Аренда офисов в Мурманске

 

Главная Налоговый и чиновничий беспредел
Налоговый и чиновничий беспредел Печать E-mail

О рефлагировании судов я задумался еще в 1991-м. Правда, многим эта мысль показалась тогда верхом крамолы

Основные претензии налоговой инспекции сводились к неправильному отражению в бухгалтерском учете обменно-закупочных операций, деятельности совместного предприятия ОРИФ ПУЛ, получение иностранных займов. И на публикацию Н.Хуснетдинова налоговики откликнулись своей статьей, которую попросили опубликовать на коммерческих условиях, то есть за плату.

Поступок, на мой взгляд, достойный уважения. Они не пошли в редакции других газет, где без всяких денег разместили бы эту статью, а обратились именно в «Рыбный Мурман», чтобы высказать свой взгляд на тему для читателей, ознакомившихся с позицией одной из сторон. Не знаю, опубликовал бы А.В.Вилов это письмо налоговиков без оплаты. Наверное, да, хотя с некоторыми оговорками и редакционным комментарием.

В данном случае Анатолий Васильевич позволил себе напечатать лишь одну оправдательно-обиженную фразу в адрес инспекции: «Редакция, публикуя эту статью, полностью сохраняет стиль автора». Автором же был начальник отдела налогов и сборов по внешнеэкономической деятельности Госналогинспекции по Мурманской области В.Сергеев, стиль письма которого действительно был несколько коряв. Но это уже мелочи.

- Ознакомившись с рассуждениями господина Хуснетдинова о физическом смысле проводимых валютных операций, об отражении в бухгалтерском учете валютных затрат, о нереальном курсе доллара по отношению к рублю, о несовершенстве законодательной и нормативной базы нашего государства и о других проблемах валютного и налогового законодательства, считаем, что с мнением автора можно согласиться, - делает неожиданный вывод В.Сергеев.

Но тут же, как бы спохватившись, добавляет: - Можно не согласиться, можно не со всем согласиться. Во всяком случае, смелые, интересные мнения безусловно заслуживают внимания... При этом красной нитью проходит обида на налоговые органы, у которых не находят понимания искрометные предложения «исходить из экономической целесообразности валютных операций». Нас упрекают в отсутствии достаточных знаний для толкования «законов и нормативных актов» и в других тяжких грехах, в том числе в меркантильных интересах. И все это - из-за несогласия со взглядами руководителей АО «Севрыбхолодфлот». Полноте, господа руководители. Не в ваших взглядах и мнениях истинная суть, а в ваших действиях. И не теоретические изыскания вы несете в широкие массы, а, нарушив налоговое и валютное законодательство, пытаетесь оправдаться...*

Не правда ли, весьма язвительный и самоуверенный тон выбрал начальник отдела налогов и сборов, главный областной мытарь по внешнеэкономической деятельности? Но ознакомимся с его дальнейшими доводами, которые я привожу с небольшими купюрами, убирая лишь мешающие восприятию целостной картины мелочи типа обидных высказываний в адрес оппонента.

- Не каждый читатель, вероятно, пристально следит за изменениями валютного законодательства, - пишет В.Сергеев. - Возможно, на это и расчет. Но флотоводцам ли не знать, что не очень давно вы не могли бесконтрольно истратить ни единого цента. И все доходы, заработанные моряками в иностранной валюте, зачислялись в единственный банк бывшего СССР, который один имел право осуществлять валютные операции. И на счет вашего, тогда еще государственного предприятия, зачислялась не «живая» валюта, а ее рублевый эквивалент, то есть советские рубли, на которые вы имели право купить валюту. И в доходы вашего предприятия включались как рубли, на которые вы имели право купить валюту, так и рубли, на которые вы не имели право купить валюту.

С либерализацией внешнеэкономической деятельности вы имеете право иметь «живую валюту» не в одном банке, а по своему усмотрению в любом или нескольких банках. Но только в российских. А доходы, полученные в иностранной валюте, вы уже самостоятельно пересчитываете в рубли и по совокупности с доходами, полученными в рублях, исчисляете прибыль и налог по установленной ставке... Впечатление такое, что либерализация внешнеэкономической деятельности понимается вами как вседозволенность. То есть захотим - исчислим прибыль, с которой обязаны заплатить налог, а не захотим - так и не исчислим.

Даже налоговому инспектору понятно, что для вас лучше - когда «не захотим». Удобно прятать валюту на счетах зарубежных партнеров: это и ОРИФ ПУЛ, и обменно-закупочные операции, и топливо, и фрахт. Вот и попробуйте проконтролируйте правильность исчисления вами прибыли, с которой вы обязаны заплатить налог, если первичные документы не только в учете не отражаются, но и налоговой инспекции при документальной проверке под всевозможными предлогами не предъявляются.

Да, по результатам проверки вашему обществу предъявлены серьезные штрафные санкции, управлением министерства безопасности по Мурманской области возбуждено уголовное дело. И это результат ваших действий, а не мнений и взглядов. Ответственность наступает только за действия, противоречащие законам...*

Ни в коей мере не хочу обижать «государевых людей» в лице наших налоговиков, но все же позиция их, пусть даже если и правая, несколько однобоко-упрощенная, не в пример позиции флотоводцев, которые оказались один на один с целым возом проблем.

- Моряки уверяют, что в «Севрыбхолодфлоте» очень мало платят, в частности валюты, - констатирует-спрашивает А.Ф.Леванова журналист Инна Березюк.

- Так ведь нам никто ничего не дает, все, что заработаем, то и наше, - отвечает Альберт Филиппович. - Мы уже уплатили полтора миллиарда рублей штрафа. Вот приплюсуйте эти деньги «обратно», насколько увеличился бы заработок людей! Тем не менее подписан приказ об увеличении зарплаты морякам в четыре раза по сравнению с той, что была на 1 января 1993 года. Будем увеличивать и валютные выплаты. Ну а если налоговая инспекция скажет, что обменные операции облагаются налогом так, как это сделано сейчас, то придется все базы ставить на прикол, а людей...

- Расскажите о работе по рефлагированию судов.

- Тут получилось так: кто успел, тот молодец...* О рефлагировании судов я задумался еще в 1991-м. Правда, многим эта мысль показалась тогда верхом крамолы. Что происходило в нашей отрасли в те времена? Как только рухнуло Министерство рыбного хозяйства, а произошло это сразу после путча, как только суда и флоты стали приватизироваться и исчезли государственные субсидии, сразу же встал вопрос: а зачем нам ловить рыбу в Перу или Чили, если это нерентабельно? Поэтому резко начали сокращать районы промысла, суда стали перебазироваться в Мурманск.

И мы стали перед дилеммой - куда девать наши транспорта? Положение усугублялось тем, что у промысловиков тоже началось интенсивное списание судов, потому что денег тогда ни у кого не было. После гайдаровской реформы рухнули все оборотные средства. Все как-то сразу и резко обнищали: ни в одном флоте не было денег ни на топливо, ни на снабжение, ни на зарплату. И родившаяся незадолго до этого на Дальнем Востоке идея создания международного ПУЛа - международной морской транспортной структуры - была в те времена просто спасительной. Тем более, что наши управленцы в плане международного бизнеса не были конкурентоспособными.

Вообще сама идея создания ПУЛа появилась именно на Дальнем Востоке. Из Владивостока нам позвонили и предложили встретиться.

Дескать, давайте организуемся, чтобы комплексно создать какую-то структуру, которая, собрав по стране освободившийся тоннаж транспортного флота, использовала его на международных перевозках кур, мяса, масла, рыбы и так далее. Честно говоря, я поначалу особых надежд в этом направлении не питал. Разные люди, разные подходы к делу, то да се... А потом пораскинул мозгами и понял, что, пожалуй, ввязаться есть смысл. Обстановка была такова: 1991 год, централизованные валютные дотации на расходы судов при работе за границей отменены.

Необходимо искать новый источник для покрытия дефицита валюты. Наши транспорта стоят в ожидании работы, поскольку промысловикам, ушедшим из дальних районов, они больше не нужны. Да и, честно говоря, наших моряков давно манил международный фрахтовый рынок. И вот эта идея реализовалась. Объединились моряки «Востокрыбхолодфлота», рефрижераторщики из Севастополя, Калининграда, Клайпеды. Мы нашли иностранного партнера и в сентябре 1991 года заключили контракт, создав рефрижераторную группу транспортников, в которую входили свободные от советского фрахта наши суда. Все же консолидация усилий, когда в одном кулаке собираются почти сто судов, много значит.

Потом, когда мы стали полноправными партнерами, то поняли, что идея консолидации денежных средств хороша, прежде всего, тем, что она позволяет обновляться флоту: строить новые пароходы, покупать их. Но когда встал вопрос где и как взять кредит на покупку новых судов, то выяснилось: наши банки и слышать об этом не хотели, а из иностранных банков ни один не согласился взять наши суда в залог под российским флагом. И понять их можно: при нашей хронической нестабильности политического климата в стране неизвестно, что будет завтра - рассуждали банкиры из-за рубежа, - а вдруг закроется граница, все национализируется, пароходы отберут. И еще. Беда наша была в том, что российский флаг на международной арене уже тогда был, увы, малоуважаемым и ненадежным. Деньги же можно было взять только под залог пароходов.

Но я и представить себе не мог, какая нешуточная борьба будет за них рефлагирование! Мои противники тоже встрепенулись: ага, флот уводит из России! Как только суда пойдут под чужим флагом, Леванов их продаст, а денежки, естественно, положит себе в карман. К тому времени мы приватизировались, стали называться акционерным обществом и как владельцы судов, казалось бы, были вправе распоряжаться их судьбой. Но... всего лишь «казалось бы». Аргументы наших оппонентов в деле рефлагирования были такие: заложив суда, скажем, в Панамский банк, назад мы их уже не получим. Мы, подав в Комитет по рыболовству России документы со всеми расчетами и доказательствами, приложили туда еще и выписки из законодательства Панамы о том, что «судовладелец не меняется».

Нам сказали: «Привезите контракты». Доставили их тут же. И вот картина: наш человек из «Севрыбхолодфлота» две недели ходит безуспешно по кабинетам Комитета по рыболовству, его футболят от клерка к клерку совершенно беззастенчиво и бессмысленно, и никаких результатов. Я и сейчас уверен: тогда сопротивление шло не только нам, чиновники сопротивлялись приватизации в целом.

И только тогда, когда я приехал на прием к своему бывшему начальнику, руководителю Комитета Владимиру Федоровичу Корельскому и спросил у него: «Как нам жить дальше, если палки в колеса ставят на самом главном сегодня пути?» - он подписал нам разрешение на рефлагирование. Взяли кредит - 20 миллионов долларов - и купили два банановоза. Для нас эти суда были просто необходимы... А вот дальневосточники рефлагировали свои суда совершенно по другой схеме. «Востокрыбхолодфлот» вовсе не запрашивал разрешения Комитета по рыболовству и превосходно обошелся без него. Капитан их порта, не мудрствуя лукаво и не ставя заградительных рогаток, просто взял да и выписал пять их судов, снял их с учета и - вперед, ребята! Помогай вам Бог в новом, прогрессивном деле!•

• Мнение, «РМ» от 5 ноября 1993 года.

• Мнение, «РМ» от 5 ноября 1993 года.

• АО «Севрыбхолодфлот»: «Будем жить, если не задушат». «РМ» от 16 июля 1993 года.

• Из книги А.Ф.Леванова «Пожнешь судьбу», Мурманск, 1999 год.

Рыбный Мурман в кавычках и без (1983 - апрель 2000)


busy
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

54.145.123.86

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2017 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru Яндекс.Метрика
Designed by Helion LTD