Номенклатура ремонта - тысячи единиц |
В.И. Турыгин, мастер участка ремонта ПТУ атомного ледокола «Ленин» в 1967-1970 гг.В 1970 году предприятие «Звездочка» закончило модернизацию и ремонт первого в мире атомного ледокола «Ленин».Как известно, основные работы были связаны с заменой прежней судовой паропроизводящей установки на новую. Но при ремонте ледокола были и другие задания. Где работа, там и люди, выполняющие ее. Вот об этих корабелах, выполнивших трудное, очень важное дело, я и хочу сегодня вспомнить. Ремонт ледокола имел особенность - паропроизводящая установка заменялась на новую, более мощную и современную, а паротурбинная установка оставалась прежней. Из ее состава почти ничего не заменялось и все подлежало восстановлению. Работоспособность энергетической установки ледокола зависела не только от качества монтажа новой паропроизводящей установки, но и от качества ремонта паротурбинной установки. Кроме паротурбинной установки ремонту подлежало оборудование общесудовых систем, арматура, палубные механизмы, устройства и другая техника. Номенклатура ремонтируемого оборудования составляла много тысяч единиц. Руководством цеха 1 - ведущего подразделения на начальной стадии ремонта ледокола - было принято решение о создании здесь специализированного ремонтного участка, на который меня и назначили мастером. Трудности начались с момента комплектования бригад участка и комплектации монтажных, машиностроительных чертежей, эксплуатационной документации. Цех не располагал специалистами по ремонту изделий машиностроения, а времени на подготовку кадров не было.Бригадиром назначили Н.Е. Носова из цеха 15. Из этого же коллектива пришел и опытный ремонтник Г.А. Малыгин. Вокруг них и стал формироваться костяк участка. Из разных цехов на участок пришли М.М. Мирин, Н.Н. Красавин, В.А. Конев, В.К. Акишин. В коллектив принимались демобилизованные воины и среди них Р.Д. Воробьев, В.Н. Тетера. Как показало время, все они быстро освоили ремонт незнакомого оборудования и его наладку. Конечно, без трудностей не обошлось. В то время не было технологических процессов, технических условий на ремонт, отсутствовал полный комплект документов, но выход из создавшегося положения находили. Пользовались эксплуатационной документацией и той, которую удавалось найти в архиве ледокола. Запомнилась первая сдача продукции экипажу арктического исполина, закончившаяся возвратом. Была отремонтирована и испытана партия клинкетных задвижек. При ее приемке личный состав атомохода выставил претензию: мал запас у клина на эксплуатационные проточки и притирку. Проверка показала, что этот дефект имеется у всех задвижек. Вот и встал вопрос о наплавке клиньев и проточке их под соответствующий корпус. Этот процесс индивидуальной подгонки оказался длительным. Возникла угроза срыва назначенного срока окончания ремонта арматуры. Контролер ОТК Ю.В. Бородин придумал приспособление, позволяющее производить проточку корпусов и клиньев разных задвижек под один угол, что ускорило процесс сборки и притирки задвижек. Сварщики освоили технологию наплавки клиньев без пор. Узким местом оказался процесс сборки и притирки арматуры. Чтобы уложиться в срок, в цехе устраивались субботники инженерно-технических работников. Каждый технолог, нормировщик, планировщик, даже заместитель начальника цеха (в то время В.И. Глазачев) получали задание на сборку и притирку арматуры и выполняли его. Арматуру отремонтировали в срок. Трудности были и при ремонте насосов общесудовых систем.Корпуса многих насосов имели трещины, раковины, свищи. Новых насосов не оказалось; необходимо было ремонтировать старые, для чего перепробовали несколько методов герметизации корпусов, но безуспешно. Выручили контролер ОТК и представитель экипажа, которые дали заключение о возможности восстановительных операций. Нашлись специалисты, сварщики из сварочной лаборатории и цеха 16, которые удачно заварили дефектные корпуса. Можно было приступать к ремонту их гидравлических частей. Оказалось, что у всех электродвигателей, переданных нам предприятием «Эра», выходные концы валов просверлены крест-накрест в двух-трех местах при предыдущих ремонтах насосов. ОТК запретил сборку насосов. Пока выясняли, кто должен ремонтировать вал электродвигателя (наш завод или «Эра»), пришлось искать умельцев, которые взялись бы за эту ответственную операцию. С помощью сдаточного механика Ю.Д. Зоренко такой знаток нашелся в экипаже ледокола. Он действительно надежно отремонтировал все валы, после чего насосы были собраны и переданы на монтаж. Были свои трудности и при ремонте парорегулирующей арматуры, оборудования систем регулирования и защиты ГТЗА и турбогенератора. Сложными оказались отношения с бюро технического контроля цеха 1 в части сохранения оборудования и обеспечения качества ремонта и удовлетворения требований экипажа атомного ледокола «Ленин». При выполнении заданий по ремонту и наладке оборудования подтвердили свой высокий профессионализм токари К.У. Рагимханов и B.C. Чурсанов. Они зачастую без чертежей, «по месту» или по забракованным деталям изготавливали новые, с высоким качеством обрабатывали профильные поверхности, поверхности золотниковых пар. Напряженно трудились и цеховые технологи Н.А. Круглов, А.С. Румянцев, оперативно решая многочисленные вопросы. Технические, организационные трудности, к сожалению, усугублялись еще и нервозностью, которую создавали многочисленные и многочасовые проверки, устраиваемые после окончания рабочего дня. Новые проблемы возникли после получения отремонтированных электродвигателей. Мастера ОТК предъявляли к электродвигателям те же требования, что и при приемке в реакторном отсеке подводной лодки. Эти жесткие требования сдерживали выполнение заданий.
Значительно ускорилась и облегчилась работа после назначения на участок постоянного контрольного мастера Ю.В. Скорлотова и техника-контролера Ю.В. Бородина. В основе деятельности Ю.В. Скорлотова лежало не формальное следование букве документации или запрет на проведение операций без документации, а инженерный анализ назначения, условий работы ремонтируемых узлов и деталей, функционального назначения ремонтируемого оборудования в системе. Это позволило избежать ненужной работы. До сих пор помнится график ремонта оборудования, включавший в себя 120 единиц, сроки выполнения которых контролировались на всех уровнях, включая северодвинский горком КПСС. Первый секретарь северодвинского горкома партии Д.Ф. Федоров неоднократно посещал наш участок. Влияние таких посещений на эмоциональный настрой людей было положительным, что использовалось в воспитательной работе среди коллективов. Вспоминая то далекое время, приходишь к выводу, что ремонт оборудования был выполнен качественно и в срок благодаря самоотверженному труду рабочих, умельцев, которые всегда находились при возникновении трудностей. Помогала и смекалка. Когда наш участок выполнил поставленную задачу, отремонтировав оборудование, снятое с атомного ледокола, и передав его своевременно на монтаж, его расформировали. Рабочие перешли непосредственно на ледокол, где участвовали в монтаже отремонтированного ими же оборудования. Новые трудности и проблемы, которых было достаточно и на других этапах ремонта судна, вытеснили из памяти сложности начального периода, образно говоря, лечения атомохода. Этой статьей мне хотелось напомнить участникам тех событий о памятном периоде их производственной биографии, поблагодарить за самоотверженный труд. Прошу извинения утех, с кем вместе работал, но фамилий которых вспомнить не удалось. К сожалению, время стирает из памяти имена людей, но остаются результаты их труда, чем и был ледокол «Ленин», который после ремонта успешно нес свои вахты в трудных ледовых условиях Арктики. Надежные океанские вахты! Атомный ледокол «Ленин». Второе рождение
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 1449 |