Аренда офисов в Мурманске

 

Главная Российская Арктика всегда вызывает интерес
Российская Арктика всегда вызывает интерес Печать E-mail

2-ая всероссийская международная научно-практическая конференция «Морская стратегия России и экономическая деятельность в Арктике»

Начало июня 2008 года в Мурманске было отмечено рядом нескольких важных международных и общероссийских встреч, как в экономической, так и в военно-политической сферах.

В столице Кольского Заполярья - в Мурманске состоялась 2-ая всероссийская международная научно-практическая конференция «Морская стратегия России и экономическая деятельность в Арктике». Организаторами мероприятия выступили научно-практический совет морской коллегии при Правительстве РФ и Российская академия наук. Столицу Северного флота, город Североморск, посетили иностранные гости - члены ассоциации военно-морских атташе, аккредитованных в России. В делегацию вошли представители 32 государств. И, наконец, в Мурманске прошёл 2-ой международный нефтегазовый форум «Интерпрайз Баренц», организованный с российской стороны ассоциацией поставщиков нефтегазовой промышленности «Мурманшельф», от норвежской – компанией VINN. Что общего у этих событий? Главное, что, так или иначе, их объединяет, это наиважнейший аспект - экономическая безопасность России. Но обо всём по порядку.

Конференция «Морская стратегия России и экономическая деятельность в Арктике»

Это событие стоит вторым по значимости и счёту. Первая – «Национальная морская политика и экономическая деятельность в Арктике» - состоялась в Мурманске в 2006 году. В церемонии официального открытия приняли участие губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов, председатель Мурманской областной Думы Евгений Никора, депутат государственной Думы Российской Федерации, президент ассоциации полярников России Артур Чилингаров, представители морских коллегий России. В соответствии с программой конференции состоялись семь научных сессий. Это «Национальные интересы России в мировом океане и стратегия развития морской деятельности в Арктике», «Военно-морская деятельность на Арктическом региональном направлении национальной морской политики», «Стратегические направления экономического развития морских коммуникаций в Арктике», «Стратегия развития морской деятельности России и экономика рационального освоения морских биологических ресурсов» и другие.

Губернатор Юрий Евдокимов отметил: «Государство поворачивается лицом к своему Северу, к Арктике. И мы понимаем, что в защите интересов российского государства на арктических просторах должны участвовать власти всех уровней, включая региональный. На прошлой конференции мы говорили о морской политике, а сейчас уже – о морской стратегии. Арктика становится суперпривлекательной, там нельзя упустить ни одной позиции. Во всем мире крепнет понимание того, что в обозримом будущем Арктика станет основной ресурсной базой человечества. Ни поиски альтернативных источников энергии, ни модная, но оказалось, оборачивающаяся обострением продовольственного кризиса, тема изготовления биотоплива, не в состоянии совершить техническую революцию и подменить собой привычные нефть и газ, которые ещё долго будут являться основными видами энергоносителей и локомотивом современной экономики. И нам важно разрабатывать практические решения. С помощью специалистов, учёных мужей надо выработать те решения, которые руководство страны должно использовать в реализации своей политики в Арктическом ареале».


Одна из главных составляющих морской стратегии – это национальные интересы нашей страны в Арктике


Одна из главных составляющих морской стратегии – это национальные интересы нашей страны в Мировом океане. Надо чётко разграничить морское пространство в Арктике, наращивать там морскую деятельность, развивать региональную систему морепользования, усиливать позиции в части освоения минеральных и энергетических запасов шельфа, морских биологических ресурсов, подъёма рыбного хозяйства Северного бассейна. Большое значение придаётся возрождению Северного морского пути, реализации проекта развития Мурманского транспортного узла, росту перевозок углеводородного сырья.

Военная составляющая единой морской стратегии, отмечалось на конференции, очень важна для России. Ведь Арктика – богатейшая кладовая минеральных ресурсов, будущий основной источник углеводородного сырья для всего мира. По оценкам некоторых экспертов, здесь сосредоточено около 100 миллиардов тонн условного топлива – четверть мировых запасов. Уже наметилось соперничество между северными странами за освоение богатств региона. И для нашей страны очень важно добиться лидирующего положения в Арктике, поскольку претендентов на арктические богатства предостаточно.

– Сила есть – будет и политика. Силы нет – и политики не будет, - выразился на этот счёт член Совета Федерации от Мурманской области, председатель комиссии по национальной морской политике адмирал Вячеслав Попов.

Пока разработаны только основные положения военной составляющей. Первое, что она предполагает – это усиление флота на Севере: возрождение инфраструктуры военно-морских баз и пунктов базирования, проведение инвентаризации флота. Остро стоит и вопрос реализации судостроительной программы.

Однако, как отмечалось на форуме, соблюдая свои геополитические и экономические интересы, Россия открыта к сотрудничеству с другими странами. Для совместных проектов и инвестиционных вложений со стороны зарубежных партнёров есть огромное поле деятельности.

- Думаю, что сегодня никого не надо убеждать в том, что невнимание к Северу может обернуться тем, что на этой территории может образоваться вакуум, который очень быстро заполнят те, кто совсем не заинтересован учитывать интересы России, - подчеркнул в заключение губернатор Юрий Евдокимов.

Международный нефтегазовый форум «Интерпрайз Баренц»

Это мероприятие провела в Мурманске норвежская компания VINN вместе со своими партнёрами. Предыдущее мероприятие «Интерпрайз Баренц 2006» прошло в Архангельске. В нынешнем форуме приняли участие представители более 150 компаний из России, Норвегии и Финляндии. В Мурманск съехались деловые круги нефтегазовой промышленности, заинтересованные в проекте комплексного освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения.

- Регистрация для участия в форуме была прекращена за два месяца до его начала, - рассказал нашему журналу заместитель генерального директора ассоциации поставщиков нефтегазовой промышленности «Мурманшельф» Алексей Фадеев. - Но вплоть до самого открытия от компаний продолжали поступать заявки с просьбой присоединится к его работе. Это само по себе говорит о том интересе, который есть у представителей бизнес-сообщества в этой сфере. Надо отметить, что организация форума была на высоте, все мероприятия в его рамках носили сугубо практическую направленность, состоялся по-настоящему профессиональный обмен мнениями. Было организовано 70 столов, за которыми в формате В2В («лицом к лицу») представители различных компаний смогли наладить деловые контакты, обговорить условия совместной работы. За два дня работы форума состоялось более 1100 встреч формата В2В.

Надо отметить, что для российской стороны опыт зарубежных партнеров в освоении углеводородных ресурсов на море просто необходим. Так уж сложилось, что отечественные специалисты по данному направлению работали в основном на суше. А вот «газовый бум» в норвежской части Баренцева моря начался с момента открытия в начале восьмидесятых годов прошлого века месторождения «Белоснежка» к северу от города Хаммерфеста. Освоение месторождения началось в 2001 году, а первый груз сжиженного природного газа (СПГ), добытого на «Белоснежке», был доставлен в США только в феврале этого года. Почти четверть века прошло от открытия газового месторождения до выгрузки СПГ получателю. Понятно, что и комплексная реализация Штокманского проекта носит долгосрочный, технологически сложный и капиталоёмкий характер. Вот здесь нам очень требуются знания и поддержка скандинавских партнёров.

- Помимо всех, так сказать, промышленных трудностей есть ещё один важный аспект, - сказал Алексей Фадеев. – Это острая нехватка кадров. У нас пока недостаточно квалифицированных российских специалистов, которые могли бы работать на шельфе Баренцева моря, в суровых условиях Арктики. По нашим оценкам, потребуется около 1,5 тысяч человек, морских инженеров, специалистов нефтегазовой отрасли. Но мы надеемся, что сообща проблему трудовых ресурсов нам удастся решить. Для этого, в том числе, и проводятся подобные форумы, семинары с участием зарубежных компаний.


У нас пока недостаточно квалифицированных российских специалистов, которые могли бы работать на шельфе  Арктики


Информация:

В правительстве Мурманской области состоялась встреча с менеджерами международного энергетического концерна «Тоталь» - стратегического партнёра ОАО «Газпром» в проекте освоения Штокманского газоконденсатного месторождения. Делегация концерна - 22 менеджера в возрасте от 35 до 40 лет. Некоторые из них являются генеральными директорами зарубежных филиалов или руководителями специализированных центральных подразделений концерна «Тоталь». О социально-экономическом положении в Мурманской области и перспективах, связанных с освоением шельфа Арктики молодым руководителям рассказал заместитель губернатора, глава областного департамента экономического развития Валерий Таличкин. Подобный ознакомительный семинар для кадрового резерва международного энергетического концерна в России впервые.

Первой фазой освоения Штокманского газоконденсатного месторождения станет строительство завода сжижению газа в посёлке Териберка (помимо производственных зданий там построят 24 жилых дома, школу, два детских сада, физкультурно-оздоровительный центр и др.) и прокладка газопровода от Териберки до Волховстроя. На этом этапе всеми работами будет заниматься компания «Shtokman Development AG».

Справка:

Доли уставного капитала в компании «Shtokman Development AG»: ОАО «Газпром» в лице компании «Севморнефтегаз» - 51%, международный энергетический концерн «Тоталь» - 25%, норвежская компания «Статойлгидро» (образована путём слияния компании «Статойл» и нефтегазового подразделения компании «Гидро») – 24%. По окончании первой фазы Штокмановского проекта иностранные партнеры переуступят свои доли в компании российскому ОАО «Газпром».

Поскольку строители первыми входят в проект освоения Штокмана ассоциация «Мурманшельф» в январе текущего года создала консорциум «Мурманшельф строительство». Председателем Совета консорциума избран Петр Николаевич Шкраба, генеральный директор ОАО «Апатистрой». В первом тендере на работы по вертикальной планировке площадки под завод СПГ в Териберке, по строительству дороги и офисных помещений поручено участвовать ОАО «Апатистрой». Выполнение Штокмановского проекта потребует от исполнителей большой ответственности, качественной работы при строгом соблюдении безопасности и экологических норм, в установленные сроки, за разумные и достойные деньги. 

Штокмановский проект – технологически самый сложный проект в нефтегазовой отрасли в мире. Это будет большая, очень трудная, но вместе с тем увлекательная работа для всех участников проекта, которая очень важна для Европы, для всего мира, и тем более для Мурманской области и ее жителей.

Непосредственную разработку Штокманского газоконденсатного месторождения – бурение – планируется начать в конце 2010 года, а первое «голубое топливо» получить в 2013-ом. 

Визит делегации иностранных военно-морских атташе в столицу Северного флота, Североморск, состоялся в рамках годового плана Министерства обороны и Главного штаба Военно-морского флота России и носил ознакомительный характер. В делегацию вошли около сорока членов ассоциации военно-морских атташе из 32 государств.

- Нам очень важно знакомиться с Северным флотом, - сказал президент ассоциации, военно-морской атташе Швеции Кристиан Аллерман. –

Ведь он несёт ответственность в этом регионе Арктики, включая экономические, политические и другие аспекты. Для всего мира имеет большое значение тот факт, что здесь сохраняется стабильность и безопасность.

- Военные структуры разных стран прежде всего должны обеспечивать задачи сдерживания агрессивных намерений, - отметил начальник группы управления внешних сношений министерства обороны РФ Олег Поляков. – Надо сообща бороться с терроризмом, пиратством.

Необходимо обеспечить безопасность экономической деятельности государств, как в территориальных водах, так и в Мировом океане. Для того чтобы наладить взаимопонимание и отработать слаженность действий, ежегодно проводятся совместные учения. А такие встречи, как эта, во многом способствуют укреплению взаимного доверия.

Олег КАШУН

НЕФТЬ И ГАЗ

Еще статьи по теме "морской":

Северный морской путь - евро-азиатский морской транспортный коридор

Семинар «Северный морской путь - перспективы и вызовы современности»

Роль северного морского пути в хозяйственном развитии и освоении северных территорий

Северный морской путь и ледокольный флот

Мурманск - база для Северного морского пути


busy
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

54.81.45.122

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2017 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru Яндекс.Метрика
Designed by Helion LTD