Главная Развитие Мурманского транспортного узла и железнодорожных подходов к нему
Развитие Мурманского транспортного узла и железнодорожных подходов к нему Печать E-mail

в целях реализации стратегии развития Мурманского транспортного узла создана ОАО «Управляющая компания Мурманский транспортный узел»

Руководитель Северо-Западного территориального управления  Федерального Агентства железнодорожного транспорта В. В. Михно

Северо-Западный регион России является важнейшим с точки зрения реализации промышленного и экспортно-импортного потенциала страны. В сложившейся транспортной системе грузоотправители, железные дороги, грузополучатели Северо-Запада и, в первую очередь, морские порты являются соседними и последовательно соединенными звеньями единого транспортного конвейера. 

Это означает, что они объективно являются не конкурентами и противниками, а партнерами. Эффективность работы партнеров определяется в первую очередь согласованностью их действий. Для бесперебойной работы транспортного конвейера Северо-Запада России грузоотправители, железная дорога и грузополучатели должны: во-первых, слаженно выполнять текущую эксплуатационную работу и, во-вторых, скоординировано обеспечивать развитие своей инфраструктуры. Иначе неминуемо возникнут диспропорции, простои в работе, омертвение вложенных в инфраструктуру средств, сдерживание объемов грузоперевозок и взаимные претензии.

Тенденции развития экономики страны и рейтинг российских товаров на мировом рынке прогнозируют дальнейший рост перевозок железнодорожным транспортом в сообщении с портами Северо-Западного региона. По усредненным оценкам объем перевозок должен вырасти в 2010 году, по сравнению с 2005 годом, в 1,9 раза, в 2015 году - в 2,4 раза и в 2020 году - в 2,8 раза.

Причем были и более оптимистические прогнозы, свидетельствующие, что в ближайшей перспективе Северо-Западный регион может стать одним из самых быстроразвивающихся в части увеличения грузоперевозок. 

Порт Мурманск - крупнейший незамерзающий морской торговый порт в Заполярье России. Расположенный в Кольском заливе Баренцева моря,. Он соединен железной и автомобильными дорогами, воздушными и водными линиями со всеми регионами государства, с ближними и дальними зарубежными странами.

Основным грузом, поступающим в Мурманский морской торговый порт, является уголь.
Уголь поступает маршрутами в адрес I и II районов порта и составляет 77% от общего грузооборота порта.
Кроме угля, в адрес порта прибывают генеральные грузы, а также маршруты с апатитами и в разборочных поездах - черные и цветные металлы, окатыши, ферросилиций. 

Планируемый грузооборот порта на 2009 год: 

Экспорт- 13, 4 млн. тонн, из них:

- уголь - 11 млн тонн, 
- апатитовый концентрат - 1,5 млн тонн, 
- окатыши - 100 тыс. тонн, 
- алюминий – 50 тыс. тонн. 

Импорт - 30 тыс. тонн, из них: 

- паста литейная - 25 тыс. тонн.

Каботаж - 540 тыс. тонн, из них: 

-файнштейн – 170 тыс. тонн, 
- цветной металл (Кольского ГМК) - 70 тыс. тонн. 

Для эффективного пропуска возрастающего грузопотока в адрес порта, с 2003 по настоящее время на Октябрьской железной дороге выполнены следующие мероприятия по усилению пропускной способности участка Волховстрой - Мурманск:

- по удлинению приемо-отправочных путей до 1050 метров на станциях Медвежья Гора, Свирь, Петрозаводск, Кочкома, Шавань, Лижма, Заделье, Ладва, Ригферо, Нигозеро, Илемсельга, Ковда, Кемь.

- на перегоне Имандра - Куна на 1312 км открыт ранее законсервированный разъезд Рудный. 

По данным института ГипротрансТЭИ перспективные объемы грузов через морской порт Мурманск на перспективу 2015 и 2020 годов (млн тонн) составляет: 

- 2015 год - 36
- 2020 год - 52,5.

По исполненным размерам движения первого полугодия 2009 года коэффициент заполнения пропускной способности на участках: 

- Волховстрой - Медвежья Гора составляет – 0,3 при нормативе – 0,91 на двухпутных участках,
- Медвежья Гора – Беломорск – 0,82 при нормативе – 0,85 на однопутных участках; 
- Беломорск - Апатиты - 0,3 - 0,6 при нормативе - 0,91 - 0,85;
- Беломорск - Сумский Посад - Маленьга – 0,85 при нормативе - 0.85
- Сумский Посад - Маленьга – 0,80 при нормативе - 0.85;
- Апатиты - Оленегорск - 1,05 при нормативе - 0,85;
- Оленегорск – Мурманск - 0,68 - при нормативе - 0,85.

Т.е уже на сегодняшний день на указанном направлении существуют узкие места в пропускной способности. 
Для обеспечения пропуска перспективного грузопотока в адрес ММТП необходимо:
- построить вторые пути общей протяженностью 174,5 км на участках:

Мурманск-Оленегорск - на перегонах: 
Лопарская-б/п 1391км ; б/п 1381км-Тайбола ; Тайбола-Пулозеро ; Пул озеро-Лапландия ; Лапландия-б/п 1340км. Всего 52 км.
Оленегорск-Апатиты - на перегонах: 
Ягельный Бор-Куна ; Куна-б/п 1303 км ; б/п 1297 км - Нефелиновые Пески; Нефелиновые Пески-Хибины. Всего 42,1 км.
Кемь-Беломорск - на перегоне б/п 813 км - Шуерецкая 4,3 км;
Беломорск-Идель - на перегоне Сосновец-Летний 15,5 км;
Беломорск - Маленьга - на перегонах Сухое - Вирма , Колежма – Ухтица. Всего 27,6 км;
Идель-Медвежья Гора - на перегонах: Ригозеро-Уросозеро; Масельская-Малыга; Малыга-Лумбушозеро. Всего 33 км.

- по окончании строительства 20 километрового обхода Волховстроевского железнодорожного узла и удлинения приемо-отправочных путей ст. Куколь до 1050 метров продолжить реконструкцию Волховстроевского железнодорожного узла и провести работы по:
- переустройству станции Волховстрой-1;
- удлинению путей до 1050 метров и переустройству станции Новооктябрьский;
- удлинению путей до 1050 метров и переустройству станции Волховстрой-2.

На участке Волховстрой-Мурманск необходимо:

удлинить приемо-отправочные пути до 1050 метров на станциях Мурманск, Выходной, Апатиты-1 , Полярные Зори, Кандалакша - технич., Белое Море, Полярный Круг, Лоухи, Беломорск - технич., Горелый Мост, Заостровье, Юги, Мурманские Ворота, Волховстрой-1, Мягрека, Сумский Посад, Колежма.

В соответствии с Федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» по заказу ОАО «Особые экономические зоны» институтом ОАО «Ленгипротранс» в 2007 году в составе обоснования инвестиций на строительство объекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла», разработан раздел «Железнодорожный транспорт». Генеральный подрядчик по разработке обоснования инвестиций - ФГУ «Ространсмодернизация».

В феврале 2009 года ФГУ «Ространсмодернизация» выданы технические условия на строительство контейнерного терминала на территории 19-го причала ММТП с годовым грузооборотом 1 млн. TEU в год и дистрибуционного логистического комплекса в промышленной зоне г. Мурманск с годовым грузооборотом 15000 TEU в год. Однако из-за сокращенного лимита финансирования протоколом Минтранса №15 от 5-6 марта 2009 года принято решение о финансировании разработки проекта только на западном берегу Кольского залива (груз - уголь, нефтяные грузы), разбив его на два этапа.

По поручению В.В.Путина в 2007 году, в целях реализации стратегии развития Мурманского транспортного узла создана ОАО «Управляющая компания Мурманский транспортный узел». Программа, утвержденная Минтрансом, предполагает реализацию комплекса инвестпроектов на общую сумму 157 миллиардов рублей, из которых 60,9 миллиарда рублей на железнодорожные проекты будет выделено из федерального бюджета, средств ОАО РЖД и инвестфонда. Остальные проекты - строительство нефтеперевалочного комплекса мощностью 35 миллионов тонн, угольных терминалов и контейнерного терминала должны быть профинансированы частными инвесторами.

Крупнейший пакет в управляющей компании - 40 процентов акций - получило ОАО «Мурманский морской торговый порт», 25 процентов получило ОАО «Российские железные дороги», по 15 процентов ~ нефтяная компания «Роснефть» и ФГУП «Росморпорт», а оставшиеся 5 процентов - администрация Мурманской области.

Угольный разгрузочный комплекс

Угольный разгрузочный комплекс будет расположен на территории III района порта параллельно комплексу перегрузки апатитов с частичным занятием путей грузового двора станции.

Цель строительства комплекса - обеспечить выгрузку угля из вагонов механизированным способом, что значительно уменьшит количество вагонов, подлежащих ремонту после выгрузки и улучшит экологическую обстановку в районе тяготения.

Наличие на территории порта угольного комплекса позволит перевести всю выгрузку угля с причалов II района на вагоноопрокидыватель.

В состав комплекса по выгрузке угля входят:
- станция разгрузки вагонов СРВ - состоящая из бокового вагоноопрокидывателя на один вагон;
- трансбордер - платформа для перестановки порожних вагонов; 
- тепляк или размораживающее устройство;
- бурорыхлительная установка;
- два выставочных пути для надвига груженных вагонов на вагоноопрокидыватель;
- два выставочных пути для накопления порожних вагонов;
- железнодорожные весы для взвешивания груженных вагонов.

ОАО «ММТП» в настоящее время ведет приемку раздела «Железнодорожный транспорт», выполненный ОАО «Ленгипротранс» в составе проектной документации объекта «Строительство станции разгрузки вагонов и транспортно-конвейерной системы в ММТП

Развитие железнодорожной инфраструктуры на западном берегу Кольского залива

Для обеспечения доставки грузов на западный берег Кольского залива планируется реконструкция и строительство однопутной электрифицированной железной дороги Выходной - Лавна и припортовой станции Лавна с новым мостом через реку Тулома.

Из существующих 4 вариантов прохождения трассы в настоящее время предпочтение отдается третьему варианту, который включает в себя: 
- реконструкцию существующего участка от ст. Выходной до ст. Мурмаши;
- строительство новой 25-километровой соединительной ветки Лавна-Мурмаши.

В 2007 году ОАО «РЖД» по запросу ООО «Лавнатранс» выданы технические условия на проектирование новой железнодорожной линии общего пользования к строящемуся портовому комплексу. Технические условия основаны на декларированных 000 «Лавнатранс» годовых объемах перевалки с железнодорожного на морской транспорт: в 2015 году - 12 млн тонн, а к 2020 году – 18 млн тонн
Прием и отправление поездов в адрес портового комплекса для угля на западном берегу Кольского залива будет производиться на вновь построенную станцию Лавна.

Вновь построенную станцию Лавна планируется специализировать как для приема и отправления поездов с производством операций, так и для технического обслуживания электровозов и грузовых вагонов.

Стоимость строительства в ценах 2007 года (с НДС) составляет 28 млрд 218 млн 598 рублей. Проект разрабатывается институтом ОАО «Ленгипротранс». 

В целом для железнодорожного транспорта СЗФО характерны следующие проблемы:
- до кризиса практическое исчерпание пропускной способности участков Вологда-Кошта-Санкт-Петербург (в настоящее время резерв 17 пар), Обозерская-Беломорск (в настоящее время резерв 5 пар) и участки до кризиса и сейчас имеющие к=1: Беломорск-Мурманск и Петрозаводск Мурманск; 
- необходимость форсированного развития параллельных железнодорожных направлений с целью переключения грузопотоков с участка Вологда-Кошта-Санкт-Петербург;
- необходимость комплексной реконструкции Мурманского железнодорожного узла;
- неотработанное взаимодействие со стивидорными компаниями, что приводит к сезонному возникновению проблемы «брошенных» поездов;  
- потенциально возможная необходимость демпфирующих перевозок значительных дополнительных объемов нефти и нефтепродуктов к портам Мурманск, Архангельск, портам стран Балтии и Финляндии в случае применения ЕС ограничительных мер в Датских проливах.

Вопрос железнодорожных подходов не должен ограничиваться только реконструкцией участка Волховстрой - Мурманск. Необходимо рассматривать более широкий полигон с учетом формирования - назначения грузов. Общая сумма требуемых инвестиций на развитие грузовых направлений ориентировочно до 2020 г. оценивается в 384 млрд рублей; в т.ч. по Северо-Западному региону 272 млрд рублей. Особое место здесь занимает реконструкция крупных железнодорожных узлов Бабаево, Волховстрой и направлений

Савелово-Сонково-Будогощь-Мга и Мга - Гатчина - Веймарн в соответствии с «Основными направлениями бюджетной политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов», которые являются базой для подготовки федерального бюджета, расходы на транспортную инфраструктуру составляют менее половины от необходимой суммы. Размер бюджетных средств, выделяемых на реализацию двух федеральных целевых программ, в следующем году составит 219,6 млрд руб.

В комментариях к бюджетным проектировкам Министерство Финансов РФ упоминает, что приоритетными направлениями в транспортной сфере для государства на ближайшие три года станут задачи по ремонту и содержанию автодорог, обеспечению транспортной доступности для жителей Калининградской области и Дальнего Востока и устранение диспропорций в транспортном развитии субъектов Федерации.

Тем не менее, Правительством Российской Федерации принято решение о продлении реализации федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)» до 2015 г. и изменении её наименования с 1 января 2010 г. на «Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 гг.)»

Реализация ФЦП «Развитие транспортной системы России. 2010 -2015 гг.», позволит:

• сконцентрировать ресурсы на решении приоритетных задач развития транспортной системы и реализации комплексных (на стыке нескольких видов транспорта) проектов по развитию транспортной инфраструктуры;

• внедрить положительный опыт реализации крупных транспортных проектов на условиях государственно-частного партнерства, что послужит сигналом для бизнес-сообщества и повысит инвестиционную привлекательность отрасли;

• обеспечить согласованное развитие комплексных транспортных узлов, что ускорит развитие региональных «точек роста» и будет способствовать повышению конкурентоспособности субъектов Российской Федерации; повысить результативность реализации мероприятий и эффективность использования бюджетных средств.

Отбор мероприятий для включения в Программу осуществлялся на основе комплексной модели развития транспортной системы с учетом геополитических интересов Российской Федерации, прогнозов развития и размещения производительных сил, объемов внешнеторгового оборота и схем территориального планирования развития регионов.

Однако хочу обратить ваше внимание на то что инвестиции, предусмотренные для развития железнодорожной инфраструктуры, связанные с работой портов, могут дать эффект только в том случае, если будут осуществлены мероприятия по повышению качества перевозок, основными из которых являются:

• обеспечение адекватного развития железнодорожной и портовой инфраструктуры;
• взаимодействие между портовиками и железнодорожниками на основе узловых соглашений и единых технологических процессов работы портов и станций примыкания;
• создание логистических центров в крупных транспортных узлах;
• совершенствование технологии работы таможенных и пограничных органов и т.д.

1-й Мурманский международный экономический форум

Еще статьи на тему "транспортной":

Результаты гидрометеорологических изысканий под задачи строительства транспортной системы отгрузки нефти в о.Варандей

Обсуждение проекта - «Развитие транспортной системы»

Выездное заседание транспортной коллегии

Заседание транспортной коллегии областного Минтранса в Оленегорске

Заседание транспортной комиссии г. Мурманска


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.146.37.35

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .