Главная Социально-экономический вектор арктической геополитики
Социально-экономический вектор арктической геополитики Печать E-mail

Семенов А. В., Руденко Ю. С., Разовский Ю. В.

Отряд кораблей Российской Федерации находился на боевой службе в Тихом океане с целью обеспечения военно-морского присутствия и демонстрации флага в регионе. Появление у северных берегов Австралии военных кораблей было расценено СМИ как демонстрация силы накануне открытия саммита «Большой двадцатки», состоявшегося в австралийском Брисбене 15-16 ноября 2014 г.

Прообраз современной геоэкономики был представлен одним из основателей геополитики Р. Челленом в форме экономполитики как «политической дисциплины», которая «интересуется экономическими законами не исключительно ради них самих, но еще и ввиду их воздействия на текущее состояние «здоровья» государства... Учение о государстве как о системе хозяйства мы и называем экономполитикой [ekonompolitik]» [1]. Современная геоэкономика (ее еще называют геополитической экономикой) исходит из признания экономической мощи государства в качестве ключевого фактора контроля над пространством, достижения внешнеполитических целей, мирового либо регионального могущества.

Ныне акторами геоэкономики выступают не только государства, но и многочисленные международные структуры, - транснациональные корпорации, экономические, финансовые, торговые союзы, - которые, образуя центры экономической мощи, ведут неустанную борьбу за свое превосходство в глобальной мир-системе. Роль геоэкономики, реализующей политику перераспределения ресурсов и мирового дохода, неуклонно возрастает в современном мире. Основные сверхдоходы (энергетическую и инновационную ренту) получают мировые полюса экономического и технологического развития.

Так, в настоящее время наблюдается существенная экономическая зависимость России от Запада.

Страна реализует, в основном, востребованное зарубежными рынками сырье и энергоносители с низкой добавленной стоимостью. Часто это происходит по заниженным ценам, а в ряде случаев - бесплатно. В тоже время закупается конечная продукция с высокой добавленной стоимостью по завышенным ценам. Результатом неэквивалентного обмена товаров является снижение экономического потенциала, численности населения и качества человеческого капитала.

Государство, сильно подверженное резким изменениям мировой экономической конъюнктуры, не способно эффективно управлять расширенным воспроизводством и обеспечить геополитическое соперничество на море, в космосе, информационном пространстве, конкуренцию на мировых рынках товаров, капитала, интеллектуальной собственности, о чем говорит статистика и аналитика ряда отечественных ученых [2]. Как известно, геополитическая доктрина англосаксонской школы формулирует принципы контроля и доминирования. Они содержат концепцию контроля над сушей и территорией. Контроль над морем обеспечивает контроль над пространством, соединяющим территории. Доминирование на море определяет контроль над Мировым океаном. Господство на море, в воздухе и на суше, доминирование в информационном пространстве определяет контроль над Мировым пространством. Контроль над Мировым пространством, природными и финансовыми ресурсами обусловливают Мировое Господство.

В настоящее время наблюдается снижение геополитической роли государств и международных организаций (ООН, ОБСЕ и др.), тогда как набирают мощь новые региональные экономические союзы - БРИКС, ШОС, АТЭС, СЕЛАК и др. Усиливается влияние мировых финансовых институтов и транснациональных корпораций, глобальных СМИ. Они стремятся к установлению монопольного контроля над мировыми товарными, сырьевыми, финансовыми рынками и информационными потоками. Формируется унифицированное мировое информационное, экономическое и культурное пространство [3].

Вместе с тем следует отметить, что внутренняя экономическая политика западных стран социально ориентирована. Примером может служить эффективная система изъятия, накопления и распределения арктической природной ренты между каждым жителем Аляски (США), в основе которой средства фонда будущих поколений штата. Другой пример, «Генеральная программа канадской политики в Арктике и на Крайнем Севере», которая включает следующие направления деятельности: усиление безопасности и процветания канадцев, в первую очередь всех северян и аборигенов; обеспечение полного и абсолютного суверенитета Канады на Севере; включение Арктического региона в управляемую глобальную систему; повышение безопасности страны и каждого ее гражданина в условиях Севера и устойчивости развития Арктики [4].

Современная геополитика западных стран успешно использует геоэкономические методы развития, контроля и доминирования.

Государственный инвестиционный фонд Норвегии был создан в 1990 г. по решению парламента страны. Он аккумулирует сверхприбыль нефтегазового сектора и инвестирует ее в доходные активы на международных фондовых рынках. Согласно Индексу человеческого развития (ИЧР), Норвегия признана самой благополучной страной в мире. В пятерку наиболее благополучных стран вошли также Австралия, США, Нидерланды и Германия. Об этом сообщается в «Докладе о человеческом развитии 2013» (Human Development Report 2013), подготовленном Программой развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) [5]. В Норвегии (ИЧР равен 0,955) средний уровень продолжительности жизни один из самых высоких в мире - 81,3 года, а среднегодовой доход на душу населения - $ 48 700 (по паритету покупательной способности).

Нефтяной фонд Норвегии - Te Petroleum Fund of Norway, в который отчисляются сверхдоходы (нефтегазовая рента) от добычи углеводородов, сменил название в 2006 г. и стал называться Государственный пенсионный фонд - Глобальный (норв. Statens pensjonsfond utland, SPU). В 2014 г. средства фонда достигли $850 млрд. За 2013 г. доходность норвежских вложений в зарубежные активы составила 15,9%. Для сравнения, совокупный объем средств Фонда национального благосостояния России по данным Министерства финансов РФ на 01.12.2013 г. составил всего $88,06 млрд, а Резервного фонда - $86, 9 млрд [6]. Управление средствами этих фондов находится на низком уровне доходности ценных бумаг ряда развитых стран - порядка 3% годовых, что в 5 раз меньше чем у Норвежского аналогичного фонда.

Это свидетельствует о низком уровне финансовой подготовки Правительства РФ и его геоэкономической зависимости. Большая часть средств норвежского фонда (61%) вложено в обыкновенные акции, треть - в облигации и депозиты, а оставшаяся часть в недвижимость. Деньги работают в 82 странах мира и практически каждой европейской компании. Они размещены в акциях российских компаний: «Аэрофлот», «Алроса», «Газпром», Сбербанк, и др. Норвегия оказывает существенное влияние на мировой и европейский рынок капитала. При населении в 4,9 млн человек страна владеет около 0,8% всех мировых ценных бумаг, являясь одним из крупнейших глобальных капиталистов.

Таким образом, логично сделать вывод о том, что внешняя политика и геополитика, ее разновидность геоэкономика западных стран весьма агрессивна и эффективна, а экономическая политика - социально ориентирована. Такая конструкция делает политическую систему запада устойчивой, а экономику развитой. Следует также констатировать, что пораженческая геополитика и низкодоходная геоэкономика, в сочетании с внешней зависимостью от развитых стран и существенным социальным неравенством внутри державы, делают политическую систему государства неустойчивой, а экономику неэффективной.

Современная геополитика России системно и научно обоснована весьма слабо. Она не связана и не опирается на внутреннюю социально-экономическую политику. Обладая самыми значительными в мире природными богатствами, по Индексу человеческого развития Россия занимает только 55-е место, ИЧР равен - 0,788. Это на 21% меньше чем у Норвегии. Для сравнения, страны, использующие арктические природные ресурсы, имеют следующие более высокие рейтинги, соответственно: Канада - 11, Исландия - 13, Дания - 15. Страны бывшего социалистического лагеря и некоторые бывшие союзные республики СССР, не располагающие значительными природными ресурсами, тоже имеют более высокие рейтинги: Эстония - 33, Венгрия - 37, Польша - 39, Латвия - 41, Литва - 44.

По данным доклада ООН 2013 г., Россия достигла следующих показателей: средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении - 69,1 лет (на 12,2 года, или 18% меньше чем в Норвегии); средняя продолжительность получения образования - 11,7 года (чтобы получить средне образование, затем высшее, потом ученые степени кандидата и доктора наук, нужно учиться в почти 2 раз больше - 21,5 года); валовой национальный продукт на душу населения - $ 14 461 в год (в 3,4 раза меньше чем в Норвегии). В целом, относительно низкие показатели России обусловлены недостаточно компетентным управлением природными, финансовыми и человеческими ресурсами, всеобъемлющей коррупцией, национальными противоречиями ранней стадии этногенеза - процессом формирования единого народа, существенным социальным неравенством, экологическими проблемами, подрывной деятельностью ряда западных стран, холодным изменчивым климатом и гигантскими территориями с неустойчивыми протяженными границами.

Если геополитика проводится исключительно в интересах групп чиновников и крупного капитала, а не во благо общества и государства, как на Украине, то эволюционный путь развития страны останавливается и происходит революция (майдан), начинается гражданская война. В 2014 г. в России прекратился рост экономики, существенно снизился курс национальной валюты, вырос уровень инфляции, ухудшилось социально-экономическое положение большинства граждан, продолжали идти негативные демографические процессы. После присоединения Крыма странами Запада были введены экономические ограничения, возникла угроза войны с НАТО. Все это требует научного осмысления и обоснования выбора вектора направленности геополитики, системно увязанной с социально-экономической политикой.

Представителями современной геополитики является ряд отечественных ученых. Среди них выделяются А. Г. Дугин, Л. Г. Ивашов, И. Ф. Кефели и другие. В работе «Евразийский Путь как национальная идея» и ряде других трудов А. Г. Дугин нацеливает на создание евразийской сверхдержавы через интеграцию России с бывшими советскими республиками в новый Евразийский Союз [7]. Л. Г. Ивашов, И. Ф. Кефели и О. А. Малафеев справедливо полагают, что будущее за коалициями государств, которые будут способны решать весь комплекс работ по арктической проблематике, включающий не только освоение природных ресурсов и создание транспортной инфраструктуры, но и обеспечение экологической устойчивости данного региона и биосферы Земли в целом. Они предполагают, что геополитическое могущество будущего Евразийского Союза должно прирастать российской Арктикой [8].

Анализ выступления В. Путина на заседании «Валдайского клуба» в 2013 г. показывает, что ХХI век станет эпохой формирования крупных геополитических финансово-экономических, культурных, цивилизационных, и военно-политических материков. Тесная интеграция в рамках Евразийского союза является абсолютным приоритетом России. Это проект сохранения Евразийского пространства, способного стать самостоятельным центром глобального развития [9].

Вместе с тем, главная угроза и проблема для России, связанная с опасностью потери огромной, не достаточно эффективно управляемой территории, это относительно низкая численность и бедность населения, социальное неравенство. Трудно себе представить расширение границ суши и масштабный охват пространства морей, когда нехватка специалистов и собственной рабочей силы обуславливает массовый и неконтролируемый приток мигрантов, например в авиацию, где остро ощущается нехватка пилотов. Иммигранты формируют многочисленные организованные, замкнутые этнические и религиозные группы. Они служат базой создания криминальных группировок, террористических организаций, способных дестабилизировать экономику и политическую сферу страны. В перспективе крупные национальные землячества мигрантов, поддержанные извне, смогут претендовать на территориальную автономию и независимость по прецеденту Косова. В условиях бедности значительной части населения современная геополитика и геоэкономика должны быть системно увязаны с социально-экономической политикой, нацеленной на семью,

на повышение благосостояния каждого гражданина. Рост населения и повышение качества жизни на основе эффективного и справедливого распределения природной ренты между гражданами - социально-экономическая основа геополитической доктрины России. Расширенное воспроизводство интеллектуальной, биологической, духовной, профессиональной основы человеческого капитала и его гармоничное соединение с природным капиталом моря и суши - это объективная геополитическая задача. В практической плоскости это возрождение обезлюдевших и малонаселенных районов, освоение и заселение необитаемых и труднодоступных территорий, использование их природных богатств с целью социально-экономического развития страны в целом, ее регионов и каждого гражданина.

Цитата: "объединение с Китаем в экономический союз позволит континентальным державам существенно превзойти США по ВВП"

«Что еще может быть большим свидетельством морального кризиса человеческого социума, как не утрата способности к самовоспроизводству?» - задал вопрос Путин на заседании «Валдайского клуба». Ссылаясь на А. И. Солженицына, он указывал, что сбережение народа после тяжелейшего ХХ века, моральное, интеллектуальное и физическое развитие человека - главная цель страны. Он также констатировал: «Сегодня нужно признать, полностью переломить негативные демографические тенденции пока нам не удалось, мы только немного отступили от опасной черты утраты национального потенциала». Тем не менее, Президент прогнозирует: «Именно образованные, творческие, физически и духовно здоровые люди, а не природные ресурсы или ядерное оружие, будут главной силой России этого и последующего веков». Для этого следует сконцентрировать наши силы на образовании и здоровье людей, формулирует стратегическую задачу Президент РФ [9].

Если придерживаться территориально-демографической доктрины, то объединение с Китаем в экономический союз позволит континентальным державам существенно превзойти США по ВВП, территории и населению. После этого возможно эффективное противостояние на море, основанное на природных ресурсах российской Арктики, других территорий и людских ресурсах Китая. Таким образом, геополитика формулирует принципы согласования интересов государств и их союзов по защите, освоению, расширению территории и географии влияния. Они являются основой разработки стратегии развития и доминирования в мире. Фундаментом геополитики является внутренняя социально-экономическая политика государства. Принцип согласованности лежит в основе формирования геополитики и экономической политики [10]. Упрощенная модель географического противостояния моря и суши в условиях информационной, экономической и культурной глобализации постепенно трансформируется.

Освоение Луны, Марса, ближнего и дальнего космоса может стать основой геополитического влияния. Развитие СМИ, интернета и глобальных социальных сетей, создание информационного государства является существенным фактором современной геополитики. Как вариант развития теории геополитики может служить концепция экономического, информационного, культурного и духовного доминирования.

Российская геополитика, основанная на принципах духовности, державности и общинности, воплотила отличительную черту русского характера, выраженную в народной мудрости: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Большинство опустошительных войн, как правило, проходили на российской территории с огромными жертвами и разрушениями. Невзирая на высокую духовность и общинность русского мира, современное государство не высоко ценит человеческий капитал, выплачивая за погибших в катастрофах и терактах, не более одного миллиона рублей.

Внешняя политика России и ее часть геополитика традиционно носят миролюбивый и оборонительный характер. Их суть выражена в соответствующих изречениях: «Кто с мечем к нам придет, от меча и погибнет», «Мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути». В них зафиксировано ожидание прихода врага, и только после этого ответные действия. Возможно, поэтому из-за некомпетентности и предательства интересов страны распался Варшавский договор, объединилась Германия, не была поддержана Югославия, НАТО подошло к границам России, началась война в Новороссии. Внутренняя политика и ее часть экономическая политика России, как правило, были недостаточно социально ориентированы. Это, в частности, привело к развалу СССР.

Сильная в военно-политическом отношении страна, с развитой промышленностью и наукой, развалилась из-за отсутствия конкурентных, качественных товаров и услуг для населения, застывшей, лицемерной официальной идеологией и происков традиционных внешних врагов - США, НАТО и стран западной Европы. Справедливости ради следует отметить, что благодаря бесплатным социальным благам: образование, жилье, дачные участки, медицинское обслуживание и уверенности в будущем в СССР происходил рост населения. В постсоветский период формирования дикого капитализма и присвоения народного достояния, антисоциальная экономическая политика способствовала сокращению населения с высокой скоростью на уровне 1 млн человек в год.

Следует сделать вывод, что неактивная внешняя политика и соглашательская геополитика, неэффективная геоэкономика, в сочетании со слабой социально-экономической политикой приводит к ослаблению и распаду государства. Поэтому перед Россией стоит судьбоносный геостратегический выбор, требующий научного подхода и обоснования. Его основой должно стать рентное ноосферное научное мировоззрение, сформулированное в ряде фундаментальных работ [11] и гражданская экономическая политика согласно типизации разработанной авторами [12].

Ее суть заключается в целевой направленности вектора развития, в основном, на повышение качества жизни граждан и рост ИЧР страны до уровня, как минимум Эстонии, к 2020 г. Она основана на гражданской форме собственности на природный капитал и природную ренту [11].

Одной из существенных проблем процесса разработки современной отечественной геополитики является отсутствие общепринятого алгоритма и методологии ее формирования. Научно не обоснован принцип диверсификации стратегических направлений развития в условиях перманентного экономического и политического кризиса, весьма ограниченных финансовых и людских ресурсов на реализацию геополитических устремлений. Поэтому целесообразно отказаться от многовекторного и высоко затратного подхода одновременного финансирования ускоренного заселения Луны и Марса, освоения Антарктики и Арктики, всеобъемлющего присутствия в Мировом океане, расширения границ на пространствах Евразии в ущерб расширенному воспроизводству человеческого капитала. Ограниченные ресурсы следует сконцентрировать на решении приоритетных геостратегических задач.

Главный приоритет - это развитие образования и здравоохранения, науки и культуры, обеспечивающее расширенное воспроизводство человеческого капитала на 1% ежегодно и достижение индекса ИЧР = 0,846 к 2020 г. (как у Эстонии в 2013 г.). Эти целевые показатели могут быть достигнуты на основе гражданской собственности на природные ресурсы и природной (гражданской) ренты, поступающей на специальные счета из арктического фонда гражданских дивидендов (подобного норвежскому пенсионному фонду) и направляемых гражданами только на оплату образования, покупку жилья, профилактику и лечение болезней в безналичной форме.

В докладе на 11-м заседании «Валдайского клуба» в 2014 г. В. Путин констатировал: «...в глобальном соревновании вырастет роль гуманитарных факторов: образования, науки, здравоохранения, культуры. ...Ресурс так называемой мягкой силы будет в большей степени зависеть от реальных достижений в формировании человеческого капитала...». Вторым по значимости приоритетом является создание оружия и формирование вооруженных сил для нанесения превентивных ядерных ударов и ударов обычных вооружений высокой точности на чужой территории, в Мировом океане и космосе. Президент РФ обосновано полагает: «...страх, баланс взаимоуничтожения удерживает страны от прямого столкновения». Третий приоритет - освоение Арктики за счет привлечения интеллектуальных, финансовых и людских ресурсов Китая и стран Евразийского Союза [13].

Первые две, выше сформулированные, стратегические приоритетные задачи требуют затрат большого объема ресурсов, особенно формирование боеспособной современной армии, тогда как освоение Арктики является экономически эффективным инвестиционным проектом. Природный капитал недр арктических районов России, по оценкам специалистов, превышает $ 30 трлн. Две трети этой суммы приходится на долю энергоносителей. А общая стоимость разведанных запасов месторождений оценивается в $ 1,5-2 трлн. При условии рационального использования природных ресурсов на основе современных инновационных технологий природная арктическая рента может быть направлена на повышение индекса человеческого капитала, создание современной транспортной и социальной инфраструктуры, освоение космоса и оборону, расширение границ в Евразии. Представленная ниже классификация природной ренты Арктики по единому критерию - источнику ее формирования, развивает теорию ренты [14, 15] и наглядно демонстрирует разнообразие и потенциальные экономические возможности ее использования.

Классификация природной ренты Арктики

Тип

Класс

Вид

Разновидность

1

2

3

4

Арктическая природная

Земельная

Почвенно-тундровая

Собирательская

Сельскохозяйственная

Земельно-пространственная Шельфововая

Территориальная

Транспортная

Береговая

Донная

Недро-пользовательская (горная)

Минерально-сырьевая

Газообразных месторождений полезных ископаемых

Жидких месторождений полезных ископаемых

Твердых месторождений полезных ископаемых

Вечно-мерзлотная

Строительная

Палеонтологическая

Холодильная

Подземно-пространственная

Природных подземных полостей

Техногенных подземных объектов

Глубинная

Месторождений полезных ископаемых на больших глубинах

Научно-информационная

Термальная

Воздушная

Воздушно-пространственная

Транспортная-воздушная

Лесотундровая

Кустарниковый

Заготовительный

Водная

Водопотребительская

Питьевая

Водотранспортная

Речная

Морская

Глубоководная

Океаническая

Промысловая

Водопромысловая

Рыбопромысловая, китобойная и др.

Тундропромысловая

Охотозаготовительная, пушная и др.

Оленеводческая

Ледовая

Территориальная-ледовая

Места базирования, складирования и разгрузки

Транспортная-ледовая

Зимниковая (зимние ледяные трассы)

Экологическая

Рекреационная

Туристическая

Заповедная

Ассимиляционная

Промышленная

Бытовая

Примечания
1. Челлен Р. Государство как живой организм. М.: РОССПЭН, 2008. С. 211.
2. Куда идет Россия / Сост.: С. Г. Кара-Мурза, С. А. Батчиков, С. Ю. Глазьев. - М.: Эксмо: Алгоритм, 2010; Савельев Ю. П. Реальная экономика советской и современной России (цифры против мифов). - СПб., 2014.
3. https://brief-obozrenie.ru/blogs/bezopasnost/ geopoliticheskaya-doktrina-rossiyskoy-federacii/ (дата обращения: 23.10.2014).
4. https://www.km.ru/spetsproekty/2012/06/26/ strateg ii-ra z vitiy a-rossii/arktik a-i-geostrategiya-rossii-po-ee-osvoeniyu (дата обращения: 11.11.2014).
5. https://gtmarket.ru/news/2013/03/14/5622 (дата обращения: 13.10.14).
6. https://minfin.ru/ru/nationalwealthfund/ statistics/volume/index.php?id_4=6412 (дата обращения: 11.11.2014).
7. Дугин А. Г. Геополитика России. - М.: Академический проект, Гаудеамус, 2012. - 424 с.
8. Ивашов Л. Г., Кефели И. Ф., Малафеев О. А. Глобальная арктическая игра. Труды научно-исследовательского отдела Института военной истории. Т. 9. Кн. 1. Обеспечение национальных интересов России в Арктике / Зап. воен. округ, Воен. акад. Ген. штаба Вооружен. Сил Рос. Федерации, Ин-т воен. истории, Гос. полярн. акад.- Санкт-Петербург: Политехника-сервис, 2014. - 218 с.
9. https://www.rg.ru/2013/09/19/stenogramma-site.html (дата обращения: 11.11.2014).
10. Семенов А. В., Руденко Ю. С., Разовский Ю. В. Теоретические основы типизации экономической политики в Арктике // Экономика и управление: проблемы и решения. 2014. № 2. С. 29-36. 2014. № 11. С. 3-10.
11. https://uchebnik-online.com/129/850.html (дата обращения: 23.10.2014).
12. Семенов А. В., Руденко Ю. С., Разовский Ю. В. Теоретические основы типизации экономической политики в Арктике // Экономика и управление: проблемы и решения. 2014. № 2. С. 29-36. 2014. № 11. С. 3-10.
13. https://президент.рф/8/46860. (дата обращения: 11.11.2014); https://ria.ru/ society/20140605/1010843624.html (дата обращения: 28.10.2014). Выступление Президента РФ В. В. Путина на круглом столе, посвященном безопасному и эффективному освоению Арктики. С.-Петербург (дата обращения: 05.06. 2014).
14. Разовский Ю. В., Макаркин Ю. Н., Горенкова Е. Ю. Минерально-сырьевой капитал. - М.: ИПО "У Никитских ворот", 2013. - 352 с.
15. Разовский Ю. В., Булат С . А., Макаркин Ю. Н., Савельева Е. Ю. Новые виды горной ренты. Горный журнал // Известия вузов. 2010. № 1. С. 20-27.

Журнал "Геополитика и безопасность" № 4 (28) 2014 г.

Экономика


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

18.97.14.81

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .