Главная Вертикальная интеграция предприятия на рынке мяса и мясных продуктов
Вертикальная интеграция предприятия на рынке мяса и мясных продуктов Печать E-mail

В условиях вертикальной интеграции предприятия связаны между собой технологически, осуществляется согласованная политика в области цен, маркетинга, рекламы

Канд. экон. наук В. В. Кудрявцев, А. А. Сидоряк МГУ прикладной биотехнологии

Объединение предприятий, осуществляющих разные виды деятельности, — естественный процесс, способствующей углублению рыночных преобразований практически во всех отраслях экономики. Этот процесс позволяет обеспечить более эффективное использование производственных, финансовых, инвестиционных, кадровых, сырьевых ресурсов и научно-технического потенциала, направленных на производство более конкурентоспособной продукции.

Возможны объединения предприятий с целью координации маркетинговой политики на рынке. В связи с этим появляются специализированные структуры по сбыту, переработке, сервировке, упаковке, хранению, транспортировке и торговле продовольствием. В таких условиях возникает потребность в эффективном контроле и управлении всей цепочкой производства, переработки и сбыта продукции в рамках трех видов интеграции: горизонтальной, вертикальной и смешанной.

Горизонтальная интеграция в сельском хозяйстве способствует кооперации сельскохозяйственных предприятий и крестьянских хозяйств. В странах с рыночной экономикой фермерские кооперативы разного типа (по сбыту и переработке продукции, материально-техническому, производственному и финансовому обслуживанию и др.) обеспечивают устойчивость крестьянских хозяйств. В условиях вертикальной интеграции предприятия связаны между собой технологически (по участию в цепочке создания продукта), осуществляется согласованная политика в области цен, маркетинга, рекламы, разделяются зоны хозяйствования, за каждым предприятием закрепляются определенные функции. При повышении уровня развития экономики и специализации производства контакт непосредственного производителя продукта с конечным потребителем становится все более опосредованным.

Наряду с этими видами интеграции нередко выделяют третий, смешанный (диагональный), представляющий комбинацию первых двух.

Диагональная интеграция — объединение одного предприятия с другим, находящимся на другом уровне вертикального производственного цикла и выпускающим параллельные виды продукции.

Формирование агропромышленного комплекса, агробизнеса - всеобщая мировая закономерность.

Агропромышленный комплекс кроме сельскохозяйственного предприятия включает организации, осуществляющие изготовление для него средств производства, переработку и сбыт сельскохозяйственной продукции, а также отрасли агросервиса, производственную и социальную инфраструктуру. В связи с этим важнейшим условием активизации деятельности предприятий АПК и стабилизации экономики может стать развитие интеграционных процессов.

Имеющийся мировой опыт свидетельствует о том, что интегрированные структуры, объединяющие разные звенья - от производства сельскохозяйственной продукции до ее реализации конечным потребителям, -являются более эффективными и приспособленными к условиям рыночной экономики.

Контролируя собственное производство, производитель может уменьшить, либо устранить задержки, которые могут помешать ему выполнять в срок заказы на поставку продукции. Находясь в постоянном контакте с интегрированными подразделениями, поставляющими ресурсы, фирмы получают возможность вовремя вносить необходимые изменения в технологии, совершенствовать качество готового продукта.

Одно из преимуществ участников вертикальной интегрированной структуры - получение выигрыша по отношению к конкурирующим фирмам при установлении контроля над критическим ресурсом, под которым подразумевается, например, себестоимость продукции.

В современных условиях, когда усиливается конкурентная борьба, большое значение приобретает продвижение товара, и как следствие, возникают структуры, в которых вертикальная интеграция производителя осуществляется, с предприятиями, занимающимися логистикой и сбытом. Важно и то, что вертикальная интеграция позволяет настолько улучшить информационные коммуникации, что становится возможным снизить себестоимость выпускаемого продукта, заметно повысить его качество.

Вертикальная интеграция, как и интеграция вообще, не простое сложение, не механическое объединение предприятий. Это образование достаточно сложных экономических систем, отдельные элементы которых, будучи относительно самостоятельными, успешно взаимодействуют между собой. В результате появляется некое новое качество, а не сумма свойств образующих его элементов.

Синергетический эффект выражается в росте производительности труда и снижении издержек производства, увеличении конкурентоспособности этого нового образования.

После финансового кризиса 1998 г. временное прекращение импортных поставок сырья, и далее экономически невыгодный для перерабатывающей промышленности ввоз сырья привели к тому, что многие перерабатывающие предприятия решили поменять источники обеспечения сырья с внешних на внутренние. Однако они столкнулись с тем, что внутренний рынок не обеспечивал их потребности в поставках сырья, гарантированных по объемам, качеству, срокам, ассортименту. Для решения проблемы обеспечения сырьем многие мясоперерабатывающие предприятия начали создавать собственные сельскохозяйственные предприятия.

Однако часто вертикальная интеграция проходила без учета объективных условий, поэтому неправильно выбиралось головное предприятие, что приводило к низкому уровню централизации функций управления, специализации управленческого труда. Не были отработаны оптимальные модели формирований, их организационно-правовые формы, не определялись оптимальное число и соотношение участников по видам деятельности.

Для повышения эффективности интеграционных формирований на рынке мяса и мясных продуктов необходимо снижать затраты на производство сельскохозяйственной продукции, обеспечивая ее конкурентоспособность; повышать уровень организации службы маркетинга, а также технической оснащенности производства в соответствии с требованиями современных технологий; применять систему налогообложения с использованием налоговых льгот, предусмотренных для сельскохозяйственных предприятий. В настоящее время тенденции развития агропромышленной вертикальной интеграции показывают, что организация сельхозтоваропроизводителями и перерабатывающими предприятиями объединений для совместной переработки и реализации продукции может способствовать повышению конкурентоспособности не только мясоперерабатывающих предприятий, но и АПК в целом.

Опыт

Сегодня большинство московских мясоперерабатывающих предприятий работают на замороженном или охлажденном импортном сырье.

Однако крупные компании, такие, как «Черкизово» и группа «Продо», в которую входит Клинский мясокомбинат, развивают собственную сырьевую базу. В основном они строят свинофермы, продукция которых используется для производства мясных деликатесов.

Предприятия мясной отрасли получают возможность контролировать технологию откорма свиней и повысить качество мяса. Контроль технологии откорма животных позволяет предприятию быть уверенным в том, что мясо получено без использования антибиотиков, стимуляторов роста и генетически модифицированных кормов.

Агропромышленная группа «Черкизово» стала одной из первых, сделавших ставку на развитие собственных мощностей. Холдинг включает 8 мясоперерабатывающих предприятий, 2 птицеводческих комплекса, 4 свинокомплекса, комбикормовый завод, 2 торговых дома с филиалами в 12 крупнейших городах России.

Предприятия холдинга перерабатывают 500 тыс. т мяса в сутки. Ежегодный оборот группы составляет порядка 525 млн. долларов.

Изначально компания сделала ставку на существующие свинокомплексы, однако вскоре стала понятна неэффективность таких вложений: себестоимость мяса оказалась гораздо выше, чем в Европе, да и организация производства в старых животноводческих хозяйствах не давала требуемого качества продукции.

В нашей стране выгоднее строить новые животноводческие предприятия -средняя себестоимость производства 1 кг свинины в настоящее время в России 42 руб., а в Дании - 29. Поэтому руководство группы «Черкизово» пересмотрело стратегию развития: при участии датских свиноводов в Липецкой области уже начато строительство современного свинокомплекса на 20 тыс. свиноматок, позволяющего обеспечить содержание примерно 350 тыс. свиней.

Предприятие строится по новейшим европейским технологиям выращивания  поголовья свиней с учетом жестких ветеринарных и санитарных норм. При общей сумме инвестиций 120 млн. евро окупаемость компании с учетом существующих условий составила бы порядка 10 лет. Однако руководство Липецкой области дало гарантию того, что после пуска комплекса область будет выплачивать небезвозмездные субсидии в размере 10 руб. за 1 кг поставленного мяса в течение трех лет. Таким образом, удалось снизить срок окупаемости будущего комплекса до 5 лет.

После вывода Липецкого свинокомплекса на полную мощность «Черкизово» планирует работать исключительно на свинине собственного производства. При этом будет использоваться только калиброванная свинина, что обеспечит повышение качества выпускаемой продукции.

В течение 2006 г. «Черкизово» ведет строительство в Красноармейском районе Саратовской области свинооткормочного комплекса на 59 тыс. голов скота мощностью 12,5 тыс. т свинины в год, мясокомбината по производству полуфабрикатов и колбасных изделий мощностью до 100 т в сутки и реконструирует Гусельскую птицефабрику. Кроме того, эта агропромышленная группа намерена приобрести 50 тыс. га земли и довести урожайность зерна на ней до 60-70 ц/га. Общая сумма инвестиций в развитие бизнеса в Саратовской области за 2006 г., по данным холдинга, составит 1,225 млрд. руб.

Хотя официальная статистика говорит о том, что в стране 15-16 млн. свиней, учитывая частные подворья, промышленное свиноводство насчитывает 3-4 млн. свиней. Поэтому на рынке практически отсутствует конкуренция -реализацию других таких проектов в агропромышленном комплексе тормозит отсутствие необходимых инвестиций. Для строительства свинокомплекса необходимы инвестиции в размере 20-100 млн. долларов.

Разведение крупного рогатого скота менее рентабельно, чем свиней, так как поросенок вырастает до товарных объемов за 7-8 мес, а теленок-за 1,5 года. И если потребность в свинине в значительной степени удовлетворяется за счет внутреннего производства, то говядину приходится в основном импортировать. Например, в 2005 г. оборот известной российской компании «Велком» - едва ли не единственного в Центральной России переработчика мяса, который импортирует скот, составил всего 30,5 млн. долларов.

Бычков и свиней компания закупает в Польше, Чехии и Прибалтике. Наличие собственной бойни, в строительство которой вложено 5 млн. долларов, позволяет компании присутствовать еще и на розничном рынке охлажденного мяса, что в настоящее время очень перспективно. По оценкам экспертов, спрос на охлажденное мясо ежегодно растет на 15-20% быстрее предложения.

Источник: Мясная индустрия

Журнал "СЕВЕР промышленный" № 10 2007 г.

Еще статьи на тему "Предприятия":

Особенности отношений возникающих при продаже предприятия

Предприятия, обслуживающие городское хозяйство г.Мурманска

Работники предприятия, награжденные знаком «Отличник Аэрофлота»

Работники предприятия, занесенные в книгу почета

Пилоты мурманского авиационного предприятия

Предприятия малого бизнеса поддержит властное плечо


busy
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

54.234.228.185

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2018 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru