Главная Отчет о самообследовании АНО ДПО «ПИПК» за 2017 год
Отчет о самообследовании АНО ДПО «ПИПК» за 2017 год Печать E-mail

УТВЕРЖДАЮ

Директор_______ Ризаев Д.Э.

01 апреля 2018 года.

 

Отчет о самообследовании Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Полярный институт повышения квалификации»  за 2017 год

Рассмотрен на заседании кафедр «Строительство и проектирование», «Охрана труда и промышленная безопасность», «ЖКХ и энергетика», «Пожарная безопасность и МЧС», «Экономика и управление на предприятии»

Мурманск                                                                                                                                                           2018 г.

Настоящий отчёт составлен в соответствии с требованиями:

- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п.3 ч. 2 ст. 29);

- Приказа Минобрнауки России от 14 июня 2013 № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией»;

- Приказа Минобрнауки России от 10 декабря 2013 г. № 1324 «Об утверждении  показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию».

Целью проведения самообследования являются обеспечение доступности и открытости информации о деятельности организации, а также подготовка отчета о результатах самообследования.

Оглавление

1. О деятельности Института
2. Нормативная база деятельности
3. Система управления

4. Образовательная деятельность

4.1. Учебно-методическое и организационное обеспечение реализации дополнительных профессиональных образовательных программ
4.2. Основные задачи учебно-методического и организационного обеспечения
4.3. Виды и особенности образовательных программ.
4.4. Источники учебной информации

5. Научно-исследовательская деятельность.

6. Материально-техническая база обучения

6.1. Аудиторный фонд
6.2. Оснащённость техническими средствами обучения
6.3. Доступ к информационным системам и информационно-
телекоммуникационным сетям
6.4. Библиотечный фонд и электронные образовательные ресурсы
6.5. Условия питания и охраны здоровья обучающихся

7. Функционирование внутренней системы оценки качества образования

8. Финансово-хозяйственная деятельность

9. Показатели деятельности Полярного института повышения квалификации как организации дополнительного профессионального образования, подлежащей самообследованию

1. О деятельности Института

Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Полярный институт повышения квалификации» (АНО ДПО «ПИПК») (Лицензия № 63-14 от 10.04.2014 г.) осуществляет деятельность по образовательным программам, согласно Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», Письма Минобрнауки России от 09.10.2013 г. № 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании» и других нормативно - правовых актов.

Институт создан для оказания услуг в сфере дополнительного профессионального образования в области строительства, проектирования, инженерных изысканий, пожарной и промышленной безопасности, охраны труда, МЧС, энергобезопасности и энергосбережения, гражданской обороны, экологической безопасности, эксплуатации лифтового оборудования и сосудов, работающих под давлением, управления государственными и муниципальными закупками, обращения с опасными отходами и др.

Предметом деятельности Института является реализация образовательных программ дополнительного профессионального образования.

Целью деятельности Института является повышение уровня профессиональных, информационных, коммуникативных, управленческих компетенций руководящих работников и специалистов по профилю деятельности Института, в том числе создание условий для обучения и других сотрудников организаций по дополнительным программам.

Для достижения поставленной цели Институт решает следующие задачи:

1) организация и проведение курсов повышения квалификации по профилю деятельности Института;

2) удовлетворение потребностей руководящих работников и специалистов в совершенствовании знаний и навыков, включая передовой отечественный и  зарубежный опыт;

3) изучение, обобщение и внедрение передового педагогического и управленческого опыта в области образовательной деятельности;

4) организация и проведение научных исследований в ИХТРЭМС КНЦ РАН г.Апатиты;

5) научно - методическая экспертиза программ, документов и материалов по профилю профессиональных интересов преподавателей Института.

Основные сведения об Институте // Официальный сайт АНО ДПО «ПИПК»: helion-ltd.ru/pipk

2. Нормативная база деятельности

Институт осуществляет свою деятельность на основе следующих нормативных правовых актов:

Федерального уровня:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг».

3. Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 г. № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 01 июля 2013 г., № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».

5. Приказ Рособрнадзора № 785 от 29.05.2014 г. «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «интернет» и формату представления на нем информации».

6. Министерство образования и науки Российской Федерации. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Письмо от 11 июня 2004 года № 01-17/05-01 «О применении дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования».

7. Распоряжение № 985-24 «О расчете предельной численности контингента обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий».

8. Письмо Минобрнауки России от 09.10.2013 г., № 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании» (вместе с «Разъяснениями о законодательном и нормативном правовом обеспечении дополнительного профессионального образования»).

Регионального уровня:

1. Закон Мурманской области от 28 июня 2013 года № 1649-ЗМО "Об образовании в Мурманской области"

Локального уровня:

1. Устав Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Полярный институт повышения квалификации» (АНО ДПО «ПИПК»).

2. Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений АНО ДПО «Полярный институт повышения квалификации» от 20.01.2015 г.

3. Положение о модульном принципе построения программ повышения квалификации Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Полярный институт повышения квалификации» от 20.01.2015 г.

4. Положение о платных образовательных услугах в АНО ДПО «Полярный институт повышения квалификации» от 10.11.2014 г.

5. Положение об условиях обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, с использованием дистанционных образовательных технологий, в АНО ДПО «ПИПК» от 13.04.2015 г.

6. Положение о порядке и основаниях отчисления слушателей из Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Полярный институт повышения квалификации» от 13.04.2015 г.

7. Правила приема специалистов на обучение по программам дополнительного образования с использованием дистанционных образовательных технологий от 01.11.2013

8. Правила внутреннего трудового распорядка для работников Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования от 10.11.2014 г.

3. Система управления

Руководство Институтом осуществляет единолично директор - Ризаев Дмитрий Эрнестович.

Курирует работой Полярного института повышения квалификации заместитель директора по научной работе - Шульженко Анжелика Юрьевна.

Структурными подразделениями Института являются кафедры. Кафедра - основное подразделение, осуществляющее учебно - методическую и научную работу.

В Институте создано 5 кафедр:

- «Жилищно - коммунальное хозяйство и энергетика»;
- «Строительство и проектирование»;
- «Охрана труда, промышленная и экологическая безопасность»;
- «Пожарная безопасность и МЧС»;
- «Экономика и управление на предприятии».

4. Образовательная деятельность

Институт осуществляет повышение квалификации руководителей и сотрудников организаций по разным направлениям:

В 2017 году -
- в области безопасности строительства;
- промышленной безопасности;
- проектирования;
- инженерных изысканий;
- энергобезопасности и энергосбережения;
- охраны труда;
- охраны труда при работе на высоте;
- для получения лицензии в МЧС;
- гражданской обороны;
- пожарно - технического минимума;
- экологической безопасности;
- в области организации эксплуатации лифтового оборудования;
- управления государственными и муниципальными закупками;
- обращения с опасными отходами.

В 2015 году прошли обучение - 669 человек, в 2016 году - 724 человека, а в 2017 году - 667 человек, уменьшение обучающихся связано с тяжелой экономической ситуацией в Мурманской области.

Профессорско - преподавательский состав Института в 2017 году - 18 человек (4 человека - кандидата технических наук), 1 человек продолжает обучаться в аспирантуре - заведующий кафедрой «Охрана труда и промышленная безопасность» - Терещенко Валерий Сергеевич.

Средний возраст научно - педагогических работников организации составил - 49 лет.

В Полярном институте повышения квалификации обучение проходит с использованием дистанционных образовательных технологий.

4.1. Учебно-методическое и организационное обеспечение реализации дополнительных профессиональных образовательных программ

В Институте организовано качественное учебно-методическое и организационное обеспечение реализации дополнительных профессиональных образовательных
программ.

4.2. Основные задачи учебно-методического и организационного обеспечения

- Обеспечение доступного качественного повышения квалификации руководителей и сотрудников организаций на основе реализации модульных образовательных программ, ориентированных на развитие профессиональной компетентности

- Создание условий для повышения уровня внутренней мотивации руководителей и сотрудников организаций в профессионально-личностном развитии, формирования их образовательных потребностей с учетом востребованных в современном мире квалификаций и с учетом требований нормативно - правовых актов.

- Основным параметром, характеризующим учебный процесс, является качество обучения, которое базируется на следующих основных направлениях:

1. Планирование и организация учебного процесса:

- стратегия развития;
- анализ и определение потребности в обучении основного заказчика услуг обучения и подготовка программ обучения;
- разработка учебных программ и согласование с заказчиком услуг;
- реализация учебного процесса;
- контроль и оценка обучения;

2. Развитие компетентности преподавателя:

- базовая педагогическая и профессиональная подготовка, организация методической работы и повышение квалификации;
- разработка планов занятий и их проведение;
- открытые занятия и обмен опытом;

3. Совершенствование учебно-материальной базы;

- использование передовых достижений в области информационных и коммуникационных технологий;
- создание системы электронной поддержки образовательного процесса;
- формирование учебно-материальной базы (далее -УМБ) с учетом современных требований к профессиональному образованию;

4. На качество и эффективность учебного процесса непосредственное влияние оказывают:

- уровень квалификации педагогических работников;
- соответствие учебно-материальной базы целям подготовки и современным достижениям науки и техники, передовым формам и методам обучения;
- качество учебно-методического обеспечения учебного процесса;
- исходный уровень знаний слушателей;
- время подготовки.

Организатором и руководителем учебного процесса является директор Института. Его права и ответственность определены в Уставе.

Для определения эффективности деятельности Института используются систематические отзывы слушателей об уровне подготовки на курсах повышения квалификации.

4.3. Виды и особенности образовательных программ

Реализуемые образовательные программы дополнительного профессионального образования полностью соответствуют заявленному уровню подготовки, нормативному сроку обучения (от 16 часов до 120 часов). Образовательные программы включают в себя:
- планируемые результаты обучения;
- учебный план;
- рабочую программу;
- итоговый тест по программе;
- глоссарий;
- литературу.
Все материалы объединены в учебно - методические комплексы по программам.

Данные комплексы составлены в соответствии с требованиями, определенными Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 1 июля 2013 г. № 499 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».

4.4. Источники учебной информации

В качестве источников учебной информации в Полярном институте повышения квалификации используются:
1). подготовленный преподавателями раздаточный материал, который включает в себя:
- нормативные правовые акты;
- лекции;
- статьи по заявленной теме;
- список литературы;
- презентации;
- глоссарий;
- учебную программу;
2) информационные источники кафедр;
3) фонды электронной библиотеки;
4) информационные ресурсы глобальной сети Интернет.

Институт обеспечивает каждого слушателя раздаточным материалом, методическими пособиями, необходимыми для организации образовательного процесса.

Программы дополнительного профессионального образования обеспечиваются учебно - методическими комплексами (УМК).

В состав УМК входят: учебно - методические пособия, рекомендации по изучению программы, тестовые задания и лекционный курс, программа дополнительного профессионального образования и др. материалы. УМК предоставляется слушателям в электронном виде или на бумажном носителе (по желанию).

Особое место в учебном процессе занимает обучение с использованием информационных технологий. Это обучение имеет целью создать наиболее благоприятные условия для осуществления дидактических процессов.

Основными чертами обучения в рамках информационных технологий являются:

- активное и целенаправленное воздействие на весь ход обучения;
- индивидуализация процесса обучения, поскольку каждый обучаемый работает самостоятельно в удобном для него темпе и получает необходимые указания;
- разделение учебного материала на посильные дозы;
- наличие специальных программированных учебных пособий, в которых предусматривается точная последовательность действий обучаемого;

Технические средства обучения применяются для индивидуального и группового обучения.

Особенностью средств для группового обучения является наличие единой системы управления индивидуальными устройствами, фиксации результатов обучения и контроля.

Организация учебного процесса призвана обеспечить необходимое качество профессиональной подготовки.

5. Научно-исследовательская деятельность

1. Институт осуществляет научную деятельность по разным направлениям:
• научные исследования, проводимые совместно с сотрудниками Института химии и технологии редких элементов и минерального сырья им. И. В. Тананаева Кольского научного центра Российской Академии наук;
• повышение научной квалификации;
• подготовка научных публикаций;
• участие в подготовке научных кадров;
• проведение конференций и семинаров;
• повышение качества подготовки специалистов путем привлечения слушателей к совместным с преподавателями и научными сотрудниками научным исследованиям

2. Актуальная проблема научно-исследовательской деятельности Полярного института - «Особенности рационального использования природных ресурсов Кольского полуострова ». Данная проблема достаточно широко освещена в статьях наших преподавателей.

3. Особое значение имеет издательская деятельность.

В 2013 году преподавателями Института было подготовлено 4 единицы печатных учебных изданий, методических и периодических изданий, а в 2014 году - 20 единиц.
В 2015 году - 6 единиц, в 2016 году - 3 единицы, в 2017 году - 4 единицы.

4. Проведение международных и всероссийских, и региональных научных семинаров и конференций.
В 2013 году - 3 мероприятия, в 2014 году - 2 мероприятия, в 2015 году - 2 мероприятия, в 2016 году - 1 мероприятие, в 2017 - 1 мероприятие.

6. Материально-техническая база обучения

Материально-техническая база Полярного института повышения квалификации соответствует целям и задачам деятельности образовательной организации.

В 2017 году материально - техническая база Полярного института пополнилась 2 досками пробковыми с деревянной рамкой (для объявлений), новым сканером Be@rPaw, 2448ТА Pro.

Образовательный процесс проходит с использованием дистанционных образовательных технологий.

6.1. Аудиторный фонд

АНО ДПО «ПИПК» располагает 2 оборудованными учебными кабинетами.

Лекции и семинары со слушателями проводятся в малом конференц - зале конгресс - отеля «Меридиан» и в гостинично - деловом центре «Арктика».

6.2. Оснащенность техническими средствами обучения

Полярный институт повышения квалификации располагает:
- 6 персональными компьютерами;
- 3 сканерами;
- 4 принтерами;
- 4 телефонами/факс;
- 3 skype;
- 2 sipnet;
- 2 пробковые универсальные доски.
В своем распоряжении образовательная организация имеет флипчарты, интерактивную доску. Учебная мебель постоянно закупается и обновляется.

6.3. Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

Все компьютеры в аудиториях подключаются к локальной вычислительной сети, с выходом в интернет.

6.4. Библиотечный фонд и электронные образовательные ресурсы

Информационно - библиотечный центр располагает следующими ресурсами:
- книжный фонд и периодические издания (бюллетени Национального объединения строителей, справочники, учебно - методическая литература и др.) - около 200 экз.,
- электронные образовательные ресурсы: CD / DVD - 110 экз.
- электронная библиотека (на сайте: helion - ltd.ru/pipk).

6.5. Условия питания и охраны здоровья обучающихся

Процесс обучения осуществляется в соответствии с требованиями санитарных норм и правил. Сотрудники и слушатели АНО ДПО «ПИПК» обеспечиваются доступом к источникам питьевой воды, действуют кофейный автомат. В учебном кабинете имеется аптечка оказания первой помощи.

7. Функционирование внутренней системы оценки качества образования

Итоговый контроль хода и результатов обучения осуществляется преподавателями посредством оценивания качества выполнения слушателями модульных контрольных тестов, предусмотренных программами дополнительного профессионального образования.

В заседании комиссии по проверке знаний по разным направлениям принимают участие преподаватели кафедр.

Итоговый контроль предназначен для определения степени достижения учебных целей по учебной дисциплине. Формы итогового контроля устанавливаются учебным планом.

Зачеты служат формой проверки уровня знаний обучаемых.

Для проведения зачетов в Институте разрабатываются следующие материалы:
- перечень вопросов, примеры и задачи, выносимые на зачет;
- необходимый справочный материал, которым разрешается пользоваться обучаемым во время проведения зачета (справочники, таблицы и т. д.);

Обучаемым, не сдавшим зачеты в установленные сроки по уважительным причинам (болезнь, семейные обстоятельства и т. п.), подтвержденным документально, решением директора Института по согласованию с руководителями, направившими на обучение своих работников, устанавливаются индивидуальные сроки сдачи зачетов.

Контроль учебного процесса проводится с целью получения объективной информации для оперативного принятия мер по его совершенствованию. Контроль должен быть целенаправленным, систематическим, объективным и охватывать все направления учебного процесса, выявлять недостатки и положительные стороны, сочетаться с оказанием практической помощи и решать главную задачу - повышение качества обучения. Контроль, наряду с организационными, методическими, материальными и кадровыми вопросами, является одним из направлений обеспечения качества учебного процесса.

Контроль учебного процесса в Институте включает в себя не только контроль знаний слушателей, но и контроль подготовленности преподавательского состава к занятиям.

Ведется график обучения слушателей по разным направлениям.

8. Финансово-хозяйственная деятельность

Основным документом финансового планирования деятельности Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Полярный институт повышения квалификации» является План финансово - хозяйственной деятельности.

План финансово-хозяйственной деятельности за 2017 год был выполнен.

Расходование средств от приносящей доход деятельности осуществлялось на выплату заработной платы преподавателям и сотрудникам АНО ДПО «ПИПК», на оплату страховых взносов, налогов, аренду учебных помещений, содержание и ремонт оборудования, укрепление материально - технической базы, приобретение и сопровождение компьютерных программ и т.д.

Финансово - хозяйственная деятельность АНО ДПО «ПИПК» ведется тщательно и последовательно, много денежных средств используется для развития образовательной организации.

9. Показатели деятельности Полярного института повышения квалификации как организации дополнительного профессионального образования, подлежащей самообследованию

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 10 декабря 2013 г. N 1324 предоставляем сведения о показателях деятельности Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Полярный институт повышения квалификации» (таблица № 1).

Таблица № 1 Показатели деятельности Полярного института повышения квалификации, как организации дополнительного профессионального образования, подлежащей самообследованию

№ п/п

Показатели

Единица измерения

1.

Образовательная деятельность

 

1.1

Численность слушателей, обучившихся по

дополнительным профессиональным программам повышения квалификации по разным направлениям

667 чел./100 %

1.1.1

Численность слушателей/ удельный вес численности слушателей, обучившихся по дополнительным профессиональным программам в области безопасности строительства, проектирования и промышленной безопасности

140 чел/20 %

1.1.2

Численность слушателей/ удельный вес численности слушателей, обучившихся по дополнительным профессиональным программам в области энергобезопасности и энергосбережения

199 чел/24 %

1.1.3

Численность слушателей / удельный вес численности слушателей, обучившихся по дополнительным профессиональным программам в области МЧС

16 чел/2 %

1.1.4

Численность слушателей / удельный вес численности слушателей, обучившихся по дополнительным профессиональным программам в области охраны труда/ пожарной безопасности/пожарно – технического минимума

285 чел/46 %

1.1.5

Численность слушателей / удельный вес численности слушателей, обучившихся по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны

12 чел/2 %

1.1.6

Численность слушателей / удельный вес численности слушателей, обучившихся по дополнительным профессиональным программам в области экологической безопасности и обращения с отходами производства и потребления

15/6 %

1.2

Всего программ, количество реализуемых образовательных программ повышения квалификации по разным направлениям

98, 46/55%

1.2.1

Всего программ, количество/удельный вес реализуемых образовательных программ повышения квалификации в области безопасности строительства, проектирования и промышленной безопасности

48, 15/31%

1.2.2

Всего, количество/удельный вес реализуемых образовательных программ повышения квалификации в области энергобезопасности и энергосбережения

4, 4/100

1.2.4

Всего, количество/удельный вес реализуемых образовательных программ повышения квалификации в области МЧС

10, 10/100 %

1.2.5.

Всего, количество/удельный вес реализуемых образовательных программ повышения квалификации по пожарно – техническому минимуму/охране труда, охране труда при работе на высоте 1,2, 3 группы/по стропальщикам

23, 8/41 %

1.2.6

Всего, количество/удельный вес реализуемых образовательных программ повышения квалификации по гражданской обороне

4, 4/100%

1.2.7.

Всего, количество/удельный вес реализуемых образовательных программ повышения квалификации в области инженерных изысканий

6, 2/35%

 

Всего, количество/удельный вес реализуемых образовательных программ повышения квалификации в области госзакупок

3, 3/100 %

1.3

Количество разработанных дополнительных профессиональных программ за отчетный год

5/100 %

1.3.1

Количество/удельный вес разработанных дополнительных профессиональных программ по гражданской обороне

1/20 %

1.3.2

Количество/ удельный вес разработанных дополнительных профессиональных программ по охране труда при работе на высоте, 1,2,3 группы, обучение стропальщиков

4/80 %

1.4

Численность профессорско – преподавательского состава за отчетный год

18/100 %

1.4.1

Численность/удельный вес численности научно – педагогических работников, имеющих ученые степени и (или) ученые звания, в общей численности научно – педагогических работников образовательной организации

4/31 %

1.4.2

Численность/удельный вес численности научно-педагогических работников, прошедших за отчетный период повышение квалификации или профессиональную переподготовку, в общей численности научно-педагогических работников

2/15 %

1.4.3

Средний возраст штатных научно – педагогических работников организации дополнительного профессионального образования

49 лет

1.4.4

Результативность выполнения организацией образовательных задач в части реализации дополнительных профессиональных программ

93 %

1.5

Научно-исследовательская деятельность

 

1.5.1

Количество подготовленных печатных учебных изданий, методических и периодических изданий, количество изданных за отчетный период

14 единиц

1.5.2

Количество проведенных международных и всероссийских (межрегиональных) научных семинаров и конференций

1 мероприятие

1.5.3

Численность/удельный вес численности научно – педагогических работников без ученой степени кандидатов наук докторов наук в общей численности научно – педагогических кадров

14

14 4

1.8

Число научных, информационно – практических изданий, в том числе электронных, издаваемых образовательной организацией

3

1.6

Финансово – экономическая деятельность

 

1.6.1

Доходы образовательной организации по всем видам финансового обеспечения (деятельности)

2 229 900 рублей

1.7

Инфраструктура

 

1.7.1

Общая площадь помещений, в которых осуществляется образовательная деятельность

47,1 м

1.7.2

Имеющиеся помещения у образовательной организации на праве собственности

0 м

1.7.3.

Имеющиеся в аренде помещения у образовательной организации

47,1 м

10. Выводы

На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что условия реализации образовательного процесса в целом достаточны для подготовки обучающихся по заявленным программам.

По результатам проведенного анализа рекомендуется:

1. продолжить работу по внедрению в учебный процесс инновационных педагогических технологий;
2. продолжить процесс пополнения и обновления библиотечного фонда учебной литературой по всем дисциплинам;
3. продолжить процесс привлечения преподавателей - практиков с учеными
степенями и званиями к образовательному процессу.

Зам. директора по научной работе _________________ Шульженко А.Ю.

Локальные документы

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

34.229.24.100

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2019 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .