casino siteleri güvenilir deneme bonusu deneme bonusu veren siteler casino siteleri deneme bonusu deneme bonusu veren siteler 2024 güncel deneme bonusu veren siteler güvenilir slot siteleri bonus veren siteler deneme bonusu veren siteler en iyi bahis siteleri deneme bonusu 2024 güvenilir deneme bonusu deneme bonusu veren siteler güvenilir bahis siteleri en iyi bahis siteleri yeni deneme bonusu veren siteler deneme bonusu veren siteler güvenilir slot siteleri tipobet matadorbet tipobet 1xbet giriş deneme bonusu sahabet
Главная Стратегические инвестиционные проекты
Стратегические инвестиционные проекты Печать E-mail

9.1. Стратегические инвестиционные проекты

Перспективы развития Мурманской области во многом определяются:

во-первых, планами осуществления субъектами хозяйствования инвестиционных проектов на территории области в рамках собственных стратегий развития; во-вторых - реализацией разработанных по инициативе государственных органов власти программ и проектов развития для достижения установленных целей социально-экономического развития региона.

В течение ряда лет в области ведется подготовка к реализации ряда крупных инвестиционных проектов, которые в перспективе могут сформировать новые точки экономического роста в регионе.

Наиболее значимые из них, которые с учетом потенциала их влияния на социально-экономическое положение региона можно рассматривать как стратегические, приведены в табл. 30.

Т а б л и ц а 30

Перечень основных инвестиционных проектов, реализуемых в Мурманской области в период до 2025 г.

Наименования проектов Ориентировочный
объем инвестиций,
млрд руб.
Проекты развития существующих и строительства
новых предприятий горнопромышленного
комплекса Мурманской области
 
Комплексное развитие ОАО «Кольская ГМК» 47,2
Комплексное развитие ОАО «Апатит» 40,5
Комплексная реконструкция и модернизация
Ковдорского ГОКа
24,15
Поддержание и развитие рудной базы
ОАО «Оленегорский ГОК»
15,6
Строительство горно-обогатительного комбината
на базе месторождений платиноидов «ФедоровоТундровское»
(ЗАО «Федорова Рисорсис»)  
16,6  
Строительство горно-обогатительного комбината
на базе месторождения апатит-нефелиновых руд
«Олений ручей» (ЗАО «Северо-Западная фосфорная
компания»)
23,6  
Строительство горно-обогатительного комбината
на базе месторождения ильменит-титаномагнетитовых
руд «Юго-Восточная Гремяха» («Горнорудная
компания «Гремяха»)  
13,9
Строительство горно-обогатительного комбината
на базе месторождения хромитов «Сопчеозерское»
(ООО «Северная хромовая компания»)
2,0  
Проект «Комплексное развитие Мурманского
транспортного узла»
300  
Проект «Комплексное освоение Штокмановского
газоконденсатного месторождения», включая
строительство завода СПГ и газопровода  
1100  
Проекты строительства новых объектов энергетики
 и топливной промышленности:
 
Строительство Мурманской ТЭЦ-2 44,1  
Строительство ТЭЦ в городе Ковдор 8,9  
Строительство Северной ПЭС в губе Долгая-Восточная 4,0  
Строительство Кольской АЭС-II 125
Нефтеперерабатывающий завод на западном берегу
Кольского залива
24
Строительство ветропарков (ЗАО «Виндлайф
Арктик Павер»
17,9
Строительство и реконструкция электросетевых
объектов энергосистемы Мурманской области
(объекты ОАО «ФСК ЕЭС» и филиала ОАО
«МРСК Северо-Запада» «Колэнерго»)  
18,5  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реализация указанных инвестиционных проектов, в особенности группы проектов по комплексному развитию Мурманского транспортного узла, мегапроекта по освоению Штокмановского газоконденсатного месторождения (ШГКМ), наряду с проектами реконструкции действующих и строительства новых предприятий горнопромышленного комплекса, энергетики и других отраслей, может качественно преобразить социально-экономическое положение области и уровень жизни ее населения, обеспечить динамизм развития региона в долгосрочной перспективе и способствовать переходу экономики области к инновационному развитию.

Ранее запланированные инвесторами сроки реализации намеченных проектов могут измениться в связи с влиянием мирового финансово-экономического кризиса. Тем не менее, их осуществление будет способствовать достижению нового качества экономического роста и социально-экономическому развитию области в целом.

Наибольшее влияние на развитие региона способен оказать проект «Комплексное освоение Штокмановского газоконденсатного месторождения», который имеет стратегическое значение в целом для России, поскольку создаст мощную основу для будущего освоения углеводородных ресурсов Арктики.

Расположенное в центральной части Баренцева моря, Штокмановское месторождение - самое разведанное на российском Арктическом шельфе и крупнейшее в мире для этого типа. Его разведанные запасы составляют 3,7 трлн м3, что способно обеспечить добычу газа практически в таком же объеме, как все норвежские месторождения вместе взятые. По оценкам аналитиков, разработка Штокмановского месторождения позволит не только возместить для Европы снижение добычи в Норвегии, но и частично удовлетворить, в случае строительства завода СПГ, рынок США.

Первая фаза освоения месторождения рассчитана на добычу 30 млрд м3 газа и производство 20 млн т сжиженного природного газа на двух производственных линиях. С выходом на проектную мощность будет добываться от 71 до 95 млрд м3 газа.

Подготовка к освоению ШГКМ ведется более 15 лет, но ряд ключевых вопросов все еще остается неразрешенным. В представленной «Газпромом» в апреле 2007 г. «Декларации о намерениях инвестирования в строительство объектов и обустройство Штокмановского газоконденсатного месторождения с учетом применения технологии сжижения газа», к середине 2007 г. предусматривалось завершить разработку технического проекта и провести конкурс на строительство, до конца 2008 г. - провести коммерческие переговоры.

Обустройство месторождения планировалось начать в середине 2009 г. с первой подачей газа в 2010 г. и выходом на проектную мощность к началу 2012 г. Первая отгрузка сжиженного газа на экспорт была запланирована на начало 2011 г.

В стоимостном выражении строительство проектируемой системы оценивалось в 12 млрд долл., однако в течение двух последних лет эта цифра неоднократно пересматривалась, предварительные оценки на конец 2009 г. составляют не менее 80 млрд долл.

Сопоставление продекламированных «Газпромом» темпов освоения ШГКМ с результатами работ мирового лидера в разработке глубоководных месторождений в условиях холодных субарктических морей - Норвегии дает основание сомневаться в реальности декларации. Если для отработки ШГКМ будет избран бесплатформенный способ, то логично рассматривать проект освоения месторождения «Сневит» как пилотный эксперимент в масштабе примерно 1:5 по отношению к Штокмановскому проекту. Концерн «Статойл» приступил к работам по обустройству подводных промыслов на Сневите и строительству газопровода и завода СПГ еще в 2001 г. и не смог уложиться в плановые сроки - 5 лет. При этом протяженность морского трубопровода в проекте «Сневит» всего лишь 360 км, а от Штокмана до Видяево - 640 км, глубина моря на ШГКМ в 2 раза больше, к тому же ситуация осложняется ледовой обстановкой.

В отношении Штокмановского месторождения на сегодняшний день нет конкретного стратегического плана. Зато есть много косвенных признаков, что ситуация в ближайшее время вряд ли прояснится с главным вопросом - финансированием.

Согласно декларации газ с ШГКМ будет поступать в Северо-Европейский газопровод (СЕГ). Между тем проект СЕГ пока не решил проблемы с будущими рынками сбыта. Почти никто из европейских контрагентов не заявил о реальной заинтересованности в газе, поступающем через эту систему. Предварительно согласился купить определенные объемы только BASF, но это не более 5 млрд м3 газа, а в июне 2006 г. было заявлено, что совокупная мощность двух ниток СЕГ составит 55 млрд м3. При этом о степени приоритетности Северо-Европейского газопровода говорит то, что на его инвестирование в 2005-2009 гг. «Газпром» выделяет столько же средств, сколько на освоение Ямала.

Уже сейчас ясно, что окончательного решения по Штокманскому месторождению в «Газпроме» не существует. Технологическая и маркетинговая схемы СПГ сложны, декларированные сроки (2012 г.), когда проект должен выйти на 20-миллиардную отметку добычи, будут пропущены. Эта ситуация не нова: и по Штокмановскому, и по Ямальским месторождениям лицензионные сроки уже пропускались в середине 90-х годов.

Однако в целом освоение этого месторождения является национальным стратегическим приоритетом. В его рамках строительство крупнейшего в Европе завода по сжижению природного аза может послужить основой для создания особой промышленно-производственной зоны по отработке и тиражированию новых (модернизированных) технологических решений и техники по выпуску СПГ, в том числе для целей импортозамещения. Такая зона может выступить системообразующим фактором для формирования национального кластера в РФ, особенно учитывая необходимость строительства стратегического комплекса по сжижению природного газа на Ямале мощностью до 100 млн т.

Стратегическое значение имеет также реализация проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла», в результате чего транспортно-логистическая сеть российской Арктики приобретет новое качество. Необходимость развития Мурманского транспортного узла определяется системой национальных и региональных приоритетов, к которым относится:

- диверсификация морских грузопотоков с перемещением части из них в акватории Атлантического океана, не связанных с экологическими и политическими ограничениями, характерными для бассейнов Баренцева и Черного морей;

- прогнозное оживление судоходства на трассе Северного морского пути, связанное как с нарастанием темпов освоения месторождений Арктического шельфа, так и в появлением транзитных грузопотоков между портами восточного побережья США и ЕС, с одной стороны, и портами АТР и западного побережья США, с другой;

- нарастание региональных грузопотоков в связи с ростом промышленного производства и формированием в Мурманской области базового инфраструктурного центра по разработке сырьевых ресурсов Арктики.

Для перевалки в больших количествах массовых сырьевых грузов порт Мурманск недостаточно развит, и дальнейшее развитие портовых мощностей стеснено ограниченностью территорий на восточном берегу Кольского залива. Это приводит к выводу о необходимости использования свободных участков западного берега Кольского залива. Основными грузами при этом будут являться:

- наливные грузы (сырая нефть), поступающие с месторождений Арктического шельфа морским транспортом;

- наливные грузы (сырая нефть и газовый конденсат), которые будут поступать по железной дороге с месторождений Тимано-Печорской провинции и Западной Сибири;

- каменный уголь, направляемый по железной дороге с предприятий Кемеровской области.

Развитие Мурманского портового транспортного узла имеет геополитическое значение для развития экономики России в части, касающейся увеличения ее экспортного и транзитного потенциала, освоения северных территорий, одним из основных направлений которого является добыча и транспортировка на экспорт с использованием Северного морского пути российских углеводородов с шельфовых и материковых нефтяных и газовых месторождений.

В соответствии с Генеральной схемой развития Мурманского портового транспортного узла на западном берегу Кольского залива предполагается построить следующие портовые перегрузочные комплексы:

- перегрузочные комплексы в устье реки Лавна, подтвержденные Декларациями о намерениях инвестирования, поступившими от ЗАО «Синтез Петролеум» и ООО «Управляющая компания «Трансервис»;

- нефтеперегрузочный комплекс и база снабжения «Лавна» на 25 млн т сырой нефти, 0,86 млн т бункеровочного топлива и 0,13 млн т грузов снабжения;

- специализированный угольный комплекс на 15 млн т;

- универсальный комплекс по перевалке генеральных грузов на 2,4 млн т;

- специализированный комплекс по перевалке контейнеров на 1 млн контейнеров в год;

- нефтеперегрузочный комплекс на 4,5 млн т в районе мыса Мишуково, расположенном в 5 км от устья реки Лавна.

Общая мощность указанных комплексов после их полного развития составит более 60 млн т наливных, навалочных и генеральных грузов.

Мощность перегрузочных комплексов на каждом этапе их развития в период с 2010 по 2020 г. приведена в табл. 31.

Т а б л и ц а 31

Мощность перегрузочных комплексов на каждом этапе их развития (в млн т)

Наименование груза Мощность перегрузочных комплексов
 2010 г. 2015 г.  2020 г.
Сухогрузы 10,1 24,4 29,4
В том числе:      
навалочные (уголь) 5,0 11,0 15,0
генгрузы 5,1 13,4 14,4
в том числе:      
металлы - 1,4 1,4
контейнеры 5,0 11,0 12,0
прочие 0,1 0,7 0,7
Наливные грузы 18,0 34,0 36,0
В том числе:      
нефть сырая 18,0 29,5 29,5
газовый конденсат 2,0 2,0  2,0
Всего 28,1 58,4 65,4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для своего размещения перегрузочные комплексы потребуют 560 га территории, включая вновь образуемые. Глубины у причального фронта обеспечат прием судов дедвейтом от 20 до 300 тыс. т.

Возможность позитивных последствий для населения Мурманской области благодаря реализации крупных инвестиционных проектов в значительной степени зависит от последовательных целенаправленных усилий органов государственной власти по выявлению и соблюдению социальных интересов населения области в процессе подготовки и реализации проектов, а также жестких требований к соблюдению инициаторами проектов установленных природоохранных стандартов и экологической безопасности.

Задаче согласования интересов региона и инвесторов служат существующая в Мурманской области практика рассмотрения инвестиционных намерений компаний, связанных с реализацией коммерческих проектов, на заседаниях Межведомственной комиссии по размещению производительных сил, а также предусмотренные законодательством процедуры экспертиз проектов и общественных слушаний. Данные процедуры необходимо совершенствовать, обеспечивая сочетание критериев экономической эффективности, социальной справедливости и экологической безопасности реализуемых проектов.

Важным условием позитивного мультипликативного влияния планируемых инвестиционных проектов на экономику области является также обеспечение максимального вовлечения в реализацию проектов местных поставщиков и подрядчиков, формирование на базе крупных проектов территориальных производственных кластеров. Кроме того, стратегические инвестиционные проекты генерируют спрос на организационные и технологические инновации, разрабатываемые в научно-производственной сфере.

Это формирует мощные импульсы для становления и развития инновационной экономики.

Стратегические перспективы социально-экономического развития Мурманской области 

Еще статьи по теме "инвестиционные проекты":

Инвестиционные проекты мурманчан

Инвестиционный проект по созданию транспортно-пересадочного узла

Второй всероссийский конкурс «лучший инвестиционный проект»

Конкурс на лучший инвестиционный проект России

Инвестиционный проект "Развитие Мурманского транспортного узла"


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.236.112.70

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

�������@Mail.ru ������.�������