Главная Состояние и перспективы развития промышленности Мурманской области
Состояние и перспективы развития промышленности Мурманской области Печать E-mail

Выступление Сергея Леуса на семинаре «Мурманшельф» 02 ноября 2006 года

Сегодня, в рамках этого семинара, я хочу представить Вам доклад о состоянии и перспективах развития промышленного, транспортного и нефтегазового комплексов Мурманской области, о крупных проектах, реализация которых планируется в ближайшее время.

Считаю, что Вам удастся не только обменяться мнениями, но и определить для себя возможные приоритеты на пути выгодного для Вас и всего региона в целом развития Ваших предприятий.

В последнее время с учетом возрастающей конкуренции на внутреннем и мировом рынках транспортных услуг роль и значение Мурманского транспортного узла значительно возрастает и занимает весьма значимую роль в создании новых рабочих мест, обеспечении занятости населения и формировании бюджетов всех уровней. Доля транспортного комплекса в структуре валового регионального продукта составляет примерно 10%.

В Мурманской области имеется достаточно развитая транспортно-коммуникационная система, представленная всеми видами транспорта, кроме магистрального трубопроводного.

Продолжается активный прирост объемов переработки грузов морскими портами Мурманской области. В 2005 году общий объем грузопереработки портов региона составил 19,6 миллионов тонн (темп роста к 2000 году 180 %). В первую очередь рост обеспечен увеличением объемов переработки экспортных грузов (уголь, нефть и нефтепродукты, глинозем), которые по сравнению с 2000 годом возросли почти в 2 раза.Начиная с 2002 года на акваториях Кольского и Кандалакшского заливов Мурманской области через порты и рейдовые перегрузочные комплексы начата активная переработка нефти и нефтепродуктов на экспорт, объемы которой в 2005 году составили 8 миллионов тонн. С августа 2000 года в Печорском море функционирует уникальный арктический подводный терминал для отгрузки нефти на морские танкеры. В планах до 2010 года объем вывоза нефти через этот терминал планируется увеличить до 8 млн. тонн в год.

В настоящее время на акватории Кольского залива размещены 3 комплекса рейдовой перегрузки нефтепродуктов на большегрузные танкера (ОАО «Мурманское морское пароходство» мощностью около 5 млн. тонн в год, ООО «Белое море сервис» мощностью 3 млн. тонн в год и ООО «Белокаменка» мощностью около 6 млн. тонн в год). Например, водоизмещение РПК «Белокаменка» - 415 тысяч тонн - это единственное судно в стране такого типа, находящееся под Российским флагом.

Уже функционируют береговые терминалы по перегрузке нефтеналивных грузов в п.Мохнаткина Пахта мощностью около 2,5 млн. тонн в год и на территории ФГУП «35 Судоремонтный завод МО РФ» мощностью около 4 млн. тонн в год. Перегрузка углеводородов осуществляется также на базе Мурманского морского рыбного порта и специализированного порта Витино.

Но мощность существующих береговых нефтеперегрузочных комплексов не может обеспечить требуемых объемов перевалки углеводородного сырья. Существует потребность в строительстве новых более мощных береговых комплексов. Следует отметить, что в последнее время на транспортном комплексе Мурманской области и вокруг него произошло и происходит много позитивных событий.

Разработана и в октябре 2003 года утверждена на Государственном Совете под председательством Президента России Транспортная стратегия Российской Федерации, определяющая ключевые и приоритетные направления развития транспортного комплекса как России в целом, так и нашего региона.

В рамках реализации Транспортной стратегии Российской Федерации в регионе разработана Генеральная схема развития Мурманского транспортного узла, предусматривающая реконструкцию и строительство комплексов для перегрузки нефтеналивных и генеральных грузов, угля и контейнеров на западном и восточном берегах Кольского залива, а также развитие железнодорожных путей старой части порта.

Одним из наиболее значимых проектов развития инфраструктуры западного берега Кольского залива является строительство компанией ЗАО «Синтез Петролеум» нефтеперерабатывающего завода и нефтеперегрузочного комплекса в районе устья р. Лавна.

Нефтеперерабатывающий завод мощностью 6,0 млн. т/год на первом этапе предназначен для первичной переработки смеси нефти месторождения «Варандей море» и двух видов нефтей месторождения в Тимано-Печерской нефтегазоносной провинции.
Предполагается получение следующих товарных продуктов:
- сжиженные углеводородные газы С3 и C4
- автомобильные бензины Аи-92 и Аи-95;
- прямогонный бензин (ценное сырье для этиленовых установок и сырье для получения высокооктановых бензинов);
- дизельное топливо (летнее и зимнее);
- мазут.

В последующем намечается развитие (расширение) НПЗ для осуществления глубокой переработки мазута и доведения глубины переработки нефти до 95%.

В рамках инвестирования в строительство базы снабжения и нефтеперегрузочного комплекса ЗАО «Синтез Петролеум» планируется размещение резервуарного парка и 7 выносных причалов суммарной длиной причального фронта 2,3 км, с глубиной у кордона от 7,5 до 25 метров. Рассматривается возможность приема и обработки нефтеналивных грузов в объеме до 10 млн. т/год и грузов снабжения, материалов и оборудования до 1 млн. т/год, поступающих железнодорожным транспортом.

Предполагаются производственные связи с нефтедобывающими компаниями, работающими в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, гарантирующими обеспечение предприятия сырьем. При реализации товарных нефтепродуктов предлагаются производственные связи с нефтепродуктовыми компаниями прилегающих областей и, в частности, Архангельской области.

Также предполагается сотрудничество с Российскими и зарубежными судоходными компаниями, которые будут обеспечивать доставку сырья для НПЗ и отгрузку товарных нефтепродуктов на экспорт.

03 декабря 2003 года была одобрена «Декларация о намерениях инвестирования в строительство железнодорожного подъездного пути и портового комплекса для угля и генеральных грузов» ООО «Управляющая компания «Транссервис» - дочерней компании ОАО «Холдинговая компания «Кузбассразрезуголь». В рамках реализации данного проекта созданы компании ООО «Морской торговый порт «Лавна» и ООО «Лавнатранс».

Комплекс для перегрузки угля мощностью 15,0 млн. т/год будет представлять собой 2 причала общей длиной 1230 метров, способных принимать суда дедвейтом до 65 тысяч тонн, крытые склады площадью 8,1 тыс. м2 и открытые грузовые площадки общей площадью около 94,0 тыс. м2.

Еще одним проектом является создание нефтекомплекса в районе поселка Белокаменка Полярнинского района. Соответствующая декларация о намерениях ОАО «Мурманское морское пароходство» предварительно согласована 23 августа 2006 года.

С начала 2006 года ОАО «Мурманское морское пароходство» ведет проектно-изыскательские работы, направленные на реализацию производственной программы, заложенной в декларацию. Предполагается использовать существующую инфраструктуру (комплекс незавершенного строительства) и на базе ранее проектировавшихся объектов создать единый нефтяной комплекс, предназначенный для:

1) приема, хранения и отгрузки нефти, вывозимой танкерами компании с российских арктических месторождений, в танкера крупного тоннажа (мощностью около 3 млн. тонн);

2) переработки нефти в товарные нефтепродукты, в первую очередь, топлива судовых марок, для снабжения судов ОАО «Мурманское морское пароходство» (мощностью 0,2 млн. тонн);

3) приема и утилизации нефтесодержащих отходов всех видов, образующихся при эксплуатации судов (льяльно-балластные, слоповые, моечные воды, нефтешламы).

С учетом реализации других проектов прогнозируемый ежегодный грузооборот Мурманского транспортного узла к 2010 году составит около 50 миллионов тонн (с учетом дополнительного объема углей 15 миллионов тонн, нефтепродуктов - 27 миллионов тонн, генеральных грузов - 3 миллиона тонн и 1 миллион TEUs) и 70 миллионов тонн к 2015 году.

Воплощение в жизнь данной схемы выходит за пределы возможностей региона, так как сдерживающим фактором в начале реализации этого глобального, социально значимого для области проекта - это отсутствие на западном берегу Кольского залива транспортной инфраструктуры (железной дороги и причальных линий).

В настоящее время проходят изыскательские работы на строительство участка железной дороги от станции Мурмаши-2 до проектируемой станции Лавна, стоимостью около 256 млн. долларов, которая включена в подпрограмму «Развитие экспорта транспортных услуг» федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)».

Одним из путей решения вопроса о строительстве железнодорожной ветки на западном берегу является возможность создания частно-государственного партнерства в интересах всех участников - инвесторов в строительство инфраструктуры западного берега Кольского залива.

В ближайшее время предстоит значительный рост электропотребления, превышающий в целом возможности имеющихся электросетевых и генерирующих мощностей в регионе. Притом, что в целом Кольская энергосистема является избыточной, в скором времени ожидается возникновение энергодефицита в северной части энергосистемы Мурманской области. Практически все крупные промышленные потребители электроэнергии в той или иной форме заявили о возможном увеличении электропотребления для собственного развития.

Решение назревающей проблемы энергодефицита Мурманской области заключается в строительстве новых энергоблоков для замещения выбывающих мощностей и обеспечения в полном объеме спроса на электроэнергию в связи с развитием промышленности региона. На данный момент разработана предпроектная документация на строительство Кольской АЭС-2, которая будет располагаться в районе Кунчаст-губы оз. Имандра (около 8 км от города Полярные Зори и 4 км от действующей АЭС). Площадка КАЭС-2 обосновывается для размещения 3 серийных энергоблоков ВВЭР-1000. Планируемый срок ввода первого блока 2013 год.

Необходимость строительства КАЭС-2 обусловлена, прежде всего, необходимостью замещения мощностей первых блоков Кольской атомной электростанции № 1. В настоящее время Кольской АЭС эксплуатируется 4 энергоблока суммарной мощностью 1760 МВт, что составляет около 50 % установленной мощности генерирующих предприятий региона. Определенные проектами 30-ти летние сроки эксплуатации энергоблоков №1,2 истекли. Сроки эксплуатации блоков № 3, 4 заканчиваются соответственно в 2011 и 2014 годах. Существует возможность модернизации и технического перевооружения энергоблоков с целью продления срока их эксплуатации. В настоящее время блоки № 1, 2 Кольской АЭС работают с продленным сроком эксплуатации, и их окончательный вывод планируется соответственно в 2018 и 2019 годах. Также ведутся работы по продлению сроков эксплуатации блоков № 3, 4 на 25-30 лет с 2011 и 2014 годов соответственно.

06 октября 2006 года в г. Полярные Зори состоялась встреча Губернатора Мурманской области Юрия Алексеевича Евдокимова и Руководителя Федерального агентства по атомной энергии Сергея Владиленовича Кириенко, на которой был подписан Протокол о сотрудничестве в совместной реализации проектов строительства второй очереди Кольской атомной электростанции (КАЭС-2) и второй очереди Кандалакшского алюминиевого завода (КАЗ-2).

Оба этих проекта являются единым комплексом. Для улучшения эффективности атомно-алюминиевого проекта ОАО «СУАЛ-Холдинг» предлагает начать реализацию первого этапа уже сейчас, используя для энергоснабжения первой очереди алюминиевого завода невостребованные мощности атомной станции. В рамках данного этапа предлагается заключить прямой договор между КАЭС и КАЗ-2 по согласованной с Росэнергоатомом цене, обеспечивающей повышение эффективности проекта, как в энергетическом, так и в алюминиевом бизнесе.

В рамках достигнутого соглашения основным потребителем электроэнергии с шин будущей КАЭС-2 будет проектируемый алюминиевый завод КАЗ-2.

Основными предпосылками строительства КАЗ-2 помимо наличия свободных энергетических ресурсов является наличие у компании ОАО «СУАЛ-Холдинг» собственного глинозема, возможность использования потенциала морских портов Мурманск и Кандалакша, возможность использовать в строительстве отечественные материалы и оборудование и достаточное количество трудовых ресурсов.

Новый алюминиевый завод, оборудованный электролизерами с обожженными анодами на силу тока 300 кА мощностью 500 тысяч тонн товарного алюминия в год, предполагается строить в две очереди. Мощность по производству алюминия-сырца первой очереди составит 218 тыс. т./год, второй очереди - 282 тыс. т./год.

Площадка для строительства КАЗ-2 расположена в 18 км севернее г. Кандалакша и 6 км западнее ст. Пинозеро. Планируемый период строительства составляет 6 лет со вводом первой очереди завода в 2011 году.

Строительство нового современного алюминиевого завода даст увеличение доходной части бюджетов всех уровней и социальных фондов за счет отчислений после полного освоения мощностей в размере 3,4 млрд. руб. в год, в том числе: в федеральный бюджет - 0,9 млрд. руб. в год, в бюджеты местного уровня - 2,5 млрд. руб. в год, а также создания объемов работ для смежных отраслей (строительство, транспорт, энергетика, машиностроение).

Объем работ, который необходимо освоить строительно-монтажными организациями в период строительства - 51 млрд. руб. в ценах на 01.10.2006. Число занятых на строительстве завода рабочих - 6400 человек.

Сегодня я хочу Вас познакомить также с ближайшими перспективами развития горно-промышленного комплекса Мурманской области.
В 2007 году ЗАО «Северо-Западная фосфорная компания» приступает к освоению месторождения апатито-нефелиновых руд «Олений ручей». Планируется создание нового горно-обогатительного комбината по производству 1,9 млн. тонн в год апатитового и 1,8 млн. тонн нефелинового концентратов. Мощность комбината по добыче руды - 6 млн. тонн в год. Общая стоимость проекта 660 млн. долл. США. Будет создано дополнительно 1200 рабочих мест.

На месторождении ильменито-титаномагнетитовых руд Юго-Восточная Гремяха в настоящее время завершается полный комплекс полевых геологоразведочных работ. В 2007 году планируется утверждение запасов в ФГУ «Государственная комиссия по запасам», после чего начнется освоение месторождения. Компанией ОАО «Кольская ГМК» планируется строительство горно-металлургического предприятия по добыче и переработке 2 млн. тонн в год руды с получением ванадиевого чугуна и титановых продуктов. Ориентировочная стоимость проекта - 400 млн. долл. США, количество вновь созданных рабочих мест - две тысячи.

На базе Сопчеозерского месторождения хромитов ОАО «Кольская ГМК» планирует организацию производства по добыче и переработке 400 тыс. тонн в год хромитовой руды с получением феррохрома и огнеупоров. Стоимость проекта составляет приблизительно 100 млн. долл. США. Количество новых рабочих мест - около 700.

В 2006 году утверждены запасы Федоро-Тундровского месторождения платиноидов, недропользователем которого является иностранная корпорация «Баррик Голд Корпорейшн». В 2008 году на базе этого месторождения планируется начало строительства крупного горно-обогатительного комбината производительностью по добыче руды 10 млн. тонн в год с получением концентратов и их дальнейшей переработки на металлы платиновой группы. Стоимость проекта около 600 млн. долл. США. Продолжительность строительства 2 года.

Хочу упомянуть о всем известном крупномасштабном проекте развития промышленности и транспортной инфраструктуры на западном берегу Кольского залива. Это создание специализированного портового перевалочного комплекса сжиженного природного газа в п. Видяево. Данный проект разработан ОАО «Гипроспецгаз» по заданию ОАО «Газпром» в рамках освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения.

Штокмановское газоконденсатное месторождение (ШГКМ) является одним из крупнейших шельфовых месторождений в мире, что служит гарантией обеспеченности газом производственных мощностей проектируемого завода по производству сжиженного природного газа (СПГ).
Штокмановское газоконденсатное месторождение расположено в центральной части шельфа российского сектора Баренцева моря в 290 км к западу от побережья островов архипелага Новая Земля и в 650 км от порта г. Мурманска.

Объем запасов месторождения составляет 3,66 трлн. м3 газа и 35 млн. тонн конденсата.

Разработка Штокмановского месторождения в зависимости от его выхода на максимальную производительность рассматривается вариантно -71 млрд. м3/год (вариант 1) и 94,6 млрд. м3/год (вариант 2).

В результате планируемой реализации проекта будет осуществляться производство СПГ в объеме 27,2 или 40,8 миллионов тонн в год в зависимости от варианта разработки месторождения.

Базовый вариант обустройства ШГКМ предполагает подводное размещение оборудования морского добывающего комплекса.

Маршрут трассы морского трубопровода намечен по направлению ШГКМ - Видяево и имеет протяженность около 580 км.

В районе п. Видяево предполагается:
- строительство завода по производству СПГ,
- хранилища СПГ,
- отгрузочного терминала,
- портовых сооружений,
- установки подготовки газа к сухопутному транспорту,
-системы для обслуживания добычного комплекса.

Портовый транспортно-технологический комплекс (ПТТК) будет состоять из основных технологических и вспомогательных установок:
- береговое обеспечение морских объектов (БОМО):
- производство СПГ;
- подготовка газа к сухопутному транспорту (трубопроводу).

Помимо создания нового портового комплекса на территории Мурманской области предполагается проложить трассу сухопутного газопровода, которая намечена от завода СПГ вдоль автодороги на Видяево, с переходом через р. Тулома ниже по течению от н.п. Мурмаши и далее с выходом к автодороге Санкт-Петербург-Мурманск. Предусматривается организация на территории региона ремонтно-технического центра (численность персонала 172 человека) и 3-4 компрессорные станции (средняя численность персонала - 90 человек).

Планируемый срок эксплуатации объекта составляет около 50 лет. За все время разработки и эксплуатации Штокмановского газоконденсатного месторождения:

1. Капитальные вложения в объекты, расположенные на территории Мурманской области, оценочно составляют 12-17 млрд.долл.США.

2. Налоговые поступления, которые могут быть получены от эксплуатации объектов, расположенных на территории Мурманской области, оценочно составляют более 17 млрд. долл. США в зависимости от варианта конфигурации магистрального газопровода и объемов транспортируемого газа.

3. Налоговые поступления и таможенная пошлина в Бюджет Российской Федерации оценочно составят более 82 млрд. долл. США.

На сегодняшний день уже одобрена декларация о намерениях в инвестирование данного проекта и проведены общественные слушания по предварительной оценке воздействия на окружающую среду во всех районах, по территории которых планируется прохождение сухопутного газопровода. Итоговые слушания были проведены 22 сентября текущего года в городе Мурманск, где был подписан соответствующий протокол.

Общий срок строительства первой очереди завода СПГ составит 33 месяца, с учетом коэффициента 0,9 срок строительства каждой последующей очереди составит 30 месяца. Потребность в людских ресурсах для строительства завода - 3000 человек.

Поэтапное развитие производства СПГ предусматривает ввод первой очереди завода по производству СПГ в объеме 13,6 млн. т/год в 2011 году при условии начала полномасштабных проектно-изыскательских работ в 2006 году.

Ввод магистрального сухопутного газопровода в зависимости от вариантов освоения месторождения предусматривается в 2014 - 2016 годах.

В заключение хочется сказать, что реализация в жизнь многих масштабных, социально значимых проектов в Мурманской области невозможна без активного участия членов нашей Ассоциации поставщиков нефтегазовой промышленности «Мурманшельф».

Выражаю надежду на то, что это участие обеспечит скорейшую реализацию проектов, о которых я рассказал сегодня и привлечет дополнительные инвестиции в развитие экономики Мурманской области.

Нефть и газ


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.238.86.122

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .