7.1. Основные социальные и экономические проблемы развития области |
7.1. Основные социальные и экономические проблемы развития области, риски и ограничения развитияНа основе комплексного анализа внутренних и внешних факторов развития области, сочетающего объективные (по статистическим данным) и субъективные (полученные в ходе социологических и экспертных опросов) оценки ситуации в регионе, при использовании межстрановых, межрегиональных сравнений и сопоставлений с показателями, достигнутыми в целом по РФ за период 2000-2007 гг., определены следующие наиболее актуальные социальные, экологические и экономические проблемы Мурманской области.Недостаточно высокий уровень развития человеческого потенциала, невысокое качество жизни населения. Эта проблема проявляется в отставании области по ряду позиций, характеризующих развитие человеческого потенциала, уровень и качество жизни населения, от показателей, достигнутых в целом по РФ, и от современных требований. Одной из самых острых для области, как и для многих северных регионов РФ, является проблема бедности населения. Несмотря на заметные достижения последних лет в ее преодолении, до сих пор официальный уровень бедности в регионе превышает среднероссийский (15,6% населения против 13,4% по РФ в 2007 г.) и, по данным 2007 г., является одним из самых высоких в Северо-Западном федеральном округе. Предельно-критическое значение этого показателя, принятое в мировой практике для оценки социально-экономического прогресса с точки зрения устойчивого развития, составляет 10%. Остается достаточно высокой доля людей, относящих себя к «бедным»: по социологическим данным, в 2007 г. отнесли себя к этой категории 37% опрошенных жителей области. Один из важнейших аспектов качества жизни - уровень здоровья населения. Здесь основными проблемами являются высокий уровень общей заболеваемости, высокий уровень смертности по всем определяющим классам причин. Показатель первичной заболеваемости населения выше среднего по стране (818,1 случаев на 1 тыс. человек против 763,9 по РФ в 2007 г.). Высокая смертность населения связана с тремя группами причин: болезни системы кровообращения; несчастные случаи, отравления и травмы; новообразования. В период 2000-2007 гг. наблюдался рост заболеваемости болезнями системы кровообращения, увеличение распространенности злокачественных новообразований, темп роста которой превышал средний по РФ в 2,7 раза. Особую тревогу вызывает высокая смертность людей в трудоспособном возрасте, особенно мужчин, что свидетельствует о низком уровне здоровья трудоспособного населения. В 2007 г. доля умерших в трудоспособном возрасте составила около 42% среди всех умерших. Смертность мужчин в трудоспособном возрасте примерно в 4 раза выше, чем у женщин. Другой важнейший показатель качества человеческого потенциала - образовательный уровень населения. В Мурманской области он выше средних показателей по РФ и практически соответствует уровням, достигнутым в странах Северной Европы (доля населения, имеющего высшее, незаконченное высшее и среднее профессиональное образование, в возрастной группе старше 15 лет в Мурманской области - 48%, в РФ - 46,2%). Оценки населением качества услуг образовательной сферы области высоки - по данным социологических опросов, качеством услуг системы образования Мурманской области удовлетворены более 80% опрошенных. Однако в последние годы появилась тенденция к замедлению темпов роста образовательного уровня населения региона. Если в 1989 г. доля населения, имеющего профессиональное образование, в Мурманской области превышала средний по стране уровень на 20,8%, то в 2002 г.1(По данным Всероссийской переписи 2002 г. ) - лишь на 3,9 %. Замедление темпов роста образовательного уровня населения создает угрозу потери преимущества, достигнутого регионом по уровню профессионального образования населения, и в дальнейшем, при сохранении обозначившейся тенденции, может негативно повлиять на конкурентоспособность региона и темпы его социально-экономического развития. Уровень жизни населения в Мурманской области, несмотря на существенное улучшение ситуации в 2004-2007 гг., не вполне соответствует статусу области как экономически развитого региона Крайнего Севера, входящего в первую десятку регионов РФ по уровню производства ВРП на душу населения. Темпы роста реальных доходов и заработной платы в период 2000-2007 гг. отставали от средних по стране: среднегодовой прирост реальных доходов в Мурманской области составлял 6,1% при среднем по стране 11,1%; реальная заработная плата в области росла за этот период в среднем на 9,2% в год, при среднегодовом приросте по стране 14,2%. Это обусловило сближение уровня доходов населения в области и среднего по стране при сохранении более высокой стоимости жизни в регионе1(Например, средняя заработная плата в июле 2008 г. в Мурманской области, составляя 23,1 тыс. руб., превышала среднюю по стране (17,8 тыс. руб.) на 30%, в то время как величина прожиточного минимума в области традиционно выше на 50%). Покупательная способность доходов и заработной платы по их соотношению с прожиточным минимумом ниже средней по РФ на 19 и 12% соответственно. Это говорит о том, что постепенно утрачиваются материальные преимущества жизни людей на Севере, для многих групп населения (в том числе экономически активного) жить в регионе становится экономически не выгодно. По данным социологических опросов, проблема низкого уровня жизни возглавляет рейтинг наиболее острых проблем региона - около 35% опрошенных отводят ей 1-е место.Одна из особо уязвимых социальных групп с низким уровнем и качеством жизни - коренное население. На территории Мурманской области проживают представители нескольких северных народов: саами, коми-ижемцы, ненцы, эвенки, манси (более 3 тыс. человек, около 0,3% общей численности населения региона). Статусом коренного малочисленного народа Севера на территории области обладают лишь кольские саами. По данным переписи 2002 г., их численность составляет 1769 человек. Для улучшения положения представителей народов Севера в области осуществляется ряд мер, например: разработана и реализована региональная Программа социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера на 2006-2008 гг., с финансированием из бюджетов всех уровней около 130 млн руб. Однако в положении коренного населения сохраняются проблемы, основными из которых являются снижение общей численности, низкий уровень рождаемости, высокий уровень смертности, застойная бедность, массовая безработица (около 65% трудоспособного населения из числа саами не имеют работы), вытеснение представителей коренных народов из сфер их этнокультурных и этноэкономических интересов (оленеводство, рыболовство). Основной критериальный показатель качества жизни - ожидаемая продолжительность жизни населения - в Мурманской области хронически отстает от среднего по стране (в среднем на 1 год) и крайне низок по сравнению с уровнем развитых стран. В 2007 г. он составил 66,7 лет (в РФ - 67,5), будучи на 11,4 лет ниже предельно-критического значения, принятого в мировой практике (76,7 лет). Тревожным симптомом является то, что население области недооценивает важность проблемы низкой продолжительности жизни - по данным социологических опросов, в рейтинге десяти основных социально-экономических проблем региона ей отводится предпоследнее место. Основными рисками, связанными с наличием проблемы бедности и недостаточно высокого уровня жизни, являются: снижение уровня здоровья и образования значительной части населения, не имеющей возможности вкладывать средства в свое здоровье и образование; высокая нагрузка на здравоохранение и систему социальной защиты; дефицит квалифицированной рабочей силы. В свою очередь это повлечет за собой сокращение возможностей экономического роста и снижение конкурентоспособности экономики региона, как на национальном, так и на мировых рынках, рост числа социальных аномалий и социальной напряженности в обществе. Поэтому развитие человеческого потенциала, повышение уровня и качества жизни населения должно стать важнейшим стратегическим приоритетом и целью развития области на предстоящий период. Сложная демографическая ситуацияНесмотря на позитивные тенденции последних лет, демографическая ситуация характеризуется рядом серьезных проблем. В период 2000-2007 гг. из-за миграционной и естественной убыли численность населения области уменьшилась более чем на 90 тыс. человек. Основным фактором сокращения численности населения была миграционная убыль (68,1 тыс. человек). В последние годы миграционная убыль снизилась и стабилизировалась на уровне около 5 тыс. человек в год, что, однако, свидетельствует о достаточно интенсивном миграционном оттоке населения. При этом в числе выбывших наблюдается рост удельного веса лиц трудоспособного возраста. Несмотря на то, что с 2006 г. происходит заметное снижение естественной убыли, в регионе продолжается процесс депопуляции (отрицательного естественного прироста населения). Здесь основной проблемой является высокий уровень смертности населения. Хотя общие показатели смертности в регионе традиционно ниже средних по РФ, расчетные показатели смертности, учитывающие влияние более «молодой» возрастной структуры населения области, превышают показатели смертности по РФ как для всего, так и для мужского и женского населения1(В 2007 г. в Мурманской области расчетный коэффициент смертности для всего населения превышал средний соответствующий показатель по РФ на 11%; для мужского населения - на 13; для женского - на 10%). Коэффициент младенческой смертности выше среднего по РФ (9,8 на 1 тыс. родившихся при 9,4 по РФ в 2007 г.) и значительно выше предельно-критического значения, принятого в мировой практике (6 на 1 тыс. родившихся). Именно высокая смертность, а не низкая рождаемость - главная причина депопуляции в регионе, т.е. проблема высокой смертности требует первоочередного решения. При этом особую актуальность имеют проблемы высокой смертности мужского населения в трудоспособном возрасте, младенческой смертности, которые в первую очередь влияют на показатель продолжительности жизни в сторону его снижения. Для области также актуальна проблема низкой рождаемости.Суммарные коэффициенты рождаемости ниже необходимых для замещения поколений: среднее число детей, рожденных женщиной в фертильном возрасте, составляет 1,2 при необходимом 2,15 и не достигает среднего по РФ уровня (1,3). Без решения указанных проблем невозможно обеспечить формирование трудовых ресурсов, необходимых для развития региона, повысить его конкурентоспособность, обеспечить устойчивый социально-экономический рост области и страны в долгосрочной перспективе. Снижение доступности и низкое качество ряда социальных услуг, оказываемых населениюДоступность отдельных видов социальных услуг снижается - растет удельный вес личных платежей жителей области в общем объеме финансирования здравоохранения, удельный вес платных услуг в общем объеме услуг здравоохранения и образования. Уровень доступности услуг здравоохранения оценивается населением как невысокий: по данным социологических обследований, лишь 29,5% опрошенных в Мурманской области удовлетворены уровнем доступности медицинских услуг. Качеством услуг здравоохранения удовлетворены около 60% опрошенных. Во многих муниципальных образованиях обеспеченность врачами и средним медицинским персоналом, больничными койками находится на невысоком уровне, затруднено получение отдельных видов специализированной медицинской помощи. В жилищно-коммунальном хозяйстве растущий уровень износа жилищного фонда не покрывается существующим уровнем капитальных ремонтов и нового строительства, высок моральный износ жилья. По данным социологических опросов, 48% опрошенных не удовлетворены качеством услуг ЖКХ. Рыночная стоимость жилья настолько высока, что оно фактически недоступно значительной части населения. В сфере социальной защиты населения основными проблемами являются: чрезвычайно низкий размер социальных пособий, составляющий менее 10% прожиточного минимума; дефицит мест в стационарных учреждениях социального обслуживания (обеспеченность местами на 32% ниже нормативной); недостаточно высокий уровень охвата престарелых граждан социальным обслуживанием; ограниченный доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры из-за отсутствия специально оборудованных лестниц, лифтов, городского транспорта. Снижение доступности и низкое качество услуг указанных отраслей социальной сферы ведет к ухудшению здоровья населения, снижению продолжительности жизни, депопуляции, возрастанию риска аварийных ситуаций, снижению темпов экономического роста в регионе. В конечном счете, нерешенность проблем в этой сфере несет в себе угрозу снижения качества человеческого потенциала области как в среднесрочной, так и отдаленной перспективе. Недостаточно благоприятная экологическая обстановка в регионе, наличие зон чрезвычайной экологической ситуации. Основными источниками загрязнения окружающей среды Мурманской области являются предприятия ГПК, черной и цветной металлургии, транспорта и коммунального хозяйства. Участки территории вокруг концентрации производств цветной металлургии с расположенными в их пределах городами (Мончегорск, Никель) являются зонами чрезвычайной экологической ситуации, с превышением допустимых норм загрязнения воздуха, водоемов и почвы. Несмотря на то, что за последние 8-10 лет произошло снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от основных предприятий-природопользователей на 20%, выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников выросли более чем на 35%. Общее экологическое состояние водных объектов удовлетворительное, однако из общего объема загрязненных сточных вод доля проходящих через очистные сооружения составляет 81,5%, а очищенных до нормативных величин - лишь 5,4%. Остро стоит проблема с утилизацией отработанных нефтепродуктов, твердых, а также ртутьсодержащих отходов. Часть свалок бытовых отходов организована без учета экологических, санитарных и противопожарных правил. Акватория Кольского залива и прибрежные районы испытывают серьезную экологическую нагрузку, связанную, прежде всего, с ростом объемов перевозки морским путем различных грузов (в том числе нефтепродуктов), а также с большим количеством затопленных морских транспортных средств. Основные риски, связанные с наличием экологических проблем, - ухудшение здоровья населения, дополнительная нагрузка на бюджеты всех уровней. Низкий уровень диверсификации экономики регионаОдна из особенностей структуры экономики Мурманской области - доминирование крупных, как правило, ресурсных градообразующих предприятий, которые в ходе приватизации 90-х годов вошли в состав финансово-промышленных групп и холдингов. Центры принятия решений (и часто центры прибыли) этих структур находятся за пределами региона, что ставит экономику области в зависимость от политики финансово-промышленных групп. Помимо этого, цены на продукцию таких компаний находятся под сильным влиянием конъюнктуры мирового рынка и других внешних факторов, т.е. экономическая ситуация в области сильно зависит от цен на мировом рынке сырья. Слабая диверсифицированность экономики обусловливает риск неустойчивости развития, падения доходов бюджета и роста безработицы, что в полной мере уже проявляется под влиянием мирового финансово-экономического кризиса. Такое положение ставит проблему низкого уровня диверсификации экономики области в ряд тех, решение которых должно быть предусмотрено в числе важнейших стратегических целей предстоящего периода. Ее решение одновременно повысит конкурентоспособность экономики региона. Недостаточная, не соответствующая современным требованиям, инновационная активность предприятий областиДанная проблема характерна для большинства российских регионов, однако особенность Мурманской области состоит в том, что она имеет достаточно высокий инновационный потенциал, который пока в полной мере не реализуется. Крайне низка в области доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции (0,3%, при средней по стране 4,5% за 2006 г.). Доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, в 2007 г. в области составляла 6,4%, при средней по стране 8,5%. Переход на инновационный тип развития составляет сущность стратегического выбора России в Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны. Поэтому сохранение в области низкой инновационной активности будет в перспективе означать не только ухудшение ее социально-экономического положения, но и переход в разряд регионов, тормозящих инновационный путь развития страны. Низкая эффективность использования природно-ресурсного потенциала регионаДля экономики Мурманской области, основу производственной специализации которой составляет использование природных ресурсов, ключевое значение имеет проблема повышения эффективности их использования, в том числе благодаря применению инновационных технологий. Нынешний уровень комплексности и рациональности использования добываемого природного сырья во многих случаях недостаточен. Имеются большие резервы в повышении полноты использования нефелина, бадделеита, практически не извлекаются редкоземельные элементы из добываемых руд. Данная проблема усугубляется ухудшением минерально-сырьевой базы, что ведет к удорожанию продукции, ограничивает экономический рост. Совокупность указанных факторов оказывает, пожалуй, решающее влияние на отставание темпов роста промышленного производства и в целом произведенного ВРП от средних по стране. На положение ресурсодобывающих предприятий области негативно влияет тенденция значительного роста стоимости энергоресурсов и транспортных тарифов. Это в свою очередь сопряжено с риском потери конкурентоспособности продукции предприятий, падением их доходов и, в конечном итоге, негативными социальными последствиями. Медленные темпы роста производительности труда и инвестиций в воспроизводство капиталаСреднегодовой прирост производительности труда по показателю произведенного ВРП на одного занятого в экономике за период 2000-2006 гг. в Мурманской области не превышал 1%, при уровне аналогичного показателя в среднем по стране 5,7%. Наряду с объективными факторами, обусловившими такое положение (особенности структуры экономики, сложные природно-климатические условия), проблема медленных темпов роста производительности труда в области связана с низкой инвестиционной активностью во многих секторах экономики. Инвестиции в основной капитал за последние годы в Мурманской области составляли 13-16% ВРП, в то время как средний по РФ соответствующий показатель - 20,5%, а признанный в мировой практике уровень, обеспечивающий воспроизводственный процесс регионов с растущей экономикой, - 22-25%. Из-за недостатка инвестиций в обновление основного капитала, для большинства секторов экономики области характерна тенденция нарастания степени физического и морального износа основных фондов. Решение данной проблемы сопряжено с задачами улучшения инвестиционного климата в регионе для привлечения отечественных и иностранных инвестиций. В настоящее время существуют предпосылки того, что в области будут осуществлены крупномасштабные инвестиционные проекты по созданию новых горнопромышленных предприятий, объектов транспортной инфраструктуры и нефтегазовой отрасли. Однако такая перспектива не отменяет острой необходимости инвестиций в воспроизводство на новой технико-технологической основе существующих мощностей, внедрения технологических инноваций как необходимых условий повышения производительности труда, обеспечения эффективности и конкурентоспособности экономики региона. В современных условиях значительно возрастает роль инвестиций в человеческий капитал (вложений в повышение образовательного и профессионального уровня, укрепление здоровья работников) и нематериальные активы (в результаты интеллектуальной деятельности, научные исследования и разработки). Имеются признаки того, что Мурманская область по относительному объему таких инвестиций, включая государственные и частные, отстает от среднероссийского уровня и современных требований. Об этом свидетельствует тенденция ухудшения профессионально-квалификационной структуры занятых (снижение доли занятых в сфере образования, науки и рост удельного веса неквалифицированных рабочих), а также структуры занятых по уровню образования1(В последние годы утрачено существовавшее ранее заметное преимущество области по уровню образования занятого населения в сравнении со средними показателями по РФ. Доля занятых в экономике, имеющих высшее и неполное высшее профессиональное образование, хотя и имеет тенденцию к росту, однако стала ниже, чем в среднем по стране (23,4% против 27,3% в РФ). Существенно сократилась доля занятых, имеющих среднее профессиональное образование (с 35,7% в 2000 г. до 26,9% в 2006 г.). Примером недостаточного уровня инвестиций в человеческий капитал со стороны частных компаний является тот факт, что за последние годы не наблюдается заметных изменений в создании благоприятных, соответствующих санитарно-гигиеническим нормам, условий труда на промышленных и других предприятиях частного сектора2(Например, удельный вес численности работников, занятых во вредных и опасных (не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам) условиях труда на конец 2006 г. составлял на предприятиях: по добыче полезных ископаемых - 41,5% (в 2004 г. - 37,3%); обрабатывающих производств - 46,2%; по производству и распределению электроэнергии газа и воды - 44,9% (в 2004 г. - 40,4%); транспорта и связи - 29,6% (в 2004 г. - 20,2%). Недостаточно развитая институциональная среда социально-экономической системы регионаК настоящему времени в Мурманской области сформированы и функционируют основные институты, обеспечивающие развитие региона, включая региональную нормативно-правовую базу, систему органов исполнительной, представительной и судебной власти, сеть средств массовой информации, общественных организаций и других формальных и неформальных институтов. В то же время уровень их развития, особенно в части институтов гражданского общества, обеспечивающих различные формы участия широкой общественности в принятии решений как средство повышения эффективности государственного и муниципального управления, пока недостаточен. Не сформирована скоординированная сеть специализированных организаций, которые принято называть «региональными институтами развития» в узком смысле данного понятия, т.е. прямо ориентированных на решение задач социально-экономического развития региона. Они в настоящее время представлены преимущественно небольшим числом организаций поддержки малого бизнеса и инноваций. Выявленные наиболее актуальные проблемы и ограничения социально-экономического развития Мурманской области представляют собой, с позиций оценки конкурентоспособности региона, слабые его стороны, на преодоление которых должны быть направлены меры стратегического управления. Вместе с тем область располагает и сильными сторонами, конкурентными преимуществами. Ресурсные возможности и ограничения развития области в среднесрочной и долгосрочной перспективеМурманская область располагает крупными минерально-сырьевыми и биологическими ресурсами, водными, природно-ландшафтными территориями и объектами; относительно развитой экспортно-ориентированной промышленностью, транспортной, электроэнергетической и телекоммуникационной инфраструктурой; высоким научно-исследовательским потенциалом, квалифицированными трудовыми ресурсами, предпринимательским потенциалом населения, адаптированного к жизни и работе в условиях Крайнего Севера; развитой сетью образовательных учреждений профессиональной подготовки всех уровней. Область имеет благоприятное геополитическое положение. В совокупности указанный ресурсный потенциал обеспечивает возможность развития области в долгосрочной перспективе. Вместе с тем имеются ограничения в развитии, особенно в среднесрочной перспективе, устранение которых невозможно в короткие сроки. Среди важнейших из них можно отметить следующие: - ухудшение условий добычи освоенных минеральных и биологических ресурсов; - высокая капиталоемкость и длительные сроки освоения новых месторождений минерального сырья; - сложная экологическая обстановка в районе расположения основных производств и увеличение техногенной нагрузки в местах нового строительства; - высокие темпы роста цен и тарифов естественных монополий, в том числе цен на энергоносители; - дефицит трудовых ресурсов, особенно квалифицированных рабочих и инженерно-технического персонала; - высокий уровень износа основных производственных фондов, недостаточные темпы их обновления; - низкий потенциал строительной индустрии, ограничивающий объемы строительства и число одновременно возводимых объектов; - вероятность появления отставания в развитии производственной инфраструктуры (транспортной, энергетической и др.) от потребностей экономики. Ослабление и устранение воздействия перечисленных ограничений в среднесрочной и долгосрочной перспективе требует взаимоувязанного сбалансированного развития всех секторов экономики и социальной сферы области. Выявленные наиболее актуальные проблемы и ограничения социально-экономического развития Мурманской области представляют собой, с позиций оценки конкурентоспособности региона, слабые его стороны, на преодоление которых должны быть направлены меры стратегического управления. Вместе с тем область имеет и сильные стороны своей экономики - конкурентные преимущества, основные из которых представлены в следующем параграфе.Стратегические перспективы социально-экономического развития Мурманской области Еще статьи по теме "Развитие Мурманской области":Актуальные вопросы развития экономики Мурманской области Социально-экономическое развитие Мурманской области Сценарии социально-экономического развития Мурманской области Развитие жилищно-коммунального комплекса Мурманской области на 2003-2010 годы Развитие систем коммунальной инфраструктуры Мурманской области
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 19851 |