Главная Мурманский рыбообрабатывающий комбинат
Мурманский рыбообрабатывающий комбинат Печать E-mail

Продолжающаяся замена промыслового флота на более производительные корабли, освоение новых районов промысла и изменения в видовом составе добываемых рыб усложняло работу и до того перезагруженного Мурманского рыбообрабатывающего комбината.

Комбинату явно не хватало ни производственных площадей, ни технологических линий для расширения и улучшения ассортимента и прироста объемов вкусовых качеств выпускаемой рыбной продукции.

К сожалению, обрабатывать рыбу приходилось во временных «цехах», которые назвать цехами было бы позорным. В периоды массового поступления рыбы устанавливали на свободных площадках порта брезентовые чаны для посола рыбы. Потом незаметно, на время, стали эти «цеха» укрывать, брать под крышу. И более того - ограждать их дощатыми стенами. Времянки оказались живучими.

В 1965-1966 гг. сносятся примитивные рыбоперерабатывающие, т.н. «цеха» Рыбокомбината. Готовится площадка под строительство самого мощного рыбозавода № 2 для переработки солёного и свежего рыбного полуфабриката. Тут же «Мурманскморстрой» начинает реконструкцию причалов №№ 7-14, примыкающих к этому заводу, с которых и должна поступать в цеха рыба. Фактически были полностью снесены крайне изношенные деревянные, прогнившие причалы. Вместо них вновь построены 471 пог. метр новых - из стали и бетона. В 1967 г. строители СМУ-1 «Мурманскпромстроя» закончили строительство бытового корпуса на 750 мест для рабочих этого рыбозавода.

Одновременно ими же ведётся строительство собственно рыбозавода № 2 (корпус № 1). В этом же году СМУ-1 «Мурманскпромстроя» продолжило строительство очень сложного по условиям производства работ цеха, встроенного между холодильником № 2 и цехом № 19.

Вставка общей площадью 3800 м2, на которых было смонтировано 6 морозильных аппаратов фирмы «ЛИНДА» мощностью 50 тонн замороженной продукции в сутки (на каждом). Строилась она в условиях действующего холодильника, который не мог быть остановлен, над железнодорожными путями, по которым к рампе холодильника подавались для погрузки железнодорожные вагоны, подходили автомобили, автокары, двигались люди... Конечно, сложнейшие условия, что и говорить. Однако в содружестве с эксплуатационниками, выкраивая «окошки», всячески создавая благоприятные условия для беспрерывной работы строителей, задача была решена. И уже в 1968 г. первые два аппарата немецкой фирмы «ЛИНДА» были смонтированы монтажниками управления «Продмонтаж»

В 1970 году строители СМУ-1 закончили строительство крупнейшего рыбоперерабатывающего комплекса - рыбозавода № 2. На площади в 12800 м2 разместились приёмные и передаточные устройства транспорта, сортировочные, посольные чаны, уборочные линии для упаковки соленой сотовой рыбы и т.д. Впервые в рыбной промышленности на рыбокомбинате в этом комплексе применены отечественные автоматические весы типа «ИВКА» для взвешивания рыбы. Мощности завода № 2 позволяли принять с судов, стоящих у причалов, и переработать 880 тонн свежей и солёной рыбы.

В 1973 году силами СМУ главка «Севрыба» и Рыбокомбината выполнены строительные и монтажные работы по созданию цеха по производству рыбных пельменей и участка по производству рыбного филе. В здании бывшего цеха № 19 рыбокомбината была произведена перепланировка помещений и отделка их глазурованной плиткой, монтаж 2-х линий по производству 10.0 т замороженных рыбных пельменей в сутки. Рыбные пельмени быстро завоевали громадную популярность у мурманчан. В последствии были смонтированы ещё 2 линии по 5.0 т пельменей, а также 5 линий оборудования фирмы «БААДЕР» по производству рыбного филе общей суточной производительностью 50,0 тонн продукции в сутки.

Для удовлетворения возросших потребностей в холоде (морозильные аппараты «Линде», рыбозавод № 2, пельменный и филейный участки), а также в целях замены изношенных холодильных машин, снабжающих холодом холодильник № 2, к зданию рыбозавода № 2 был пристроен новый машинный зал, в котором установили 14 новейших холодильных компрессоров, общей хладопроизводительностью 2670 тыс килокалорий в час.

Все эти годы параллельно строились железнодорожные пути, автомобильные дороги, инженерные сети. Вводимые объекты оснащались средствами автоматики, механизации. Приобреталось и устанавливалось значительное количество новейшего отечественного и зарубежного рыбообрабатывающего оборудования, грузоподъёмных механизмов для замены изношенного, малопроизводительного и расширения производства в действующих цехах. Оборудование приобреталось и монтировалось как за счёт государственных капиталовложений, так и за счёт собственных средств предприятий и ссуд банка.

В 1974 г. вводится в строй первая очередь консервного цеха рыбокомбината в здании бывшего склада (работы выполняло СМУ «Севрыба»).

Получена прибавка мощностей по выпуску 14,0 МУБ консервов в год. Начал действовать коптильный завод № 2, проектной мощностью 35,0 т в сутки копчённой продукции. Оборудование (коптильные печи) было разработано в основном силами конструкторов Мурманского рыбокомбината под руководством гл. инженера комбината Рассолова Ю.В., и специалистами ЦПТКБ «Севрыба». На заводе, строительный проект которого был разработан специалистами проектного института ПО «Гипрорыбпром», впервые для посола рыбы были применены специальные контейнеры из нержавеющей стали. Контейнеры размещались и выгружались из посольных ванн с помощью вновь разработанного специалистами ПО «Гипрорыбпром» контейнероукладчика, что «облагородило» и механизировало ранее выполняемые вручную работы. Подготовка дымовоздушной смеси и подача её в коптильные печи было полностью автоматизировано. Дымогенераторы (32 ед.) обслуживались одним оператором. В цехах цвели цветы! И это в производстве, где раньше дымом были очень загрязнены помещения.

Завод располагал автономной станцией очистки производственных стоков. Бытовые помещения для рабочих, комнаты отдыха, горячее питание - всё было для удобства и здоровья работающих. Позже на этом заводе был запроектирован и оборудован участок вяления рыбы, суточной производительностью 3,5 т вяленой рыбы. Вот тогда и поступила в продажу вяленая камбала - ёрш, дефицитная и так любимая мурманчанами продукция.

СМУ «Севрыба» совместно с монтажниками «Продмонтажа» и рыбокомбината закончили работы и сдали в эксплуатацию вторую очередь консервного цеха № 2 мощностью около 11 МУБ консервов в год и локальные очистные сооружения для строчных вод самого завода и завода рыбной кормовой муки. Консервный завод мощностью 25 МУБ консервов в год был закончен строительством. Завод по производству медицинского и технического рыбьего жира, способный выпускать в зависимости от вида обработки от 37,0 до 80,0 тонн продукции в сутки, строился силами строителей СМУ-1 треста «Мурманскпромстрой» и их субподрядными организациями по проекту ЛО «Гипрорыбпром».

Кроме того, в здании завода был оборудован цех по вялению мойвы, технологическое оборудование которого спроектировано инженерами «Севтехрыбпрома» и изготовлено силами Мурманской Судоверфи. Производство рыбьего жира по своей технологии сложное, в особенности, медицинского. Требовалось провести очень непростые монтажные работы с применением большого количества нержавеющих труб, химически стойкой автоматизированной запорной арматуры, производственного химического оборудования.

Хочется особенно отметить, как решали тогда проблему переработки мелкой рыбы, в частности, мойвы, которая стала пользоваться большим спросом у населения всех категорий. Сверх утверждённого проекта реконструкции Рыбного порта (в частности - Рыбокомбината) было принято решение о строительстве в порту мощного коптильного завода. Ввиду отсутствия на эти цели государственных капиталовложений пришлось обратиться в Стройбанк СССР за ссудой. Трудно было Стройбанку решиться на выдачу такой ссуды, в таких объёмах, а запросили мы ни мало, ни много - около 10,0 млн. рублей (доперестроечных). Ведь ещё никто не обращался в банк за таким большим кредитом, и сотрудники банка очень осторожно подходили к положительному решению. Однако наши расчёты, грамотное технико-экономическое обоснование, поддержка Минрыбхоза СССР...

И вот после нескольких совещаний, посещений было получено положительное решение. История строительства этого завода очень поучительна и могла бы быть темой для отдельной статьи. Главное, что выданные нами гарантии о том, что мы вложимся в запрашиваемую сумму, выдержим сроки строительства и выхода на проектную мощность (35,0 тонн рыбы горячего копчения в сутки или около 10,0 тыс. тонн в год), что будет спроектировано и изготовлено своими силами («Севтехрыбпром», Судоверфь) и построено собственными силами (СМУ «Севрыба») с привлечением субподрядчиков крупное производство, мы полностью обеспечили! В декабре 1980 года, на три месяца раньше установленного срока, коптильный завод № 3 выдал первую продукцию. В тот же год коллектив завода под руководством опытного специалиста Пронина Александра Григорьевича вышел на проектную мощность, выпустил около 10 тыс. т копчёной мойвы.

Полученная прибыль полностью окупала произведённые затраты на строительство завода. Это был успех не только рыбообработчиков, но и строителей: СМУ «Севрыба» (начальник Иванов В.М., гл. инженер Шарапов И.К.) и треста «Мурманскморстрой» (Управляющий Куликов В.И., гл. инженер Афанасьев Н.Т.), СМУ треста «Продмонтаж» (начальник Тельпнер Л.Х.), участок «Промвентиляции» (начальник Зеленко В.В., мастер Балашов В.), проектировщиков: ПО «Гипрорыбпром» (директор Щеряев М.М., гл инженер проекта Пашутин Ю.П.), «Севтехрыбпром» (гл. конструктор Алёшин Л.Н.), Судоверфи, Мурманского рыбокомбината (директор Рассолов Ю.В., гл. инженер Лукьянов Н.И., начальник ОКСа Тыдень В.А)., сотрудники ОКСа «Севрыбы» (Харечкин Р.А., Романов Ю.А., Гушеванидзе И.В. и др.), и УМТС «Севрыбы» (начальник Горбенко Н.И. и его сотрудники - Коптилович Н.А., Ельцин А.В., Гудков И.Е., Сурков Ю.А.) и многие, многие другие.

При резке блоков из неровных краев блока образовывались обрезки в заметных количествах. Но специалисты рыбокомбината Пронин А.Г., Рассолов Ю.В., Лукьянов Н.И. нашли им применение, предложив направить их на изготовление рыбных пельменей!

Разработали проект цеха по изготовлению рыбных пельменей и совместными усилиями со СМУ «Севрыбы» смонтировали на первом этаже цеха № 19 одну приобретенную установку по заморозке пельменей производительностью 5 тонн в сутки. Получили отличный, вкусный продукт, который был высоко оценен потребителями. Вскоре были закуплены и установлены еще 3 установки. И выпуск пельменей был доведен до 20 тонн в сутки. Мурманские пельмени стали излюбленным продуктом не только мурманчан и жителей области, но и отправлялись в другие регионы страны. Пельмени дегустировали и высоко оценили их вкусовые качества многочисленные делегации и
высокие гости, приезжавшие по делам в Мурманск, в том числе Фидель Кастро, Анастас Микоян, Михаил и Раиса Горбачевы и другие.

Мурманский рыбокомбинат набрал мощности и заслуженно считался самым крупным рыбоперерабатывающим комплексом, не имеющим аналогов не только в Советском Союзе.

Как работал Мурманский рыбокомбинат в прежние (застойные!) годы, видно хотя бы из отчётных данных за 1992 год:

Объём валовой продукции (в тыс. руб.) - 222 955,0

Объём товарной пищевой продукции (в т) - 87 867, (без консервов) в т.ч. мороженной (т) - 9 486,0

охлаждённой (т) - 2 107,0

филе (т) - 750,0

солёной (т) - 34 983,0

копчёной (т) - 25 134,0

вяленой (т) - 1 582,0

балыки копчёные (т) - 3 018,0

пельмени и др. пищевые (т) - 5 000,0

Объём непищевой рыбной продукции (в т) - 29 688,0

• в т.ч. рыбная мука (т) - 10 324,0

• жир медицинский и ветеринарный (т) - 11546,0

жир технический (т) - 6 361,0

• отходы рыбной переработки для корма зверей и скота (т) - 1 125,0 Консервы,всего(в ТУБ) - 59506,0

в т.ч. пресервы (в ТУБ) - 15 543,0

Среднесписочное число работающих (чел.) - 5390,0

в т.ч. производственный персонал (чел.) - 4 826,0

Рыбокомбинат был способен выпускать более 100 наименований рыбной продукции и консервов.

Большая роль в славе комбината принадлежит технологической службе. Силами технологов обеспечивался контроль за качеством продукции, за полным использованием поступающего сырья, за соблюдением требований санитарии на производстве.

Много лет на комбинате трудились технологи высокой квалификации:

Белова О.М., Лобова Е.И., Кончина К.П., Сальникова М.Ф., Тихонова Т.В., Ваганова Л.И., Сидоров Е.И. и другие (невозможно всех перечислить, за что прошу прощения).

Многие из них возглавляли цеха, лаборатории, заводы, в том числе технологическую службу Главка «Севрыба» - Лобова Е.И., бывшая главный технолог комбината. Это они (технологи) разрабатывали и внедряли в производство новые рецепты и ГОСТы на продукты из новых видов рыб, добываемых промысловиками в водах Южной Атлантики. Рыбокомбинат был способен выпускать более 300 наименований рыбной продукции, чем прославился не только в Мурманске, в Советском Союзе. Продукция Мурманского рыбокомбината была известна и пользовалась успехом в странах Европы, Африки, на Кубе.

Особая роль в успешной работе комбината принадлежит инженерным службам. Механики, энергетики ремонтники, конструкторы обеспечивали грамотную эксплуатацию многочисленного парка оборудования, сложного, начиненного электроникой, и менее сложного, но точного, современного и производительного.

Многие средства механизации трудоемких процессов и заменяющие ручной труд: - передаточные, транспортные механизмы, и даже сложные, какими являлись коптильные печи, морозильный аппарат для коптильного завода №3 были сконструированы конструкторами собственного КБ, и значительное число из них изготовлено в мастерских комбината, не говоря уже о сменных частях.

В эти годы успешно трудились главные механики Гольдштейн, Макшеева, Пронин, Колесник, гл. энергетик Бойко, гл. конструкторы Петровский, Баканёв и другие. Возглавляли эти службы в разное время главные инженеры Кононов, Рассолов Ю.В., Лукьянов Н.И.

Комбинат возглавляли директора Сазыкин М.И., Белова О.М., Макшеева М.Ф. Пожалуй, дольше всех трудился и очень многое было им сделано за период его работы главным инженером и директором комбината Юрий Васильевич Рассолов.

И еще одна «мелочь»: в результате хозяйственной деятельности Рыбокомбинат ежегодно работал со значительной прибылью. В отдельные годы она достигала более сорока миллионов. В системе главка «Севрыба» ни одно из предприятий таких прибылей не получало.

И в этом значительная роль принадлежит финансово-бухгалтерскому коллективу, возглавляемому главным бухгалтером Дубининой Антониной Адольфовной.

А.А. Дубинина пришла в бухгалтерию комбината совсем юной и начала трудиться счетоводом. Там же выросла до главного бухгалтера.

Одновременно проводились работы по расширению цехов и участков, приобретению нового оборудования, средств механизации на других рыбообрабатывающих предприятиях Северного бассейна. Были построены коптильные участки на Сайдо-Губском и Териберском рыбозаводах, монтировались грузовые передаточные устройства, транспортёрные линии, электрические фаны, грузоподъёмность 0,5 -1 т.

Получил развитие Кандалакшский рыбоконсервный комбинат. Практически была проведена полная реконструкция и перевооружение комбината. Силами стройгруппы и механической службы комбината был построен цех и смонтирована импортная линия лакирования жестебанок и крышек. Расширено помещение и перемонтировано оборудование штамповки банок и крышек, расширен консервный цех, холодильник, разделочный, дефростации и коптильные участки завода. Построен бытовой корпус со столовой, механические мастерские, склад, прачечная, гараж. Были механизированы многие трудоёмкие и ручные процессы труда. Достроен очень нужный для комбината объект котельная, взамен паровоза, установленного на территории, кое-как снабжавший комбинат паром для технологических нужд и отопления.

Мощность, которого была явно недостаточной. Паровые котлы монтировались и переоснащались для сжигания в топках опилок и мелких древесных отходов (в то время в г. Кандалакше и её окрестностях их было очень много!). Комбинат стабильно выпускал в пятидесятых-шестидесятых годах до 7,0 миллионов условных банок консервов в год, много видов копчёной, солёной, кулинарной продукции.

Под видом капитального ремонта удавалось расширять и переоборудовать одни цеха в другие. Например, из дощатого складского помещения, за счёт утепления стен, устройства потолка и утепления пола, штукатурки стен внутри и снаружи, устройства бытовок и т.д., фактически смогли построить слиповый цех с деревообрабатывпающим участком. Удлинить причальные стенки, надстроить этажи зданий, расширить и усилить слип для подъёма более тяжелых судов для ремонта их подводной части, в т.ч. установить более мощные лебёдки (Териберские СРМ).

Причалы мои путевые


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

18.97.14.81

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .