Аренда офисов в Мурманске

 

Главная О мерах по повышению уровня и качества жизни населения Арктической зоны РФ
О мерах по повышению уровня и качества жизни населения Арктической зоны РФ Печать E-mail

Уровень и качество жизни людей, живущих в Арктической зоне России, не соответствуют высоким показателям эффективности их труда


About measures on increase a level and quality of а Russian Federation population life in Arctic zone

The Arctic regions of Russian Federations, at a small population, play the major role in development of country. 2,5 million persons, (only 1,8 % of a population of the Russian Federation), make about 15 % of gross national product, provide 25 % of export of the country. Manufacture total regional product almost in all regions of the Arctic zone of the Russian Federation is per capita considerable above an average on the country. But paradoxical image level and quality of a life of the people here living, do not correspond to high indicators of efficiency of their work, do not compensate influence of severe environmental conditions. Indicators of a standard of living, real incomes in the majority of the Arctic regions or more low, or correspond to the average Russian. For example, Murmansk area, where 62,5 % of the population (523,2 thousand people) lives in a zone of Arctic regions , on per capita manufacture total regional product from year to year enters in national to ten regions-leaders, and on a standard of living is only in median group of regions Russian Federations; level of poverty of the population of area for many years was above an average across the Russian Federation and only recently began it to correspond  (12,9 %).

Арктические регионы РФ, при небольшой численности населения, играют важнейшую роль в развитии страны. 2,5 млн. человек, в них проживающих (всего лишь 1,8% численности населения РФ), производят около 15% ВВП, обеспечивают 25% экспорта страны. Почти во всех регионах Арктической зоны РФ производство ВРП на душу населения значительно выше среднего по стране. Но парадоксальным образом уровень и качество жизни людей, здесь живущих, не соответствуют высоким показателям эффективности их труда, не компенсируют воздействие суровых климатических условий. Показатели уровня жизни, реальных доходов в большинстве арктических регионов либо ниже, либо соответствуют среднероссийским. Например, Мурманская область, где 62,5% населения (523,2 тыс. чел.) проживает в зоне Арктики , по душевому производству ВРП из года в год входит в национальную десятку регионов-лидеров, а по уровню жизни находится лишь в срединной группе регионов РФ; уровень бедности населения области в течение многих лет был выше среднего по РФ и лишь недавно стал ему соответствовать (12,9%).

Основной фактор развития Арктической зоны РФ (АЗРФ), ее самое большое богатство - человек. Освоение ресурсов, реализация геоэкономических интересов России в Арктике, поддержание заселенности арктических территорий (важнейшего стратегического ресурса страны) невозможны без сохранения и развития ее уникального человеческого потенциала - людей, адаптированных к проживанию и работе в экстремальных климатических условиях, обладающих неоценимыми знаниями, особыми «арктическими компетенциями», касающимися жизни и работы в суровых условиях Арктики.

Поэтому одной из главных задач государственной политики в российской Арктике должно стать развитие и приумножение ее человеческого потенциала, повышение уровня и качества жизни коренного и некоренного населения, приумножение численности занятого населения.

Сегодня во многих принятых и готовящихся государственных документах по развитию АЗРФ основной акцент делается на освоении природных ресурсов Арктики, на реализации промышленных и транспортных проектов. Социальным вопросам отводится вторичная, производная от экономических задач, роль. Об этом свидетельствуют как основные идеи, так и структура документов, где разделы по проблемам уровня и качества жизни людей в Арктике, как правило, стоят последними в перечне рассматриваемых вопросов. Необходимо, чтобы новая эпоха освоения Арктики, которая сегодня открывается в России, стала примером того, как государство, социально ответственные ресурсные корпорации начинают освоение не с новых промышленных объектов, а с кардинального решения застарелых проблем людей, давно живущих и работающих на арктических землях, с обеспечения достойной жизни тем, кто будет вести их дальнейшее освоение. Поэтому как в стратегических документах, так и на практике нужно поставить во главу угла качество жизни человека в Арктике, сделать политику по развитию арктической зоны РФ максимально социально ориентированной.

Социальная ситуация в АЗРФ сегодня - комплекс проблем. Состояние человеческого потенциала находится под угрозой, о чем сигнализируют сложная демографическая ситуация с высокими уровнями миграционной и естественной убыли, низкий уровень здоровья населения, сложное положение коренных малочисленных народов Севера.

Уровень жизни населения характеризуется высокими уровнями бедности, почти во всех регионах АЗРФ превышающими средний по РФ, уровнями детской бедности выше среднего в РФ (если по РФ процент детей, уровень обеспеченности которых ниже прожиточного минимума, в их общей численности составляет около 19%, то в арктических регионах он доходит до 30-40%). Уровни оплаты труда не компенсируют затраты, необходимые для жизни в Арктике. Так, превышение средней заработной платы в Мурманской области, ее средней величины по РФ на 30% (28,9 тыс. руб. и 21,2 тыс. руб. соответственно, 2010 год) не покрывает разрыв в стоимости жизни, которая в 1,5 раза выше, чем в средней полосе. Высок разрыв в оплате труда между бюджетной сферой и отраслями промышленности (так, в Мурманской области он составляет 2-3 раза). Система северных гарантий и компенсаций, испытавшая в последний период заметное «сжатие», не соответствует высокому уровню затрат по проживанию в Арктике, а во внебюджетной сфере и в частном бизнесе северные гарантии почти не реализуются. Социальная защита из-за недостаточного финансирования, слабо учитывающего специфику жизни в высоких широтах, не обеспечивает необходимый уровень защиты социально уязвимых слоев населения - например, в Мурманской области ежемесячное детское пособие малоимущим семьям (384,2 руб. в 2011 году) обеспечивает всего 5% прожиточного минимума ребенка (8245 руб., 2 кв. 2011 год).

На рынках труда АЗРФ - высокие уровни безработицы, как правило, превышающие средний по стране (например, в Мурманской области в 2010 году уровень общей безработицы составил 8,9% при среднем по РФ 7,5%). Особенно сложная ситуация в сельских удаленных поселениях, где безработица в 2-3 раза выше средних региональных показателей. В моногородах состояние рынков труда неустойчиво и чрезвычайно зависит от ситуации на рынках ресурсов, политики промышленных групп и корпораций. Процессы диверсификации экономической деятельности, в том числе развитие малого бизнеса, идут медленно, что связано, в том числе, с «северным удорожанием», т.е. повышенным уровнем затрат на развитие новых видов деятельности. Идет отток наиболее квалифицированных и предприимчивых кадров, для привлечения молодых квалифицированных работников в Арктику нужны новые стимулы.

Проблема, которую нужно решать немедленно, - состояние социальной инфраструктуры арктических городов и поселков. В большинстве из них уровень ее развития не просто отстает от среднероссийского, он чаще всего не соответствует даже минимальным социальным стандартам, а от зарубежной Арктики, по оценкам иностранных специалистов, в этой сфере мы отстали на 40-50 лет. Приоритетного внимания требуют здравоохранение и жилищно-коммунальное хозяйство. Если в региональных центрах обеспеченность объектами инфраструктуры, кадрами сравнима с уровнями, достигнутыми в обжитых регионах РФ, то в удаленных поселениях, ЗАТО, местах проживания коренных народов положение во много раз хуже. Так, в Ловозерском районе Мурманской области, где живут кольские саамы, обеспеченность средним медперсоналом в 1,5 раза ниже, а врачами почти в 3 раза ниже средней по области (21,2 врача на 10 000 жителей при 54,6 в среднем по области, 2009 год).

Мы убеждены, что в арктических районах, особенно удаленных, общие подходы к оптимизации здравоохранения недопустимы. В них недостаточно больниц, фельдшерско-акушерских пунктов, амбулаторий, материально-техническая база которых соответствует современным санитарным нормам. При слабой транспортной доступности, изолированности поселков, сокращение числа сельских участковых больниц, фельдшерских пунктов, ликвидация или недостаток передвижных форм обслуживания делают медицинскую помощь недоступной для местных жителей. Развитие санитарной авиации - мера необходимая, но не достаточная для кардинального улучшения ситуации. Тем более что, как показывает опыт, при дороговизне этого вида транспорта решение о его использовании принимается лишь в крайних случаях, когда, зачастую, помочь больному уже сложно. В отношении арктических поселений критерии отраслевой эффективности (закрытие сельских школ, больниц из-за высоких затрат на их содержание) должны уступить место критериям эффективности пространственной. Это значит, нужно помнить, что возможность получения важнейших социальных услуг по месту жительства - главнейшее условие поддержания жизнеспособности местных сообществ, сохранения уровня заселенности в российской Арктике - важнейшего фактора успеха России на мировой арктической арене.

Сегодня речь должна идти не о «дотягивании» социальной инфраструктуры Арктики до среднероссийского уровня. Повышенные затраты здоровья людей необходимо компенсировать более высокими социально-инфраструктурными стандартами. В самых высоких широтах, где создать весь комплекс услуг невозможно, подход может заключаться в минимизации присутствия людей на основе инновационных технологий (дистанционные, мобильные услуги и т.п.). Но обжитые (как, например, Мурманская область) или нуждающиеся в обживании районы Арктики должны стать территорией повышенной социально-инфраструктурной обеспеченности, максимально высокой, на уровне лучших стандартов, комфортности проживания. Лишь такой подход позволит вести речь о действительно устойчивом развитии российской Арктики, возможности реализации здесь национальных интересов РФ.

Еще одна проблема - мобильность населения Арктической зоны. У нее две составляющих - проблема выезда лиц, желающих покинуть районы Арктики, и вопрос создания условий для привлечения и закрепления квалифицированных кадров. Хорошо известно, что реализация программы переселения тормозится из-за недостаточного государственного финансирования. Нужны меры по развитию механизмов многостороннего партнерства для реализации программ переселения (правительство субъекта РФ, Минрегионразвития, администрации городов, руководство промышленных компаний), эффективно используемых сегодня, например, в Норильске.

Известно и то, что уровень возвратных миграций на Север людей, покинувших его в пенсионном возрасте, растет из года в год, а основным мотивом является желание жить с родственниками в многопоколенной семье там, где прожита большая часть жизни - на Севере. Другие примеры показывают, что при получении старшим поколением квартиры в другом регионе уезжает и молодое поколение семьи. Все эти примеры говорят о том, что необходимо обратить внимание не только на улучшение государственного и негосударственного финансирования программ переселения нетрудоспособного населения из арктических регионов, но и на создание лучших условий для трудовой пространственной мобильности жителей Арктики в молодых и средних возрастах. Жизнь на Севере, в Арктике должна быть результатом осознанного выбора человеком лучшей для себя жизни, а не вынужденным решением заложника обстоятельств.

Базисная причина сложившегося положения в социальной сфере АЗРФ - недостаток справедливых налоговых и неналоговых механизмов распределения доходов, формируемых при освоении арктических ресурсов. Экономическая деятельность в Арктике сегодня приносит больше пользы регионам за пределами Арктики, чем самой Арктике. Арктические регионы, производя значительную долю ВВП, в процессе перераспределения лишаются жизненно важной части производимых доходов, которые могли бы быть направлены на повышение уровня и качества жизни их населения.

Учитывая изложенное, предлагаем Правительству РФ:

1. Принять пакет документов и законов РФ, обеспечивающих основу государственной политики в Арктической зоне РФ:

· Стратегию социально-экономического развития районов Крайнего Севера и Арктики на период до 2025 года;

· Стратегию развития Арктической зоны РФ на период до 2020 года, законы «Об основах государственной социально-экономической политики в районах Севера и Арктики», «О районировании Севера РФ», «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Севера РФ»;

· Законодательно установить границы и четкий перечень территорий АЗРФ.

2. Завершить разработку государственной программы «Экономическое и социальное развитие Арктической зоны Российской Федерации на 2011-2020 гг.», обеспечив социально ориентированный подход к ее формированию. Включить в нее в качестве приоритетных подпрограммы развития человеческого потенциала, повышения уровня и качества жизни населения, формирования и модернизации социальной инфраструктуры в российской Арктике.

3. Разработать меры, направленные на превращение Арктической зоны РФ в территорию высокой комфортности проживания, повышенной социально-инфраструктурной обеспеченности. Усилить меры государственного протекционизма по развитию арктической социальной инфраструктуры. Обеспечить разработку и реализацию целевых программ быстрой модернизации социальной инфраструктуры в зоне Арктики, направленных на максимальное повышение качества и доступности социальных услуг (здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства и др.).

4. Разработать и внедрить меры государственной субсидиарной поддержки, обеспечивающие качественно новое состояние социальной инфраструктуры удаленных арктических поселений. При разработке нормативных показателей кадрово-инфраструктурной обеспеченности, особенно в здравоохранении, учитывать необходимость применения повышенных нормативов в связи с низкой транспортной доступностью этих поселений.

5. Обеспечить четкое нормативное регулирование процесса развития государственно-частного партнерства в социальной сфере, создания новых механизмов взаимодействия ресурсных корпораций с местными сообществами по решению социальных вопросов. Стимулировать развитие сети социальных услуг, оказываемых некоммерческими организациями.

6. Привести систему северных гарантий и компенсаций в соответствие с высоким уровнем затрат по проживанию в Арктике; осуществить возврат необоснованно урезанных северных гарантий; устранить отсылочный характер отдельных статей Закона РФ №4520-1 от 19.02.1993 г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», гл. 50 ТК РФ №197-ФЗ.

7. Совместно с субъектами РФ разработать меры по обеспечению предоставления северных гарантий и компенсаций в одинаковом объеме всем работающим на территории Арктики, независимо от принадлежности к бюджетной сфере или к частному бизнесу. Усилить ответственность работодателей в частном бизнесе за установление минимальных ставок оплаты труда и реализацию северных гарантий; стимулировать развитие системы социального партнерства для обеспечения полного объема северных гарантий работникам внебюджетной сферы. Установить минимальный размер должностного оклада в бюджетной сфере, равный прожиточному минимуму.

8. Улучшить государственное финансирование программ переселения нетрудоспособного населения, создать стимулы для участия промышленных корпораций, работающих в Арктике, в региональных и местных программах переселения; расширить использование в этих целях страховых механизмов. Разработать меры по улучшению условий для трудовой пространственной мобильности жителей Арктики в молодых и средних возрастах.

9. В целях привлечения молодых кадров обеспечить для уроженцев Севера получение всех «полярных» процентных надбавок с первого дня работы в Арктической зоне, предусмотреть систему стимулов для бизнеса, привлекающего молодежь из других российских регионов для работы в Арктику, и для работодателей, реализующих программы подготовки и переподготовки кадров для работы в АЗРФ. Установить дополнительные меры поддержки молодых семей - льготы по содержанию ребенка в дошкольных учреждениях и оплате жилищно-коммунальных услуг. Разработать программы финансовой поддержки обучения молодежи в вузах с условием последующей отработки не менее трех лет в АЗРФ.

10. Принять меры по созданию более справедливых налоговых и неналоговых механизмов распределения доходов, формируемых при освоении ресурсов российской Арктики, по совершенствованию межбюджетных отношений между федеральным центром и региональным и местным уровнями управления в АЗРФ с целью увеличения объема средств, остающихся на региональном и местном уровне для повышения уровня и качества жизни населения Арктической зоны РФ.

(Аналитический материал и предложения к выездному заседанию Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов 19-21 октября 2011 года в Мурманской области, подготовленный в Отделе социальной политики на Севере ИЭП КНЦ РАН, руководитель к.э.н. Рябова Л.А.)

Содержание журнала "СЕВЕР промышленный" № 5 2011

Еще статьи на тему "уровень":

Уровень и качество жизни населения

Проект выходит на новый уровень

Уровень безработицы в Мурманской области

Уровень инфляции в Мурманской области по итогам 2010 года

Уровень внедрения электронного правительства в Мурманской области


busy
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

54.198.133.40

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2017 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru Яндекс.Метрика
Designed by Helion LTD