Главная Не очаровываться
Не очаровываться Печать E-mail

Управленцам удалось повернуть недовольство моряков в нужное русло, чтобы удержать флот в своих руках

В начале 1990-х годов руководство «Севрыбпромразведки», как, впрочем, и всех других флотов, захлестнуло половодье радиограмм с промысла, в которых моряки требовали, требовали, требовали...

Осмелюсь сказать, что начальнику «Промразведки» Геннадию Анисимовичу Сторожеву было чуть легче отвечать на эти РДО, чем другим флотоводцам. Он имел полное право сказать, что индексация зарплаты - это прерогатива правительства, что для государственного предприятия, которое не подлежит акционированию, весьма ограничены варианты долевой системы оплаты труда отдельных экипажей, что... То есть он мог почти безболезненно «перевести стрелки» на Москву, оградив себя от критики.

Тем более что финансовое положение предприятия в сравнении с другими флотами было более устойчивым. Мало того, вскоре управленцам удалось повернуть недовольство моряков в нужное русло, чтобы удержать флот в своих руках. Тринадцать капитанов «Промразведки» от имени экипажей своих судов направили в двенадцать адресов, начиная от Президента России, следующую радиограмму:

- Несмотря на наши неоднократные обращения во все инстанции о решении вопроса приватизации предприятия «Севрыбпромразведка» по второму варианту, вопрос уже в течение двух месяцев не решен. В нарушение Указа Президента, Закона о приватизации к мнению трудового коллектива никто не прислушивается, стараются решить все без нас. Некоторыми лицами в Комитете по рыболовству РФ делается все, чтобы не дать приватизировать предприятие в отведенные сроки, а развалить его, раздробить и растащить флот. При этом не берется во внимание, что будет дальше с людьми, с их социальным положением. В период проходящих в стране реформ приватизация предприятия является единственно правильным решением...*

Следом за этой радиограммой масла в огонь подливает зам. генерального директора «Севрыбпромразведки» П.В.Виноградов:
- Флот обеспечивает выполнение научных работ, проводимых по программам ПИНРО. Однако принято решение о передаче научно-исследовательских судов (НИС) в федеральную собственность. А следовательно, они не подлежат акционированию. В частности, на основании предложения руководства ПИНРО одиннадцать наших НИС следует отдать институту. Это ставит их экипажи в очень сложное положение, поскольку они лишаются права на часть собственности флота, на развитие которого отдали годы жизни, силы и здоровье.

Опять нашу судьбу пытаются решить без учета нашего мнения...*

На страницах этой книги мы уже не раз говорили о застарелом споре-конфликте между флотом и институтом, которые, как сиамские близнецы, рождены были быть вместе и заниматься одним большим государственным делом. Но, как видим, когда речь пошла о собственности, о возможности ухватить «до сэбэ» тот или иной лакомый кусок - и сиамские близнецы начинают воевать друг с другом. Что ж, пусть так. Мне же в этой главе хочется рассказать о другом, о почти фантастической козырной карте, которая выпала руководству «Севрыбпромразведки». Карте, благодаря которой флот сумел выбраться из водоворота безденежья, сумел благополучно пережить годы безвластия между двух революций августа 1991-го и октября 1993-го. Пережить и, «набирая скорость, поплыть в сторону берега благополучия и процветания»•, - именно так экономический обозреватель «Рыбного Мурмана» Инна Березюк охарактеризовала курс «Промразведки» в начале 1993 года. Не правда ли, весьма любопытное определение на фоне всеобщей безысходности и хаоса? Рассмотрим же создавшуюся ситуацию внимательнее.

Как и у всех флотов, суда «Севрыбпромразведки» (СРПР) работали в южных широтах. Но когда грянуло повышение цен на топливо, все суда побежали на Север. И лишь у СРПР по ту сторону экватора остались четыре траулера: два ловят клыкача, два - кальмара. Топливную проблему решили с помощью «Боминфлота» и «Мурман-Ойла», получилось даже дешевле, чем если бы его доставляли танкерами «Севрыбхолодфлота». Вторая неразрешимая для всех флотов проблема касалась перелета экипажей, точнее, его стоимости. И здесь нашли выход: соединяют окончание рейсов сразу у двух-трех экипажей и заказывают самолет в Аэрофлоте. А потом стали подумывать и о других авиакомпаниях, где и цены ниже, и скидки больше, и сервис выше. Купили два автобуса фирмы «Мицубиси», чтобы моряков, прилетевших после промысла в Киркенес, оттуда домой на своем автобусе везти...

Однако главная проблема в ином: что делать с продукцией, выработанной на другом конце планеты? Везти в Россию накладно. Значит, сбывать на месте. Вот тут-то и был заключен союз с уругвайским бизнесменом Гастоном Руссо. Вместе с ним рассмотрели перспективы покупки перерабатывающего завода в Монтевидео. Стали изготавливать улучшенный ассортимент, доходы возросли. Скажем, колечки из кальмара в 2,5 раза дороже тушки. Что касается еще одного больного вопроса - ремонта судов, то и он был решен там же, в Уругвае, весьма успешно. Оказалось, что одной из верфей руководит отец господина Гастона. Заключили договор, избавились как от дальних переходов, так и от нехватки запчастей и всего прочего, что обязательно сопутствует отечественному судоремонту.

- Побывал и сеньор Гастон Руссо в Мурманске, зимой, чтобы увидеть снег, - пишет И.Березюк. - Гостя удивило все: почему не зябнут-веселятся голуби, как мальчишка на морозе может с аппетитом есть мороженое? Видно, запал ему в душу этот мурманский пацан, потому что в свой очередной приезд Руссо предложил Г.В.Сторожеву выпускать в Мурманске уругвайское мороженое - 28 видов отличного, без малейшей «химии»! Закупили оборудование, отремонтировали здание под него. А в канун Нового года ветераны флота и пожилые люди подшефного «Севрыбпромразведке» микрорайона получили из далекого Уругвая яблоки, апельсины, лимоны и даже ананасы - щедрый подарок от сеньора Гастона. Он заплатил не только за 2,5 тонны фруктов, но и выложил 20 тысяч долларов за доставку подарка в Мурманск, хотя самолеты всех без исключения стран перевозят гуманитарную помощь бесплатно. Но только не наш Аэрофлот...

Поступок сеньора Гастона Руссо говорил не только о щедрости его души, но и свидетельствовал о том, насколько он ценит сотрудничество с флотом, с его руководителями. На Западе уже хорошо узнали цену заверениям российских предпринимателей, которые привыкли все списывать на общую нестабильность экономики и правовой системы в России. Уругвайские партнеры успели убедиться: если Сторожев или его зам Виноградов сказали, обещали что-то, - можно не сомневаться, что именно так и будет. Убеждена была в этом и одна из ведущих норвежских фирм, с которой СРПР сотрудничала третий год. Как бы не колебались цены, как бы не манили более высокой ценой другие фирмы - договор был дороже денег. Надежность отношений, доверие к партнеру легли в основу совместного с финнами предприятия «Арктик-Салмон» по выращиванию форели.

Было еще одно направление деятельности «Промразведки», совершенно необычное для наших моряков. Промыслом криля занимались все флоты. Но - на муку. В лучшем случае выпускали мясо криля. А вот переработкой панциря на ценнейшее сырье - хитозан, никто не интересовался. А он был жизненно важен для лечения онкологических больных. И Сторожев, всесторонне изучив проблему, нашел партнеров в следующей технологической цепочке: на судах панцирь морозят, хранят в холодильниках в Монтевидео, а далее либо привезут на фармакологическую фабрику в Санкт-Петербург, либо перерабатывают на месте с помощью немецких партнеров. А вот и совсем близкий к нам с вами проект. Совхоз «Арктика» стонал под гнетом монополиста - молокозавода. И Сторожев решил создать совместное предприятие по пастеризации и упаковке молока... И, наконец, о рыбе. 20 процентов общефлотского вылова идет на мурманские прилавки. Что касается научной программы, то в отличие от всех других флотов, не выделивших ПИНРО ни рубля, «Севрыбпромразведка» отстегнула на проведение научных, изыскательских работ, на перспективную и оперативную разведку почти два миллиарда рублей.

- Не думаю, что все выше сказанное легко далось руководству СРПР, - подводит итог журналист. - Но это - тема особого разговора. Здесь же хотелось только показать, что и в хаосе и беспределе нынешней нашей жизни находятся, слава Богу, компетентные, творчески мыслящие, ищущие люди. •

Вот такой необычный для тех лет материал подготовила Инна Петровна. Чувствуется, что писала с удовольствием, смакуя детали. Не так часто приходилось рассказывать читателям о хороших перспективах и щедрых людях, окружающих нас. Хотелось верить в хорошее. Но, как говаривал Толя Вилов, «чтобы не разочаровываться, надо не очаровываться». Прошло не так много времени, и «Рыбный Мурман» короткой информацией нарушил идиллию:

- Рыбаки месяцами за свой нелегкий труд в море не получают зарплату, а областная налоговая инспекция знай себе облагает штрафами, что приводит к арестам расчетных счетов рыбацкие коллективы. Очередной жертвой ее пало управление «Севрыбпромразведка». Как мы выяснили, только что налоговая инспекция наложила на поисковиков штраф в 24 миллиарда рублей. Расчетный счет предприятия арестован. По мнению начальника управления Г.А.Сторожева, в связи с тем, что вопрос взаимоотношений с налоговой службой касается всех рыболовецких флотов, он должен решаться на самом высоком уровне Комитетом по рыболовству России. А иначе развал отрасли, кормящей россиян рыбой, неизбежен и последствия его непредсказуемы.*

• Рыбаки требуют... «РМ» от 18 декабря 1992 года.

• ...А Комитет отдает суда ПИНРО, «РМ» от 18 декабря 1992 года.

• Кто ищет - находит, «РМ» от 26 февраля 1993 года.

• Кто ищет - находит, «РМ» от 26 февраля 1993 года.

• Очередная жертва, «РМ» от 21 января 1994 года.

Рыбный Мурман в кавычках и без (1983 - апрель 2000) 


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

18.97.9.168

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .