Атомному ледокольному флоту - быть! |
Ю.М. Ерыкалов, ответственный сдатчик по системам контроля и управления на атомном ледоколе «Ленин» от машиностроительного предприятия «Звездочка». Почетный судостроительО высочайшем качестве работ, проведенных «Звездочкой» четыре десятилетия назад на атомном ледоколе «Ленин», говорит его 20-летняя бесперебойная работа в суровых водах и льдах Арктики. В первую очередь это касается атомной энергетической установки корабля. «Звездочка» вовремя и в полном объеме выполнила возложенную на нее задачу по замене атомной энергетической установки. Было трудно: в кратчайшие сроки требовалось выполнить огромный объем работ, изготовить уникальное оборудование, освоить новые технологии. Обеспечить сдачу атомного ледокола «Ленин» в установленные сроки позволили новые технические решения, использованные при модернизации:1. Агрегатирование в цехах и последующая погрузка на ледокол баков железоводной защиты (БЖВЗ) и основного оборудования энергоустановки; 2. Замена крепления плит биологической защиты на переборках реакторного помещения на сварочный вариант (по проекту предусматривалось крепление на гужонах); 3. Внедрение электрошлаковой сварки и плазменной резки; 4. Разработка приспособления для индукционного нагрева патрубков «паука» для обеспечения их бездефектной сварки; 5. Стендовая и комплексная проверки совместной работы механизмов, систем, устройств автоматики, контроля и управления АППУ до монтажа на ледоколе; 6. Освоение современных методов обработки толстолистовой стали: плазменная резка, электрошлаковая сварка. Два с половиной года напряженных работ позволили «Звездочке» проверить готовность предприятия к проведению Совместная и слаженная работа ученых и создателей техники, корабелов «Звездочки» и членов экипажа ледокола позволила стране уверенно встать на суровые трассы Северного морского пути, где Россия остается и до сих пор.Уже с 1975 года начинают строить атомные ледоколы второго поколения: «Арктика» и «Сибирь». Следом за ними пошли «Россия», «Советский Союз», «Таймыр», «Вайгач», «Севморпуть», «Ямал», «Урал». Мы доказали: «Атомному ледокольному флоту - быть!». Именно на это особо указал капитан ледокола «Ленин» Б.М. Соколов на встрече, посвященной 20-летней годовщине сдачи ледокола. Он с благодарностью отозвался о корабелах «Звездочки» и их заслугах перед Родиной: «За двадцать лет ни от меня, ни от кого-то из экипажа не прозвучало ни одного плохого слова в адрес заводчан. Ни одной рекламации подано не было. Все это благодаря стараниям коллектива «Звездочки». Сработано поистине колоссально! С первой атомной установкой ОК-150 экипажу ледокола пришлось помучиться. Ведь она обладала низкой ремонтопригодностью. Новая ОК-900 в сравнении с ней - день и ночь. За шесть лет мы никогда не могли вывести ОК-150 на полную мощность, случались неполадки, и это давало серьезные козыри противникам атомного флота. Но, когда уже с новой атомной установкой ОК-900 мы показывали отличные результаты работы ледокола, это обезоруживало скептиков. Не будь безаварийной работы «Ленина» за 5-7 лет, последующих за ремонтом, не будь этого высочайшего качества работы «Звездочки», будь хоть малейшие срывы в эксплуатации установки, трудно было бы переубедить маловеров, сомневавшихся в будущем этой техники. Но мы - экипаж - верили! Особенно в Арктике. И те суда, которые шли северными морями, знали: «Ленин» идет - зимовки не будет! Ведь что такое ледокол с атомной энергетической установкой? Возьмем топливо. В сутки двигатели без «атома» потребляли бы 560 тонн каменного угля или 240 тонн дизельного топлива. Ледоколам без ядерного топлива пришлось бы «прицепом» помимо каравана судов водить за собой заправщик. На «Ленине» же после очередной загрузки ядерного топлива мы могли проходить 4-5 арктических навигаций. Причем вести за собой суда в сплошных льдах до двух метров толщиной. Новая установка зарекомендовала себя отлично. Если на установке первого поколения за шесть лет было пройдено 82 тысячи морских миль и проведено 400 судов, то с установкой 0К-900 ледокол прошел более 650000 морских миль, в том числе более 560000 - во льдах. С новым «сердцем» осуществлена проводка во льдах 3471 транспорта: рыболовных, торговых, промышленных судов и военных кораблей. Необходимость атомных ледоколов на Севере и их надежность была доказана «Лениным» с новой энергетической установкой ОК-900. Установка 0К-900 стала базовой для новых проектов российских атомных надводных судов. Но необходимо сказать, что этого не произошло бы, не будь того энтузиазма, грамотности и высокой трудоспособности сотрудников научных организаций, рабочих «Звездочки», контрагентских организаций и экипажа. Первый в мире атомный ледокол «Ленин» стал также превосходной школой для экипажей будущих атомных ледоколов. Около 5000 человек прошли стажировку и обучение на ледоколе за 30 лет. На новых атомных ледоколах трудятся и применяют накопленный опыт 82 члена экипажа атомного ледокола «Ленин». Что дал первый в мире атомный ледокол «Ленин» после своего второго рождения в 1970 году для всего арктического судоходства, говорить можно долго и много. Приведу лишь несколько примеров:1. Добыча руды в Норильске. Вывоз возможен лишь через Дудинку в период кратковременной навигации. В результате накапливались горы этой руды, которая ждала отгрузки на транспорт. Благодаря «Ленину» стала возможной круглогодичная проводка судов на Дудинку для перевозки норильской меди с 50 компонентами. Рудный конвейер стал круглогодичным. 2. Доставка труб для нефтегазовых месторождений Ямала в цикле составляла 8 месяцев. В 1976 году теплоход «Павел Пономарев», проход которому обеспечил «Ленин», смог морем осуществить эту доставку за 2 недели! Трубы выгружали прямо на припай без повреждений и загрязнений, которые неизбежно возникали бы при старой схеме доставки их из Германии железнодорожным и морским транспортом с многочисленными перегрузками. 3. В навигацию 1977-1978 годов ледокол отработал 390 суток, длилась навигация 13 месяцев. Мы проводили все виды транспортов, в том числе и для Вьетнама. 4. Повержены скептики. Кроме первого в мире атомного ледокола «Ленин» на трассах Северного морского пути сейчас девять атомных ледоколов и транспортных судов. 5. Проведены десятки исследовательских работ и научных экспериментов в целях повышения надежности и ходовых качеств атомоходов и многое другое...» В своей статье «Гудок у кромки льда» в газете «Правда» (1989 год), посвященной последнему рейсу атомохода «Ленин», В. Чертков писал: «...Перед тем, как настала очередь второго поколения атомоходов, уже никто не сомневался в преимуществах подобного типа ледоколов. Учтя все недостатки, выявленные при эксплуатации ледокола «Ленин», советские конструкторы создали «Арктику» мощностью 75 тысяч лошадиных сил и вслед за ней - однотипные «Сибирь», «Россию». Атомоходы ставили рекорды и сами же их и били. Вслед за «Арктикой» к Северному полюсу вышла, преодолев тяжелейшие льды, «Сибирь». С появлением атомоходов выросла новая и замечательная плеяда ледовых капитанов: Б.М. Соколов, Ю.С. Кучиев, В.К. Кочетков, А.А. Ламехов, В.А. Голохвастов, З.А. Вибах. Ледокол «Ленин» стал настоящей школой для трех поколений моряков, осваивающих мирный атомный флот. Атомный ледокол «Ленин». Второе рождение
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 1845 |