casino siteleri güvenilir deneme bonusu deneme bonusu veren siteler casino siteleri deneme bonusu deneme bonusu veren siteler 2024 güncel deneme bonusu veren siteler güvenilir slot siteleri bonus veren siteler deneme bonusu veren siteler en iyi bahis siteleri deneme bonusu 2024 güvenilir deneme bonusu deneme bonusu veren siteler güvenilir bahis siteleri en iyi bahis siteleri yeni deneme bonusu veren siteler deneme bonusu veren siteler güvenilir slot siteleri tipobet matadorbet tipobet 1xbet giriş deneme bonusu sahabet
Главная Строительство прибрежных промысловых судов на верфях Ярославской области
Строительство прибрежных промысловых судов на верфях Ярославской области Печать E-mail

Доклад некоммерческой организации "Ассоциация прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана" (НО АПРФХМ)
на Пленарном заседании IV Международной конференции "Рыболовство в Арктике: современные вызовы, международные практики, перспективы"

(г. Мурманск, ГДЦ "Меридиан", большой конференц-зал, 22 марта 2017 года)

председатель Правления, руководитель НО АПРФХМ А.А.Евенко

Тема:

"Современные вызовы в обеспечении строительства малотоннажных прибрежных промысловых судов на верфях Ярославской области"

(на базе сотрудничества некоммерческой организации "Ассоциация прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана" (НО АПРФХМ) с акционерным обществом "Судостроительный завод "Вымпел" (АО ССЗ "Вымпел")

Уважаемые Марина Васильевна, Алексей Михайлович, коллеги и все присутствующие!

Как нам объявлено, в фокусе внимания, проводимой в четвертый раз на площадке Мурманской области Международной конференции лежит рыболовство.

Во главу угла, которого, с учетом требований дня, погружена цель о необходимости обновления рыбопромыслового флота и береговых перерабатывающих мощностей, в первую очередь, путем их нового отечественного строительства, причем с учетом государственных мер по его стимулированию.

При этом, в контексте международной кооперации, ставятся и вопросы по экологической безопасности производства, прогнозам развития ресурсной базы Арктики, внедрению инновационных технологий в сфере добычи и переработки рыбной продукции, а также и подготовки квалифицированных морских кадров для работы в северных широтах.

Все это вместе взятое нацелено на максимальное и качественное обеспечение людей, проживающих в Арктике (и не только), здоровой пищевой рыбной продукцией по гуманным ценам, т.е. создание главного условия для их комфортного проживания.

Известно, что государственная социально-экономическая политика нашей страны как раз и направлена на это.

Рыбное хозяйство Мурманской области, в определенной степени, стремится оперативно реагировать на внутренние и внешние вызовы продовольственного рыбного рынка, с учетом взаимовыгодного международного сотрудничества в сфере общей продовольственной безопасности Российской Федерации, а также и дружественных нам стран мира.

Данное обстоятельство находит свое воплощение в нашем приморском регионе России, территория которого удобно примыкает к Баренцеву и Белому морям.

Я представляю интересы прибрежного мурманского сообщества, состоящего из независимых хозяйствующих субъектов малого прибрежного предпринимательства, объединённых на добровольных началах. Это рыбаки-добытчики (ловцы), береговые переработчики водных биологических ресурсов (ВБР), профильные учебные заведения, предприятия отдельных сфер услуг в рыбохозяйственной деятельности региона.

По своему социальному направлению и значению данное объединение является одним из крупных и единственно организованным формированием прибрежного рыбохозяйственного толка на всем Северо-Западе России.

Его основа - это добывающие предприятия, по состоянию на текущий момент - 15, которые владеют 22 судами, длиной от 21,1м до 54,8 метров, оснащенными активными и пассивными орудиями лова и не имеющими стационарных морозильных мощностей.

Численность и структура предприятий по видам деятельности (слайд 2):

15 - добывающие, из них 2 имеют свои собственные рыбоперерабатывающие мощности,

5 рыбоперерабатывающих предприятий (включая одно крупное, расположенное непосредственно на берегу Баренцева моря в шаговой доступности от прибрежных промыслов),

2 - производство и оптовая торговля рыбой,

2 предприятия (учреждения) - учебно-образовательные,

1 - обслуживающее (стоянка и снабжение судов),

1 - проектирование и изготовление орудий лова,

1 - аквакультура,

1 - рыбодобыча и аквакультура.

2 - туристическая деятельность, морская рыбалка, дайвинг.

Незамерзающие прибрежные морские акватории Баренцева моря, позволяют круглогодично вести как добычу (вылов) ВБР, так и заниматься их товарно-индустриальным выращиванием, одновременно доставляя рыбную и иную продукцию, преимущественно в свежем и охлажденном видах, только на отечественные береговые рыбные фабрики, а также напрямую, через торговые сети, населению.

За последние 7 лет прибрежной деятельности судами предприятий членов-участников НО АПРФХМ добыто (выловлено) только тресковых видов рыб 97076,72 тонн, из которых, в пересчете на разделку, доставлено на Мурманский берег 66949,46 тонн первично обработанной указанной рыбы в охлажденном качестве. При средней отпускной цене в 115 руб./кг, добывающими предприятиями выручено за это порядка 7 млрд. 699 млн. 188 тыс. руб. (слайд 3).

В год, получается, по одному млрд. с лишним. Плохо это или хорошо, судить вам, уважаемые участники конференции.

Динамика технологической цепочки (добыча - береговая переработка - реализация) не только положительна, но и из года в год устойчиво растет.

В целях осуществления всей рыбохозяйственной деятельности для прибрежных судов Северного бассейна ежегодно государством выделяются квоты на добычу (вылов) трески и пикши (как правило, их недостаточно) (слайды 4 и 5).

58% указанных ВБР, (из объема Мурманской области), осваивают предприятия НО АПРФХМ.

Благодаря активной позиции и инициативе мурманской ассоциации прибрежных рыбаков и береговых переработчиков охлажденного сырья, а также итогов их производственно-хозяйственной деятельности, прибрежная квота для всего Северного бассейна с подачи мурманской исполнительной власти значительно возросла, а в сравнении с 2000 годом, в 10 с лишним раз (слайд 6).

Теперь ближе к заявленной теме моего выступления.

Следует отметить - прибрежная рыбохозяйственная деятельность это одна из отправных точек такого очень важного для России социально-политического мероприятия, как заселение людьми северных и заполярных приморских территорий. Основой их жизнеобеспечения всегда была и есть продуктовая составляющая.

Нет нужды отрицать вышеизложенное - достаточно хотя бы взглянуть на историю развития рыбного Мурмана, и все сразу встает на свои места.

Главной определяющей силой функционирования мурманского прибрежного рыбокомплекса, равно как и других отраслей в регионе, являются их основные производственные фонды (ОПФ).

Для рыболовства - это, прежде всего, промысловые суда.

Мурманский прибрежный промысловый флот, сформирован из остатков давно устаревших типов судов, приобретенных в свое время на вторичных отечественных и иностранных рынках. В настоящее время по своим техническим возможностям они далеко не отвечают требованиям современного рыболовства. С точки зрения эффективности производства и безопасности мореплавания содержание такого технического парка становится для бизнеса слишком затратным, а в море - опасным для жизни человека.

Нет секрета в том, что собственники прибрежных предприятий (речь идет о судовладельцах) с целью извлечения максимальной прибыли "выжимают" из своих ОПФ все возможное и невозможное. И, кстати, в этом нет ничего предосудительного. Спрос всегда определял и определяет предложение, что вполне уместно вписывается в рыночные отношения современных хозяйствующих субъектов. Однако при этом технический прогресс в обновлении прибрежного флота не идет вверх, а, наоборот, стопорится.

К тому же отдельные компании (организации) стали проявлять элементы только личного обогащения без учёта интересов государства, то есть, прежде всего, свое материальное благополучие (причем иногда и любой ценой), а все остальное - на потом. В результате средства труда (промсуда) прибрежных рыбаков катастрофически стареют, за последствиями далеко ходить не надо.

Наиболее озабоченные в этой части прибрежные судовладельцы, в частности члены-участники некоммерческой организации "Ассоциация прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана" (НО АПРФХМ), первыми забили тревогу по данному поводу. В соответствующие инстанции пошли обращения, предложения, указывающие на остаточный принцип отношения властей, на не совсем правильный подход финансового сопровождения производственного процесса в деле судостроения малотоннажного флота и, в целом, к прибрежному рыболовству, как таковому.

Вместе с тем, не дожидаясь в этой части скорых государственных решений, активные предприятия прибрежного сообщества Мурманской области, в силу своих способностей и возможностей, используя лизинговую схему строительства, с привлечением, в том числе, собственных финансовых средств, начали все-таки обновлять (в большей степени модернизировать) свой флот.

Это группа добывающих прибрежных предприятий (слайд 7):

- индивидуальный предприниматель Калинихин Н.П., построивший на собственные средства (300 тысяч долларов) на Новоладожском судостроительном заводе (Ленинградская область) в 2004 году судно "Ладога" (МРБ пр.333 длиной 15 м, экипаж 4 чел.), предназначенное для промысла только пассивными орудиями лова (ярус, электронные удочки), действующее и в настоящее время;

- ООО "РК Дроздовка", руководитель Виноградов П.В.;

- ООО "Гамма Сервис", руководители Колпаков Е.К.;

- ООО "Биостар", руководитель Светайло А.В.;

- ООО "Севрос", руководитель Махотин С.А.;

- ООО "Бионорд", руководитель Бачурихина М.С.;

- ООО "ПТФ Карелрыба-1", руководитель Бараков А.И.;

- ООО "Куратор", руководитель Лытов Е.А.;

- ООО "Семь Островов", руководитель Терехин А.В.;

- ООО "Севрыбком", руководитель Гусев Н.В.;

- ООО "РК Атлантика", руководитель Соболев Л.В.;

- ООО "Арктикфлот", руководитель Тузов Н.В.

По согласованной инициативе исполнительной власти Мурманской области и заинтересованных предприятий, впервые на местном судоремонтном заводе "Нерпа", (г. Снежногорск, руководители Стеблин П.Г., Горбунов А.В., Ерин О.Ф.), в 2004 году была заложена первая серия из шести малых судов проекта РС-3 для РК "Дроздовка".

Их длина 11,7 метров, численность экипажа 3 человека. Стоимость одного судна "под ключ" - порядка пяти миллионов рублей (по ценам тех лет). Суда предназначались для лова пассивными орудиями (ярус, электронные удочки). Три из общей серии в 2005-2006 г.г. были введены в строй. При этом использовались только собственные финансовые средства предпринимателя.

Этому примеру последовали компании ООО "Гамма Сервис" и ООО "Биостар", которыми была определена серия уже из 12 судов, и выше классом РС-04, способные работать также и активными орудиями лова (тралом), их длина соответственно 13,8 метров. В данном случае принималась только лизинговая схема их постройки и оплаты. Шесть судов указанного типа в 2005-2006 годах также были спущены на воду.

Цена такого судна (на то время) 7,3 млн. рублей.

Учитывая убедительные призывы местных властей развивать прибрежный промысел в регионе, в начинающееся оздоровление флота, с привлечением предложенной схемы "Агролизинга", включилось более крупное предприятие - колхоз "Ударник" (руководитель Шаньгин А.И.). Им было построено в г. Астрахани два судна ("Звезда Рыбака" и "Звезда Удачи" проекта 21280), которые уже могли промышлять и за пределами территориального моря (за 12 милями).

Для вновь введенных судов под эту прибрежную судостроительную кампанию местными властями было обещано выделение им на государственном уровне стимулирующих квот на добычу (вылов) трески, пикши.

Однако, в силу отсутствия законодательной базы, волевого решения по данной проблеме принято не было. В результате, добывающие предприятия, рискнувшие на свой страх и риск построить суда, не сумели в создавшихся условиях устоять - развалились и обанкротились.

Построенные ими суда пошли "по рукам", и некоторые эксплуатируются далеко не по своему предназначению, другие превратились в металлолом (сказать о восстановлении "Звезды Рыбака").

Учитывая данные обстоятельства, остальные интересанты регионального судостроения не стали рисковать с постройкой новых судов.

Избрали для себя наиболее щадящий путь (модернизация старых добывающих мощностей). Таким образом, ими были практически с нуля восстановлены и включены в промысловую деятельность нижеследующие суда (слайд 8):

- М-0208 "Титувенай", МРТР пр. 1296, дл. 29,6 м (ООО "Севрос");
- МК-0363 "Нордкап", МРТк пр. 1328, дл. 23,1 м (ООО "Севрос");
- М-0488 "К-н Бачурихин", МРТк пр. 1328, дл. 23,1 м (ООО "Севрос");
- МК-0312 "Оксино", СРТМ пр. 507ЭМ, дл. 54,8 м (ООО "Севрыбком");
- МК-0512 "Алликсааре", МРТк пр. 1328, дл. 23,1 м (ООО "РК Атлантика");
- МК- 0477 "Звезда Рыбака", МмРТР пр. 21280, дл. 26,7 м (ООО "Куратор");
- МК-0530 "Стрелец", МРТк пр. 1328, дл. 23,1 м (ООО ПТФ "Карелрыба-1").

Их длина составляет от 21,1 м до 54,8 м.

На восстановление и модернизацию указанных судов по самым скромным подсчетам (представленных самими судовладельцами) потрачено более 400 млн. руб. Эта сумма легла на себестоимость продукции и, конечно же, повлияла на цену рыбы для потребителей. В то же время, данная полумера в обновлении флота дает возможность пока существовать добывающим прибрежным предприятиям Мурманской области и держаться им "на плаву". Однако следует согласиться - эта временная "отдушина" на перспективу не может служить техническому прогрессу прибрежного флота региона.

Все вышеизложенное говорит о том, что предприятия прибрежного лова в таких условиях самостоятельно не могут разрешить и осилить проблему малого судостроения, о чем НО АПРФХМ заявляло не раз и не два.

Нужна государственная комплексная Программа по строительству малотоннажного флота, в которой предусмотреть необходимость развития на удобно и близко расположенных территориях северо-запада России, в первую очередь Мурманской области, мини-судоверфей. Такой опыт можно и нужно позаимствовать у той же Северной Норвегией, с которой к стати , в рамках международного проекта "Общее море, общие задачи" совместно с "Союзом рыбопромышленников Севера " мы очень тесно, начиная с 90-х годов сотрудничаем.

Именно с этого, по мнению многих специалистов рыбного хозяйства области, надо начинать строить рыбопромысловый флот. На малом "набивать шишки", постепенно переходить на крупнотоннажный, а не наоборот. С меньшими затратами сейчас, но на большое судостроение в будущем.

Справедливости ради, следует отметить: рыбаков-прибрежников, береговых переработчиков услышали на высшем уровне руководства страны.

В настоящее время все таки взят законодательный и конкретный курс на полное моральное и материальное оздоровление всего рыбопромышленного комплекса России, в основе которого поставлена задача по достаточному продовольственному обеспечению россиян, путем значительного оздоровления ОПФ рыбного хозяйства, о чем я говорил выше. Это радует. И Мурманская Ассоциация включилась в это движение. (Сказать о законодательстве по внесению "свежьевиков", поблагодарить губернатора).
Хочу предложить вам, уважаемые присутствующие, небольшой анализ по действующим нашим судам, представленным на слайде (слайд 9).

Добывающие предприятия, входящие в состав НО АПРФХМ, в настоящее время имеют 22 промысловых судов различных устаревших модификаций.

Как видно из количественного и качественного их состава, из 22 судов:

- 14 имеют срок эксплуатации свыше 25 лет;

- 4 судна от 20 до 25 лет;

- 4 судна от 12 до 15 лет.

Возраст большинства эксплуатируемых судов превышает двадцатипятилетний нормативный срок их эксплуатации.

Судовладельцы НО АПРФХМ трезво оценивают складывающуюся ситуацию и намерены на серьезном уровне, опираясь на помощь государства и его соответствующие решения, обновлять (строить) свой промысловый флот.

Исходя из этого, добывающие предприятия Ассоциации разработали свои персональные планы-графики данной работы. Каждый судовладелец определил для себя тип (проект) нужного судна, ориентировочную его цену, примерные сроки ввода в эксплуатацию. Вся исходящая информация в установленные сроки, по запросу, была направлена в Федеральное агентство по рыболовству (ФАР) и продублирована в Правительство Российской Федерации. В итоге чисто номинально сформировался общий предварительный план-заказ на строительство прибрежных судов в количестве 10 единиц для НО АПРФХМ (слайд 10).

Судно Ориентиров.стоимость,тыс. руб. Производств.мощности попереработке, сутки Организация

Рыболовное судно длиной более 30 метров 50 000 т.р. 20 тонн ООО "Севрос"

Рыболовное судно длиной более 30 метров 50 000 т.р. 20 тонн ООО "Бионорд"

2 рыболовных судна длиной более 30 метров 2 х 50 000 т.р. 8 тонн ООО "Семь Островов"

Рыболовное судно длиной 35-40 метров 100 000 т.р. 30 тонн ООО "Золотая рыбка"

2 судна МРТР (на Азовской судоверфи РФ) 2 х 100 000 т.р. 10-15 тонн ООО "Куратор"

Рыболовное судно длиной более 30 метров 60 000 т.р. 20 тонн ООО ПТФ "Карелрыба"

2 кормовых траулера-свежьевика (40 м, 1960 kW) 2 х 600 000 т.р. 30-35 тонн ООО "Арктикхолдинг"

Всего: 10 судов 1 760 000 т.р. 200 тонн 7 предприятий

Начиная с конца 2015 г., заинтересованные предприятия Ассоциации, на её площадке вели и ведут интенсивные поиски лучших вариантов строительства своих судов на приближенных отечественных верфях.

Как результат, в рамках Международного Форума по судостроению и безопасности мореплавания (прошедшего в Мурманске 17-18 марта 2016 г. с участием зарубежных, российских руководителей рыбной отрасли, а также и региональной власти), было подготовлено, оформлено и подписано "Соглашение о сотрудничестве" между некоммерческой организации "Ассоциация прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана" и АО "Судостроительный завод "Вымпел " (АО "ССЗ Вымпел").

В рамках которого и ведется в настоящее время работа, а именно, по просьбе специалистов, судовладельцев предприятий НО АПРФХМ - группой перспективного проектирования АО "ССЗ Вымпел", в инициативном порядке, с учётом предлагаемых технических требований, высказанных членами-участниками НО АПРФХМ, разработаны два проекта судов прибрежного лова.

-малый рыболовный траулер рефрижераторный МРТР-30 (слайд 17):

Справочно: За основу разработки проекта МРТР-30, по рекомендации прибрежных рыбаков, было взято ныне действующее промысловое судно типа "Балтика" построенное по проекту 1328.

К сведению, строительство данных судов до последнего времени осуществлялось на Сосновском судостроительном заводе в Кировской области. Указанный завод, в настоящее время, из-за отсутствия линейки заказов на данные суда их строительство приостановил.

-малый рыболовный траулер рефрижераторный МРТР-35 (слайд 18):

Касательно проекта МРТР-35 - его разработка реализовалась на базе судна "Лаукува" проекта 12961 судостроительного завода "Авангард" г. Петрозаводска. Последнее судно данного типа сошло со стапелей в далеком 1992 году для Камчатского края.

В результате консультаций с руководством АО "СЗ Вымпел", в том числе и с выездом на место, было принято рамочное решение (протокол от 06.08.2016) расширить и активизировать работу в рамках известного соглашения между НО АПРФХМ и АО "СЗ Вымпел" с привлечением исполнительных властей Ярославской и Мурманской областей, т.е. выйти на более весомый практический уровень сотрудничества уже между двумя субъектами Федерации. (Сказать о заводе, его цехах).

Суть новеллы такова. Мурманская и Ярославская области выступают инициаторами обновления прибрежного флота для всего Северо-Западного округа России. Политические и экономические условия для развития этого дела имеются. На Дальнем Востоке база обновления "прибрежки" есть. На Северо-Западе РФ - нет. Технические возможности АО "СЗ Вымпел" вполне приемлемы. Мурманская область является центром рыболовства на Северо-Западе России (незамерзающий порт, сохранившаяся рыбная береговая инфраструктура, "короткое плечо" доставки и удобства построенных прибрежных судов, а также и рыбной продукции в центральные районы России из Мурманска) (слайд 19).

Апробацию по строительству малых и средних судов изначально (по мнению многих северо-западных прибрежных специалистов и знаковых руководителей рыбной отрасли) следует на первом этапе провести для Мурманской области, плацдармом для этого использовать Арктическую зону РФ, являющуюся для государства приоритетом развития.

В этой части нужно оперативное государственное решение, путем выпуска на соответствующем уровне профильного субъектового подзаконного акта.

В условиях требований настоящего времени оно, на наш взгляд, вполне реально и даже необходимо.

Нам известно, что исполнительные власти Мурманской и Ярославской областей в настоящее время ведут серьезную работу по активизации регионального сотрудничества, в том числе и по проблемам судостроения, озвученным нашей Ассоциацией.

Данное обстоятельство окрыляет судовладельцев рыбопромысловых судов и руководителей береговых перерабатывающих мощностей.

Имеет, как говорят в народе, "место быть" перехода от слов к делу. Прибрежному сообществу рыбаков, береговых перерабатывающих производств и населению Мурманской области (я думаю) уж очень хотелось бы поскорее увидеть это в движении на практике.

Спасибо за внимание!

Рыбное хозяйство


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

44.192.95.161

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

�������@Mail.ru ������.�������