Главная Море на вкус соленое - 4
Море на вкус соленое - 4 Печать E-mail

...В коптильном цехе на участке горячего копчения в сентябре восьмидесятого года была создана молодежная бригада, которую возглавила Марина Раткевич. Не обошлось и без сомнений: "Смогут ли девчата справляться с планами выпуска готовой рыбопродукции?". Но они не только смогли справиться со сменными заданиями, но стали их значительно перевыполнять. Например, когда стали подводить итоги соревнования, то выяснилось, что передовиками были признаны рыбообработчицы Марины Раткевич.

Ветераны были не в обиде на молодых работниц. Наоборот, знатный бригадир Вера Сергеевна Лаврикова даже с нескрываемой гордостью говорила о трудовых успехах молодых работниц, почти все члены молодежной бригады учились у них, ветеранов.

Все девушки имели среднее образование. Марина Раткевич начинала трудиться в цехе, как и многие ее подруги, ученицей рыбообработчицы. И когда пришло время сдавать Марине на разряд, она показала такие знания, что решением аттестационной комиссии ей был присвоен высший - второй разряд рыбообработчицы.

Тогда на участке горячего копчения была введена новая форма оплаты труда. Проще говоря, бригада стала работать сама на себя и отныне сумма зарплаты зависела от того, какое количество готовой продукции было выпущено и предъявлено в лабораторию для оценки качества.

К тому же немаловажную роль играло соблюдение производственной санитарии.

После введения такой оплаты молодежь стала работать еще лучше, еще собраннее. Сократились, а потом вообще исчезли замечания к качеству продукции. С завидной быстротой бригада вошла в производственный ритм. Молодые работницы стали активнее участвовать в общественной жизни коллектива цеха, пользовались большим уважением со стороны ветеранов.

...10 августа на Белом море утро было прекрасное. Чистое синее небо, быстро и величаво из-за кромки горизонта показалось солнце и щедро озарило своими лучами спокойное море, которое лениво дышало и было ласковым, не свинцовым, как в своем большинстве, а бирюзовым.

Рыбный же порт средний рыболовный траулер 4420, носящий имя Анны Лисициной, встретил сизой дымкой тумана, теплой в то время сырой тишиной, лишь изредка нарушаемой урчанием грузовых машин, да пронзительными криками всегда голодных чаек.

И все равно каждый прибывший с моря рыбак был рад, что судно выполнило рейсовое задание по вылову рыбы и после двухмесячного нахождения на промысле прильнуло своей стальной грудью к причальной стенке морского порта. Хотя некоторые моряки и сетовали, что это не Мурманск, где проживали их родные и близкие, но здесь встретили своих приятелей, которые радостно их приветствовали с благополучным возвращением из рейса.

Через полчаса на судне осталась лишь вахта в составе старшего помощника капитана Макарова, вахтенного механика и повара, занятого на камбузе. В числе первых борт судна покинули "академики" (так на Карельском флоте называют выпускников Беломорского ГПТУ-2 Анатолий Логвинович и Сергей Алфимов). Это был их первый рейс на рыбный промысел. Море приняло парней хорошо, потрудились они изрядно. И теперь поспешили в город, где учились, где осталось много друзей.

Старпом Евгений Макаров, урвав полчаса времени от своих больших и малых дел, рассказал о рыбалке, которая за этот рейс оказалась весьма удачной.

Промысел вели в восточных районах Баренцева моря - на Мурманской банке, район знаком по многочисленным предыдущим рейсам - уже старательно "пропаханный" десятками судов. Но два последних трала порадовали - рыбы "под завязку" - примерно по пять тонн.

Перечисляя фамилии особенно отличившихся в рейсе моряков, старший помощник капитана назвал старшего мастера лова Николая Афанасьевича Томилина и его молодого помощника Юрия Савина.

В разговор вступил капитан Константин Николаевич Сафонов, который особенно отметил примерную работу машинной команды и ее старшего механика Леонида Петровича Сухового. Ведь благодаря высокому профессионализму судовых механиков, главный двигатель и вспомогательные механизмы работали безупречно.

...Траулер прижался своим левым бортом к причальному брусу портовой стенки. Застыли стрелы портального крана. Лишь вечернюю тишину нарушает надоедливый гомон чаек. С рассветом траулер покинет порт и возьмет курс в открытое море, навстречу новым испытаниям, которые неизбежно сопровождают моряков.

...Виктор Константинович Охотин коренной сибиряк. Его родословная корнями уходит в далекое прошлое, когда служивые люди шли осваивать сибирские просторы. Родился он 16 апреля 1928 года. Никто тогда из его родичей и близких родственников не имел никакого отношения к морю.

Во время войны подростком рано начал трудиться. Не чурался никакой работы. Познавал счастье работы в коллективе, познавал самого себя. Готовился к чему-то важному. Знал: что-то необычное должно случиться в его жизни. Как в таких случаях говорят, верил в свою звезду. И не обманулся.

"Краем света" называли тогда Владивосток. И вот шестнадцатилетнему пареньку Виктору Охотину стало известно, что там набирают в школу морских специалистов для работы на военизированных судах Главного управления Север-морпути и не стал мешкать, отправился во Владивосток... Сама дорога и первая встреча с морским городом дальневосточников оставили в душе неизгладимый след.

Начинал свой путь моряка Виктор в годы войны в должности кочегара на грузопассажирском пароходе "Монткальм", который был получен из Америки во временное пользование.

Первые вахты кочегар второго класса Виктор Охотин выстаивал с трудом, но не было случая, чтобы он попросил себе замену.
С каждым рейсом набирался он опыта, крепнул физически. К концу войны это был бравый моряк с налитым силой телом, с могучими руками, с борцовским разворотом плеч, с выразительным взглядом вишневых глаз.

Следующим его судном был ледокол "Алеша Попович", на котором уже работал в должности машиниста. Под его началом появились первые в жизни подчиненные. Именно в это время стали проявляться своеобразные черты характера: первая - повышенные требования к младшим по должности. Лучшим средством воздействия на подчиненных он считал личный пример своего отношения к порученному делу. Вторая - феноменальная память. Как и тогда в начале своего пути руководителя, так и в период работы на ответственной должности начальника плавмастерской "Фреза" Виктор Константинович знал не только фамилии, имена и отчества, но и события, с которыми был связан его подчиненный.

И машинист Охотин стал с завидным упорством овладевать своим профессиональным мастерством, приобретая новые навыки, неустанно работая над повышением своих технических знаний. Теперь каждая вахта стала приносить ему крупицу того неоценимого опыта, который приобретается только лишь в условиях эксплуатации главного двигателя и вспомогательных механизмов.

В марте сорок седьмого года ледокол "Алеша Попович" утонул в Рижском заливе, где пробивал трассу во льдах для судов, следующих в Рижский морской порт. Авария произошла не по вине экипажа, который 18 часов боролся за спасение ледокола.

В состав экипажа ледокола "Северный полюс" пришел уже зрелым моряком и опытным специалистом машинной команды. Охотину везло, он работал на нескольких судах, за ним, как говорится, шла удача, он всегда был в гуще событий, исправно исполнял свои служебные обязанности, не имел никаких упущений по работе.

А когда пришло время служить, то ему опять повезло: службу он проходил в Кронштадте оружейным мастером.

А с пятьдесят четвертого года по настоящее время его жизнь была связана с рыбной промышленностью Заполярья. После нескольких лет работы на промысловых судах тралового флота учился, стал судовым механиком. Уже находясь в зрелом возрасте, закончил судомеханическое отделение Мурманского мореходного училища, был выдвинут на должность старшего механика.

Последние сорок лет Виктор Константинович трудился в Беломорской базе гослова, ныне акционерное общество "Карелрыбфлот". Где бы ни работал Виктор Константинович, трудился он по-настоящему, полностью отдавая себя работе, не считаясь с личным временем.

Набирался знаний, приобретал еще больше опыта, иногда набивал, как говорится, шишек на лбу, но упрямо трудился, как правило, справляясь с порученной работой.

Особенно тяжело ему пришлось трудиться на посту начальника плавмастерской "Фреза" Беломорской базы гослова на протяжении шести лет.

Важной, первостепенной задачей, стоящей перед коллективом плавмастерской, был своевременный и качественный ремонт промысловых судов, находящихся в междурейсовом ремонте.

Решение, даже правильное, принять было мало, надо было провести его в жизнь, организовать людей, проследить за сроками исполнения, а самое главное - организовать качественный ремонт. Ради справедливости надо сказать, что для судоремонтников особой проблемы в этом не было, так как коллектив плавмастерской, в основном, состоял из настоящих мастеров, каждый из них понимал, чтобы работать судоремонтником, и характер нужен, и руки умелые, и необходимые знания.

У своего начальника многие тогда учились. И не только рядовые судоремонтники, это само собой. Бригадиры и даже специалисты всех рангов заходили посоветоваться, ибо к этому времени Виктор Константинович обладал большим багажом знаний, к тому же богатый опыт эксплуатации судовой техники имел. Помимо этих достоинств обладал начальник мастерской Охотин и душой широкой, теплой. Исповедовал он правило: к каждому человеку свой подход нужно иметь, только так можно было раскрыть коэффициент его надежности. Из физики известно, что угол падения равен углу отражения. Так и в жизни. Сколько отдал делу - столько оно тебе и вернет. Сколько дали тебе люди - столько им возврати. Он принимал все хлопоты и заботы на себя, а отдавал всегда чуть больше. Такой уж принцип жизни у Виктора Константиновича.

Много судов тогда проводил на рыбный промысел Виктор Константинович. И в каждом из них осталась частичка его мастерства, знаний, опыта.

Однажды, по просьбе редактора рыбацкой газеты, я выбрал свободное от работы время: решил встретиться с руководителем плавмастерской Охотиным, чтобы поведать читателям о стиле его работы, о большом личном его вкладе в судоремонтные дела.

...Тогда я не сразу нашел Виктора Константиновича. Пришлось мне походить не только по цехам мастерской, но и по стоящим у причальной линии судам в ремонте. Едва я начал спускаться со второго этажа, где находился его кабинет, вниз, как заметил Охотина, идущего на ошвартованный траулер. Но пока я спешил туда, он успел посетить работающую на судне бригаду слесарей и перешел на другое судно, где я его застал в туннеле, осматривающим подшипник гребного вала. Пришлось ждать его добрых полчаса, а он, извинившись за отсутствие свободного времени, направился в токарный цех.

Одним словом, не состоялась тогда у нас беседа...

Был у него такой момент, когда он вышел на пенсию и прекратил работать, но его отдых оказался весьма коротким. Он продолжал работать старшим механиком на плавкране имени капитана А. С. Мерзенюка.

Право на легенду  Владимир Бабуро


busy
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

54.90.185.120

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2018 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru