Главная Письма с ледокола
Письма с ледокола Печать E-mail

Б.М. Соколов, капитан атомного ледокола «Ленин», Герой Социалистического труда

Великолепно крушили лед

Б.М. Соколов, капитан атомного ледокола «Ленин», Герой Социалистического трудаДиректору машиностроительного предприятия «Звездочка» Г.Л. Просянкину.

Здравствуйте, уважаемый Григорий Лазаревич!

Прошло 2,5 месяца нашей работы в Арктике. Поэтому можно теперь поделиться с Вами своими впечатлениями. Начну с выхода из Мурманска. Переход по чистой воде от Мурманска до Карских Ворот прошел великолепно. Была штилевая погода. Настроение у всех было преотличное, так как ледокол шел в Арктику. Машины работали полным ходом, скорость ледокола около 20 узлов, а впереди предстояла интересная работа, по которой, безусловно, соскучился весь экипаж.

На переходе от Карских Ворот до Енисейского залива шли на полной мощности. Великолепно крушили лед и мощные торосистые поля.

Однако в сплошных полях на этом переходе дважды сработала аварийная защита по сигналу «Стоп питательная вода». Детально разбирая эти случаи, пришли к выводу, что срабатывания аварийной защиты в обоих случаях были по ложным сигналам. Подойдя к Енисейской ледовой перемычке, начали ее вскрывать. Около 8 миль прошли не останавливаясь. Толщина льда 1,4-1,6 метра, а скорость ~9 узлов. Затем пошли гряды торосов. Продвижение замедлилось и местами пришлось форсировать эти гряды ударами с разбега.

Одним словом, довольно солидная перемычка сплошного припоя длиной в 68 миль была вскрыта за 62 часа 40 минут.

На половине пути, т.е. когда мы прошли -30 миль, к нам подошел ледокол «Мурманск», и вторую половину этой перемычки вскрывали вдвоем. Выигрыш по времени от его прихода был незначительным, так как к югу, в районе Зыково, лед пошел более ровный.

С первых чисел июля проводим регулярную техническую учебу. И на сегодня могу сказать, что ледокол уже проделал большую полезную работу. За эти 2,5 месяца прошли в тяжелых ледовых условиях свыше 12 тысяч миль. Провели 122 судна. Работаем, как это полагается, всегда впереди, на самых тяжелых участках. Был на борту заместитель ответственного сдатчика атомного ледокола «Ленин» Ю.Н. Гречков.

Он лично наблюдал, как ледокол бил припой, идя на восток от Диксона с первым караваном судов. Полагаю, что он при встрече Вам это более детально рассказал.

В экипаже все здоровы. Все учатся и хорошо работают. Итак, у нас все было нормально, а главное, хорошо работали атомные установки.

Подводя предварительный итог, начальство наше на Диксоне (которое руководит работой флота и перевозкой грузов в Арктике) нашей работой довольно и дает нам достаточно высокую оценку. Погода: весь июль, август и начало сентября в Арктике стоят густые туманы.

Уже с неделю, как наблюдаем снежные заряды. Температура воздуха за все это время выше 5° не поднималась. Держится около нуля и минус 2-3°. В проливе Вилькицкого к двухлетнему льду уже подсоединяется лед молодой, осенний.

Настроение у всех деловое. Хочется работать и работать - горы свернуть!

За это время имели 3 дня остановки. Первая - в начале июля и вторая - 2 дня в конце августа для профилактики. Все остальное время в движении. Днем и ночью, в туман и снегопад не останавливаемся ни на минуту.

Заканчивая свой краткий отчет, прошу передать сердечный привет главному инженеру А. Ф. Зрячеву, заместителю главного инженера Ю.Ф. Богатыреву, секретарю парткома В.В. Семенову, строителям, начальникам цехов и всему славному коллективу «Звездочки» от экипажа ледокола «Ленин».

Желаем Вам здоровья и успехов. Крепко Вас обнимаю.

Б.М. Соколов. 12 сентября 1970 года.

 

Атомный ледокол "Ленин" Северный морской путь 1970 год

 

Обеспечивали продление сроков арктической навигации

 

Главному инженеру машиностроительного предприятия «Звездочка» Н.Я. Калистратову

Уважаемый Николай Яковлевич!

На Ваше письмо от 16.07.1991 года № 506/257 высылаю свои скромные воспоминания о работе первенца советского атомного ледокольного флота атомного ледокола «Ленин» после модернизации на машиностроительном предприятии «Звездочка».

С уважением и наилучшими пожеланиями Б.М. Соколов.

* * *

Всю навигацию 1970 года (а она для нас закончилась в начале декабря) ледокол работал на самых сложных участках трассы Северного морского пути.

За навигацию было пройдено 22 тысячи миль, из которых 17442 мили в тяжелых льдах. Провели по трассе 143 транспортных судна. Работа ледокола в тяжелых льдах явилась основательной проверкой работоспособности атомной установки и качества работы коллектива предприятия «Звездочка». За всю навигацию у нас не было ни одного отказа в системах или оборудовании. Столь надежная работа атомной установки позволила нам по заданию Мурманского морского пароходства и Министерства морского флота СССР уже в 1970-м году начать более активно работать по продлению сроков арктической навигации. 14.11.1970 года у Карских Ворот был принят под проводку дизель-электроход «Гижига» с оборудованием для Норильского горно-металлургического комбината.

За срок менее чем две недели дизель-электроход «Гижига» был проведен в порт Дудинка, выгружен там, загружен рудой и выведен в Баренцево море.

Средняя скорость проводки по тем ледовым условиям была достаточно высокой - более 8 узлов. С тех пор атомный ледокол «Ленин» ежегодно начинал арктические навигации, выходя из Мурманска в мае или даже апреле, а заканчивал к Новому году и даже в январе.

Арктические навигации для экипажа с пяти месяцев выросли до 8-9 месяцев в году и с каждым годом продолжительность их возрастала. В 1977-1978 годах продолжительность непрерывной навигации для экипажа уже достигла 13 месяцев.

Возвращение вертолета на атомный ледокол «Ленин» после выполнения ледовой разведки. 1970 год

Ледокол проработал во льдах 390 суток. За навигацию было пройдено 49965 миль, из которых 44410 миль - во льдах (что составило почти два кругосветных плавания), было проведено 211 транспортных судов с грузами. Атомный ледокол «Ленин» продолжал нести свою трудовую вахту в Арктике.

В 1971 году атомный ледокол «Ленин» в раннее весеннее время (апрель-май) провел дальневосточный ледокол «Владивосток» из Мурманска вокруг островов Северной Земли в порт Певек.

За большой вклад в обеспечение арктических перевозок народно-хозяйственных грузов и использование атомной энергии в мирных целях 10 апреля 1974 года ледокол был награжден орденом Ленина.

В апреле 1976 года ледокол провел в Карском море к мысу Харасавей дизель-электроход «Павел Пономарев» с грузом для газодобытчиков Ямала.

Своей успешной работой во льдах атомный ледокол «Ленин» рассеял сомнения в умах многих людей, в том числе и в верхних эшелонах власти. Накопленный богатый опыт был обобщен учеными, энергетиками, машиностроителями, конструкторами.

Поэтому правительством было принято решение построить еще два атомных ледокола - «Арктика» и «Сибирь», более мощных, чем «Ленин».

Атомный ледокол «Арктика» вступил в строй в мае 1975 года, а в августе 1977 года покорил Северный полюс. Через 10 лет на Северном полюсе побывал и атомный ледокол «Сибирь».

В 1990 году атомный ледокол «Россия» достиг полюса с иностранными туристами на борту, а в 1991 году аналогичный поход совершил атомоход «Советский Союз». В настоящее время отечественный мирный атомный флот насчитывает уже восемь судов. Два ледокола - «Октябрьская революция» и «Урал» - находятся в стадии постройки в Ленинграде, на Балтийском заводе.

Схема выполнения атомным ледоколом «Ленин» рейсов по трассе северного морского пути

Схема выполнения атомным ледоколом «Ленин» рейсов по трассе северного морского пути

Уверенные проводки транспортных судов в Арктике стали возможны благодаря наличию сильного атомного ледокольного флота, родоначальником которого является атомный ледокол «Ленин».

Огромная заслуга перед историей атомного ледокольного флота по праву принадлежит коллективу северодвинского предприятия «Звездочка»: скромным труженикам - рабочим, инженерам, техникам, конструкторам, технологам, которые восприняли задание по модернизации ледокола как свое кровное дело и с честью с ним справились. Высококачественно построив новую атомную установку, они дали возможность нам, морякам, успешно трудиться многие годы.

Свою последнюю навигацию ледокол отработал в 1989 году. Всего их отработано в Арктике двадцать шесть, из которых двадцать - с новой атомной установкой.

Всего пройдено 654400 миль, из них 560600 миль - во льдах. Проведено 3741 судно.

В настоящее время ледокол стоит у причала базы «Атомфлот» в Мурманске. Решением заместителя председателя Совета Министров СССР И.С. Белоусова, принятым в ноябре 1989 года, атомный ледокол «Ленин» должен сохраниться как музей, пропагандирующий достижения трудящихся нашей страны в области судостроения, машиностроения, использования атомной энергии в мирных целях и освоения Арктики.

Б.М. Соколов. Октябрь 1991 года.

Атомный ледокол «Ленин». Второе рождение


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.149.254.25

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .