Главная Люди неба 4
Люди неба 4 Печать E-mail

Разбирая свои старые бумаги, я наткнулся на очерк об авиаторах, который написал лет десять назад. Есть там несколько строк и о Петре Нефедовиче Прончатове.

«О Прончатове можно говорить час, два. О нем можно написать книгу.

25 лет отдал он авиации. Недавно ему исполнилось пятьдесят. Не много найдется пилотов такого возраста, способных, как он, твердо держать штурвал в руках.

На правой стороне его кителя значок «Отличник аэрофлота». Рядом другой - за безаварийный налет 1 000 000 километров.

Конечно, есть в авиации и дважды, и трижды, и четырежды «миллионеры». Но ведь они-то летают на быстрокрылых кораблях. Наш герой умудрился налетать миллион километров на тихоходных «ПО-2», «ЯК-12», «шаврушке».

А сколько он спас человеческих жизней! В Териберке, наверное, помнят ту осеннюю ночь. Врач-специалист нужен был срочно, немедленно. А погода нелетная. Такая погода была, что никто и не понял: откуда же все-таки появился человек в белом халате, как он сюда добрался?

Это сделал Прончатов. Плюнул на тьму, на тяжелые метеоусловия, - и по отдельным огонькам, по известным только ему ориентирам, «на ощупь», долетел до Териберки».

Так я писал в том очерке.

Да... время идет. Уже не летает Нефедыч. В 1965 году в газете «Полярная правда» я писал о кладовщике Прончатове. О кладовщике - но и об агитаторе, лекторе, активисте стенной печати.

Лектор из Прончатова вышел отличный. К беседам он готовился тщательно, дотошно, покупал брошюры и книги, рылся в библиотеке. Но главное - он умел интересно рассказывать: просто, мудро, жизненно.

О себе он говорить не любит, а о работе - сколько угодно. Вот один из его рассказов:

«Когда летишь над восточной частью Кольского полуострова, внизу под тобой тундра, изрезанная тысячью озер и речушек. Куда ни глянешь - всюду мох, вода да карликовые березки. Только в поймах рек встречаются лесные массивы и заливные луга.

Огромные стада оленей пасутся на этих просторах. Самый страшный враг для оленей - волк. В среднем за зиму один волк пожирает около 30 оленей.

И беда не только в этом. Олень - животное трусливое. От всяких опасностей спасается бегством. И вот достаточно даже одному волку ворваться в огромное стадо, как олени сразу несутся в разные стороны. Трудно потом собрать перепуганных животных.

А часто бывает и так: отбитые «куски» в 500 и больше голов соединяются с дикими стадами и больше уже не возвращаются домой.

Оленеводы, как могли, боролись с серыми разбойниками. Но за год им удавалось убить или поймать в капкан двух-трех, ну может быть пятерых, волков.

А самка приносит зараз 6-9 волчат.

В результате волков становилось все больше, все больше и вреда от них.

Волк - крупный и сильный зверь. Он обладает превосходным чутьем, слухом и зрением. Он не подпускает на близкое расстояние человека.

Как правило, он никогда не ходит по своим следам, с осторожностью относится к приманкам.

В пятидесятых годах в центральных газетах стали иногда появляться заметки об истреблении хищников в некоторых областях с помощью самолетов «ПО-2».

Узнав об этом, начальник Мурманской облохотинспекции А. В. Васильев тоже решил прибегнуть к нашей помощи.

В 1957 году на Кольском полуострове впервые приступили к отстрелу волков с самолета «ЯК-12» и вертолета «МИ-1». Это новое дело поручили опытному пилоту - Петру Николаевичу Севастьянову. За зиму охотники убили с воздуха десять хищников.

В 1958 году - еще одиннадцать. Однако серые продолжали разбойничать, нанося серьезный ущерб оленеводству.

На следующий сезон пришел и мой черед летать на волчью охоту.

Организатором был все тот же А. В. Васильев, энергичный, непоседливый человек, прекрасный стрелок. Он регулярно заключал договоры с авиапредприятием на аренду самолетов и вертолетов.

Перед началом полетов мы с Васильевым известили все правления колхозов, начальников аэропортов и посадочных площадок о том, что приступили к поиску и истреблению волков. Попросили, чтобы колхозники и пастухи-оленеводы немедленно сообщали о появлении хищников или обнаружении их следов. А начальники аэропортов должны были передавать сведения по радио на базу или сразу на борт нашего самолета.

Совместная операция оленеводов и авиаторов дала положительные результаты. Вот некоторые примеры.

3 марта 1959 года пастухи ловозерского колхоза обнаружили в районе реки Вороньей волчьи следы. Опытные оленеводы тут же определили, что прошел не один волк, а шестеро. Они немедленно сообщили об этом председателю колхоза, а тот позвонил в аэропорт Ловозеро.

В этот день отыскать волков нам не удалось. На утро, прилетев на старое место, мы с трудом отыскали знакомый след, тянувшийся из лесного массива на северо-запад. Километров через пятнадцать мы увидели волков. Охотники не ошиблись: их действительно было шесть.

Не верилось даже, что целая стая могла так мастерски след в след пройти огромное расстояние.

Дав команду на базу, чтобы приготовили вертолет, мы вернулись домой. Искать волков трудно. Охота обычно ведется в марте-апреле, когда многие звери выходят на гон. С самолета не сразу определишь, где пробежала лисица, росомаха или куница, а где волк. За ночь столько следов натопчут, что неопытному охотнику и не разобраться в этой картине. А тут еще волки, словно почуяв беду, хитрят, петляют.

Как-то возвращались мы с охоты. Видим - внизу групповой волчий след. Мы, конечно, тут же за ними пристроились. Подлетели к большому болоту, а там ветер гуляет. Снег как катком разровняло. Все подчистую замело. Облетели кромку леса - никого.

Утром мы снова сюда. На снегу - свежайшие отпечатки. Цепочка следов выходила на реку Поной, затем сворачивала на север, удаляясь от берега на 15 километров. После невероятных петляний волки снова оказались у Вороньей. Отсюда они поднялись вверх до устья Лебяжки.

Подыскали укромный пригорок в лесу и устроились на отдых.

Мы замерили по карте их путь. За ночь отчаянные звери отмахали ни мало ни много - сто пятьдесят километров.

В тот же день к волчьему логову прибыли на вертолетах Георгий Строев, Даниил Секерич. С ними был оператор центральной хроники, который снимал фильм о воздушной охоте.

В 1962 году оленеводы колхоза «Тундра» сообщили в аэропорт, что видели у северного склона Хибин, неподалеку от Умбозера, волка. Мы летали туда несколько дней подряд, но следы все время уходили куда-то в горы. И вот нам повезло: на этот раз волки не успели скрыться в лощине. Сделали заход и выстрелом из винтовки ранили одного хищника.

...Когда оленевод Анисим Юрьев сдирал шкуру, я заметил, что на передней лапе у волчицы нет двух пальцев. Анисим ахнул:

- Ба, да это, верно, моя старая знакомая!

- Как - твоя? - поинтересовался я.

- Понимаешь, был случай: Правда, давно был - в году пятьдесят седьмом. Попалась мне в капкан волчица матерая. Очень сильно билась.

Когда я подошел близко, она рванулась, сорвалась с капкана и побежала. Я взял зверя на мушку, спустил курок - осечка. Снова перезарядил - опять осечка. Отсырели патроны. Представляешь, как обидно?

- Да уж, представляю. Думаешь, та самая?

- А похоже, что та. Ох и хитрющая! Подойдет к стаду, ляжет в укрытие и ждет. А дочь нападает на оленей и гонит их прямо к засаде.

Потом вместе расправляются с жертвой...

Теперь оленьи стада могут свободно гулять на пастбищах нашего полуострова».

...И вот Прончатова не стало. Скоропостижно скончался отличный товарищ, настоящий коммунист, один из старейших работников аэрофлота.

Потому что мы пилоты...


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.137.169.56

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .