Оценка потенциальных угроз морским птицам Баренцева моря при разработке Штокмановского ГКМ |
Стратегия охраны морских птиц в России опирается на сеть особо охраняемых природных территории и акваторийКРАСНОВ Ю.В., СПИРИДОНОВ В.А., ШАВЫКИН А.А., НИКОЛАЕВА Н.Г. В докладе рассматривается предварительная оценка потенциальных угроз морским птицам Баренцева моря при разработке Штокмановского месторождения, анализируются возникающие при этом проблемы, в том числе с учетом международных обязательств России.Освоение морских углеводородных месторождений способно оказать негативное воздействие на морские экосистемы и, в первую очередь, на морских птиц. В бассейне Баренцева моря углеводородное загрязнение особенно опасно для птиц-ныряльщиков (морских уток и частиковых птиц). Представители частиковых - толстоклювая кайра Uria lomvia и люрик Alle alle - являются наиболее многочисленными видами в Баренцевом море. Соглашение о защите окружающей среды Арктики было заключено рядом стран, в том числе и Россией, в 1991 г. Наряду с другими вопросами, оно предполагало разработку стратегии охраны арктической флоры и фауны (CAFF). В 1992 г. в Оттаве (Канада) было решено сосредоточить основные усилия на охране нескольких видов морских птиц и, в первую очередь, двух видов кайр (тонкоклювой U. aalge и толстоклювой). Поскольку в российском секторе Баренцева моря последний вид является наиболее многочисленным, от России он требует особого внимания. По нашим оценкам численность его популяции здесь составляет от 500 тыс. до 1 млн. особей. Одни из крупнейших колоний толстоклювых кайр в Баренцевом море располагаются на западном побережье Новой Земли. Россия принимала активное участие в дискуссиях и завершающей разработке «Стратегии охраны арктических кайр и плана мероприятий» (International Murre Conservation Strategy And Action Plan. CAFF. 1996). Отметим, что одно из заседаний проходило в 1995 г. в Москве. При разработке упомянутого выше документа эксперты исходили из осознания высокой уязвимости кайр (ввиду особенностей их экологии) и возможности эффективной охраны только в случае наличия полной и корректной информации о состоянии видов. Его целью было внедрение инициативных действий по сохранению и восстановлению популяций кайр в Арктике. Для достижения этой цели, среди прочих мероприятий, предполагалось свести к минимуму негативное воздействие на птиц многообразных аспектов экономической деятельности. Стороны подчеркивали необходимость объединения усилий для успешной реализации программы. С момента разработки этого документа прошло достаточное количество времени, чтобы оценить его жизнеспособность и эффективность в российских условиях. Тем более, что в последнее десятилетие актуальность предлагавшихся действий значительно возросла, вследствие активизации нефтегазодобычи на шельфе морей, в том числе и Баренцева моря. Стратегия охраны морских птиц в России опирается на сеть особо охраняемых природных территории и акваторий, в которой главенствующая роль отведена государственным природным заповедникам. С момента ее активного формирования и до настоящего времени, в целом, она решала поставленные перед ней задачи. С началом промышленной добычи углеводородного сырья на шельфе и массовой транспортировки нефтепродуктов через акваторию Баренцева моря положение начало стремительно меняться. Границы заповедников и заказников на акваториях моря не способны оградить природные комплексы от хронического загрязнения и аварийных разливов углеводородов. Вследствие особенностей своей экологии, кайры особенно чувствительны к загрязнению нефтепродуктами. Даже небольшое количество последних приводит птиц к гибели от переохлаждения. Объем работ по экологическому сопровождению нефте- и газодобычи. Перед началом любого проекта проводятся инженерно-экологические изыскания, оценка воздействия на окружающую среду, экологическая экспертиза. Все это так. Но в России техническая сторона подготовки к разработке морских месторождений заметно опережает разработку комплекса природоохранных мероприятий, призванных нейтрализовать или свести к минимуму возможные негативные воздействия как в целом на экосистему, так и на морских птиц в частности. Более того, даже при наличии большого количества нормативных документов, определяющих экологическое сопровождение нефте- и газодобычи на шельфе России, в этом вопросе имеются существенные пробелы. Одна из основных проблем, не решенная до конца, - обоснованный выбор объемов экологических исследований на различных стадиях сопровождения подобных проектов, требований и рекомендаций к количеству собираемой информации при проведении инженерно-экологических изысканий, оценки воздействия на окружающую среду и экологического мониторинга (Духно, 2004). Из практики проведения таких мероприятий известно, что финансируется минимальный объем работ. К примеру, при подготовке ОВОС необходима оценка воздействия эксплуатации ШГКМ на морских птиц. Для этого, прежде всего, требуется информация о численности и закономерностях сезонного распределения птиц на акватории, по крайней мере, восточной части Баренцева моря. Исторически сложилось так, что исследования морских птиц проводили здесь в ограниченных масштабах и, большей частью, лишь в нескольких гнездовых колониях. Фактически, используя весь имеющийся на сегодняшний день объем информации, не удастся объективно оценить количественные характеристики возможного негативного воздействия на морских птиц в случае реализации данного проекта. Для этого требуется выяснить фоновое состояние орнитофауны в открытых районах моря в течение полного годового цикла. Исследования фонового состояния среды (независимо от степени изученности района) необходимо осуществлять, принимая во внимание возможность значительной изменчивости климатических и океанологических условий, обычных для арктических морей. Это требует проведения ежегодных экологических съемок в течение ряда лет. Однако, при осуществлении в 2003 году инженерно-экологических изысканий по Штокмановскому газоконденсатному месторождению, учеты численности морских птиц были выполнены однократно с борта исследовательского судна в районе самого месторождения и по трассе прохождения продуктопровода, тогда как для получения реальной картины необходимо было обследовать всю восточную часть Баренцева моря с использованием самолета-лаборатории. Для решения подобных задач, при изучении столь динамичного объекта, как морские птицы, исследования с борта судна абсурдны. Проводить исследования подобным образом все равно, что не проводить их вообще. Отсутствие до конца 90-х годов необходимых методов учета птиц тормозило изучение внегнездовой экологии, сезонной динамики и размещения птиц на акватории моря. Разработка специального метода учета морских птиц с борта тяжелых самолетов (летающих лабораторий) позволило преодолеть это препятствие (Краснов, Черноок, 1999: Краснов и др., 2004). Наблюдения с борта самолета-лаборатории в сентябре 1997 г позволили получить материал, характеризующий размещение морских птиц на большей части акватории Баренцева моря. Была обнаружена концентрация выводков кайр (взрослых особей и птенцов) в юго-восточных районах бассейна (Краснов и др.. 2002). Однако, из-за отсутствия средств для полномасштабных исследований, характер размещения птиц на акватории восточной части Баренцева моря в течение годового цикла неясен, а сезонная динамика их численности неизвестна. Такой просчет при реализации проекта может оказаться фатальным для морских птиц. В итоге, в ближайшем будущем, вследствие расширения добычи и транспорта углеводородного сырья с обширных месторождений на шельфе Баренцева моря, загрязнение будет представлять основную угрозу для морских птиц региона.Объем и характер научных исследований, выполненных в последние годы, не позволяют в полной мере контролировать популяции морских птиц, включая кайр, и обеспечить их защиту в новых экономических условиях. Отношение государственных структур к обязательствам, вытекающим из документов CAFF, можно оценить как формальное. Одним из решений этой ситуации может быть целевое финансирование подобных работ газо- нефтяными компаниями. Однако, они, по понятным причинам, используют возможности лишь формального выполнения требований подготовки оценки воздействия на окружающую среду и стремятся предельно уменьшить свои расходы, связанные с обеспечением экологической безопасности проектов. Это отношение изменится, если деятельность компаний, разрабатывающих морские нефтегазовые проекты, будет находиться в фокусе внимания природоохранной и научной общественности, и будет существовать независимая система рейтинга «экологического лица компании». Материалы международной конференции "Нефть и газ арктического шельфа - 2004"
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 3253 |