Краткий справочник собственника жилья |
Краткий справочник собственника жильяКоммунальные службы и их назначениеОтключили зимой горячую воду? Шумят соседи? Не работает лифт? Квартплата стала непосильной? Причины этих и других коммунальных неприятностей могут быть разными, как и службы, отвечающие за их устранение. Этот обзор поможет не потеряться в большом количестве организаций и структур нового российского ЖКХ и отправить претензию именно туда, где она будет услышана с наибольшей вероятностью. Эксплуатирующая организацияКак их только сегодня не называют: управляющие компании (или просто УК), ДЕЗ, ДЭЗ, ЖЭК, ЖЭУ, РЭУ и так далее. Иногда даже именуют ЖКХ. Но все это - одно и то же под названием «эксплуатирующая организация». Она отвечает за состояние дома и прилежащей территории, а также за качество коммунальных услуг. Она же зачастую собирает коммунальные платежи. Именно в управляющие компании жители чаще всего идут со своими проблемами. Поэтому и внимания им мы уделим больше всего. Эксплуатирующей организации следует адресовывать любые претензии, связанные с текущим состоянием и обслуживанием общего имущества в жилом доме, с вывозом мусора, с уборкой и расчисткой придомовой территории. Подробно сфера ответственности управляющей компании обозначена в договоре на управление многоквартирным домом, который она должна в обязательном порядке заключать с каждым собственником и ежегодно пролонгировать (п. 1.1 ст. 162 ЖК РФ). Если такого договора у вас нет - требуйте его. Большинство эксплуатирующих организаций оказывает также дополнительные платные услуги, не относящиеся к эксплуатации общедомового имущества. Например, вам могут сделать ремонт в квартире, поменять розетки или смесители, установить унитаз, отрегулировать плотность прилегания оконных створок к раме и т. д. Перечень платных услуг должен присутствовать на сайте организации и в ее офисе. Нередко представители управляющих компаний любят отправлять собственников с их претензиями в различные третьи инстанции. Не работает лифт? Обращайтесь в лифтовую компанию! Нет горячей воды? Мы ни при чем, звоните в котельную! Окно в новой квартире вставлено криво? Это все застройщик, все претензии к нему! На подобные попытки уйти от ответственности не стоит обращать внимания: нужно настойчиво требовать своего. Именно эксплуатирующая организация, которую собственники наняли для управления домом, заключает договоры со сторонними подрядчиками. Именно она должна контролировать их работу и следить за техническим состоянием здания и работоспособностью его систем. Еще один момент, на который следует обратить внимание, - граница раздела имущества на общедомовое и личное. Например, квартирный электросчетчик относится к личному имуществу, поэтому в УК будут правы, если порекомендуют вам самостоятельно сообщить о его неисправности в электросетевую компанию. То же относится к водосчетчикам, телефонным линиям и пр. В системе водоснабжения граница проходит через вентили или шаровые краны на отводах от стояков. Их менять и обслуживать должна эксплуатирующая организация, а все, что установлено после этих кранов, относится к зоне ответственности собственника. С отоплением все сложнее. Главный вопрос заключается в том, рассматривать отопительные приборы в квартирах как часть общедомовой системы отопления или как собственность жителей. «С инженерной точки зрения радиатор следует рассматривать как неотъемлемую часть отопительной системы, а саму ее - как единое целое, поскольку любые несанкционированные манипуляции с радиатором могут негативно отразиться на работе системы отопления и отрицательно сказаться на комфорте жильцов. Например, если вы увеличили площадь радиатора у себя в квартире, то тем самым отняли часть тепла у своих соседей по дому: у вас стало теплее, а у них - холоднее. Но, к сожалению, взгляды инженеров и юристов на систему отопления не совпадают. С юридической точки зрения граница раздела собственности проходит по запорному крану перед отопительным прибором. При наличии крана радиатор считается собственностью жильцов, а стояк - общедомовой собственностью. В целом же можно сказать, что общепризнанная норма пока не сложилась. В каких-то регионах, например в Санкт-Петербурге, радиаторы меняют в ходе капитального ремонта, а в каких-то - не меняют», - комментирует Антон Белов, заместитель директора теплового отдела компании «Данфосс», ведущего мирового производителя энергосберегающего оборудования. Также специалист разъясняет, что автоматические радиаторные терморегуляторы являются регулирующей, а не запорной арматурой и не могут рассматриваться как замена шаровым кранам. При отсутствии последних за обслуживание терморегуляторов также отвечает управляющая компания. Она же должна установить на регуляторы термоэлементы, которые в некоторых новостройках и домах после капитального ремонта отсутствуют: вместо них обескураженные жильцы обнаруживают лишь пластиковые колпачки. В вопросах ремонта дома следует ориентироваться на разделение между текущим и капитальным. Текущий производит управляющая компания, а за капитальный отвечает региональный оператор (о нем чуть позже). Поэтому и платежи на нужды текущего и капитального ремонта в ежемесячных счетах разделены. Чем капитальный ремонт отличается от текущего, можно узнать из пункта 3.8 Постановления Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1 (редакция от 16.06.2014) . Перечень работ, относящихся к текущему ремонту, должен содержаться в договоре управления многоквартирным домом (п. 3 ст. 162 ЖК РФ). Что касается платежей за коммунальные услуги, то обращаться по связанным с ними вопросам в эксплуатирующую организацию нужно в том случае, если именно она выставляет счета и принимает оплату. Это не всегда так. Например, в Москве для этой цели существуют муниципальные расчетные центры. Они фиксируют данные учета, формируют счета, принимают оплату и распределяют ее между различными коммунальными структурами и ресурсоснабжающими организациями. ТСЖ, ЖСКУ многоквартирного дома коллективный владелец. Поэтому все вопросы, связанные с его управлением, решает общее собрание собственников квартир. По его решению может быть создано собственное юридическое лицо - товарищество собственников жилья, или ТСЖ (раздел VI ЖК РФ). Большое ТСЖ может нанять собственный штат технических специалистов для обслуживания дома. В этом случае оно полностью берет на себя функции УК. Однако не менее часто ТСЖ заключает договор с управляющей компанией, которая становится подрядчиком, выполняющим текущие работы. В обоих случаях со своими претензиями и проблемами жильцам следует обращаться в ТСЖ. ДиспетчерскаяЕе назначение - прием заявок об экстренных ситуациях и организация действий по их устранению. Если прорвало трубу, отключился свет или остановился лифт - звоните диспетчеру. А вот обращаться к нему с требованиями о покраске стен в подъезде не стоит. Для этого нужно идти в управляющую компанию. Кстати, зачастую диспетчерская является ее подразделением. Но не всегда. Например, когда в городе преобладают муниципальные эксплуатирующие организации (МУП), диспетчерские службы нередко выделяют в отдельную структуру и подчиняют ее одному из департаментов мэрии или префектурам. Так обстоит дело в Москве, где работают объединенные диспетчерские службы (ОДС), входящие в состав ГУ ИС (государственные учреждения «Инженерные службы районов»). При этом отдельные частные УК могут иметь как собственные диспетчерские, так и заключать договоры на обслуживание с городскими. Расчетный центрПодобно диспетчерским службам, расчетные центры муниципальных эксплуатирующих организаций, собирающие данные учета коммунальных услуг и выставляющие за них счета собственникам, могут быть выделены в отдельную структуру. Например, в Москве исторически действует система ЕИРЦ (Единых информационно-расчетных центров), которые на сегодняшний день подчинены городскому Департаменту топливно-энергетического хозяйства (ДепТЭХ). С одной стороны, это менее удобно, поскольку в цепочке расчетов появляется лишнее звено, а их прозрачность становится хуже. С другой - ЕИРЦ независимы от управляющих компаний, то есть являются чем-то вроде постоянно действующих аудиторов в системе начисления коммунальных платежей. Единого мнения здесь нет. Как бы то ни было, но по всем вопросам, связанным с оплатой коммунальных услуг, нужно обращаться в расчетный центр (там, где он есть). Жилищная инспекцияЭто государственный надзорный орган, осуществляющий контроль за соблюдением коммунальными службами Жилищного кодекса и всех действующих в сфере ЖКХ стандартов, нормативов и предписаний. Поэтому с любыми жалобами на работу коммунальных служб вам нужно идти сюда. Контроль за качеством выполнения капитального ремонта многоквартирных домов и расходованием выделенных на него средств также осуществляют здесь. Однако на этом функции инспекции не заканчиваются. Еще она выдает разрешения на перепланировку и переустройство квартир. Поэтому если вы затеяли серьезный капремонт у себя в квартире - тоже идите к инспектору. РоспотребнадзорЭто еще одно ведомство, куда можно подать жалобу. Только принцип ее рассмотрения здесь иной. Если жилищная инспекция занимается всем, что связано с жильем, то Роспотребнадзор контролирует качество оказания услуг и их соответствие санитарным и иным потребительским нормативам. Например, если диалог с УК не дает результатов, то в Роспотребнадзор имеет смысл обращаться с жалобами на низкую температуру горячей воды или наличие в воде посторонних примесей, на холод или духоту в квартире, отсутствие вентиляции, грибок и плесень на стенах, отсутствие заземления и другие нарушения в работе системы электроснабжения. Также здесь рассмотрят жалобы на нарушения условий обслуживания общего имущества: на неработающий мусоропровод или лифты, различные неприятные запахи в подъезде, темноту на лестницах и пр. «Для верности» можно сразу подать жалобу и в жилищную инспекцию. Региональный оператор капитального ремонтаЭто часть относительно новой системы. Такие организации занимаются всеми вопросами, связанными с проведением капитального ремонта в многоквартирных домах. Дать краткий обзор всех вопросов, которые находятся в ведении региональных операторов, довольно сложно - этому стоит посвятить отдельную статью. Можно также ознакомиться с разделом IX ЖК РФ , где деятельность операторов описана детально. «До сих пор в вопросах организации и проведения капитальных ремонтов еще остаются белые пятна. Например, в течение определенного времени некоторые операторы рассматривали капремонт как замену устаревшего морально и технически оборудования в домах на новое точно такое же. Однако сегодня существуют прямые указания правительства и Минстроя на то, что ремонты должны быть энергоэффективными. Это значит, что собственники вправе требовать модернизации своих домов, включая установку автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов, балансировку отопительных систем, оснащение радиаторов автоматическими терморегуляторами. Такие меры не только повышают комфортность проживания, но и способствуют ослаблению бремени коммунальных платежей», - добавляет Антон Белов («Данфосс»). На практике перечень вопросов, которые возникают у собственников жилья в многоквартирном доме, может быть куда шире. И каждый из них заслуживает отдельного обзора, а иногда даже и нескольких. Этот материал призван помочь выбрать верное направление для дальнейших действий. Надеемся, что он будет полезным. пресс-служба компании "Данфосс"
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 1255 |