casino siteleri güvenilir deneme bonusu deneme bonusu veren siteler casino siteleri deneme bonusu deneme bonusu veren siteler 2024 güncel deneme bonusu veren siteler güvenilir slot siteleri bonus veren siteler deneme bonusu veren siteler en iyi bahis siteleri deneme bonusu 2024 güvenilir deneme bonusu deneme bonusu veren siteler güvenilir bahis siteleri en iyi bahis siteleri yeni deneme bonusu veren siteler deneme bonusu veren siteler güvenilir slot siteleri tipobet matadorbet tipobet 1xbet giriş deneme bonusu sahabet
Главная Состояние и перспективы развития промышленности Мурманской области
Состояние и перспективы развития промышленности Мурманской области Печать E-mail

Выступление Сергея Леуса на семинаре «Мурманшельф» 02 ноября 2006 года

Сегодня, в рамках этого семинара, я хочу представить Вам доклад о состоянии и перспективах развития промышленного, транспортного и нефтегазового комплексов Мурманской области, о крупных проектах, реализация которых планируется в ближайшее время.

Считаю, что Вам удастся не только обменяться мнениями, но и определить для себя возможные приоритеты на пути выгодного для Вас и всего региона в целом развития Ваших предприятий.

В последнее время с учетом возрастающей конкуренции на внутреннем и мировом рынках транспортных услуг роль и значение Мурманского транспортного узла значительно возрастает и занимает весьма значимую роль в создании новых рабочих мест, обеспечении занятости населения и формировании бюджетов всех уровней. Доля транспортного комплекса в структуре валового регионального продукта составляет примерно 10%.

В Мурманской области имеется достаточно развитая транспортно-коммуникационная система, представленная всеми видами транспорта, кроме магистрального трубопроводного.

Продолжается активный прирост объемов переработки грузов морскими портами Мурманской области. В 2005 году общий объем грузопереработки портов региона составил 19,6 миллионов тонн (темп роста к 2000 году 180 %). В первую очередь рост обеспечен увеличением объемов переработки экспортных грузов (уголь, нефть и нефтепродукты, глинозем), которые по сравнению с 2000 годом возросли почти в 2 раза.Начиная с 2002 года на акваториях Кольского и Кандалакшского заливов Мурманской области через порты и рейдовые перегрузочные комплексы начата активная переработка нефти и нефтепродуктов на экспорт, объемы которой в 2005 году составили 8 миллионов тонн. С августа 2000 года в Печорском море функционирует уникальный арктический подводный терминал для отгрузки нефти на морские танкеры. В планах до 2010 года объем вывоза нефти через этот терминал планируется увеличить до 8 млн. тонн в год.

В настоящее время на акватории Кольского залива размещены 3 комплекса рейдовой перегрузки нефтепродуктов на большегрузные танкера (ОАО «Мурманское морское пароходство» мощностью около 5 млн. тонн в год, ООО «Белое море сервис» мощностью 3 млн. тонн в год и ООО «Белокаменка» мощностью около 6 млн. тонн в год). Например, водоизмещение РПК «Белокаменка» - 415 тысяч тонн - это единственное судно в стране такого типа, находящееся под Российским флагом.

Уже функционируют береговые терминалы по перегрузке нефтеналивных грузов в п.Мохнаткина Пахта мощностью около 2,5 млн. тонн в год и на территории ФГУП «35 Судоремонтный завод МО РФ» мощностью около 4 млн. тонн в год. Перегрузка углеводородов осуществляется также на базе Мурманского морского рыбного порта и специализированного порта Витино.

Но мощность существующих береговых нефтеперегрузочных комплексов не может обеспечить требуемых объемов перевалки углеводородного сырья. Существует потребность в строительстве новых более мощных береговых комплексов. Следует отметить, что в последнее время на транспортном комплексе Мурманской области и вокруг него произошло и происходит много позитивных событий.

Разработана и в октябре 2003 года утверждена на Государственном Совете под председательством Президента России Транспортная стратегия Российской Федерации, определяющая ключевые и приоритетные направления развития транспортного комплекса как России в целом, так и нашего региона.

В рамках реализации Транспортной стратегии Российской Федерации в регионе разработана Генеральная схема развития Мурманского транспортного узла, предусматривающая реконструкцию и строительство комплексов для перегрузки нефтеналивных и генеральных грузов, угля и контейнеров на западном и восточном берегах Кольского залива, а также развитие железнодорожных путей старой части порта.

Одним из наиболее значимых проектов развития инфраструктуры западного берега Кольского залива является строительство компанией ЗАО «Синтез Петролеум» нефтеперерабатывающего завода и нефтеперегрузочного комплекса в районе устья р. Лавна.

Нефтеперерабатывающий завод мощностью 6,0 млн. т/год на первом этапе предназначен для первичной переработки смеси нефти месторождения «Варандей море» и двух видов нефтей месторождения в Тимано-Печерской нефтегазоносной провинции.
Предполагается получение следующих товарных продуктов:
- сжиженные углеводородные газы С3 и C4
- автомобильные бензины Аи-92 и Аи-95;
- прямогонный бензин (ценное сырье для этиленовых установок и сырье для получения высокооктановых бензинов);
- дизельное топливо (летнее и зимнее);
- мазут.

В последующем намечается развитие (расширение) НПЗ для осуществления глубокой переработки мазута и доведения глубины переработки нефти до 95%.

В рамках инвестирования в строительство базы снабжения и нефтеперегрузочного комплекса ЗАО «Синтез Петролеум» планируется размещение резервуарного парка и 7 выносных причалов суммарной длиной причального фронта 2,3 км, с глубиной у кордона от 7,5 до 25 метров. Рассматривается возможность приема и обработки нефтеналивных грузов в объеме до 10 млн. т/год и грузов снабжения, материалов и оборудования до 1 млн. т/год, поступающих железнодорожным транспортом.

Предполагаются производственные связи с нефтедобывающими компаниями, работающими в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, гарантирующими обеспечение предприятия сырьем. При реализации товарных нефтепродуктов предлагаются производственные связи с нефтепродуктовыми компаниями прилегающих областей и, в частности, Архангельской области.

Также предполагается сотрудничество с Российскими и зарубежными судоходными компаниями, которые будут обеспечивать доставку сырья для НПЗ и отгрузку товарных нефтепродуктов на экспорт.

03 декабря 2003 года была одобрена «Декларация о намерениях инвестирования в строительство железнодорожного подъездного пути и портового комплекса для угля и генеральных грузов» ООО «Управляющая компания «Транссервис» - дочерней компании ОАО «Холдинговая компания «Кузбассразрезуголь». В рамках реализации данного проекта созданы компании ООО «Морской торговый порт «Лавна» и ООО «Лавнатранс».

Комплекс для перегрузки угля мощностью 15,0 млн. т/год будет представлять собой 2 причала общей длиной 1230 метров, способных принимать суда дедвейтом до 65 тысяч тонн, крытые склады площадью 8,1 тыс. м2 и открытые грузовые площадки общей площадью около 94,0 тыс. м2.

Еще одним проектом является создание нефтекомплекса в районе поселка Белокаменка Полярнинского района. Соответствующая декларация о намерениях ОАО «Мурманское морское пароходство» предварительно согласована 23 августа 2006 года.

С начала 2006 года ОАО «Мурманское морское пароходство» ведет проектно-изыскательские работы, направленные на реализацию производственной программы, заложенной в декларацию. Предполагается использовать существующую инфраструктуру (комплекс незавершенного строительства) и на базе ранее проектировавшихся объектов создать единый нефтяной комплекс, предназначенный для:

1) приема, хранения и отгрузки нефти, вывозимой танкерами компании с российских арктических месторождений, в танкера крупного тоннажа (мощностью около 3 млн. тонн);

2) переработки нефти в товарные нефтепродукты, в первую очередь, топлива судовых марок, для снабжения судов ОАО «Мурманское морское пароходство» (мощностью 0,2 млн. тонн);

3) приема и утилизации нефтесодержащих отходов всех видов, образующихся при эксплуатации судов (льяльно-балластные, слоповые, моечные воды, нефтешламы).

С учетом реализации других проектов прогнозируемый ежегодный грузооборот Мурманского транспортного узла к 2010 году составит около 50 миллионов тонн (с учетом дополнительного объема углей 15 миллионов тонн, нефтепродуктов - 27 миллионов тонн, генеральных грузов - 3 миллиона тонн и 1 миллион TEUs) и 70 миллионов тонн к 2015 году.

Воплощение в жизнь данной схемы выходит за пределы возможностей региона, так как сдерживающим фактором в начале реализации этого глобального, социально значимого для области проекта - это отсутствие на западном берегу Кольского залива транспортной инфраструктуры (железной дороги и причальных линий).

В настоящее время проходят изыскательские работы на строительство участка железной дороги от станции Мурмаши-2 до проектируемой станции Лавна, стоимостью около 256 млн. долларов, которая включена в подпрограмму «Развитие экспорта транспортных услуг» федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)».

Одним из путей решения вопроса о строительстве железнодорожной ветки на западном берегу является возможность создания частно-государственного партнерства в интересах всех участников - инвесторов в строительство инфраструктуры западного берега Кольского залива.

В ближайшее время предстоит значительный рост электропотребления, превышающий в целом возможности имеющихся электросетевых и генерирующих мощностей в регионе. Притом, что в целом Кольская энергосистема является избыточной, в скором времени ожидается возникновение энергодефицита в северной части энергосистемы Мурманской области. Практически все крупные промышленные потребители электроэнергии в той или иной форме заявили о возможном увеличении электропотребления для собственного развития.

Решение назревающей проблемы энергодефицита Мурманской области заключается в строительстве новых энергоблоков для замещения выбывающих мощностей и обеспечения в полном объеме спроса на электроэнергию в связи с развитием промышленности региона. На данный момент разработана предпроектная документация на строительство Кольской АЭС-2, которая будет располагаться в районе Кунчаст-губы оз. Имандра (около 8 км от города Полярные Зори и 4 км от действующей АЭС). Площадка КАЭС-2 обосновывается для размещения 3 серийных энергоблоков ВВЭР-1000. Планируемый срок ввода первого блока 2013 год.

Необходимость строительства КАЭС-2 обусловлена, прежде всего, необходимостью замещения мощностей первых блоков Кольской атомной электростанции № 1. В настоящее время Кольской АЭС эксплуатируется 4 энергоблока суммарной мощностью 1760 МВт, что составляет около 50 % установленной мощности генерирующих предприятий региона. Определенные проектами 30-ти летние сроки эксплуатации энергоблоков №1,2 истекли. Сроки эксплуатации блоков № 3, 4 заканчиваются соответственно в 2011 и 2014 годах. Существует возможность модернизации и технического перевооружения энергоблоков с целью продления срока их эксплуатации. В настоящее время блоки № 1, 2 Кольской АЭС работают с продленным сроком эксплуатации, и их окончательный вывод планируется соответственно в 2018 и 2019 годах. Также ведутся работы по продлению сроков эксплуатации блоков № 3, 4 на 25-30 лет с 2011 и 2014 годов соответственно.

06 октября 2006 года в г. Полярные Зори состоялась встреча Губернатора Мурманской области Юрия Алексеевича Евдокимова и Руководителя Федерального агентства по атомной энергии Сергея Владиленовича Кириенко, на которой был подписан Протокол о сотрудничестве в совместной реализации проектов строительства второй очереди Кольской атомной электростанции (КАЭС-2) и второй очереди Кандалакшского алюминиевого завода (КАЗ-2).

Оба этих проекта являются единым комплексом. Для улучшения эффективности атомно-алюминиевого проекта ОАО «СУАЛ-Холдинг» предлагает начать реализацию первого этапа уже сейчас, используя для энергоснабжения первой очереди алюминиевого завода невостребованные мощности атомной станции. В рамках данного этапа предлагается заключить прямой договор между КАЭС и КАЗ-2 по согласованной с Росэнергоатомом цене, обеспечивающей повышение эффективности проекта, как в энергетическом, так и в алюминиевом бизнесе.

В рамках достигнутого соглашения основным потребителем электроэнергии с шин будущей КАЭС-2 будет проектируемый алюминиевый завод КАЗ-2.

Основными предпосылками строительства КАЗ-2 помимо наличия свободных энергетических ресурсов является наличие у компании ОАО «СУАЛ-Холдинг» собственного глинозема, возможность использования потенциала морских портов Мурманск и Кандалакша, возможность использовать в строительстве отечественные материалы и оборудование и достаточное количество трудовых ресурсов.

Новый алюминиевый завод, оборудованный электролизерами с обожженными анодами на силу тока 300 кА мощностью 500 тысяч тонн товарного алюминия в год, предполагается строить в две очереди. Мощность по производству алюминия-сырца первой очереди составит 218 тыс. т./год, второй очереди - 282 тыс. т./год.

Площадка для строительства КАЗ-2 расположена в 18 км севернее г. Кандалакша и 6 км западнее ст. Пинозеро. Планируемый период строительства составляет 6 лет со вводом первой очереди завода в 2011 году.

Строительство нового современного алюминиевого завода даст увеличение доходной части бюджетов всех уровней и социальных фондов за счет отчислений после полного освоения мощностей в размере 3,4 млрд. руб. в год, в том числе: в федеральный бюджет - 0,9 млрд. руб. в год, в бюджеты местного уровня - 2,5 млрд. руб. в год, а также создания объемов работ для смежных отраслей (строительство, транспорт, энергетика, машиностроение).

Объем работ, который необходимо освоить строительно-монтажными организациями в период строительства - 51 млрд. руб. в ценах на 01.10.2006. Число занятых на строительстве завода рабочих - 6400 человек.

Сегодня я хочу Вас познакомить также с ближайшими перспективами развития горно-промышленного комплекса Мурманской области.
В 2007 году ЗАО «Северо-Западная фосфорная компания» приступает к освоению месторождения апатито-нефелиновых руд «Олений ручей». Планируется создание нового горно-обогатительного комбината по производству 1,9 млн. тонн в год апатитового и 1,8 млн. тонн нефелинового концентратов. Мощность комбината по добыче руды - 6 млн. тонн в год. Общая стоимость проекта 660 млн. долл. США. Будет создано дополнительно 1200 рабочих мест.

На месторождении ильменито-титаномагнетитовых руд Юго-Восточная Гремяха в настоящее время завершается полный комплекс полевых геологоразведочных работ. В 2007 году планируется утверждение запасов в ФГУ «Государственная комиссия по запасам», после чего начнется освоение месторождения. Компанией ОАО «Кольская ГМК» планируется строительство горно-металлургического предприятия по добыче и переработке 2 млн. тонн в год руды с получением ванадиевого чугуна и титановых продуктов. Ориентировочная стоимость проекта - 400 млн. долл. США, количество вновь созданных рабочих мест - две тысячи.

На базе Сопчеозерского месторождения хромитов ОАО «Кольская ГМК» планирует организацию производства по добыче и переработке 400 тыс. тонн в год хромитовой руды с получением феррохрома и огнеупоров. Стоимость проекта составляет приблизительно 100 млн. долл. США. Количество новых рабочих мест - около 700.

В 2006 году утверждены запасы Федоро-Тундровского месторождения платиноидов, недропользователем которого является иностранная корпорация «Баррик Голд Корпорейшн». В 2008 году на базе этого месторождения планируется начало строительства крупного горно-обогатительного комбината производительностью по добыче руды 10 млн. тонн в год с получением концентратов и их дальнейшей переработки на металлы платиновой группы. Стоимость проекта около 600 млн. долл. США. Продолжительность строительства 2 года.

Хочу упомянуть о всем известном крупномасштабном проекте развития промышленности и транспортной инфраструктуры на западном берегу Кольского залива. Это создание специализированного портового перевалочного комплекса сжиженного природного газа в п. Видяево. Данный проект разработан ОАО «Гипроспецгаз» по заданию ОАО «Газпром» в рамках освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения.

Штокмановское газоконденсатное месторождение (ШГКМ) является одним из крупнейших шельфовых месторождений в мире, что служит гарантией обеспеченности газом производственных мощностей проектируемого завода по производству сжиженного природного газа (СПГ).
Штокмановское газоконденсатное месторождение расположено в центральной части шельфа российского сектора Баренцева моря в 290 км к западу от побережья островов архипелага Новая Земля и в 650 км от порта г. Мурманска.

Объем запасов месторождения составляет 3,66 трлн. м3 газа и 35 млн. тонн конденсата.

Разработка Штокмановского месторождения в зависимости от его выхода на максимальную производительность рассматривается вариантно -71 млрд. м3/год (вариант 1) и 94,6 млрд. м3/год (вариант 2).

В результате планируемой реализации проекта будет осуществляться производство СПГ в объеме 27,2 или 40,8 миллионов тонн в год в зависимости от варианта разработки месторождения.

Базовый вариант обустройства ШГКМ предполагает подводное размещение оборудования морского добывающего комплекса.

Маршрут трассы морского трубопровода намечен по направлению ШГКМ - Видяево и имеет протяженность около 580 км.

В районе п. Видяево предполагается:
- строительство завода по производству СПГ,
- хранилища СПГ,
- отгрузочного терминала,
- портовых сооружений,
- установки подготовки газа к сухопутному транспорту,
-системы для обслуживания добычного комплекса.

Портовый транспортно-технологический комплекс (ПТТК) будет состоять из основных технологических и вспомогательных установок:
- береговое обеспечение морских объектов (БОМО):
- производство СПГ;
- подготовка газа к сухопутному транспорту (трубопроводу).

Помимо создания нового портового комплекса на территории Мурманской области предполагается проложить трассу сухопутного газопровода, которая намечена от завода СПГ вдоль автодороги на Видяево, с переходом через р. Тулома ниже по течению от н.п. Мурмаши и далее с выходом к автодороге Санкт-Петербург-Мурманск. Предусматривается организация на территории региона ремонтно-технического центра (численность персонала 172 человека) и 3-4 компрессорные станции (средняя численность персонала - 90 человек).

Планируемый срок эксплуатации объекта составляет около 50 лет. За все время разработки и эксплуатации Штокмановского газоконденсатного месторождения:

1. Капитальные вложения в объекты, расположенные на территории Мурманской области, оценочно составляют 12-17 млрд.долл.США.

2. Налоговые поступления, которые могут быть получены от эксплуатации объектов, расположенных на территории Мурманской области, оценочно составляют более 17 млрд. долл. США в зависимости от варианта конфигурации магистрального газопровода и объемов транспортируемого газа.

3. Налоговые поступления и таможенная пошлина в Бюджет Российской Федерации оценочно составят более 82 млрд. долл. США.

На сегодняшний день уже одобрена декларация о намерениях в инвестирование данного проекта и проведены общественные слушания по предварительной оценке воздействия на окружающую среду во всех районах, по территории которых планируется прохождение сухопутного газопровода. Итоговые слушания были проведены 22 сентября текущего года в городе Мурманск, где был подписан соответствующий протокол.

Общий срок строительства первой очереди завода СПГ составит 33 месяца, с учетом коэффициента 0,9 срок строительства каждой последующей очереди составит 30 месяца. Потребность в людских ресурсах для строительства завода - 3000 человек.

Поэтапное развитие производства СПГ предусматривает ввод первой очереди завода по производству СПГ в объеме 13,6 млн. т/год в 2011 году при условии начала полномасштабных проектно-изыскательских работ в 2006 году.

Ввод магистрального сухопутного газопровода в зависимости от вариантов освоения месторождения предусматривается в 2014 - 2016 годах.

В заключение хочется сказать, что реализация в жизнь многих масштабных, социально значимых проектов в Мурманской области невозможна без активного участия членов нашей Ассоциации поставщиков нефтегазовой промышленности «Мурманшельф».

Выражаю надежду на то, что это участие обеспечит скорейшую реализацию проектов, о которых я рассказал сегодня и привлечет дополнительные инвестиции в развитие экономики Мурманской области.

Нефть и газ


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.145.46.4

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

�������@Mail.ru ������.�������