casino siteleri güvenilir deneme bonusu deneme bonusu veren siteler casino siteleri deneme bonusu deneme bonusu veren siteler 2024 güncel deneme bonusu veren siteler güvenilir slot siteleri bonus veren siteler deneme bonusu veren siteler en iyi bahis siteleri deneme bonusu 2024 güvenilir deneme bonusu deneme bonusu veren siteler güvenilir bahis siteleri en iyi bahis siteleri yeni deneme bonusu veren siteler deneme bonusu veren siteler güvenilir slot siteleri tipobet matadorbet tipobet 1xbet giriş deneme bonusu sahabet
Главная Дороги Кольского полуострова
Дороги Кольского полуострова Печать E-mail

Надо, чтобы дороги соответствовали международному классу или хотя бы той четвертой, которая по ГОСТу должна быть отработана на наших областных дорогах...

По территории Мурманской области проходит немало километров автомобильных дорог различного назначения - от сугубо местных, до областных и федеральных трасс. За их состояние, строительство и ремонт несет ответственность департамент строительства и ЖКХ правительства Мурманской области.

Летом нынешнего года руководитель департамента Николай Иванович Бережной отвечал на вопросы ГТРК Мурман. Вот и лето прошло... Что изменилось, какие намерения департамента выполнены, какие - нет. Оцените сами. Для этого мы публикуем текст интервью - ведь не все его слышали, да и не всё запомнили.

Вед.: Как Вы в целом можете оценить состояние автодорог в Мурманской области?

Н.Бережной: Состояние дорог не везде удовлетворительное и кое-где даже плохое, особенно федеральной дороги - автодорога Кола, или М-18, которая идет от Санкт-Петербурга до города Мурманска. Есть недостатки, большие ямы, ухабы и на областных дорогах, и поэтому мы вынуждены этим летом принимать меры, чтобы максимально снять эти проблемы и как можно больше отремонтировать.

Вед.: Часто приходится слышать крепкие слова от автомобилистов в отношении наших дорог?

Н.Бережной: Часто, хотя иногда незаслуженно. На федеральную дорогу мы можем повлиять с большим трудом. И для того чтобы принять меры, о которых мы еще будем говорить, в этом году пришлось принять немало усилий и правительству Мурманской области, и губернатору непосредственно, и всем нам, кто занимался этим вопросом. Мы понимаем, что есть вина и наша, что мы не добились того, чтобы дороги соответствовали международному классу или хотя бы той четвертой, которая по ГОСТу должна быть отработана на наших областных дорогах...

Вед.: Почему так получилось, что долгое время не проводился нормальный, масштабный ремонт автодорог?

Н.Бережной: Ремонт проводился. В прошлом году, например, на федеральной дороге было сделано 15 км всего ремонта, хотя мы просили и требовали порядка 90 км. "Ленинградка" действительно вызывает много нареканий, поэтому были вынуждены делать ямочный ремонт, что, конечно, дало мало эффекта. Слабому вложению средств в развитие ремонта способствовало то, что в 2003 был ликвидирован дорожный фонд - как федеральный, так и областной. Был отменен налог с пользователей дорог, а это почти 2 процента от общей выручки или от общей продукции любого предприятия, что сразу уменьшило объемы финансирования. Второе - это, конечно, износ. У нас все дороги построены непосредственно из черного щебня, а черный щебень не имеет такой плотности и такой бархатистости, как асфальт. Ну и третье - на федеральной дороге требование стало железным: чтобы дорога была без накатов, чистая, лысая. Накат - это когда поверх асфальта остается корка снега и льда, которая посыпается или фрезеруется уборочными машинами, и его не снимают до основания...

Вед.: Основная проблема - это все-таки нехватка средств?

Н.Бережной: Самая главная: федеральные дороги финансирует федеральный бюджет, поэтому сами мы не имели право вкладывать деньги из областного бюджета.

Вед.: У нас одна федеральная дорога - это «Ленинградка»?

Н.Бережной: Это дорога от Карелии и через Мурманск до самой границы с Норвегией, до пункта пропуска Борисоглебск - 537 километров. Да, денег не хватало, не выделяли, плюс нас еще укоряли, что в последние годы, когда заканчивали строительство моста, финансирование шло на этот мост. Но в прошлом году уже и моста не было, а денег не получили. Губернатор был вынужден несколько раз ездить на коллегию Минтранса, встречаться с министром. Был написан ряд писем в Правительство Российской Федерации, непосредственно в министерство, работали с "Росавтодором". И вот на этот год уже стало значительно больше финансирования. В 2008 году у нас выделено на ремонт федеральной дороги 1 миллиард 560 миллионов рублей.

Вед.: Странная ситуация: мы видим, что в Карелии дороги становятся лучше и лучше, а у нас с годами дороги ветшали. На эту ситуацию не повлияло то, что у нас забрали организацию, которая отвечала за ремонт и содержание дорог? Теперь она работает в Карелии и отвечает и за Карелию, и за нас.

Н.Бережной: Хотя эта организация называется "Управдоркола", она должна работать по всей дороге. Но, видно, своя рубашка ближе к телу, на карельские дороги больше согласовали денег, там раньше приступили к модернизации. Мы неоднократно поднимали вопрос, чтобы или перевести сюда управление этой дорогой, чтобы оно было в Мурманске или Кандалакше, или сделать здесь мощный филиал, который отвечал бы за свои деяния и перед водителями - перевозчиками грузов, и перед администрацией...

Вед.: Как будут расходоваться выделенные средства?

Н.Бережной: Если говорить о федеральной дороге, то в этом году должны отремонтировать 90 километров капитальным ремонтом и 69 километров непосредственно ремонтом. В настоящее время работы начаты, участки разбиты, торги проведены, уже идет укладка асфальта, поэтому я думаю, что все будет сделано. И 127 километров наших областных дорог отремонтировано с заменой верхнего покрытия или с большими участками перекрытия, там, где есть плохие участки дорог.

Вед.: На каких участках сейчас непосредственно ведутся работы?

Н.Бережной: Сегодня ведутся работы между Мончегорском и Оленегорском, ведутся работы от Мончегорска в сторону Тайболы или Пушного, чтобы соединиться с тем участком, который был сделан в позапрошлом году. Дальше будут продолжаться работы в сторону Кандалакши и в сторону Мурманска - еще три участка. Работы будут закончены только в октябре. Начаты работы от Туломского моста в сторону Междуречья, идет вторая группа работников, которые тоже делают ремонт федеральной дороги. Задача этой дороги - пройти 60 километров в сторону Долины Славы, то есть дойти до Долины Славы. Судя по темпам и по графику - пока идем в плане. Если так и дальше будем работать, то, наверное, справимся с этими задачами.

По дорогам областной собственности: проведены торги по всем участкам, которые запланированы в этом году в этих 127 километрах, по ним тоже начаты работы - это съезд на Кильдинстрой, на Междуречье, это дорога Лесная, это участок Пиренга - Ковдор, Кола, Верхнетуломский, по Апатитам - Кировску, по съездам на Абрам-мыс, подъезд к Кандалакше уже почти закончен, дальше - автоподъезд к Минькино, будет ряд вопросов решен на автоподъезде к Белому морю, на Ура-Губу, под Шонгуй и к совхозу "Полярная звезда" и другие участки.

Вед.: Областные дороги мы ремонтируем за свой счет?

Н.Бережной: Да, областные дороги ремонтируем за свой счет. В этом году нам потребуется 1 миллиард 438 миллионов рублей. Есть областная программа, которая утверждена в конце 2007 года. Она предусматривает средства, в том числе и в этом году, чтобы можно было максимально поднять ремонтные работы. Будем придерживаться этой программы и на последующие годы.

Вед.: Какие организации выполняют ремонтные работы?

Н.Бережной: На федеральной дороге работает главный генподрядчик. По торгам вышел ООО "Трансстрой" - это фирма карельская и отчасти санкт-петербургская, а на субподряде работает финская компания "Лименкайнен" - она пришла сюда со своим оборудованием, которое с помощью пропана прогревает участки дороги и делает ремиссию...

Вед.: А как к этому относятся наши ремонтники дорог?

Н.Бережной: Нашим хватает работы. На лето привлекаются дополнительно силы, чтобы освоить те объемы запланированных на летний период работ, которые необходимо выполнить. Созданы студенческие отряды, которые будут помогать ремонтировать дороги и в городе Мурманске, и на наших областных дорогах. Кооперация труда, я считаю, должна принести пользу. Главное - качество выполнения работ и использование материалов, за счет чего цена становится выгодной. Работники компании старый асфальт не выбрасывают, они его отогревают, снимают, перерабатывают, добавляют туда компоненты - битум и все остальное, тут же укладывают при высокой температуре на месте и тяжелыми катками прикатывают. Качество, вроде бы, неплохое...

Вед.: На прошлой неделе, для того чтобы оценить выполнение ремонтных работ была проведена проверка. Мы проехали по Ленинградке от Мурманска до Мончегорска. Особое внимание уделили участку Оленегорск - Мончегорск. Именно этот участок "Ленинградки" вызывает у автомобилистов огромное количество нареканий. Здесь ремонтные работы уже начались, их выполняют финские специалисты, а помогают им в этом петрозаводские коллеги...

На дороге, где ведется ремонт, наверное, надо быть особенно внимательными. Когда мы находились на этом участке, на наших глазах едва не случилась авария: автомобилисты не соблюли временно установленные знаки дорожного движения - знаки ограничения, и машина едва не улетела под экскаватор. Как часто из-за проведения ремонтных работ на дорогах случаются такие неприятности, и что можно сказать автомобилистам?

Н.Бережной: Если знаки расставлены правильно и обозначены места пересечения дорог или ремонта мостов сигнальными огнями, то таких ЧП почти не бывает. А когда водители нарушают эти правила, то бывают и столкновения, и под откос попадают. Хотя по тем разбитым дорогам, которые есть сегодня на «Ленинградке» на нашей части, здорово не погонишь. Я боюсь, что сейчас дорогу сделают, а у нас народ не очень соблюдает знаки, не очень смотрит за ситуацией, пытается быстрее доехать, а дороги получаются неплохие по качеству, то есть скорость можно и 140 км дать, а на такой дороге даже и больше, и ДТП может и больше быть. Хочется, чтобы водители соблюдали правила дорожного движения и правила расстановки знаков. ГИБДД, имея сейчас новое оборудование, будет строго контролировать эти вопросы и, мне кажется, штрафы сегодня большие за пересечение двойной сплошной, за неправильный обгон. Нарушения сурово караются. Может, это будет сдерживать в какой-то мере.

Вед.: Вы еще будете проводить подобные проверки?

Н.Бережной: У нас проверки существуют еженедельно, если не каждый день. Проверяем и качество укладки асфальта, и вопрос соответствия графику, и выполнение работ, встречаемся с дорожными рабочими. Особенно нас волнуют работы на наших областных дорогах. А здесь работает у нас не две организации, как на Ленинградке, а несколько: Кильдинское, Кольское, Никельское, Кандалакшское ГУУ ДРСП. Кроме того, работают наши два акционировавшихся общества - Кандалакшское ДСУ-3 и Оленегорское ДСП.

Вед.: Работы быстро проводятся.

Н.Бережной: Так и должно быть, лето короткое, надо использовать теплое время, пока нет дождей, потому что асфальт нельзя класть в дождь. Максимально пытаемся выполнить тот график, который был составлен и по финансированию, и по вопросам выполнения фактических работ.

Вед.: Нередко можно увидеть, что недавно отремонтированные дороги быстро приходят в упадок. Не получится ли так с теми, которые сейчас будут отремонтированы?

Н.Бережной: Я думаю, что сейчас, с учетом двойного, тройного контроля качества работ, учитывая, что все-таки работает иностранная компания, которая заверяет в своем качестве, такого не произойдет. Первые десяток-полтора километров показывают: укладка слоя толщиной почти в 10 сантиметров (двойной слой), он должен быть долгим и лет 8-10 служить на этой дороге. Я думаю, если мы введем ограничение в весенний период, когда паводковая ситуация, когда оттаивает грунт, чтобы беречь областные дороги, то это тоже даст возможность дольше сохранить наши дороги. Есть и еще одна ситуация: многие автомобили выпускаются с нагрузкой на ось больше чем 6 или 7, а есть и 10 тонн. И это, конечно, портит дороги. «Автодору» доверено контролировать такой транспорт и только за особое разрешение или за определенную плату можно разрешать провезти грузы, особенно негабаритные, на таких машинах. Будем стараться и надеяться на то, что качество работ позволит сохранить дороги подольше.

Вед.: Не пора ли расширять «Ленинградку»? Движение ведь интенсивное, особенно в районе Мурманска.

Н.Бережной: «Ленинградка» - это наша боль. Я езжу по ней и знаю, что это такое. Во-первых, одна полоса в одну сторону, другая - в другую, во-вторых, повороты, изгибы дороги не дают возможности обогнать впереди идущий транспорт, иногда за одной грузовой машиной плетется целая колонна легковых автомобилей. В этом году мы договорились с "Управдоркола", что 9,5 км дороги от перекрестка на Серебрянскую дорогу до молокозавода будут выполнены в тех же габаритах. Но мы ставим вопрос о том, что уже необходимо расширять габариты, сделать полосы закругления на поворотах, на съездах в Мурманск. Запланированы эти работы на 2010 и последующие годы. Вроде бы уже начали это проектирование. Мы хотели бы реконструировать эту дорогу, сделать по две полосы движения в обе стороны. Тогда мы сняли бы проблему транспортной нагрузки. И транспортную нагрузку с Мурманска сняли бы, и пропускная способность дороги значительно увеличилась бы, и безопасность.

Вед.: Технически эту дорогу можно расширить в районе Мурманска?

Н.Бережной: Технически все возможно и так даже планировалось, когда ее строили, что при большом объеме транспорта, при большом движении ее можно будет расширять.

Вед.: У нас запланирован в области большой объем ремонтных работ. Хватит ли строительных материалов и людских ресурсов?

Н.Бережной: Строительные материалы, которые используются для производства черного щебня или для производства асфальта, в основном находятся на территории Кольского полуострова, их предостаточно и их заготавливали некоторые дорожные предприятия. Единственное, что завозится сюда, - это битум. Договоренность с поставкой битума есть с нефтеперерабатывающими заводами, и если сбоев никаких не возникнет, то материалов будет вполне достаточно...

Вед.: Николай Дмитриевич спрашивает, когда строили 55 школу, то возле близлежащих домов по улице Баумана асфальт повредили экскаватором. Когда его будут восстанавливать?

Н.Бережной: Его должны восстановить к осени этого года.

Вед.: Мураманчанка интересуется, когда наведут порядок во дворе по улице Карла Маркса 38. После строительства одного из торговых центров там остались столбы, разбитый асфальт...

Н.Бережной: К сожалению, не помню наизусть плана ремонтных работ в Мурманске по дворовым территориям, но обещаю, что разберусь и постараюсь помочь.

Вед.: Президент клуба бегунов "Арктика" спрашивает, почему не предусмотрят обочины для бегунов. Профессиональные спортсмены не имеют возможности тренироваться, боятся выскочить под машину.

Н.Бережной: Вопрос не такой простой. За рубежом - в Норвегии и Финляндии - есть специальные дорожки, по которым можно ходить зимой на лыжах, а летом бегать, ходить, заниматься другими видами спорта - на роликах ездить. У нас, к сожалению, этого нет. Мы финансово не обеспечены, чтобы решить этот вопрос, поэтому люди используют тротуары в Мурманске как тротуары дорог. Неприятно бежать по обочине, но вообще рядом с дорогами бегать-то не совсем приятно, потому что выхлопные газы и т.д. А вот отдельно, на расстоянии 20-30 метров, таких дорожек нет - это дорого.

Вед.: Людмила Николаевна, пенсионерка, обеспокоена тем, что в день Святой Троицы вырубили аллею на улице Софьи Перовской, Мурманск - для пенсионеров очень дорогое место. Когда восстановят зеленые насаждения и восстановят ли вообще?

Н.Бережной: К сожалению, аллея была посажена на теплотрассе. Теплотрасса пришла в негодность, при опрессовке трубопроводов Мурманская ТЭЦ была вынуждена вырубить эту аллею. Сейчас будут их менять. К сожалению, в городе не очень следят за тем, чтобы посадки делались там, где можно сажать, где их никто не тронет. Хотя это, наверное, не последний вопрос, потому что часто вырубают деревья при строительстве магазинов, при благоустройстве подходов на первых этажах, где построены магазины. И хотя и говорят, что возмещают, но кто-нибудь видел это возмещение? Сегодня страшно смотреть на улицу Софьи Перовской - она пустынная, пеньки срубленные стоят. Я тоже считаю, что это кощунство, но, к сожалению, другого выхода нет.

Вед.: Татьяна Александровна говорит, что, когда делают дороги, часто портят тротуары с зелеными насаждениями. Почему не восстанавливают тротуары? Пример тому - Ленинский округ.

Н.Бережной: Когда делают дороги, то тротуары не портят. Единственное, портят иногда зеленые насаждения, которые посажены или близко у дороги - не видно знаков, или насаждения сохнут от того, что зимой проезжая часть посыпается соляно-песчаной смесью, грунт горит и начинает сохнуть. Тротуары должны ремонтироваться, как и дороги.

Вед.: Насколько активно ведут ремонтные работы на дорогах наши муниципальные образования?

Н.Бережной: К сожалению, не во всех муниципальных образования так активно ведется работа, как ведется она сейчас на дорогах областной собственности и на дорогах федеральных. Некоторые муниципальные образования еще не начинали ремонт. Но я знаю такие муниципальные образования, как Полярные Зори, - они готовятся к празднику, заканчивают ремонт на территории своего города. Кандалакша недавно проводила свой юбилей и тоже к этому юбилею подработала. В Мурманске в три смены ведется работа, выделены деньги. Транспортный налог весь остается в муниципальных образованиях. У некоторых он не такой большой, но его тоже можно с разумом потратить на ремонт тротуаров, на ремонт проезжей части.

Вед.: Как у нас обстоит дело с ремонтом и строительством мостов? Это тоже важная тема для наших северян.

Н.Бережной: Параллельно с работой по ремонту дорожного покрытия ведется и ремонт мостов. Некоторые расширяются, у некоторых укрепляются откосы, у некоторых увеличивается проем, чтобы можно пропускать паводковые воды. Но надо сказать, что на сегодняшний день недоремонт тоже есть, особенно на областных дорогах. Планируется по этому году выполнить целый ряд ремонтов примерно на 68 погонных м - это 4 моста. Но этого недостаточно. Я думаю, что ремонтные работы на мостах, наверное, нужно делать загодя, до того, как ремонтируются дороги, чтобы не было таких дополнительных пересечек и пропускных режимов, как сегодня это можно наблюдать на Ленинградке.

Вед.: Когда начнется строительство второй и третьей очереди моста через Кольский залив?

Н.Бережной: Третьей очереди не будет. Вторая очередь состоит из двух пусковых комплексов: первый пусковой комплекс - это строительство моста существующего через Кольский залив. Три развязки будут сделаны на Прибрежную, на Баумана и на Кольский проспект -двухъярусная развязка для того, чтобы не тормозить движение, увеличить пропускную способность. Эта работа будет стоить примерно около 3-х миллиардов рублей. Сумма колоссальная, потому что связана работа с пересеченной местностью, с ручьями, с двухъярусной пересечкой. Но это скрасит в какой-то мере въезд в город и развязка будет сделана для того, чтобы улучшить транспортное движение. Второй пусковой комплекс - это продолжение от Кольского проспекта по улице Копытова через улицу Шабалина с выходом на Ленинградскую дорогу, чтобы можно было беспрепятственно транспорту попадать на объездную дорогу - для тех, кто едет с западной части залива, в Североморск или в сторону Кандалакши. Стоимость его - 1 миллиард 800 рублей по сегодняшним ценам, это будет где-то за пределами 2010-2011 годов.

Вед.: На каком этапе эти работы находятся сейчас?

Н.Бережной: Сделан проект, идет согласование, делаются заявки, решается вопрос с отводом земельных участков, то есть ведется оформительская работа, чтобы с 2009 года начать стройку.

Вед.: Есть вопрос от радиослушателей. Светлана Анатольевна спрашивает, когда отремонтируют дорогу в районе улицы Книповича - от дома 65 невозможно проехать.

Н.Бережной: В этом году не планируется. Наверное, в последующие годы.

Вед.: В Ленинском округе на улице Гагарина оба тротуара в отвратительном состоянии - люди ломают ноги. Когда отремонтируют?

Н.Бережной: Должны ремонтировать в конце этого года, но, наверное, не весь участок, а от проспекта Героев-североморцев до улицы Гагарина.

Вед.: Каким бы вы хотели видеть дорожно-мостовое хозяйство Мурманской области?

Н.Бережной: Я - реалист... В реальных действиях вижу одно - у нас хорошо обустроены территории, взятые нашими дорожными предприятиями, их надо только модернизировать или сделать более современными. Но технику надо обновлять обязательно. Хотелось бы, чтобы работали наши дорожники на самой современной технике. Сейчас предприятия акционируются, они должны сами покупать технику.

Акционерное общество дает возможность брать кредиты, закладывать под залог имущество и прочее, не дожидаясь согласия сверху. У нас пока два дорожно-строительных предприятия, которые работают на продолжении строительства дорог в сторону Финляндии, в сторону от Норвегии к Мурманску через Приречный, к примеру. Поэтому они способны закупать и уже приобрели технику под лизинг или под залог своего имущества - это и Кандалакшское ДСУ, и Оленегорское ДСП. Главное, чтобы владелец тоже понимал ситуацию, вкладывал деньги.

Кроме модернизации техники, конечно же, хотелось бы, чтобы ремонт был выполнен стопроцентно, чтобы было нормальное содержание дорог... Ну и, конечно, хотелось бы, чтобы здесь была дорожная отрасль, которая не только могла бы строить, но и нормально содержать наши дороги. Кадровый состав хотелось бы видеть значительно лучше, потому что сегодня при решении вопроса о назначении на должность руководителя, допустим, ремонтного или дорожно-строительного подразделения мы испытываем трудности. То же самое по рабочим - нужная качественная подготовка рабочих на хорошей современной технике - вот что хотелось бы видеть в перспективе...

Вед.: Валентина Алексеевна спрашивает: на улице Бабикова есть гаражный городок, машины ездят прямо возле домов, хотя есть возможность  объезда, но нет дороги. Можно ли ее сделать?

Н.Бережной: Нужно кооператив подключить, еще какие-то силы, наверное, это можно сделать. На Бабикова - это возле самого озера на перешейке -действительно мимо домов есть проезд. Его можно сделать ниже со стороны существующей там стоянки. Попробуем определиться, но, я думаю, там приличные деньги надо вкладывать, то есть город вряд ли возьмет на себя такие затраты. А если объединить усилия гаражного кооператива, то, наверное, можно щебеночную дорогу сделать.

Вед.: Когда будет строиться вторая очередь Кольского моста, как будет решаться вопрос с гаражными кооперативами.

Н.Бережной: Наверное, часть гаражей заденет, поэтому сегодня и решается вопрос определения территорий, выноса гаражей, кто будет этим заниматься, какие участки и т.д. Делаются обходы, решаются вопросы. Я думаю, каждый гаражный кооператив будет извещен об этих изменениях и о том месте, куда будет предложено вынести те гаражи, которые мешают...

Вед.: В нашем регионе будут строиться новые дороги?

Н.Бережной: Обязательно будут строиться. В этом году 10 километров будет введено от Никеля в сторону Приречного с выездом на Лотту на 131-й километр и через Верхнетуломский, чтобы можно было попасть в Мурманск. Дорога немножко длинней, но она строится. Строится также дорога в районе КПП Лотта - движется в сторону границы, уже вошли во вторую охранную зону, я думаю, несколько километров в этом году тоже будет введено. Сегодня есть необходимость в строительстве дороги на Териберку. Там начинается широкомасштабное строительство по Штокмановскому проекту завода по сжижению газа, а туда надо будет завозить технику, там будет порядка 4-5 тысяч работающих, надо завозить продукты. Поэтому от развилки, где сегодня закончился асфальт, планируется построить еще 42 километра, делается проект и в ближайшие год-два начнется строительство с расширением той земляной дороги, которая была. Продолжается строительство дороги в сторону Варзуги от Умбы. Сейчас там часть грунтовой дороги. От Кашкаранцев и дальше от Оленицы туда идет грунтовая дорога. У нас есть настоятельная необходимость соединить Луастари, Корзуново, мы знаем, помним это дело, будем пытаться решать этот вопрос в ближайшее время. Есть много предложений по прокладке дороги к Краснощелью. Конечно, это далекая перспектива, но учитывая, что сегодня трудно с авиатранспортом, может, в последующем и возникнет необходимость в строительстве этой дороги. Я думаю, что дорожное хозяйство должно развиваться. Чем больше оно будет развиваться, тем лучше будет работать экономика и более обеспеченными услугами, сервисом будут наши люди.

ГТРК "Мурман", областное радио, 25 июня 2008 г.

Журнал "СЕВЕР промышленный" № 8-9 2008 г.

Еще статьи на тему "Дороги":

В Москве будут строить дороги на домах

Российские дороги возводят по новым технологиям

Ремонт дороги в районе улицы Кильдинской, 17

Дороги на Мурмане строят оленегорцы

Дороги, которые мы выбираем...


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

35.171.164.77

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

�������@Mail.ru ������.�������