоры, стремление каждого монарха быть самым могущественным. Века катятся, стремления не меняются. Устойчив человек в злых помыслах. Из европейцев первыми ступили на землю Восточной Африки представители церкви, которых интересовали не географические сведения, а возможности расширения границ христианского мира. Одним из них был французский архиепископ Гильом Адан, добравшийся в 1315 году до района Софалы. Монах Ковильян, выполняя личное поручение короля Португалии Жуана II, пытавшегося получить доступ к богатствам неведомых стран, в 1488-1495 годах совершает путешествие от Персидского залива до Софалы, подробно вычерчивает карту Восточного побережья Африки и направляет донесение королю. Воодушевленный донесениями Ковильяна, новый португальский король Мануэл I снаряжает на поиски морского пути в Индию три судна под командованием Васко да Гама, экспедиция которого 11 января 1498 года зашла в лагуну Иньярриме - на территории современного Мозамбика. Местные жители оказались приветливы, они снабжали португальцев водой, меняли свои украшения, стрелы, дротики с железными наконечниками на безделушки. Появление металла у местных жителей радовало моряков, они связывали это с приближением к Индии. Назвав берег Землей добрых людей, португальцы следуют дальше на север. 1 марта 1498 года флотилия появилась на рейде острова-города, которым правил шейх Муса Мбики. Воинственные маневры португальского флагмана «Сан Габриэла» и быстроходных судов «Сан Рафаэла» и «Берриу», сопровождавшиеся грохотом пушек, не произвели должного впечатления на островитян. Причину этого Васко да Гама понял, когда увидел, что вся северная гавань забита огромными парусниками с косым парусом-доу. Арабы! Это они изобрели косой парус-мизан, позволяющий ходить галсами и под острым углом к ветру. Перекрещенный европейцами в бизань, этот парус расширил возможности мореплавания. Шейх Муса Мбики (название Мозамбик пошло от названия острова Муса Мбики) устроил роскошный прием португальцам. Васко потчевали на золотой посуде, показывали коллекции арабского серебра, шитые жемчугом ткани, показывали склады, забитые товарами из Индии. Но после скромного обеда на «Сан Габриэле», где шаха кормили солониной и не вручили ценных подарков, шейх обиделся и запретил португальцам выходить на берег. Тогда загрохотали пушки. Местных жителей начали пытать, грабить. Это было начало колониальной экспансии португальцев в Восточной Африке. 1 апреля 1498 года флотилия уходит дальше на север. Африканские тамтамы быстро разнесли новости о бесчинствах европейцев. В Момбасе португальцев встретили враждебно, но в живописном порту Малинди, местный султан Сайид Али, давний враг шейха Момбаса, пробуя заручиться поддержкой Васко да Гама в своем конфликте с южным соседом, встречает португальцев любезно и готов помочь. Просьба Васко да Гама необычная - требуется лоцман для перехода в Индию. На другой день на борту «Сан Рафаэла» во время приема султан Сайид Али представляет португальцам лоцмана Малемо Кана, как лучшего из лучших. Султан не ошибся. Под именем Малемо Кана был представлен араб, оманский лоцман Ахмад ибн Маджид, автор 37 дошедших до нас работ по географии и навигации. В 1981 году советским арабистом Т. А. Шумовским изданы два тома сочинений Ахмада ибн Маджида под названием «Книга польз об основах и правилах морской науки. Арабская морская энциклопедия XV века». За 26 суток оманский лоцман довел каравеллы португальцев к берегам Индии в порт Каликут. Португальцы поняли, что зарождение торговли в этих широтах обязано природной географической первооснове. Сезонные ветры-муссоны начинаются в ноябре и дуют по март с северо-востока на юго-запад, неся сухой воздух и позволяя плыть индийским торговцам к берегам Африки. Затишье до июня - время базаров на побережье Африки. С июля до сентября в океане гуляют юго-западные ветры, что позволяет торговцам вернуться в Индию, а африканцам доставить свои товары на восток и дожидаться нового сезона ветров на арабских и индийских базарах. Огромная водная поверхность Индийского океана благодаря ветрам еще в древности способствовала контактам жителей прибрежных районов двух материков... Пискнули по-аэрофлотовски полусонно динамики, призывающие пристегнуть привязные ремни, и бодрее - по-английски. Самолет пошел на посадку в Адене. Вот он внизу - древний арабский мир, один из путей проникновения европейцев в Африку. Смотрю вниз. Ночь. Мчатся навстречу обычные огни большого города. В зале ожидания пристально вглядываюсь в лица арабов. Знают ли они свое прошлое? Кто знает историю своего народа? Мы в своей истории запутались, штампуем поделки для обывателя. Пора бы спокойно без политических требований и эмоций разобраться, что к чему. Вот барменша, смуглая, стройная. Кто ее древние предки? Глаза, как уголь, а лицо европейское. Трудно найти древние корни, - скорее всего, представительница нового этноса. У солдат охраны - арабов - наши автоматы. Торгуем оружием. А нравственно ли? Оружие стреляет, кого-то убивает. Действует старое мышление: не будем помогать, кто «безнравственный» мир одолеет? Вопросы. Вопросы. Вся планета напичкана вопросами.
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 3351 |