Главная Меры жесткие, но не жестокие
Меры жесткие, но не жестокие Печать E-mail

- Сдавать позиции - не к лицу тралфлотовцам. Они и нацелены - только вперед!

- так начинает свой отчет с первого собрания акционеров АО «Мурманский траловый флот» журналист Ольга Дмитрик. Она рассказала читателям о том, как в торжественной обстановке председатель областного фонда имущества А.В.Чехов поздравил коллектив флота, назвав его предприятием «из первой десятки, на которых держится экономика области». Поздравил и вручил свидетельство о передаче федеральной собственности флотскому акционерному обществу. Состоявшееся собрание уполномоченных представляло до 76 процентов держателей акций и вполне ответственно отнеслось к завершающему акту акционирования: с минимальными поправками были утверждены повестка дня, положение о совете директоров и его кодекс, с ненавязчивой стремительностью велись соответствующие голосования. В кулуарных разговорах во время перерывов чувствовалась уверенность в собственных силах нынешних собственников флота, а в выступлениях с трибуны давалась взвешенная, деловая характеристика реального положения вещей. То есть все было чинно и благородно, как и положено быть в солидной организации.

• Вот только основные тезисы, с которыми выступил перед собравшимися Ю.Б.Прутков:

- Если коллектив хочет развиваться, идти вперед (и просто обязан к этому стремиться), то нужно предельно мобилизовать свои потенциальные возможности. Обескураживаться сюрпризами неустойчивой жизни некогда - в быстрой реакции и разрешении проблем должны сказаться грамотность и профессионализм работников флота. Остается только принимать как данность, что цены на топливо, тару, орудия лова возросли в 50, а то и в 300 раз, ориентировочно затраты текущего года составят десятки миллиардов рублей (почти треть уйдет на ремонт и топливо, не счесть прочих первоочередных производственных затрат и нужды социальной сферы). Флотом не оплачены счета более чем на 2 миллиарда рублей, флоту должны на сегодняшний день более 10 миллиардов. Все это вынуждает прибегать к кредитам, которые сами по себе сродни удавке на шее... Основным районом промысла становится Баренцево море. Соответственно изменился и ассортимент продукции - кальмар, ставрида, сардина уступают приоритет мойве.

- Не следует успокаивать собственную совесть «объективностью» названных причин. У них есть и привкус субъективных недоработок.

Казалось бы, чем жестче обстоятельства, тем энергичнее приходится быть в конкретных ситуациях: грамотность плюс ответственность. Но то и дело не хватает то одного, то другого. Отсюда досадные нестыковки и накладки. Например, стали невыгодными районы промысла у берегов Мавритании, Нанибии. Но, скажем, братья-славяне южного флота тоже в том районе работают, и вроде бы не жалуются. Значит, дело в организационных просчетах, коммерческой неумелости, то есть в самих нас. А сколь приходится выплачивать штрафов за разного рода нарушения! Проблематично положение с топливом, но механики судов вполне определенно говорят, что экономия его расхода безусловно возможна - это вопрос чисто организационного порядка. Мы хорошо умеем авралить, тушить пожар. Сейчас важнее уметь просчитывать хоть полтора шага вперед, находить нестандартные тактические решения по всему спектру проблем.

- Флоту предстоит не просто выстоять, а стать по-настоящему конкурентоспособной мощной фирмой, достойно представительствующей на мировом рынке. Предстоит всемерно прорабатывать варианты обновления и модернизации флота, развития рыбообрабатывающей инфраструктуры, привлечения инвесторов. Остаются наиважнейшими поиск путей снижения себестоимости продукции и поиск сырьевой базы. Вероятнее всего придется отказаться от дивидендов первого года, но поставленная цель того стоит...

Генеральным директором АО, что вполне естественно, был избран начальник флота Ю.Б.Прутков. Практически единогласно (только один человек проголосовал против). Если в других флотах ситуацию «корректировал» пакетом голосов фонд имущества, то здесь все свершилось без учета голосов фонда. Кроме Пруткова в совет директоров вошли Ю.А.Зиньков (как представитель трудового коллектива), председатель облсовета народных депутатов Ю.А.Евдокимов, председатель областного фонда имущества А.В.Чехов. Им акционеры выдали вотум доверия.

С этими руководители и предстояло работать коллективу флота, ставшего полноценным акционерным обществом. Кстати сказать, пока на флоте без особых передряг шел естественный отток кадров. Хотя кадровая политика была очень взрывоопасна. В беседе с журналистом Инной Березюк заместитель генерального директора АО «Мурманский траловый флот» В.В.Замотаев назвал свою должность «инфарктной».

- В свое время были парткомы, они занимались проблемами ветеранов и подготовкой к праздникам, разбирались по жалобам, судили-рядили конфликтующих и так далее. Теперь все эти функции легли на наши плечи. И не только эти, - не жалуется, а просто констатирует Вячеслав Васильевич. - Это просто так говорится - естественный отток кадров. А стал он возможен только после того, как мы перестали либеральничать, «воспитывать» нарушителей дисциплины. Это во-первых. Во-вторых, у нас очень много людей из Украины, Беларуси, других стран СНГ. Не их вина, что, например, на Украине принимают такие законы, что житель этой республики обязан быть такого-то числа на родине, иначе теряет там квартиру. И моряки со слезами на глазах пишут заявления на расчет. Впрочем, сейчас уже пошел обратный процесс: слезно просятся назад. А брать некуда! И самое обидное, увольняются хорошие ребята. Конечно, политика тралфлота, да и других флотов, в том, чтобы принимать на работу преимущественно мурманчан. Это понятно. Но, к сожалению, наши земляки чаще всего и нарушают дисциплину. И как ни прискорбно, это комсостав - командиры производства, воспитатели трудового коллектива, как мы их называли совсем недавно. Пьют и на берегу, и в море...

У нас 50-60 судов стоят у причалов в ремонте. Так вот, не считая стоимости самого ремонта, расходы на зарплату экипажей, плата за причалы, электроэнергию, пар и т.д. оставили за первый квартал нынешнего года свыше миллиарда рублей! Какое предприятие выдержит это? И если мы раньше раздумывали, списать одно судно или два, то теперь стало ясно: надо списывать старые и наиболее энергоемкие суда и те, у которых окончание ремонта не просматривается в ближайшее время. Получается 17 судов. Большинство - типа «Алтай», два БАТа. Скорей всего, будем продавать как металлолом. Без работы останутся примерно полторы тысячи человек. Но конфликтов не будет. Мы приняли из новостроя два «Моонзунда» - 230 человек надо было «найти». Оба судна уже на промысле. Комплектуем экспедицию в зону Канады: 4 ПСТ и ППР-накопитель. Для укомплектования экипажей пришлось даже принять на работу командированных из других флотов специалистов. Оплата труда у нас выше, чем везде, за исключением «Севрыбпромразведки». А по валюте всех перещеголяли.

- Что изменилось после создания на флоте акционерного общества, - задает прямой вопрос журналист. Но у зам. гендиректора, похоже, столь же прямого ответа на него нет:

- Ну как сказать... То на картотеке сидим, то слезем с нее... Кредитов от государства никаких - выживайте как хотите. Странные вообще-то у нас законы: вроде говорим везде и всюду о поддержке товаропроизводителей. Понятно, нет смысла поддерживать предприятия, которые на грани краха. Но ведь Мурманский траловый флот - единственное в отрасли предприятие, которое закончило прошлый год с увеличением выпуска пищевой продукции. Все остальные вынуждены были констатировать спад производства. Так зачем же резать курицу, которая несет золотые яйца?

- Вячеслав Васильевич, Вы - человек мягкий, интеллигентный, тонкий, я бы сказала. Может, на Вашей должности нужен человек пожестче?

- Ну, я думаю, Вы, Инна Петровна, не до конца меня поняли. Бываю и жестким. Хотя, уверен в этом, здесь нужен человек, умеющий понять каждого. Ведь, посмотрите, у меня приемные часы дважды в неделю - это формально. А люди идут каждый день и целый день. Кого-то обидел работник отдела кадров, кому-то нужна помощь... Я же сказал: инфарктная должность.*

• Траловый флот - только вперед! «РМ» от 14 мая 1993 года.

• Политика жесткая, но не жестокая, «РМ» от 11 июня 1993 года.

Рыбный Мурман в кавычках и без (1983 - апрель 2000)


busy
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.90.207.89

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2019 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .