casino siteleri güvenilir deneme bonusu deneme bonusu veren siteler casino siteleri deneme bonusu deneme bonusu veren siteler 2024 güncel deneme bonusu veren siteler güvenilir slot siteleri bonus veren siteler deneme bonusu veren siteler en iyi bahis siteleri deneme bonusu 2024 güvenilir deneme bonusu deneme bonusu veren siteler güvenilir bahis siteleri en iyi bahis siteleri yeni deneme bonusu veren siteler deneme bonusu veren siteler güvenilir slot siteleri tipobet matadorbet tipobet 1xbet giriş deneme bonusu sahabet
Главная Нормативно правовые основы производства инженерных изысканий для строительства
Нормативно правовые основы производства инженерных изысканий для строительства Печать E-mail

Сейчас явно недооценивается роль полноценных качественных инженерных изысканий в успехе строительства 

Территориальные нормы по инженерным изысканиям в свете современного законодательства (на примере Московской области)

Доклад на Всероссийском конгрессе «Роль инженерных изысканий в обеспечении безопасности зданий, сооружений и территорий»
Москва, май 2006

Существенным недостатком градостроительной политики в недавнем прошлом было недостаточно надежное обоснование проектных решений материалами инженерных изысканий, что приводило к серьезному ухудшению природной и экологической обстановки, слабой устойчивости зданий и сооружений и нередко - к аварийным ситуациям. Это связано с рядом причин, в том числе и с недооценкой управляющими органами роли изысканий в проектировании и строительстве.

Многолетняя деятельность ГП МО «МОСОБЛГЕОТРЕСТ», практика общения со специалистами проектных, строительных, изыскательских организаций, инвесторами-застройщиками и др. показывает, что и сейчас явно недооценивается роль полноценных качественных инженерных изысканий в успехе строительства. Во многом это объясняется тем, что, в связи с рыночными тенденциями, строительным бумом, в области возникло большое число мелких (более 300) изыскательских организаций различных форм собственности и ведомственной принадлежности, несоорганизованных между собой. Многие из организаций не имеют соответствующего опыта, профессиональных кадров и надлежащей технической оснащенности для производства изысканий на должном качественном уровне, целый ряд предприятий выполняет лишь посреднические функции (имея в своем составе всего 5-6 человек).

Законодательство по инженерным изысканиям

Одна из главных причин неудовлетворительной ситуации в области изысканий заключается в недостаточно совершенной нормативной правовой базе, что обусловлено проблемами современного законодательства России, в котором за последние 3 года произошли существенные изменения.

В нормативно-правовом поле Российской Федерации, в сфере инженерных изысканий для строительства в последние годы сформировалась достаточно сложная и противоречивая обстановка.

С одной стороны, в перестроечный период (1994-2000 гг.) создана современная нормативно-правовая база в строительной сфере, сформулированы основные позиции, касающиеся инженерных изысканий для строительства.

С другой стороны, по ряду причин политического и экономического характера, и в связи с вступлением в силу с 1 июля 2003 г. Федерального закона «О техническом регулировании», а также преобразованием Госстроя России и т.д., основополагающие федеральные нормативные документы признаны недействительными. Таким образом, рядовые изыскатели и руководители более двадцати тысяч изыскательских организаций России не знают, каковы легитимные требования проектировщиков к изысканиям, по каким нормативам нужно работать, какие виды изыскательских работ должны лицензироваться и т.д.

Применительно к инженерным изысканиям ряд положений Закона о техническом регулировании можно трактовать следующим образом. Все многообразие видов обязательных документов по инженерным изысканиям, включая СНиПы, ГОСТы, ВСН, ТСН и т.д., заменяется техническим регламентом, имеющим статус Закона и содержащим исчерпывающий перечень продукции, процессов производства, в отношении которых устанавливаются его требования по безопасности.

Основные виды инженерных изысканий

Очевидно, регламентация в исчерпывающем объеме необходимых требований к инженерным изысканиям, включая организацию работ, порядок их проведения, контроль, особенности производства инженерно-геологических, инженерно-геодезических, инженерно-экологических и других видов изысканий, специфику климатических, географических, социальных, хозяйственных условий и т.д., на уровне законодательной власти вряд ли возможна.

Отметим еще одно обстоятельство, вызывающее нереальность требований Закона о техническом регулировании применительно к инженерным изысканиям. Инженерные изыскания не являются конечным, завершающим этапом строительства, а наоборот, - первоначальным этапом, и сами инженерные изыскания не могут обеспечить защиту жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, они предназначены лишь для изучения природно-техногенных условий, и на основе материалов (или результатов) изысканий могут приниматься проектные решения о безопасности человека или природной среды.

Поэтому, строго говоря, изыскательская деятельность не является объектом технического регулирования.

Единственный пункт из Закона о техническом регулировании, подходящий к инженерным изысканиям, - это процесс производства изысканий, НО НЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, т.е. в процессе производства инженерных изысканий должны соблюдаться правила безопасности (например, при геофизических, взрывных работах, при радиоактивных, изотопных исследованиях).

В новом Градостроительном Кодексе, введенном в действие в декабре 2004 г., достаточно подробно прописаны вопросы обоснования изыскательскими материалами проектов Схем территориального планирования разных уровней, включая и Генпланы, и особенно детально даны принципы проектно-изыскательской деятельности для архитектурно-строительного проектирования. Серьезная роль отведена и ответственности за некачественные результаты не только проектировщиков и изыскателей, но впервые устанавливается ответственность органов экспертизы (как государственной, так и негосударственной) за положительное заключение на проектную документацию, не соответствующую требованиям инженерных изысканий.

Очевидно, что эти положительные моменты останутся лишь декларацией и не будут реализованы, если не будет соответствующей организации проектно-изыскательских работ.

Естественно возникает вопрос: - кто же все-таки сегодня отвечает за политику в области проектно-изыскательских работ на федеральном уровне? Анализ показывает, что если раньше, не считая, разумеется, правительственных подразделений, инженерные изыскания, по существу, курировал один Госстрой России, и все знали, куда нужно обращаться по тем или иным вопросам, то сегодня этим занимается, по крайней мере, восемь различных структур, включая ведомства, общественные организации и т.д.

Очевидно, что рассредоточение функций в области нормирования строительной деятельности вряд ли приведет к улучшению ситуации и повышению качества и надежности материалов инженерных изысканий.

Наиболее эффективным выходом из правового тупика в сфере изысканий является разработка территориальных строительных норм. Такой документ - ТСН по организации производства инженерных изысканий для обеспечения безопасности объектов градостроительства на территории Московской области (ТСН 11-304-2005) -был разработан ГП МО «Мособлгеотрест».

Актуальность документа диктовалась не только отсутствием легитимных федеральных нормативов по инженерным изысканиям, но и сложной правовой обстановкой на территориальном уровне.

За последние 5 лет вступило в силу не менее 9-ти нормативных правовых актов, в которых затрагиваются вопросы организации производства инженерных изысканий на территории Московской области, в том числе два постановления Правительства МО, три документа Минмособлстроя и Главархитектуры, четыре ТСН. Это практически означает, что изыскателям невозможно четко представить свои права и обязанности, регламентируемые разрозненными и во многом противоречивыми и дублирующими друг друга документами.

Отметим также, что в рамках социально-экономического развития Московской области в последние годы законодательными и исполнительными органами государственной власти утвержден ряд важнейших целевых программ по радиационной безопасности (1997), экологии Подмосковья (2003), устойчивому водоснабжению (1997), Генеральному плану развития Московской области (2002), организации строительства и земляных работ (1997).

Очевидно, что для решения задач, поставленных этими программами, необходимо изучение природно-техногенной обстановки районов области, т.е. проведение соответствующих инженерных изысканий. Эта задача, по существу, означает реализацию нормативных правовых актов Московской области, затрагивающих природно-техногенные ситуации, или «перевод» законодательных требований в практическую нормативную плоскость. При этом необходимо обобщить и систематизировать разрозненные и противоречивые положения по порядку проведения инженерных изысканий, имеющиеся в различных источниках как федерального, так и территориального уровня.

Кроме того, после аварии здания аквапарка «Трансвааль-Парк» Губернатор Московской области обязал рядом распоряжений (от 26.02.2004 и от 04.03.2004) принять безотлагательные меры по обеспечению безопасности зданий и сооружений, в том числе, предусмотреть повышенные требования к проектно-сметной документации и контролю за выполнением строительных норм и правил.

Разработанные ТСН ориентированы на основные требования Градостроительного кодекса РФ (ст. 10-25, 42, 47-48,49, 52, 53, 55, 56) и соответствуют статьям 6, 7 и 46 Федерального закона «О техническом регулировании», касающимся необходимости обязательного исполнения регламентации нормативных документов в части защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды.

В январе 2006 г. вышло Постановление Правительства РФ от 19.01.2006 г. № 20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства», непосредственно касающееся инженерных изысканий. В упомянутом постановлении следует выделить одну из ключевых позиций, имеющую решающее значение для организации производства инженерных изысканий: органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право разрабатывать и утверждать по согласованию с Минрегионом России порядок выполнения инженерных изысканий на соответствующей территории. Это на федеральном уровне подтверждает легитимность разработанных нами ТСН.

Журнал "СЕВЕР строительный" № 9 за 2006 год

Еще статьи на тему "инженерные изыскания":

Проблемы технического регулирования инженерных изысканий для строительства

Предварительные результаты инженерно-экологических изысканий трассы трубопровода ШГКМ

Международный стандарт ИСО для инженерно-геологических изысканий «Исследование морских грунтов»

Нормативно-правовое и организационное обеспечение инженерных изысканий для строительства

Результаты гидрометеорологических изысканий под задачи строительства транспортной системы отгрузки нефти в о.Варандей

Океанографический подход в расчетах динамических свойств осадка для задач морских инженерных изысканий

Роль инженерных изысканий в обеспечении безопасности зданий, сооружений и территорий


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

18.118.210.229

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

�������@Mail.ru ������.�������