От "Мурмансельди" - к "Мурманрыбпрому" |
С 1967 года мы начали осваивать новые районы промысла, пополнять флот "Мурмансельди" новыми судами.Возможности дорогостоящего дрифтерного промысла себя исчерпали, его заменили кошельковым и разноглубинным ловом. К тому же все суда типа СРТ технически и морально устарели. Плавбазы мы в 1965 году отдали "Севрыбхолодфлоту". В 1968-1969 годах не только в Норвежском море, но и в других дальних районах Мирового океана резко уменьшилось количество сельди. В 1968 году экономические результаты "Мурмансельди" были низкие. Стоимостное выражение добытой трески не улучшило наше финансовое положение. Поэтому встал вопрос: что делать со специализированной организацией по облову сельди? И если быть флоту, то по какому пути ему идти? Это был очень сложный период в истории нашей организации. Мне как промысловику было ясно, что морякам нашего флота нужно выходить в Мировой океан, а для этого надо пополнить флот большими и средними траулерами новой конструкции, которые технически лучше оснащены.Меня как более опытного человека с промысла начальник "Севрыбы" А. И. Филиппов назначил заместителем генерального директора по безопасности мореплавания "Мурмансельди". Начальником флота был Николай Харитонович Шаповалов. Стоял вопрос о том, чтобы в течение двух лет нам дать новые большие морозильные рыболовные траулеры (БМРТ). В "Севрыбу" на совещание вызвали начальника флота, меня и партийного секретаря. Филиппов поставил вопрос так: - Флот мы вам дадим, а кадров не дадим. Если будет решена кадровая проблема, вопрос с "Мурмансельдью" снимается. Мне пришлось встать и сказать: - Анатолий Иванович, нам кадры не нужны, мы со своими людьми решим проблему освоения крупнотоннажных судов. - Тогда БМРТ мы вам дадим. Наряду с другими руководителями нашего флота я был уверен, что мы успешно освоим крупнотоннажные суда. Я основывался на своем опыте работы в траловом флоте и на том опыте, который мы уже имели в Баренцевом море, где наши СРТ совместно с РТ и БМРТ траловых флотов добывали треску. К тому же я знал весь командный состав нашего флота, поэтому заявил так решительно. Как "свежий" человек в высоких кабинетах, я мог свою точку зрения высказать свободно, потому что не был подвержен влиянию чиновничества, которое было на берегу. После моего выступления утвердили в целом общую схему пополнения флота и новое положение о "Мурмансельди", чтобы она стала другой организацией. И все же многие специалисты сомневались, смогут ли наши рыбаки справиться с крупнотоннажными судами, имея опыт работы только на СРТ. Этот вопрос будоражил всех. Кроме того, в тот момент было и такое: первые БМРТ и РТ немецкой постройки в траловом флоте устарели, а тут неожиданно новые суда передаются в "Мурмансельдь"! Такую же позицию занимали и архангельские товарищи. И нашему руководству пришлось настойчиво доказывать, что коллектив сможет в короткие сроки освоить новую технику и новые районы промысла. В 1967 году мы получили наш первый БМРТ-439 "Муромск" польской постройки (типа "Лесков"). Встал вопрос: кого назначить капитаном? Назначили Героя Социалистического Труда Клавдия Валериановича Ардеева. Подобрали механиков, добытчиков, технологов и отправили корабль в Юго-Западную Атлантику. Конечно, руководство нашего флота находилось в напряженном ожидании: какие будут результаты?.. За нами пристально следили руководители главка "Севрыба" и наши коллеги из других флотов бассейна. Результат первого рейса открывал дорогу к будущему нашего флота. Клавдий Валсрианович прибыл в Мурманск, перевыполнив рейсовое задание по всем показателям. Это вселило уверенность, что наши специалисты способны работать в любом районе промысла и могут освоить любую технику. Ни у кого не оставалось сомнений, что мы будем готовить очередных специалистов. И в "Севрыбе" окончательно решили в "Мурмансельдь" на замену старых судов направить крупнотоннажный флот. И в течение двух лет мы получили 25 новых БМРТ. Когда мы отправляли "Муромск", продумали кадровый вопрос с перспективой. И этот наш маневр себя оправдал. В конце этого же 1967 года пришли еще три БМРТ - "Плутоний", "Кировск" и "Олентуй". И сразу же туда были направлены подготовленные командиры, а уже на этих судах проходили стажировку другие флотские специалисты. Вот такая была цепочка подготовки командных кадров флота. Наши лучшие капитаны, механики малых судов пошли на большие суда. Мы подбирали людей не просто по степени их технической грамотности, а с учетом их желаний и стремлений, с учетом деловых и человеческих качеств каждого. Это говорит о том, что кадровая политика нашего флота была правильной. И я эту политику проводил будучи заместителем генерального директора по мореплаванию. Я очень быстро встал на позицию выдвигать молодежь. Любой капитан не "засиживался", если имел знания, желание и настойчивость в овладении новой техникой. Мы не чурались обращаться за помощью к архангельским и тралфлотовским специалистам, и они шли нам навстречу. Я не думаю, что К. В. Ардееву в рейсе не помогали капитаны тралового флота. Ардеева все знали и уважали. Когда я утверждал, что освоим БМРТ, то исходил из того, каковы практические действия людей в море. Взаимоотношения моряков в море другие, чем взаимоотношения людей на берегу. Я не припомню, чтобы был отказ в помощи наших или тралфлотовских специалистов. В последние годы, когда я работал в частной компании, при обращении в траловый флот всегда находил понимание и помощь. Вот пример. Когда БМРТ "Северное сияние" пришел к нам в экспедицию и не без нашей помощи освоил разноглубинный промысел сельди, мы в то же время делали усилия на СРТ-704 типа "Океан" ловить сельдь маленьким разноглубинным тралом. -И добились успеха, развили этот опыт на своих судах. Этот опыт мы переняли у "Запрыбы". Переняли у калининградцев и такую схему: два СРТ тащат один трал - и тоже добились успеха. То есть основания, что мы сможем работать, у меня были. Обмен опытом в море между специалистами более оперативный, нежели на берегу. Берег - берегом, а в море - просто другие вещи! Опыт уже передан! Справившись с этой первой трудной переходной задачей, мы пошли на расширение границ промысла. Вышли к Африке, Южной Америке, Канаде, Индии, ушли в Тихий океан, Антарктиду Наши капитаны и экипажи освоили промысел нототении, клыкача, ледяной рыбы. От антарктических рейсов мы получили огромную выгоду. Когда шел промысел сельди в Норвежском море, было организовано соревнование по годовой добыче 10 тысяч центнеров сельди, а с приходом БМРТ экипажи брали обязательства добывать за год 100 тысяч центнеров рыбы на каждое судно. Вот как быстро освоили этот класс кораблей! И недаром все люди, которые освоили эти суда, были награждены правительством. В 1970 году, в первый год своего назначения на БМРТ-440 "Плутоний", капитан В. А. Долгих первым добился 100-тысячного улова. Василий Александрович за этот рейс получил орден Ленина. Он работал в Юго-Западной Атлантике, одним из первых пошел в Антарктиду. Это подтвердило нашу уверенность в том, что "Мурмансельдь" способна осваивать дальние районы промысла на крупнотоннажных судах. В 70-х годах в нашу организацию пришли БМРТ польской постройки, затем БМРТ николаевской постройки. Потом снова пришли большие, мощные корабли польской постройки. И благодаря цепочке подготовки кадров мы все корабли разного типа, с разной техникой смогли быстро освоить. Объем производства в "Мурмансельди" с каждым годом увеличивался. В 1967 году добыто более 1900 тысяч центнеров рыбы (в том числе сельди 640 тысяч центнеров). Хотя добыча сельди в 1968 году в Норвежском море сократилась, тем не менее объемы не упали, а через год мы уже перешагнули двухмиллионный рубеж и стали наступать на пятки траловому флоту. В 1973 году нашим флотом добыто около 3 миллионов центнеров рыбы. В 1976 году "Мурмансельдь" переименовали в "Мурманрыбфлот", а с января 1977 года - в рыбопромышленное объединение "Мурманрыбпром", потому что у флота было уже совершенно другое направление деятельности.
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 3211 |