Главная Открытие и промышленное освоение новых районов и объектов рыболовства-2
Открытие и промышленное освоение новых районов и объектов рыболовства-2 Печать E-mail

Начало читать здесь

Мойва - один из наиболее многочисленных видов рыб Баренцева моря. Она издавна вылавливалась вдоль побережья Мурмана и использовалась в основном для наживки при ярусном лове трески. Добыча была небольшой, и её лов вёлся во время нерестовых подходов к берегу Кольского полуострова.

Вылов мойвы значительно увеличился в 1950-60 годы, когда были разработаны и введены в практику ставные неводы. Однако узкоприбрежный промысел ставными неводами не мог быть стабильным. В тёплые годы, когда рыба заходила в заливы Кольского полуострова, уловы были хорошими (1956 год - 21900 тонн). А в холодные годы, когда мойва подходила к берегам Норвегии, её добыча значительно снижалась (1959 год - 600 тонн). Промысел вели рыбаки-колхозники. Этот вид промысла просуществовал до конца 1960-х годов. Так, весной 1965 года, автор, будучи молодым капитаном на ТХС-1279, возил мойву, затаренную в алюминиевые ящики, добытую из ставных неводов, установленных в Мотовском заливе, на Мурманский рыбокомбинат.

Во второй половине 1960-х годов был разработан план поисковых работ по выявлению промысловых скоплений мойвы в открытых районах Баренцева моря с тем, чтобы промышленность располагала устойчивой сырьевой базой для её кошелькового и разноглубинного тралового лова.

В августе 1966 года РТ-26 «Треска», специально выделенный для разведки мойвы, обнаружил её в 60 милях восточнее острова Надежды.

За четыре траления донным тралом вылов составил 20 тонн, максимальный подъём был 10 тонн. За 8 суток работы судно выловило 40 тонн.

В уловах преобладала крупная мойва, длиной 16-17 сантиметров, с высокой жирностью - 27%. Успешные результаты РТ-26 «Треска» предопределили дальнейшее расширение поисков. До конца года поисковую работу продолжили СРТ-636, СРТ-132, РТ-155. В сентябре - октябре 1966 года скопления мойвы были обнаружены в районе острова Надежды и на прилегающих участках возвышенности Персея, Центральной возвышенности, а в ноябре - декабре - на Медвежинской и Демидовской банках.

В 1967-1969 годах поисковые суда (СРТ-686, РТ-120, РТ-125, РТ-130, РТ-210) продолжали освоение тралового промысла мойвы. Как и раньше, наиболее перспективными для летне-осеннего промысла оказались районы острова Надежды, Зюйдкапский жёлоб, Центральная возвышенность, где вылов кошельковыми РТ достигал 12 тонн за сутки.

В августе 1969 года СРТр-724, вооружённый мелкоячейным кошельковым неводом, в течение недели в районе острова Надежды добыл 70 тонн мойвы.

С 1966 по 1969 годы для поиска и изучения мойвы в открытых районах Баренцева моря поисковыми судами было выполнено 34 поисково-промысловых рейса. По результатам этих рейсов были определены районы и сроки образования промысловых концентраций в центральных и северо-западных районах, выявлены некоторые особенности в поведении рыбы, влияющие на промысел, разработана методика поиска.

Февраль 1970 года можно считать началом кошелькового промысла преднерестовой мойвы Баренцева моря. В это время поисковый СРТ-3200 (капитан Шмонин В. В.) на Финмаркенской банке обнаружил промысловые концентрации мойвы, произвёл замёт и выловил 50 тонн.

В этот район немедленно направились промысловые суда и плавбазы. Состав флота был неоднородным. Одновременно работали СРТр «Океан» управления «Мурман-сельдь», СРТ типа «Бологое» Беломорской базы гослова и сейнеры колхозного флота. Если все кошельковые СРТ имели гидроакустические приборы и могли самостоятельно вести промысел (хотя вначале столкнулись со многими проблемами по тактике лова), то колхозные сейнеры не имели акустических приборов, и на поиски рыбы их приходилось наводить, что с успехом выполнял капитан Шмонин В. В. Кроме этого, было совершенно не отработано взаимодействие промысловых судов с плавбазами. Особенно трудно давались швартовки плавбаз к лежащим в замётах промысловым судам. Не были отработаны методы быстрой передачи улова на плавбазы.

Методы, отработанные на промысле сельди, для промысла мойвы не подходили. И хотя промысел продолжался более двух месяцев (март-апрель) и при этом участвовало 25 судов, результат оказался скромным. За весеннюю путину было выловлено всего 8400 тонн. Однако многие возникшие вопросы удалось решить в ходе этого первого опыта, другие проблемы были выявлены и устранены впоследствии, что позволило из года в год наращивать объёмы вылова, вплоть до запрета промысла мойвы в 1987 году.

В июле 1970 года поисковый РТ-210 (капитан Враиди В. А., начальник рейса Лука Г. И.), а также БМРТ «Север» занимались поиском мойвы в районе острова Надежда. В этот период у западных берегов южного острова Новой Земли вела активный промысел сайки донными тралами большая группа разнородного флота. Здесь работал среднетоннажный флот с плавбазами, БМРТ и даже ППР типа «Грумант». Промысел шёл довольно успешно.

В начале августа к борту плавбазы «Севрыба» (капитан Болычев А. П.) подошёл сейнер с уловом мойвы на борту. В ходе разговора с капитаном выяснилось, что рыба им поймана в губе Машигина. Туда срочно подошли другие суда, и уже к вечеру плавбаза «Севрыба» приняла на борт более 100 тонн мойвы. Для того, чтобы разобраться в обстановке, от Надежды к Новой Земле был срочно переведён РТ-210. Подойдя к полуострову Адмиралтейства, он обнаружил косяк и сделал удачный замёт. Потом подтянулись промысловые суда, что позволило впервые организовать кошельковый промысел в этом районе. Большую помощь в поисках косяков мойвы оказывал вертолёт КА-26 (командир Кирилец), который базировался на плавбазе «Севрыба».

Косяки мойвы отлично просматривались в толще воды в виде бесформенных бурых пятен, обычно располагавшихся группами. При поиске постоянно поддерживалась связь с промысловыми кораблями, которые были обычно в поле зрения, что позволяло быстро наводить суда на косяки. Промысел шёл динамично и слаженно. Но авиационная техника оказалась довольно капризной. Кроме частого обледенения, хотя летали на высоте около 200 метров, один раз в воздухе загорелся обогреватель кабины, и за машиной потянулся голубой хвост дыма. Но «Севрыба» оказалась недалеко, и возгорание удалось ликвидировать. В другой раз на взлёте, когда вертолёт уже слетел с площадки, неожиданно сбросили обороты двигатели, и машина стала падать, но у самой воды моторы набрали нужные обороты, и полёт продолжился.

Примерно через 60 часов налёта механик обнаружил трещины в лапах крепления винтовой группы, и полёты были запрещены, а промысловики лишились активного помощника.

Между тем косяки мойвы довольно быстро продвигались на север и в конце августа вышли в район мыса Желания, где и закончился кошельковый промысел. Отдельные косяки мойвы выходили даже в Карское море, а РТ-210 обнаружил мелкие стайки мойвы на подходе к архипелагу Земля Франца-Иосифа. Дальнейший промысел в районе Новой Земли показал, что сюда в массовом количестве подходит посленерестовая мойва на откорм в относительно тёплые годы, когда под воздействием мощного радиационного прогрева создаются оптимальные условия для бурного развития планктона и соответствующие условия для откорма рыбы.

По мере технического совершенствования флота и отработки тактики лова кошельковый промысел быстро развивался, особенно он был эффективен весной, когда добывалась наиболее ценная преднерестовая жирная мойва, что видно из нижеприведённых данных:
1970 год - 8420 тонн; 1971 год - 11840 тонн; 1972 год -17035 тонн; 1973 год - 26362 тонны; 1974 год - 30047 тонн.

С появлением в 1972 году модернизированных разноглубинных тралов, чему в немалой степени способствовал опыт экипажа ППР «Рембрандт», работавшего на Лабрадоре, траловый промысел в Баренцевом море стал успешно развиваться. Попытка начать промысел мойвы разноглубинным тралом предпринималась в 1970 году. Но БМРТ «Север» (капитан Истошин) не имел нужного трала, поэтому его экипажу не удалось добиться успеха. А уже в 1972 году уловы разноглубинными тралами достигали 30 тонн за траление и 100 тонн - за сутки.

Таким образом, в течение нескольких лет, благодаря успешной разведке сырьевой базы и оснащению добывающего флота необходимыми техническими средствами, промысел баренцевоморской мойвы был поставлен на современную промышленную основу. Уловы с каждым годом увеличивались. Так, в 1974 году общий вылов мойвы в Баренцевом море кошельковым и траловым флотом управления «Севрыба» достиг 56000 тонн.

Массовый нерест мойвы происходит у берегов Норвегии и Мурмана, где она образует промысловые концентрации. После нереста оставшиеся в живых особи отходят в северном и северовосточном направлениях, в районы банок у острова Медвежьего и острова Надежды на севере и к берегам Новой Земли на северо-востоке. Таким образом, нагульные миграции мойвы по времени и месту совпадают с динамикой «биологической весны», когда начинает бурно развиваться фито - и зоопланктон, который является основной пищей мойвы.

Особенно большую роль в пищевом рационе мойвы играет мелкий красный рачок калянус. Питаясь им, мойва быстро восстанавливает вес и жирность.

Сразу после нереста мойва мелкими разрозненными стайками устремляется к местам нагула. Но уже в июле скорость миграции замедляется, и рыба начинает создавать косяки промысловой плотности.

В августе - сентябре рыба достигает северных границ своего ареала и образует стабильные концентрации у островов Надежды и Эдж, в восточной части Новозеландской банки, районе Адмиралтейства, у мыса Желания.

В сентябре - октябре, с началом охлаждения вод, происходит обратная миграция мойвы на юг. При этом неполовозрелая рыба скапливается для зимовки в районах Гусиной, Медвежинской банок, на возвышенности Персея и образует промысловые концентрации.

Крупная половозрелая мойва, длиной 13-20 сантиметров, в ноябре - декабре опускается на грунт, рассредоточивается, и в январе начинается её нерестовая миграция в прибрежные районы. В зависимости от температурного состояния прибрежных вод Баренцева моря происходит концентрация преднерестовой рыбы. В холодные годы нерест проходит преимущественно у берегов Норвегии, в тёплые годы - у берегов Мурмана.

В преднерестовый период мойва совершает чётко выраженные вертикальные миграции, имеющие особенно важное значение для кошелькового промысла. Суточный ритм вертикальных миграций хорошо согласуется с периодами тёмного и светлого времени суток. Эта особенность помогает капитанам кошельковых судов выбирать оптимальное время суток для успешных замётов.

Исследовав жизненный цикл мойвы и освоив её добычу кошельковыми неводами и разноглубинными тралами, Северный бассейн получил в Баренцевом море устойчивую базу промысла на ближайшие 15 лет.

Важным этапом в расширении районов промысла и увеличении добычи рыбы управлением «Севрыба» явилось освоение сырьевых ресурсов массового вида океанических рыб - сайки. Эта рыба относится к семейству тресковых. Её биология и распределение изучались многими учёными: Н. М. Книповичем, В. К. Есиковым, С. К. Клумовым, Б. П. Мантейфелем. И. Г. Юдановым, Б. К. Москаленко, Г. С. Рассом.

В довоенное время ихтиологические исследования велись с малых сейнеров и ботов, автономность плавания которых не позволяла изучать открытые участки моря. Материал собирали главным образом в период осенне-зимних подходов сайки в прибрежные юго-восточные районы Баренцева моря - Колгуевский район, Канинско-Колгуевское мелководье.

В 1950-60 годы исследования сайки были расширены, но цельное представление о биологии этого вида отсутствовало, что не позволяло начать её морской промысел. Пока промысел производился со льда ставными ловушками. Этим ловом занимались рыбаки-колхозники.

В декабре 1966 года на судах «Промразведки» «Севрыбы» началось круглогодичное изучение биологии и возможностей лова сайки в Баренцевом море.

Научно-поисковые и промысловые работы велись в два этапа. На первом этапе, в 1967-1968 годах, производились разведывательные работы.

С января 1967 года по сентябрь 1968 года было выполнено 35 рейсов РТ и СРТ. Наибольшее количество рейсов выполнили РТ-280 «Северодвинск» (капитан Мочалов В. X.) и РТ-197 «Мелитополь» (капитан Побужаев Е. И.). Все промысловые уловы 1967-1968 годов (5-15 тонн) были получены при использовании донных тралов. Разноглубинные траления БМРТ приносили уловы всего 1-2 тонны. В 1967 году поисковые суда выловили и доставили в порт 2378 тонн сайки.

Отличительной особенностью распределения скоплений сайки в 1968 году явилось их более восточное положение. Так, в апреле - мае промысловые концентрации удерживались на 200 миль восточнее, чем в 1967 году. Было установлено, что распределение сайки связано с термическим режимом восточной части Баренцева моря. В холодные годы рыба мигрирует дальше на запад - в центральные районы Баренцева моря, в тёплые годы её основные концентрации располагаются ближе к Новой Земле.

В результате исследований 1967-1968 годов были выявлены значительные запасы сайки, определены конкретные районы, сроки и условия образования её промысловых скоплений, изучены миграционные пути.

Подведя итоги поисковых работ судами «Промразведки» по освоению сырьевых ресурсов сайки, руководство «Севрыбы» приняло решение организовать начиная с 1969 года регулярный траловый промысел сайки в восточных и центральных районах Баренцева моря.

На втором этапе поисковых работ проводился обширный комплекс научных исследований. В результате были изучены важные стороны жизненного цикла сайки Баренцева моря, необходимые для успешного промысла.

Этот вид распространён во всех арктических морях. В водах северной Канады она встречается от мыса Барроу и островов Гершель до Баффинова и Гудзонова заливов. В районах западной Гренландии она считается обычным представителем ихтиофауны. В пределах российской Арктики встречается от восточного Шпицбергена и острова Надежды до Берингова моря.

В пределах своего обширного ареала наиболее мощные промысловые скопления сайка создаёт в районах разнородных течений. В этих районах и возможен её промысел.

Годовой миграционный цикл сайки в Баренцевом море, как и во всей Арктике, характеризуется общими закономерностями:

- зимовальные, преднерестовые и нерестовые миграции совершаются в южном направлении, то есть в районы притока вод с положительной температурой;

- нагульные миграции проходят в противоположном направлении - в холодные арктические воды. Эти особенности миграций сайки определяют направление её поиска и динамику промысла.

Первый значительный вылов сайки, порядка 8000 тонн, был достигнут зимой 1942-1943 годов. С улучшением продовольственного положения в стране специализированный промысел сайки практически прекратился, вылавливалось лишь незначительное её количество.

Качественно новый период использования сырьевых ресурсов сайки начался, как было сказано выше, в конце 1960-х годов, когда на востоке Баренцева моря были выявлены районы её промысловых концентраций.

Промысел сайки суда «Севрыбы» начали в апреле 1969 года. Вышедшие на промысел РТЛ «Рыбак» и «Рыбачка» (траулеры-ловцы), поисковый БМРТ-417 «Всполох» вылавливали в центральных районах по 10-15 тонн за траление и по 30-40 тонн за сутки лова.

Во второй половине года количество судов на промысле сайки увеличилось, общий годовой вылов достиг 116000 тонн. При расширении промысла в 1970 и 1971 годах уловы сайки составляли 240000 и 350000 тонн соответственно, или 30 и 50% от общего годового вылова рыбы в Баренцевом море. Вначале промысел вёлся только донными тралами, а начиная с 1971 года БМРТ и ППР стали успешно применять разноглубинные тралы. В дальнейшем объём вылова стал уменьшаться за счёт переключения крупнотоннажного флота в другие районы.

Главной причиной такого изменения послужило то, что сайка шла только на производство кормовой рыбы и муки. Торговые организации решительно отказывались её принимать как пищевую продукцию. Причина заключалась в низких вкусовых достоинствах сайки с сильным «мучным» запахом при её приготовлении. Эта рыба пригодна в пищу только в совершенно свежем виде. В этом случае она по вкусу напоминает навагу, но стоит ей полежать на палубе или после дефростации - тогда сайка при приготовлении издаёт неприятный, специфический запах залежалой рыбы, что исключает использование её для приготовления пищи. В целях привлечения покупателей одно время её даже называли «полярной тресочкой», но и эта уловка не помогла. Поэтому рыбаки довольно быстро охладели к промыслу сайки. Но, тем не менее, ограниченный её промысел ведётся до сих пор.

В отдельных районах Мирового океана осуществляется значительный промысел пелагических рыб. Так, в северозападной части Тихого океана широко развит промысел сайры, вылов которой Японией и СССР достигал 30-35000 тонн. Эта рыба использовалась для производства консервов «Сайра бланшированная в масле», которые пользовались повышенным спросом у покупателей. Родственный вид обитает в Атлантическом океане - это атлантическая сайра, которую также называют макрелещукой. Атлантическую сайру в небольших количествах ловили испанские рыбаки в качестве прилова при промысле сардины. Вылов составлял в пределах 500-1500 тонн в год.

В августе 1967 года для поиска сайры вышел СРТМ-8201 «Волгодонск» промысловой разведки «Севрыбы» (капитан Ваганов П. А., начальник рейса Зиланов В. К.), оборудованный специальными люстрами и прожекторами. Для облова рыбы в зоне света использовались бортовые ловушки. Для выполнения аналогичного задания в октябре 1967 года вышел СРТМ «Эклиптика» перспективной разведки «Запрыбы», а с апреля 1968 года-СРТМ «Артемида» ПИНРО. Разрозненные концентрации сайры были обнаружены к северу от Азорских островов на площади около 40000 квадратных миль. В этом районе СРТМ «Волгодонск», используя своё бортовое световое оборудование, добился улова до 1 тонны за один замёт бортовой ловушки.

Учитывая положительные результаты при поисковых работах, было решено начать промышленный лов сайры. ГУ «Севрыба» организовало и провело в августе - декабре 1970 года первую экспедицию по облову сайры. В составе экспедиции было 6 СРТ и 2 СРТМ. Кроме судов «Севрыбы», в экспедиции участвовало 2 кошельковых СРТМ «Запрыбы». Начальником экспедиции был назначен заместитель начальника «Промразведки» Зиланов В. К. За два с половиной месяца нахождения на промысле судами «Севрыбы» было добыто 890 тонн сайры. Это положило начало использованию атлантической сайры отечественным рыболовством. В 1971-1972 годах на промысел сайры «Севрыбой» было направлено более 20 судов, суммарный вылов достиг 6500 тонн.

Широкомасштабные поисково-промысловые исследования в пелагиали Северной Атлантики в 1967-1971 годах позволили выявить и определить сырьевые запасы нового объекта рыболовства - атлантической сайры. Однако по ряду причин никакого развития этот промысел не получил. Прежде всего, потому, что в составе флотов «Севрыбы» не было ни одной плавбазы, способной выпускать бланшированные консервы, кроме этого, объём вылова промысловых судов не мог удовлетворить судовладельцев.

Кроме активных, сложных пионерских исследований в Северо-Западной и Северо-Восточной Атлантике, в этот же период проводились поиски и осваивались промыслом районы шель-фовой зоны Центральной и Южной Атлантики.

Так, летом 1958 года, после соответствующей подготовки, в экваториальные воды на поиск и лов сардины из Мурманска были направлены большие морозильные траулеры БМРТ-256 «Серафимович» (капитан Таран Андрей Филиппович) и БМРТ-246 «Северное Сияние» (капитан Закурдаев Вячеслав Иванович). Сделав по два рейса, эти суда добыли 2000 тонн ставриды, сардины и других видов рыб. Совершить первый рейс в Центрально-Восточную Атлантику (район побережья Марокко, Сенегала) выпало на долю экипажа БМРТ «Серафимович». Рейс оказался удачным. На 20 дней раньше запланированного срока моряки «Серафимовича» нашли, выловили, применив разноглубинный трал, и доставили в порт 600 тонн сардины.

Андрей Филиппович Таран - уважаемый на Мурмане капитан - почти всю свою жизнь отдал морю, рыбацкому делу. В 16 лет он стал юнгой, потом, окончив Херсонский морской техникум, плавал штурманом и капитаном на судах Мурманского тралфлота, работал начальником промысловой разведки объединения «Мурманрыба», заместителем начальника объединения, но ему хотелось плавать. Он умер на борту своего корабля в 1959 году. Одна из улиц Мурманска названа его именем.

Вячеслав Иванович Закурдаев - капитан интересной и трагической биографии, с именем которого связаны многие события в послевоенной истории Мурманского тралового флота. Друзья, близко знавшие Закурдаева, иногда звали его 15-летним капитаном. Тому были основания: Славка Закурдаев пятнадцатилетним парнишкой действительно «капитанил» на Волге под Сталинградом, перевозил на шаланде раненых. После войны, в 1947 году, он окончил Астраханский морской техникум, приехал в Мурманск, плавал на РТ, стал капитаном, потом работал заместителем начальника и начальником тралового флота, заместителем начальника объединения Северного бассейна. До 1980 года работал первым заместителем начальника ВРПО «Азчеррыба». В том же году был осуждён вместе с группой других руководителей по известному «делу Рытова», был досрочно освобождён и продолжал работать, живя в Севастополе. Умер в марте 2010 года.

В 1966 году, с января по июль, промразведкой «Севрыбы» была проведена экспедиция на БМРТ-245 «Жигулёвск» (капитан Низгирёв Ф. Ф.) Мурманского тралового флота, которая обследовала шельфы Венесуэлы, Гвинеи, Бразилии, Уругвая и открыла там большие скопления промысловой рыбы, что позволило крупнотоннажным судам «Севрыбы» приступить в этом районе к активному широкомасштабному промыслу. Но этим поисковые работы в Южной Атлантике не ограничились. В 1967 году ППР «Глетчер» (капитан Логинов А. А.) первым из северян вышел в район шельфа Намибии и, обнаружив там промысловые концентрации серебристого хека, приступил к промыслу.

В 1971 году ППР «Глетчер» (капитан Логинов А. А.) был первым в районе острова Кергелен, где встретился с дальневосточными рыбаками.

Таким образом, фактически весь Мировой океан оказался полем деятельности советских рыбаков. Правда, в районе острова Кергелен нашим рыбакам удалось проработать всего два года. Франция поспешила ввести вокруг острова свою рыболовную зону.

В это же время северные рыбаки активно осваивали море Скотия (приантарктический шельф Южной Америки, район Фолклендских островов и скал Шаг), добывая мраморную нототению и другую рыбу, обитающую в этих водах.

Перенос основной тяжести промысла южнее экватора ухудшил научное обеспечение промыслового флота «Севрыбы». Ибо, согласно разделу зон океана, ПИНРО ограничивал свои усилия изучением северо-восточных и северо-западных районов Атлантики. Поэтому, работая в Южной Атлантике, флот вынужден был пользоваться данными только северной промразведки и результатами исследований «АтлантНИРО» и «Азчер-НИРО» и соответствующих промысловых разведок.

Исследования Северной Атлантики, особенно её глубоководных районов - Лабрадора, Баффинова пролива, Рейкьяниса, САХА, Флемиш Капа - стали яркой страницей деятельности учёных ПИНРО и северной промразведки. Для бурно растущего промыслового флота Северного бассейна была своевременно подготовлена сырьевая база, что позволило не только удержать общий уровень вылова, при сокращении вылова донных рыб Баренцева моря-, а также полного запрета промысла сельди Норвежского моря в 1968 году, но и наращивать уловы.

Однако продолжительно заниматься промыслом тупорылого макруруса, чёрного палтуса, мойвы у Большой Ньюфаундлендской банки не пришлось, так как в 1977 году эти районы стали запретными для промысла, ввиду введения 200-мильных экономических зон большинством прибрежных государств. Если на банке Джорджес советские корабли вели промысел на протяжении 17 лет, то в районе Лабрадора, Баффина, БНБ - всего 4-5 лет. То же произошло на шельфе восточного побережья Южной Америки и западного побережья Африки. Эти недружественные меры со стороны прибрежных государств были направлены в основном против советских рыбаков, и на протяжении следующих 2-3 лет снизили наш вылов. Но после перемещения добывающего флота в открытую часть Мирового океана, прежде всего в приантарктическую зону Атлантики и Тихого океана, и принятия других мер, объём вылова был сначала стабилизирован, а потом вновь продолжился его рост.

В этот сложный для Северного бассейна период важную роль сыграло освоение промысла мойвы и сайки в Баренцевом море. Это особенно важно потому, что мойву могли добывать все суда, оснащённые кошельками, а также крупнотоннажные суда, оснащённые разноглубинными тралами. Сайку ловили все суда, оснащённые донными и разноглубинными тралами.

За открытие и освоение новых районов и видов промысловых рыб в Северной Атлантике группа специалистов ПИНРО, Северной промразведки, капитанов поисковых судов, во главе с начальником ГУ «Севрыба» Филипповым А. И., была представлена на соискание Государственной премии СССР, но по разным причинам члены этой группы не получили такого почётного звания. Если продолжить дальше тему поощрений, то следует сказать, что лауреатов Государственной премии, Героев Социалистического Труда среди рыбаков Северного бассейна должно было быть гораздо больше.

Подтверждением этого является, например, принцип кормового траления, который во второй половине ХХ-го столетия революционизировал процесс всего мирового рыболовства. Как известно, эта идея зародилась в Мурманском траловом флоте, там же она получила первое практическое применение. Но никто из работников тралфлота за это дело не стал ни героем, ни лауреатом. Возможно, кто-то получил небольшую производственную премию, и этим дело ограничилось. А разработка и внедрение разноглубинного трала, первые перегрузки крупнотоннажных судов в открытом море, освоение разноглубинным тралом глубины до 1500 метров, рекордные выловы в новых, почти неисследованных районах, промысловая швартовка плавбаз к кошельку, бесконтактная передача улова и так далее?!

Если бы руководство тралового флота и «Севрыбы», а также ОК КПСС достойно оценивали творческий труд своих выдающихся людей и настойчиво отстаивали свои позиции в верхах, то наверняка оценки этих свершений были бы другими. Однако, рассматривая этот болезненный для тружеников вопрос, следует заметить, что как только где-то поднимался вопрос о поощрениях, то тут же всплывали на поверхность ярые «попутчики», которые виртуозно строчили анонимки в разные инстанции, рьяно выступали на собраниях при обсуждении кандидатур своих коллег, достойных награждения. Об этом более подробно уже написано в других источниках. Жаль, однако, что в силу всех этих неблагоприятных обстоятельств многие действительно талантливые люди, внёсшие огромный вклад в развитие рыбного хозяйства на Севере, не были отмечены по достоинству, и память о них забрало неумолимое время.

Океанская вахта


busy
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.81.73.233

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2019 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .