Главная Они обживали Баренцево море
Они обживали Баренцево море Печать E-mail

Мурманск не зря называют рыбацким городом. С момента основания и до наших дней основу его промышленности составляет рыбная отрасль.

А одним из первых предприятий этой отрасли стал траловый флот, образованный в 1920 году.

Первоначально базой тралового флота, занимавшегося промыслом рыбы в Северном бассейне, был Архангельск. Однако удаленность этого города от основных районов промысла и сложности с поставками каменного угля для паровых машин рыбацких судов, покупаемых в ту пору в Англии, заставили перевести главную базу рыбаков ближе к месту работы - в Мурманск. Перевод траулеров к новому месту базирования начался в 1924 году. Одновременно здесь создавали мощную береговую базу для обслуживания промысловиков - рыбный порт, рыбокомбинат, судоремонтные предприятия. С того времени и стал нагл город рыбной столицей Заполярья.

Если в 1920 году мурманскими рыбаками было выловлено всего 50 тысяч пудов рыбы, то в 1926 году - уже более 800 тысяч пудов.

Основная часть этих уловов приходилась на траулеры, хотя свой вклад внесли и кустари-рыбаки, промышлявшие по старинке, с помощью ярусов и ставных неводов. Постепенно траловый промысел вытеснял кустарей. В 1932 году в составе тралового флота было уже 54 траулера. Их общий улов составил 529 тысяч центнеров, или десятую часть всей добытой советскими промысловиками морской рыбы.

Успешно шло освоение новых районов промысла, разведанных мурманскими рыбаками в Баренцевом и Норвежском морях. За высокие производственные показатели многие из них в 1939 году получили высокие государственные награды, в том числе орден Ленина. Первыми среди мурманских рыбаков кавалерами этого ордена стали капитаны Д. Бурков и А. Стрельбицкий, матросы Н. Бусленко, А. Виноградов и И.Старовойтов. Такой же награды были удостоены управляющий трестом «Мурманрыба» Н. Скорняков и помполит Б. Куликов.

Война застала почти полсотни тралфлотовских судов в море. После возвращения в родной порт многие из них были сразу же задействованы в интересах обороны, стали тральщиками и сторожевыми кораблями. Оставшиеся в составе флота суда и под бомбами фашистских самолетов продолжали ловить рыбу, обеспечивая столь нужной продукцией фронт и тыл. За три года войны они добыли свыше 850 тысяч центнеров рыбы, выпустили большое количество рыбных консервов и рыбьего жира. Но были и большие потери. В борьбе с фашистами погибли вместе с экипажами тридцать два рыболовных траулера. Среди них легендарные «Туман» и «Пассат», повторившие подвиг «Варяга». Достойно сражались с врагом и те, кто стал в один ряд с моряками-североморцами и воинами сухопутных войск, защищавших родное Заполярье. Так, бывший работник флота Иван Сивко стал Героем Советского Союза. А еще один тралфлотовский воспитанник - Александр Шабалин, воевавший на Севере, этого звания удостоен дважды.

В послевоенные годы Мурманский траловый флот практически обновился. На смену небольшим паровым судам пришли мощные большие морозильные траулеры, способные месяцами работать вдали от родных берегов. В 1962 году тралфлотовцы добыли 5 миллионов 665 тысяч центнеров рыбы. Это был самый большой улов за все время существования флота. За выдающиеся трудовые заслуги многие рыбаки были отмечены государственными наградами, а капитаны А. Маклаков, П. Телов и Д. Шайтанов, старший механик В. Попов и старший мастер по добыче рыбы П. Городилов стали Героями Социалистического Труда.

Высокую оценку государства получил и в целом коллектив Мурманского тралового флота.

Указом Президиума Верховного Совета СССР в январе 1975 года он был награжден орденом Октябрьской Революции.

Интересно, что первый большой рефрижераторный траулер, пополнивший траловый флот Мурманска, доверили возглавлять женщине - Валентине Яковлевне Орликовой. До этого она многие годы работала штурманом и капитаном на дальневосточных китобойных судах, занимала ответственную должность в Министерстве рыбного хозяйства СССР. В годы войны, работая на Балтике, вывозила раненых из Таллина, выполняла другие ответственные задания военного командования. Словом, с морем была хорошо знакома. Став рыбацким капитаном, тоже проявила себя с самой лучшей стороны - и как промысловик, и как капитан. Звание Героя Социалистического Труда, которого она удостоена за успехи в нелегком рыбацком деле, - заслуженная награда мурманской рыбачки.

Славные боевые и трудовые традиции первых поколений тралфлотовцев поддерживал коллектив и в последующие годы, закрепляя и развивая свои производственные достижения. В его рядах появились новые лидеры - капитаны Иван Шаньков, Прокопий Решетов, Николай Гуцкалов, Яков Гунин, Юрий Прутков, Георгий Тишков, старшие мастера по добыче рыбы Константин Мошников, Василий Козлов и ряд других промысловиков. Для них стали доступны все моря Мирового океана. Мурманские рыбаки вели промысел не только в Северной Атлантике, но и у берегов Африки и Латинской Америки, в районе Антарктиды и даже в Индийском океане. Но грянула перестройка, и ведущий государственный промысловый флот страны был преобразован в открытое акционерное общество «Мурманский траловый флот», стал частным предприятием.

Сейчас в его составе четыре транспортных рефрижераторных судна, девять судов проекта «Атлантик-488» и еще восемь судов других типов. Общая численность работающих - 2700 человек. По словам исполнительного директора флота Николая Карлина, ежегодно флот добывает свыше 230 тысяч тонн морских биоресурсов. В ассортименте выпускаемой продукции - разделанная и неразделанная мороженая рыба океанического промысла, в том числе сельдь, скумбрия, путассу, ставрида, сардина, сардинелла, донные - треска, пикша, окунь, зубатка, палтус. Непосредственно в море на судах флота изготавливают высококачественные консервы из скумбрии, сельди и сардины, печени трески. Еще более разнообразен ассортимент продукции берегового предприятия «Кильдин». Флот активно участвует в реализации городской социальной программы «Дешевая рыба».

Высококачественная продукция тралового флота пользуется большим спросом в Великобритании, Исландии, Канаде, Китае, Норвегии, Швеции, Японии, а также во многих африканских странах. Но большую часть ее флот реализует на внутреннем рынке России. Флот - лауреат Всероссийского конкурса «100 лучших товаров России» (1999 г.), а также дважды - в 2001 и 2002 годах - становился лауреатом конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности». Он - единственный в Мурманской области победитель престижного конкурса «Всероссийская Марка. Знак качества XXI века».

К сожалению, непродуманный, как следует, переход страны на рыночную экономику серьезно осложнил работу не только тралфлотовцев, но и всех промысловиков Северного бассейна. В результате более ста отечественных рыболовных судов бассейна на многие годы были лишены возможности заходить в порты России и сдавать в них свои уловы.

Как известно, большинство промысловых судов, имеющихся сейчас у российских рыбаков, построены на зарубежных верфях. А поскольку они, как и всякие машины и механизмы, имеют свойство устаревать, то, согласно существующим правилам, и на ремонт уходят туда, где построены. С чьей-то подачи в «верхах» после распада СССР такие суда перевели в разряд «незаходных», обложив их непомерными
таможенными и налоговыми сборами. За каждый траулер, оснащенный не производимым в России судовым и технологическим оборудованием, при заходе его в Мурманск судовладелец должен заплатить государству таможенную пошлину и налог на добавленную стоимость в размере 24 процентов от его рыночной стоимости. Чуть меньше - 23 процента - сбор за судно, прошедшее модернизацию за пределами Российской Федерации. Такие сборы приводили не только к резкому повышению себестоимости добытой промысловиками рыбы, но и отрицательно сказывались на экономике рыбодобывающих флотов. Судовладельцы вынуждены были искать порты, где нет таких больших поборов. И как результат - почти половина добытой мурманскими промысловиками рыбы стала сдаваться в портах соседней Норвегии и других западных государств.

В конце 2008 года многочисленные обращения рыбаков и правительства области в федеральные органы власти были наконец-то услышаны.

Госдума приняла новый закон о рыболовстве, который значительно снизил напряженность в отрасли, но не для всех рыбаков. Льготы предоставляются только судам, работающим в исключительной экономической зоне России в Баренцевом море. Экипажи, промышляющие в других морях, по-прежнему сдают уловы в иностранных портах.

«Предварительные расчеты показывают, что отмена таможенных платежей по таким судам только за счет доставки в Мурманский порт донных видов рыб позволит увеличить в области объемы производства рыбной продукции более чем на два миллиарда рублей, - говорил мне исполнительный директор тралового флота Николай Карлин. - При этом поступление налоговых платежей в бюджеты всех уровней вырастет, как минимум, на 170 миллионов рублей».

Казалось бы, выгода очевидна. Однако предложение рыбаков не находит реальной поддержки федеральных органов, хотя на словах и столичные чиновники выступают за изменение ситуации.

Это одна из самых острых проблем, мешающих развитию отечественной рыбной промышленности, считает Николай Карлин. К сожалению, не единственная. Сдерживают развитие рыболовства непомерно высокие цены на дизельное топливо, явно надуманные отдельные виды таможенных сборов. Почему-то при каждом заходе судна в порт облагаются налогом даже промысловое вооружение и запасные части, которые не были использованы во время рейса. Требует неотложного решения еще одна проблема - рыбообработка. Даже глава Федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний на встрече с мурманскими рыбопромышленниками в январе 2009 года признал, что перерабатывающие мощности в стране в том числе и в Мурманской области, устарели и не модернизируются. Главной причиной, способствовавшей созданию такой ситуации, наряду с отсутствием государственной политики и невнятностью управления отраслью, он назвал дефицит внутренних финансовых ресурсов предприятий и доступных кредитов. И с этим трудно не согласиться.

Что касается тралового флота, то его руководство и в таких условиях старается проводить активную социальную политику, направленную на сохранение рабочих мест, оказание помощи ветеранам флота и социально незащищенным слоям населения Мурманска. Основной задачей на ближайшую перспективу траловый флот, по словам его исполнительного директора, считает повышение производительности труда, увеличение вылова рыбы, улучшение качества товаров и услуг. Ежегодный выпуск готовой продукции намечено довести до 200 тысяч тонн.

Ордена на трудовых знаменах


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

44.222.64.76

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .